Пятница, 26 апреля, 2024

ВИФАНИЯ

По склону каменной горы, /Где пальмы подняли высоко /Свои зеленые шатры /И тень отбросили далеко, /Где в яркой зелени садов /Плоды созрели для торговли, – /Вифании простых домов /И там, и здесь пестреют кровли… /Вифания! – Приют святой /Того, Кто не имел до гроба, /Где приклониться головой...

Дурмень

Любопытство оскорило ноги. Кто это мог сойти в такой час на разъезде, да еще с товарного поезда, который, видел я по свернутому флажку дежурного дяди Федота, должен был пройти с ходу. Но он не только остановился. Он, к тому же, вроде бы не собирался дюже быстро отбыть...

«И отрёт Бог всякую...

Исполнители: Владимир Громов, Андрей Валентий, Татьяна Третьяк, Елена Сало, Александр Михнюк, Мария Галкина, Дарья Горожанко, Святослав Сахаров, Владислав Зозулько, Мария Булда и Диана Трифонова, Виталий Дубовик, струнный квартет Большого театра Беларуси "Vivat-Quartet", Юлия Щербакова, режиссер Мария Исаева...

Потому что…  

Пока этот безумный день не закончен, напишу быстро о хорошем, добром и мягком. Знакомьтесь, военфельдшер МО РФ Тимофей. Он живëт в располаге. До сегодняшнего дня, наши отношения ограничивались формальным "кис-кис" и моим поглаживанием, но ближе к обеду, именно сегодня...

Песнь всея Руси

Эссе профессора Литературного института Владимира Павловича Смирнова

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица давно позабытые.

 

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

 

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непристанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Даже страшно читать это стихотворение. Страшно потому, что оно наполнено такими гулами и смыслами, и его камерное содержание стало столь сложным на бесконечных путях и дорогах, что это предполагает такую неизбежную запинку и трудность. Когда-то именно о подобных стихах Александр Блок сказал, что они вросли в русское сердце и их можно вырвать только с кровью. «Утро туманное» вросло в русскую судьбу, оно не просто часть нашей стихии и нашей судьбы, – это некий узел, сложнейшее симфоническое эхо дрожит в нем, некое время, личное, связанное с жизнью автора и близких ему в ту пору людей, и время историческое, и время сверхисторическое, то, в котором живет наша Родина и наше искусство.

Почему этому стихотворению была дарована такая таинственная и странная жизнь? Почему оно стало всенародной русской песнью? Почему что-то такое барское, немного салонное, немного у камина, в шлафроке, изысканное вдруг вот так запелось нашим общим сердцем и нашей душой? Ведь не будем забывать, что автор – это и сочинитель великих романов, «друг Флобера», нежный гигант, как называли его французские собратья Золя, Мопассан, братья Гонкуры. И вдруг, в 1877 году появляется отдельное нотное издание этой вещи, причем как «цыганской песни» или «цыганского романса», и она входит в репертуар цыганских хоров. А уже в начале века, во многом благодаря поразительному искусству гениальной цыганской певицы Варвары (Веры) Паниной, к которой с редким вниманием относились и Лев Толстой, и Чехов, и, позднее, Александр Блок, этот романс вошел в ее репертуар, и она стала исполнять эту цыганскую песню, хотя «цыганского», собственно, в ней ничего нет. И «Утро туманное» становится уже всенародной песней, уходит, поется вместе с нашим ветром, с нашими дождями, нашими вьюгами, с нашим устроением и нестроением, какие бы катастрофы либо радости не обрушивались на русскую жизнь…

В 1845 году в Петербурге вышел в двух книгах сборник «Вчера и сегодня». В книге первой был напечатан цикл стихотворений под общим названием «Вариации», молодого, тогда еще начинающего литератора Ивана Сергеевича Тургенева, в цикл вошло и это стихотворение, названное «В дороге». Тургеневу еще предстояло стать властителем дум, величайшим писателем России и мира, великим рассказчиком, поразительным драматургом и романистом, критиком и мемуаристом… Скажи: Тургенев, и сколько самых разных отношений придется затронуть…

Что было дальше? Росла слава Тургенева, появились «Записки охотника», его романы, его повести. Но начинал он как поэт. Первые его стихи  датируются 1833 годом, а самое первое опубликованное стихотворение было помещено в знаменитом журнале «Современник», в 11 номере за 1838 год. И с конца 30-х – первой половины 40-х годов многие его стихотворения и поэмы печатались либо в «Современнике», либо в не менее значимом журнале «Отечественные записки», либо в «Петербургском сборнике» Н. Некрасова. После 40-х годов Тургенев уже почти не пишет стихотворений, хотя остается поэтом, ценителем поэзии и другом всех наших самых значительных лирических поэтов XIX  века – от Федора Тютчева до Константина Случевского или Алексея Апухтина.

Говорят, на крыльях музыки летит эта вещь. В какой-то мере, конечно, хотя музыку сочинил композитор-полудилетант Абаза, и в музыке, как мне кажется, какой-то особой значительности нет. Но ведь нет и в стихах. По крайней мере, на первый взгляд. Скажем, как в других вещах наших великих поэтов, которые поются: романсы на некоторые пушкинские стихи, вещи, или «Выхожу один я на дорогу», или тютчевское «Я встретил вас». А «Утро туманное» – мило, скромно, просто. Некая «дорожная песня» – и вроде бы все.

Но ничего просто так не бывает и не рождается. В этом скромном стихотворение – ощущаются начала неслыханной грандиозности, художественной дерзости, «шаги судьбы», как когда-то писала по другому поводу Марина Цветаева, будто вынутой из старинной шкатулки. Но это шаги русской судьбы, русской дороги в этом мире, родственной всякому русскому человеку. И каждое русское сердце эту родственность дороги чувствует, подпевая даже не Тургеневу, не его стихам, не музыке Абазы, а себе и нашей общей судьбе. И так уж сложилось у нас, так уж пошло, Бог весть с какой поры и доныне, что дар дорожного воспоминания, который очень трудно воплотить в любом искусстве, дорогого стоит в этом небольшом тургеневском стихотворении.

Когда-то великий лирик Иннокентий Анненский говорил о том, что в русской литературе есть дорога, есть путь, есть тропа и есть тропинка. Сколько всего связано с этой дорогой! И воплощенной порыв куда-то туда, в безвестную даль, и мучительное вглядывание в себя и в мир. И конечно роскошная пестрота мгновенно исчезающих впечатлений, из которых в душе человека будто бы поднимается то, что забыто, но то, что исчезнуть не может.

Но Тургенев для всего этого нашел удивительные слова. Вот он вспоминает «голос», но как это сказано: «Тихого голоса звуки любимые…» Любой другой эпитет к любимому голосу, кроме «тихие звуки», уже не создал бы мерцающее обвораживающую сердечную атмосферу. Тот же Анненский как-то заметил, что Тургеневу, как никому другому, присущ дух воспоминательности и что саму сегодняшнюю жизнь Тургенев воспринимает через дымку воспоминаний. Поэтому для Тургенева сегодняшнее, нынешнее – будто бы всегда и было. Было, прошло… но никогда не пройдет. И в этом стихотворении – «непрошедшесть» сердечных чувств, сердечной смуты и всего того, что связано с человеческой жизнью. Здесь и счастье встречи, и горечь разлуки, и пути, и беспутья, и душевная смута, и радость пополам с горем: «Ах, это прошло…»

Конечно, подобное ощущение жизни присуще многим русским поэтам, что стоит одна пушкинская «Дорога», или же «бесы», которые сопровождают нас по зимним пушкинским дорогам. Есть это и в стихах Лермонтова, Некрасова, и в лирике Афанасия Фета. Вот у Фета:

 

Молчу потерянный, на дальний путь глядя,

Из-за темнеющего сада,

И кружатся еще, приюта не найдя,

Грачей встревоженное стадо.

 

Или Яков Полонский:

 

Улеглася метелица, путь озарен.

Ночь глядит миллионами тусклых очей.

Погружай меня в сон колокольчика звон,

Выноси меня тройка усталых коней.

Мутный дым облаков и холодная даль

Начинает яснеть. Белый призрак луны.

Смотрит в душу мою и былую печаль

 Наряжает в забытые сны…

 

Но у этого тургеневского стихотворения есть еще один подтекст – жизненный, важный и… обычный, какой бывает обычная история человеческих отношений. И об этой истории надо сказать.

В конце 30-х годов XIX века двадцатилетний Тургенев (а он, напомню, родился в 1818 году) вошел в круг тогдашней русской интеллектуальной молодежи, сближается с Николаем Станкевичем, Александром Герценом, Виссарионом Белинским, Николаем Огаревым, Василием Боткиным, Михаилом Бакуниным. Все эти молодые и одаренные люди в тот период были страстно увлечены философией, особенно немецкой, в их умах царствовали Гегель, Шеллинг, Фихте. Они часто встречаются, ведут философско-эстетические диспуты – все диалектики, все пытаются что-то друг другу доказать. В общем, очень по-русски, несмотря на немецкие увлечения.

Одним из мест, где проходили их встречи, стало родовое поместье Бакуниных село Примухино на берегу реки Осока, что недалеко от Торжка в Тверской губернии.

Примухино… Старинный, регулярный парк с прудами, Троицкая церковь, где на родовом кладбище покоились многие Бакунины…

Семья Бакуниных была большой – шестеро сыновей и четыре дочери. Бакунины не были особенно богатыми, но все, и родители и дети, были прекрасно образованны. Здесь царили необыкновенный творческий дух и высочайшие научно-культурные интересы, а переписка велась на немецком, французском или английском. Даже женщины знали и понимали Гегеля, да еще получше иных мужчин. Потому и любили съезжаться сюда молодые друзья Михаила Бакунина, а само Примухино стало одним культурнейших центров тогдашней русской жизни.

Конечно же, между молодыми людьми возникали и более возвышенные чувства. В одну из сестер были влюблены Белинский и Боткин, другая стала невестой рано скончавшегося Николая Огарева. Одной из сестер Михаила Бакунина была Татьяна – Татьяна Александровна. Вот как описал ее Белинский в письме 1838 года: «Что за чудное, за прекрасное создание Татьяна Александровна. Я смотрел на нее, говорил с нею и сердился на себя, что говорил, надо было смотреть и молиться. Эти глаза темно-голубые, глубокие, как море, этот взгляд, внезапный, молниеносный, долгий, как вечность. По выражению Гегеля, это лицо кроткое, святое, на котором еще будто не изгладились следы жарких молений к небу. Нет, обо всем этом не должно говорить, не должно смочь говорить». Вот, вот каково!

В начале 1841 года происходит встреча Ивана Сергеевича Тургенева и Татьяны Александровны Бакуниной. Между ними завязывается напряженный роман. Причем, роман, ко всему прочему, интеллектуальный, даже метафизический и во многом – словесно-эпистолярный. Из переписки Тургенева и Татьяны Александровны видно, что молодой человек и молодая женщина пытаются не столько объясняться в чувствах друг к другу, сколько решать какие-то глубинные вопросы бытия. В одном из писем Татьяна Александровна писала Тургеневу, что главное ведь не только мыслить и верить, а главное в том, чтобы мысли и веру, наши знания перевести в живое чувство жизни и поступки. Вот такой она была максималистской, так воодушевленно стремилась к единству мысли, веры и жизни. Но при этом ее чувства к Тургеневу были более подлинными и более живыми, нежели у самого Тургенева к ней.

К 1843 году близкие их отношения приходят к завершению и, как следствие, у Тургенева появляется цикл вариаций со стихотворением «В дороге». Оно было написано в ноябре 1843 года и этому стихотворению в виде песни «Утро туманное» суждено было стать народной песней.

Да именно так… Еще в начале XX века «Утро туманное» исполнялось на эстраде как романс, но уже в 30 – 30-е годы становится песней – народной песней, можно сказать, песней всея Руси. И характерно, что мотив «Утра туманного» начинает звучать в великих созданиях русской поэзии XX века. К примеру, у Иннокентия Анненского в стихотворении «В вагоне»:

Довольно дел, довольно слов,

Побудем молча, без улыбок.

Снежит из низких облаков,

А горний свет уныл и зыбок.

Хочу не грезя, не моля,

Пускай безмерно виноватый,

Глядеть на белые поля

Через стекло с налипшей ватой.

 

В 1920 году в советском Петрограде Александр Блок, которому уже осталось совсем немного жить, издал сборник стихотворений разных лет, названный по одному их стихотворений «Седое утро». Само «Седое утро» он написал еще в 1913 году, а в эпиграфе поставил тургеневские строчки: «Утро туманное, утро седое…»

 

Утреет, Богом по домам

Позвякивают колокольцы.

Ты хладко жмешь к моим губам

Свои серебряные кольца.

И я, который раз подряд

Целую кольца, а не руки

В лице, откинутом назад,

Задор свободы и разлуки.

 

Вот так смыкаются цепи, звенья, строки русской поэзии в бездне времени. И всегда из этой бездны, где можно и потеряться, выводится вот это, тургеневское:

«Многое вспомнишь, родное, далекое…»

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

«… Когда невозможно молчание…»

Трудная задача – писать о таком многогранном человеке, каким остался в истории русской советской литературы сибирский классик Иван Иванович Молчанов-Сибирский. Настолько многосторонне талантлива личность, что не хочешь, да удивишься тому, как щедро свыше поцелованы Богом такие люди...

Песней наполнено сердце поэта

На рубеже XX-XXI веков, в конце февраля 2000 года звонит мне начальник типографии и тревожным голосом сообщает, по его мнению, страшную весть: «У нас случилось «ЧП», – выдерживает паузу, пытаясь по моему дыханию в трубку определить дальнейшую реакцию, продолжает: – большую часть тиража твоего журнала украли рабочие…»

Из ранней поэзии Константина Скворцова

У Бога все живы, говорим мы по православной традиции. Погрузившись в раннюю поэзию Константина Скворцова, явственно увидела, что и у поэта все живы! Да-да, это как-то я услышала в его строчках, шелестящих как ветер в спутанных ветвях деревьев...

Фет – музыкальный голос России

Первая половина XIX века. Карамзин, как Колумб, своей Историей открыл Россию. Пушкин возвел ее на художественный пьедестал, оформил, дал ей, как державе, образ, наделил ее людей поэтическим слухом и ощущением Слова...