Вторник, 21 мая, 2024

Дорога к Леонову

Мое знакомство с творчеством Леонида Максимовича Леонова произошло в первый год войны. Тогда на экран вышли короткометражные фильмы «Пир в Жирмунке» и «Трое в воронке» по рассказам Леонова. Не буду пересказывать, скажу лишь...

Мышь в шкафу

У нас дома в шкафу завелась мышь, дома это здесь в Донецке, потому что иногда я называю дом там, на "боевых". В общем, у меня теперь два дома, ну как всегда я не угадала с геолокациями: оба не в самых тихих районах нашей необъятной родины. Потом, вспоминая мой фельдшерский пункт в Мариуполе...

ЧАСИКИ

Тикали часы, соревновались, /В голосе и в точности «тик-так», /Целым хором звуки раздавались, /В заблуждение вводя зевак. //Комары и те вставали в ступор: /Что за новый насекомный вид? /И на всякий случай облетали /Новый человеческий гибрид. //Он кривил весёлую улыбку, /Получалось, правда, как оскал...

Югорское гостеприимство

Родился я и живу уже долгие годы на Крайнем Севере – казалось бы, нечем меня удивить… Ан нет! Дело было в глухозимье. Ехал я на снегоходе в деревню на кедровом берегу Большой Оби...

«…а куда Гоголь ушёл?…»

Глава из книги «Белогорье литературное» братьев Александра и Бориса Осыковых

Осенью 1831 года наш выдающийся земляк, великий русский актёр М.С. Щепкин читал в кругу домашних и друзей сильно взволновавшее его произведение ни­кому неведомого «пасичника Рудого Панька» «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих весёлых повестях всё было для Михаила Семёновича таким близким, таким щемяще родным. И уже в следующем, 1832 году проис­ходит событие поистине примечательное, знаковое.

Щепкины уже несколько лет жили в собственном доме, в тихом московском переулке, выходившем на Садово-Самотечную улицу, подле церкви Спаса-на-Песках. Семья всё разрасталась. За обеденный стол обычно садилось человек двадцать пять. В этот день за обедом было весело. Вдруг прибежала служанка и, мешая рус­ские и украинские слова, сказала: «Там якись паныч мо­лодой пришёл, Михаила Семёновича спрашивает.»

– Проси, проси прямо к столу! – живо откликнулся Щепкин, любивший неожиданных гостей.

В комнату вошёл и остановился на пороге франтовато одетый молодой человек: большой, туго накрахмален­ный воротничок, пёстрый жилет, по которому змеилась цепочка. Гладко выбритый, с подстриженными височка­ми и хохлом на голове, он имел весьма задорный вид. В его круглых карих глазах вспыхивали весёлые искор­ки. Но прежде всего, бросался в глаза его длинный нос. Оглядев довольно насмешливо многолюдное общество за столом, молодой человек, не сходя со своего места, продекламировал:

Ходыть гарбуз по городу,

Пытаеця свого роду:

Ой, чи жыви, чи здорови

Вси родычи гарбузови?..

Для Щепкина, молодость которого прошла на Украи­не, этот шутливый куплет прозвучал словно пароль. Да это же Гоголь! Юный автор брызжущих весельем «Ве­черов на хуторе близ Диканьки»! И Щепкин кинулся к дорогому гостю…

С тех пор они встречались часто, и беседы их были живы и увлекательны. Их столькое роднило – Малорос­сия, литература, театр. В ранней молодости и Гоголь пы­тался стать актёром. В Нежинской гимназии участвовал в любительских спектаклях. Михаил Семёнович охотно передавал любимому другу богатства своей памяти – неиссякаемый запас всевозможных наблюдений. Живые люди из рассказов актёра становились персонажами про­изведений писателя, а сами рассказы – неотъемлемой частью гоголевских сюжетов. Так, Щепкин передал Гоголю рассказ о городничем, которому нашлось место в тесной толпе, и о сравнении его с лакомым куском, попадающим в полный желудок. Слова исправника «Полюбите нас чёр­ненькими, а беленькими нас всякий полюбит» тоже были переданы Гоголю М.С. Щепкиным. Михаилу Семёновичу принадлежит и история с одичалой кошкой, которая во­шла в повесть «Старосветские помещики».

Гоголь, в свою очередь, делится со Щепкиным пла­ном первой своей комедии «Владимир 3-й степени», над которой он работал. Актёр и драматург В.И. Родиславский, записавший со слов Щепкина содержа­ние не дошедших до нас сцен комедии, сообщает: «С особенною похвалою М.С. Щепкин отзывался о сцене, в которой герой пьесы, сидя перед зеркалом, мечтает о Владимире третьей степени и воображает, что этот крест уже на нём».

А в мае следующего, 1833 года Щепкин на сцене Большого театра впервые исполняет роль Чуба в «ма­лороссийской интермедии в I действии по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Наш земляк Н.В. Станкевич в письме на родину, в Удеревку, возмущался этой инсценировкой, называл её «вздо­ром», оканчивающимся традиционной пляской. «Ни одна рожа по-хохлацки не умеет говорить, но Щепкин – гений. Он говорит прекрасно по-малороссийски и настоящий хохол!»

В начале мая 1835 года Щепкины были у поэта, быв­шего министра юстиции И.И. Дмитриева на вечере в честь Гоголя. «Собралось, – рассказывал приятель Го­голя Т.Г. Пащенко, – человек двадцать пять московских литераторов, артистов и любителей, в числе которых был и знаменитый Щепкин с двумя своими дочерьми. Гостеприимный хозяин и все просили Гоголя прочесть «Женитьбу». Гоголь сел и начал читать. По одну сторону Гоголя сидел Дмитриев, а по другую – Щепкин. Читал Гоголь так превосходно, с такою неподражаемой инто­нацией, переливами голоса и мимикой, что слушатели приходили в восторг, не выдерживали и прерывали чте­ние различными восклицаниями… Восторженный Щеп­кин сказал так: «Подобного комика не видал в жизни и не увижу!» Потом, обращаясь к дочерям, которые гото­вились поступить на сцену: «Вот для вас высокий обра­зец художника, вот у кого учитесь.».

19 апреля l836 г. на сцене Александринского театра в Петербурге была в первый раз представлена оригиналь­ная комедия «Ревизор», – сочинение молодого 27-лет­него Гоголя. Комедия наделала в столице столько шуму, что автор, глубоко переживавший происходящее, только через десять дней собрался послать пьесу в Москву. И первый из подаренных москвичам авторских экземпляров имел на титульном листе сразу под названием пьесы такую надпись: «Моему доброму и бесценному Михаилу Семёновичу Щепкину от Гоголя».

В московском Малом театре премьера «Ревизора» состоялась 25 мая того же 1836 года. Трудно было ожи­дать, что кто-то сможет превзойти знаменитого петер­бургского актёра И.И. Сосницкого в роли Городничего, но великому Щепкину это удалось. Мнение современ­ников было единым: Щепкин-Городничий – само совер­шенство. «Его игра – творческая, гениальная, – отмечал Белинский. – Он не помощник автора, но соперник его в создании роли». По свидетельству И.И. Панаева, «после «Ревизора» любовь Щепкина к Гоголю превратилась в благоговейное чувство. Когда он говорил о нём или читал отрывки из его писем к нему, лицо его сияло, и на глазах показывались слёзы».

Роли Щепкина в гоголевских пьесах стали вершиной его сценического творчества. Только в мундире Город­ничего он выходил на театральные подмостки свыше ста пятидесяти раз.

Гоголя и Щепкина сближала общность взглядов на литературу и искусство. Оба великих художника понима­ли высокую миссию театра и сознавали необходимость обновления театральных форм, языка драматургии, средств выразительности. Щепкин оказал писателю по­мощь как опытный театральный мастер, а пьесы Гоголя вдохнули в творчество Щепкина новую живительную струю, ведь в тот период развития театрального искус­ства Михаил Семёнович буквально задыхался от пустых и безликих пьес, в которых ему приходилось играть. Го­голя он ставил выше всех драматургов своего времени.

14 октября 1839 года Гоголь вдвоём со Щепкиным приезжают в дом Аксаковых, где Николай Васильевич читает свои новые творения. На следующий день С.Т. Аксаков пишет из Москвы в Петербург сыновьям: «В прошедшую субботу Гоголь читал у нас начало комедии «Тяжба» и большую главу из романа «Мёртвые души». И то и другое – чудные созданья»…

9 мая 1840 года Щепкин на именинах у Гоголя. Здесь же – Аксаковы, Лермонтов, Загоскин и многие другие. После обеда в саду «Лермонтов читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы «Мцыри» и читал прекрасно». Потом в беседке Гоголь «с особенным старанием» приготовил жжёнку, «причём го­варивал много очень забавных шуток» (С.Т. Аксаков).

Письма, мемуары, статьи и рецензии литературных критиков и театроведов сохранили множество порази­тельных свидетельств творческой дружбы двух великих подвижников российского искусства. Приведём ещё одно, почти неизвестное, затерянное на дальней полке архива. В 1845 году Щепкин гастролировал в Симферо­поле. Не пропустивший ни одного крымского спектакля с участием великого актёра, композитор и музыкальный критик А.Н. Серов писал сестре: «В субботу я провёл с ним (Щепкиным) часов шесть вместе. Щепкин чрез­вычайно интересен в обществе. Если его затронуть со стороны искусства, он говорит неутомимо и притом дельно и умно. Замечания его о разных разностях для меня были просто драгоценны. По всему видно артиста мыслящего. Он целую жизнь наблюдает и учится над всем и от всех. И – боготворит Гоголя, с которым близ­ко знаком».

Февраль 1852 года. Москва. На масленице Щепкин приехал к больному Гоголю и, стараясь вывести писателя из состояния апатии, «рассказал ему много смешного и напомнил, что у него нынче отличнейшие блины, самая лучшая икра и т.д. Гоголь обещался приехать обедать, условились во времени. Но 7 февраля, в четверг, Гоголь причащался и с тех пор находился в «отчуждённом со­стоянии духа». Пришедшего к нему Щепкина не принял «из боязни, чтобы Михаил Семёнович, которого он ува­жал и слушался, не уговорил его подкрепить себя пи­щею» (Ф.И. Буслаев. Мои досуги). 21 февраля в 8 часов утра Н.В. Гоголь скончался.

На похоронах писателя Щепкин последним скло­нился над ним в скорбном молчании и закрыл крышку гроба. Уход из жизни Гоголя настолько потряс Щепкина, что артист впал в апатию, потерял вкус к жизни и, по выражению его младшего брата, «совсем опустился и оставил уже все свои надежды на будущность». И всё же он нашёл в себе силы, чтобы заняться подготовкой к изданию посмертного литературного наследия Гоголя, используя все свои связи и знакомства для снятия цен­зурных запретов. Щепкин включает в свой репертуар гоголевские пьесы, читает отрывки из его прозаических произведений.

Великого писателя и незабвенного друга Щепкин помнил и душой, и сердцем до последних своих дней. Буквально до последних. Слуга актёра Александр Алма­зов свидетельствовал: «За три дня до смерти (11 августа 1863 г. – Авт.) сознание Михаила Семёновича потеряно не было. Михаил Семёнович вдруг подзывают меня и спрашивают: «Александр, а куда Гоголь ушёл?» Я им го­ворю: «Какой Гоголь?» – «Николай Васильевич». – «Он давно уж помер». – «Как помер? Давно ли?» – «Дав­но». – «Ничего, ничего не помню». Это были последние его слова».

*  Журнал «Северский Донец», №1/2024 г.

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

Дорога к Леонову

Мое знакомство с творчеством Леонида Максимовича Леонова произошло в первый год войны. Тогда на экран вышли короткометражные фильмы «Пир в Жирмунке» и «Трое в воронке» по рассказам Леонова. Не буду пересказывать, скажу лишь...

СТАДНЮК

В моем рабочем кабинете на полке стоят два толстых красных тома – это роман Ивана Фотиевича Стаднюка «Война» с его дарственной надписью. Мы познакомились случайно в издательстве «Патриот». Вернее нас познакомила наш общий редактор Татьяна Соколова...

«Живу я на берегу Псла…»

«...Я нанял дачу... на реке Псёл, – сообщает он 25 марта поэту и художнику Якову Полонскому. – Место поэтическое, изобилующее теплом, лесами, хохлами, рыбой и раками. От дачи недалеко Ахтырка и другие прославленные хохлацкие места...»..

Последний пароход

Писать о Викторе Астафьеве – всегда большое волнение. Особенно сейчас, когда прочитали его последние слова в завещании: «...Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей. Желаю всем вам лучшей доли, ради этого и жили, и работали, и страдали. Храни вас всех, Господи»...