РУССКИЕ ВОРЫ
Полвека спустя после того, как меня посвятили в казачата, мы, специально подгадав отпуск, всей семьёй приехали в Гдов. Много воды утекло в неторопливой речке моего детства. Не увидел я на ней ни мельницы, ни запруды.
Старая крепость ещё больше осела. Всё, что было за её стенами, во время войны сгорело. Сгорел тогда и весь город. Лишь единичные дома уцелели.
Пройдя по центру города, мы направились на улицу Освобождения, где когда-то был наш дом с яблоневым садом. Навстречу шёл мужчина, нёс воду с колодца. Он остановился у дома, в котором, я помню, жил мой однокашник Коля Калашников.
Я попросил дочерей подойти и спросить у него фамилию хозяина дома.
– Дом мой, а фамилия моя Калашников, – приветливо сказал мужчина.
– Коля, ты?!
– Что-то не узнаю…
– Сосед твои…
– Володя?!
Мы обнялись. Я представил своих. Вошли в дом. Коля жил бобылём, воспитывал племянницу – дочь умершей сестры. На стене в горнице висела старая школьная фотография.
– Коля, ведь ты был лучшим учеником в нашем классе! Мне родители тебя в пример всегда ставили. Кем ты сейчас?
– На деревообрабатывающем заводе, в отделе кадров. Так вот и не выучился. Война, эвакуация, рано пошёл работать, тяжело болел, теперь на инвалидности…
Мы вышли в сад. Пошли на бывший наш участок. Яблони были все целы. Оказывается, они плодоносят чуть ли не до ста лет.
– Жалко, антоновка поспевает поздно…
– Я тебя вареньем прошлогоднего урожая угощу, – утешил Коля.
Пили чай, вспоминали былое: школу, учителей, соседа нашего – попа Евстафия, в сад которого лазали за крыжовником.
– Хороший был человек, добрый, участливый. Одним словом, пастырь. Да вот он, – и Коля кивнул в сторону божницы, под которой висело два десятка фотографий – старухи, старики, безусые солдаты, мать на смертном одре и отец Евстафий с большим крестом поверх епитрахили
– Представляю, сколько отцу Евстафию пришлось претерпеть.»
– Тяжёлый был у него крест, – согласился Коля и, поклонившись в сторону божницы, перекрестился. – После войны он был единственным священником во всей округе.
– Поди, арестовывали батюшку?
– И не раз.»
Я предложил пройтись к тому месту, где была когда-то наша школа.
Школа моя деревянист,
Время придет уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
(Н. Рубцов)
Рядом со школой была церковь с высоченной, как мне тогда казалось, колокольней. Мы были на уроке, когда начали крушить иконостас и снимать колокола. Вспомнилось, как на переменке мы выскочили из школы и побежали к церкви. Маленькие колокола грузили на подводу. Большие, прежде чем увезти, кувалдами разбивали на части. Из церкви выносили содранные с икон оклады, расшитые золотом и серебром священнические ризы, толстенные богослужебные книги в кожаных переплётах с медными застёжками…
Нам на всю жизнь был преподан урок, стереть из памяти который теперь уж невозможно до скончания века.
Сложите книги кострами,
Пляшите в их радостном свете,
Творите мерзость во храме.
Вы во всём неповинны, как дети.
(В. Брюсов)
Нет, повинны и, к нашей беде, до сих пор не раскаяны ни за сожжённые богослужебные и учительные книги, ни за мерзости, творившиеся в тысячах храмов, ни за слёзы и страдания новомучеников, ни за укоренившееся, въевшееся в плоть и кровь богохульство, волны которою то и дело накатывают на нас, как «дуновение чумы». Вспоминается, как Федор Достоевский счёл своим нравственным долгом порвать всякие отношения с Виссарионом Белинским – из-за того, что маститый критик в присутствии молодого писателя позволил себе ругать Бога «матерными словами». Позже Достоевский напишет, что даже если ему доказали бы, что Бога нет и Истина вне Бога, то и тогда бы он хотел остаться с Богом.
Я в старой Библии гадал
И только думал и мечтал,
Чтоб вышло мне по воле рока
И жизнь, и смерть, и подвиги пророка.
(Н. Огарёв)
Эти стихи Ф. М. Достоевский любил и часто вспоминал. В последний день своей жизни он попросил жену «погадать» – открыть наугад Книгу, с которой прошёл всю жизнь, и прочитать выпавшие ему слова. Анна Григорьевна открыла и прочитала: «Он ушёл». «Сегодня я умру», – сказал Фёдор Михайлович и не ошибся. Подчинился «воле рока».
Не мною сказано: «Уничтожение нации начинается с уничтожения её святынь». Приступили к этому ещё при наших дедах и родителях, а на моей памяти была уже завершающая стадия. В XX веке духовному и культурному наследию был нанесён такой ущерб, который в качественном отношении не идет в сравнение ни с потравами рек и лесов, ни с эрозией почв, ни с прочими бедами.
«Потрава» эта ощутимо даёт себя знать и в юроде, и на селе. Что ждёт нас впереди, тоже представить нетрудно. Впрочем, теперь уже и гадать нечего, всё как Божий день ясно. Свершилось.
За годы советской власти было закрыто и разграблено девяносто девять процентов православных храмов и все без исключения монастыри, сожжены миллионы икон, ещё больше книг – Библий, Евангелий, Псалтирей, молитвословов, сданы в утиль почти все колокола. Туда же пошли церковные записи о крещении и погребении православных христиан – наши родословные. Изо всех сил нас тщились сделать Иванами, не помнящими родства. И во многом преуспели.
М. С. Горбачёв и Б. Е. Ельцин мои ровесники. Они, как и я, родились в провинции в начале 1931 года, спустя тринадцать лет (с месяцами) после Октябрьской революции, двенадцать лет (с месяцами) – после расстрела Государя Императора Николая II с семьёй в Екатеринбурге и семь лет спустя – после смерти В. И. Ленина. Нам было по девять с половиной лет, когда Рамон Меркадер ударом ледоруба покончил с Л.Д. Троцким (Бронштейном), автором долговременного и по сей день действующего лозунга: «Будь проклят патриотизм!»
Лев Давыдович был большой радикалист. Ему принадлежит и авторство – круче некуда – теории мировой перманентной революции. Естественно, за счет «перманентного» сцеживания русской кровушки. И «отошёл» он от нас в 1940 году на своей роскошной вилле в далёкой Мексике, где его приветил-известный на весь мир художник-революционер Диего Ривера, с которого Илья Эренбург писал своего «Хулио Хуренито».
Нам было по восемнадцать, когда в 1949 году в Большом театре торжественно отметили семидесятилетие И.В. Сталина. Брат А.Т. Твардовского, Иван Трифонович, рассказывал мне об организации этого юбилея. Загодя трёх известных русских поэтов: С.В. Михалкова, А.А. Суркова и А.Т. Твардовского – пригласили в ЦК и поручили написать стихи по случаю предстоящего празднества. На Твардовского особые надежды возлагали. Известно, что Сталин любил и ценил поэзию Твардовского. Ещё до войны, когда председатель Союза писателей СССР А. А. Фадеев принёс список представленных к наградам по случаю двадцатилетия Октябрьской революции, Сталин, посмотрев первую страницу, спросил: «А почему вы Твардовского забыли?» – «Нет, не забыли, товарищ Сталин», – и Фадеев показал последнюю страницу, где значились представленные к медали «За трудовое отличие».
Сталин взял красный карандаш, обвел фамилию Твардовского и поставил его первым среди представленных к ордену Ленина. Александр Твардовский получил высший орден СССР за «Страну Муравию» – поэму о коллективизации, будучи студентом Литинститута.
Товарищ Сталин!
Дай ответ,
Чтоб люди зря не спорили:
Конец предвидится аль нет
Всей этой суетории?
И жизнь – на слом,
И всё на слом –
Под корень, подчистую.
А что к хорошему идём,
Так я не протестую.
Говорят, на выпускных экзаменах: по литературе Твардовскому выпал билет об идейно-художественном содержании» его же «Страны Муравии». Молодой поэт сразу был поставлен в один ряд с советскими классиками.
Сталин и во время войны не забывал Твардовского. Армейская газета, где печатали с продолжением «Василия Тёркина», в тот же день, по выходе, была на столе у Верховного.
Заняла война полсвета,
Стон стоит второе лето.
Опоясал фронт страну.
Где-то Ладога…
А где-то Дон и то же на Дону-…
………………………
Срок иной, иные даты.
Разделён издревле труд:
Города сдают солдаты,
Генералы их берут.
Уже в конце воины Сталин, закончив Военный совет и прощаясь с командующими фронтами, сказал как-то: «Берегите Твардовского».
Спустя четыре года не кому-нибудь, а именно Александру Твардовскому выпал жребий читать стихи Сталину в день его семидесятилетия.
Иосиф Виссарионович сидел в кресле посреди сцены Большого театра. Твардовский вышел из-за кулис. В зале – полнейшая тишина. Поэт, обращаясь к Сталину, глуховатым, но твёрдым смоленским говорком начал читать стихи.
Как потом рассказывал Александр Трифонович брату, Сталин слушал спокойно и внимательно, не сводя глаз с поэта. В его взгляде и едва уловимой улыбке всё время чудилось: «Знаю я цену панегирикам. А вот насколько искренний ты?»
Это сейчас Твардовского не жалуют – ни на телевидении, ни по радио не услышишь. А в пору моей молодости ни один праздник Победы не проходил без «Василия Тёркина». Да еще в каком исполнении! Слёзы стояли в глазах людей – и русских, и нерусских. Вся страна слушала и внимала.
С Горбачёвым и Ельциным мы росли в одно время, учились по одной и той же программе, делили общие невзгоды и радости, все трое в комсомоле и в партии состояли, но оказались по разные стороны баррикад.
Колхозника Горбачёва, как комсомольского передовика-активиста, в партию приняли в 1952 году и, что называется, по всей магистрали дали зелёную улицу, Ельцин был принят в партию позже, когда делал успехи как спортсмен-волейболист и инженер-строитель.
Горбачёв с 1970 года – первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС, а Ельцин с 1976 года – первый секретарь Свердловского обкома КПСС. И оба в одну дуду высоко и слаженно провозглашали победу «развитого социализма».
.Делегатом партконференций и съездов партии я ни разу не был. А вот Горбачев с Ельциным многократно при закрытии этих масштабных «мероприятии» стоя, во весь голос старательно тянули «Интернационал»:
Мы наш, мы новый мир построим…
Вот и строят. «Новый мировой порядок» называется их нынешняя стройка. На моей памяти это вторая попытка установления «мирового порядка». Первый раз его провозгласил Адольф Гитлер. Чем это кончилось в мае 1945 года, на Светлое Христово Воскресение и празднество Георгия Победоносца, все знают. Однако моим преуспевшим сверстникам, видно, невдомёк. Спроси они у любого православного священника, он бы им глаза раскрыл, кто есть истинный архитектор всепланетарного, основанного на тьме хаоса, «нового мирового порядка». И главное – «чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1,1).
Сколько я ни искал, так и не вычитал в «анналах», где и когда, в каких церквях и каким причтом крещены (и крещены ли?) и кто были восприемниками у (младенцев ли, у взрослых) рабов Божиих Михаила и Бориса.
– А почему вы никогда не берёте благословение? – строго спросил меня игумен Андроник (Трубачёв), внук отца Павла Флоренского, когда я как-то пришёл к нему в келью в Троице-Сергиевой лавре поговорить «за жизнь».
– А потому, – объяснил я, – что не знаю, крещён ли. И некого спросить: отец погиб на фронте, мама умерла.
Игумен Андроник разрешил мои сомнения и нравственные нестроения. Я поехал в Оптику пустынь и в Пафнутьевом колодце на берегу Жиздры принял святое крещение.
Вернувшись из Оптиной пустыни в Сергиев Посад, где состоял на партучёте, с вокзала прямиком направился в горком партии, чтобы положить партийный билет на стол первого секретаря. Секретарь горкома внимательно меня выслушал и неожиданно заявил, возвращая мой партийный билет:
– Ты у меня не был, и мы с тобой ни о чём не говорили.
На том всё и кончилось. Партийный билет так до сих пор у меня и хранится.
И рвать его на глазах миллионов телезрителей, как это сделал главреж «Лен– кома» Марк Захаров, я никогда бы не стал, даже под дулом пистолета.
Лев Толстой в своём яснополянском затмении призывал уничтожить три «гадины»: государство, армию и церковь. Как оказалось, и одного достаточно: сделали подкоп под Русскую Православную Церковь – всё остальное само собой завалилось.
Сейчас уже документально подтверждено, что Горбачёв и Ельцин, будучи на партийной работе в Ставрополе и Свердловске, проявили себя как воинствующие безбожники, активно работали по расцерковлению народа. Задача такая ставилась, и мои ретивые ровесники, как могли, старались выслужиться, получая ордена «за высокие показатели» в идеологической работе – насаждении атеистического мировоззрения.
Оба они – выдвиженцы послесталинской, так называемой хрущёвской, «оттепели». Если брать шире, то люди моего поколения пришли к власти в начале 1960-х годов. Сперва на колхозном и заводском уровне, а потом, с годами, поднимаясь всё выше, достигли «степеней известных» – обкомовских и цековских. Поколение победителей, родившихся в 1910-х – начале 1920-х годов и понёсших самые большие потери в Великой Отечественной войне, было основательно потеснено у руля власти. В итоге, треть века спустя, именно моё поколение больше других оказалось повинно в развале Великой Державы.
Так что и на мне та вина. Осознал, понимаю, и потому личное покаяние приношу. Наши отцы жизни не жалели, сражались за Родину, и победили в открытом бою, а мы… мы вчистую проиграли в затяжной «холодной войне». Причин тому много, но главное – мы полностью были расцерковлены и, оборвав духовные связи с родной землей, с её историей, с православными, соборными, нравственными традициями, слепо предались заёмной мертвящей догме. Помню, будучи дежурным по части, я воочию убедился, что такое духовное сопротивление. Молодой солдат – из русских поморов-старообрядцев – отказался ходить на политзанятия и получил десять суток «губы». Его привели в дежурную часть. Я приказал сдать ремень и погоны. Когда он расстегнул гимнастёрку, чтобы снять погоны, ненароком выпала старинная ладанка на шнурке.
– Что это у вас?
– Крест не дам! – твёрдо сказал солдат. – Хоть расстреляйте.
Для меня это было потрясением. На политзанятиях мы говорили о социализме, о капитализме, а, выходит, жизнь можно положить за веру, за Бога. Тогда я первый раз в жизни сам себя спросил: а почему у меня нет такой веры и нет на мне креста?
Самое парадоксальное, что и Горбачёв, и Ельцин, сделав карьеру на атеизме, на партийной, «коммунистической» работе, в конечном итоге переметнулись во враждебный лагерь – стали рьяными сторонниками капитализма, от уж воистину: вся жизнь – псу под хвост. Именно про таких иуд и сказал Ф. М. Достоевский: «Хуже всякого жида жидовствующий русский».
А вот священник Дмитрий Дудко, немало претерпевший от коммунистов и сполна отведавший гулаговской баланды, в своей книге «Проповедь через позор» пришёл к выводу, противоположному своим гонителям – коммунистам-«расстригам» Горбачёву и Ельцину: «Надо было советский свод выправлять в духе Православия – можно было больше ничего не трогать».
Понять можно, но оправдать предательства моих сверстников – нельзя. Власть, принесённая на чужих штыках, всегда против народа. Так было с самозванцами в Смутное время в начале XVII века. Так хотели «освободить» нас немцы, используя генерала Власова.
«По делам их узнаете их», сказано в Писании. Ельцин, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС, совершил преступление, срок давности которого оправданием быть не может. Он виновен в преднамеренном выбивании звеньев из цепи Времени – в умышленном заметании следов убийства царственных мучеников – взрыве и уничтожении дома Ипатьева в Екатеринбурге (Свердловске), где в ночь на 17 июля 1918 года было совершено кровавое мистическое преступление XX века.
«…Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий…», – сказано в Писании (Фес. 2,7). «Удерживающим» и был русский православный царь. Распоряжение о его казни поступило из Москвы от председателя ВЦИК Янкеля Свердлова. Расстрел был произведён по приказу председателя Уралсовета А. Г. Белобородова (Вайсбарта).
«Домом особого назначения» именовался после революции дом Ипатьева. Он был обнесён высоким забором. Разглядывать, рисовать и фотографировать его, а тем более заходить во двор, как нас предупредили друзья, когда мы приехали в Свердловск, было строго запрещено. Чтобы не увидел постовой милиционер и не засветил пленку, я из-под полы всё-таки сделал тогда пару снимков. На потолке подвала дома, где были расстреляны Николай II с семьей, был изображён капорес – жертвенный петух, и надпись на древнееврейском свидетельствовала о ритуальном убийстве.
Собственно, после взрыва и сноса «дома особого назначения» Ельцин и пошёл в гору. Вскоре он стал первым секретарём ЖК и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. Весьма показательно, что за время своего «верховенства» на Новой площади выдвиженец Ельцин ещё более ретиво, чем в Свердловске, вёл неусыпную борьбу за чистоту марксистского материалистического мировоззрения. Когда с советской властью было покончено, Ельцин тут же сделал поворот на сто восемьдесят градусов. Перед поездкой с отчётом в Америку, он на вертолёте пожаловал в Троице-Сергиеву лавру за «благословением». Тут он новатор, на такое и у Горбачёва фантазии не хватило.
Впрочем, бывший президент СССР тем же миром мазан – интереса к святоотеческим преданиям никогда не имел. А нынче и вовсе примкнул к строителям Всемирной Церкви, к тем, сто чает пришествия антихриста. Не иначе как при себе возит мальтийский масонский фартук и мастерок. Дабы во всеоружии и сообща с посвящёнными приступить к разборке заложенных Золотых ворот Иерусалима, которыми войдёт в священный город антихрист.
Справедливости ради скажем, что не только Горбачёв и Ельцин – вся верхушка государственного аппарата СССР на момент его развала была скована мертвящей догмой, напрочь обезбожена и крепко повязана неукоренённостью в истории и культуре родной страны. Причём, сокрытие от народа своего родословия негласно считалось у них нормой поведения. Знаменательно в этом смысле, что самая читаемая книга на земле – Святое Евангелие – начинается со слов: «Родословие Иисуса Христа» (Мф. 1,1), которое прослеживается до сорок второго колена.
Но в истории XX века нет другого человека, кто мог бы сравниться в смысле разрушения с вождём мирового пролетариата. От уваровской триады: Православие, Самодержавие, Народность – Ленин вознамерился не оставить камня на камне. Гением разрушения называл его монархист В. В. Шульгин, принимавший 2 марта 1917 года (вместе с А.И. Тучковым) отречение от престола Государя Императора Николая II.
Подрабатывая экскурсоводом в Московском туристическом бюро, я в 1966 году узнал от своих коллег адрес Василия Витальевича Шульгина, после освобождения из заключения в 1956 году жившего во Владимире, и нанёс ему «неофициальный» визит. То, что один из главных оппонентов В. И. Ленина, соратник П. А Столыпина, крайний националист, черносотенец, бывший лидер правого крыла Государственной думы, а после Октябрьской революции – идейный вдохновитель белой Добровольческой армии, находится под негласным надзором, я мог догадываться, но, как говорится, охота пуще неволи.
Жилец иной эпохи,
Иду своей межой.
Мне нынешние плохи,
И я им всем чужой…
Эти стихи Шульгин написал в 1920-е годы: Если и тогда он был «жильцом иной ЭПОХИ», то что говорить о том времени, когда Василию Витальевичу шёл восемьдесят девятый год. Он был из того поколения, к которому принадлежал Ленин и Сталин, и намного пережил обоих. Так что имел возможность видеть и судить о достижениях и узких местах течения революции в России.
По возрасту я мог быть внуком В. В. Шульгина, но нам было о чём поговорить при встречах. Меня всегда восхищала в нем стойкость бойца, умеющего держать удары судьбы – до самого последнего вздоха. Неслабые были удары – Россию ввергли в революцию и гражданскую войну, в 1918 году погиб старший сын, обороняя Киев от петлюровцев, второй сын в бою на Перекопе был порубан будённовцами и умер в «дурдоме» в Виннице. В 1925 году Василий Витальевич рискуя жизнью, приезжал в СССР на поиски сына, о чём рассказал в книге «Три столицы». Младший сын Дмитрий уцелел, жил в Америке, состоял в НТС.
Шульгина любили женщины, любил и он их. Без малого полвека он прожил с Марией Дмитриевной, Марийкой, как он ее называл, – дочерью генерала Сидельникова. Они познакомились в Крыму, Шульгин спас её от расстрела, так как врангелевская контрразведка приняла девушку за разведчицу красных. Позже они встретились в Константинополе и не расставались до 1944 года, когда советская контрразведка арестовала его в Сербии, в Сремских-Карловцах. Шульгин был доставлен на Лубянку. Ожидал расстрела, но получил двадцать пять лет. Отсидел полсрока и вышел из Владимирскою централа по амнистии. Как только ею выпустили, к нему приехала из Венгрии Мария Дмитриевна. Они прожили вместе ещё десять лет, вплоть до смерти Марии Дмитриевны в 1968 году.
Во Владимире, в маленькой однокомнатной квартирке на улице Фейгина, дом № 1, в последние восемь лет жизни Василия Витальевича чаще других бывал мой старый друг и соратник по охране и пропаганде русского национального культурно-исторического наследия Н.Н. Лисовой. Николай Николаевич выпустил итоговую книгу В. В. Шульгина: «Последний очевидец: Мемуары. Очерки. Сны».
В одну из встреч с Лисовым, Шульгин сформулировал первую, и, может быть, главную «аксиому националистической этики». «Каждая нация, раса, народ имеет право на место под солнцем. Хороша она или плоха, но тем фактом, что она существует, она имеет ярлык на продолжение бытия. Народ народился на свет Божий, он существует, он хочет существовать и дальше. И хочет быть таким, как он есть. Русский народ, разумеется, не составляет исключения. Поэтому, ввиду выше указанной политической аксиомы, он имеет право существовать и далее. И притом в качестве именно русского, а не какого-то другого народа».
Насколько славянофилы отличались от западников, настолько «неодинаковая любовь» к русскому народу у Шульгина и Ленина. Примерно так же, как у Достоевского и Герцена. «А что этот немец о России так печётся?» – читая герценовский «Колокол», говорил Фёдор Михайлович – с настороженностью и тревогой скорее, нежели с иронией.
Ленин по отношению к русскому народу вёл себя зачастую просто по-хамски (от библейского Хама – непочтительного сына Ноя), оскорбительно, с какой-то затаённой закомплексованностью. «Великорусская шваль», «говно» (по отношению к цвету русской интеллигенции), «куклы» (о мощах русских святых), «я антипатриот»… И, наконец: «Русский умник – по преимуществу еврей или человек с примесью еврейской крови».
Но умник – это не мудрец. Скорее, наоборот…
Уместно напомнить, что именно три главных «русских Умника»: Ленин, Свердлов и Троцкий – были основными гонителями казачества.
В 1919 году, в пору первой волны расказачивания, командированный на юг Дзержинский телеграфировал в Москву Ленину: «За последнее время сдались в плен около миллиона казаков. Прошу санкции». Телеграмма Ленина последовала незамедлительно: «Расстрелять всех до одного». Столь жестокая кара ожидала в 1920 году рядовых казаков и офицеров в Крыму, сдавшихся в плен при условии сохранения им жизни. Они были обмануты и расстреляны с санкции Ленина. Руководили расказачиванием в Крыму Розалия Землячка (Залкинд) и Бела Кун (Коган).
Расстрел безоружных пленных во все времена считался на Руси великим грехом. Но никто из «умников», больших и маленьких, об этом и думать не хотел.
Максим Горький кокетничал, говоря, что Ленину, наверное, интересно было встречаться с ним, потому как он-де хорошо знал Россию. Конечно, интересно, и кокетничать нечего. Зрелые годы Ленин провёл (начиная с 1900-го) за границей, живя в меблированных комнатах, гостиницах-пансионатах, и, хочешь, не хочешь, привык к европейской ухоженности и обходительности. В лапотной России бывал наездами, и знал страну, в основном, по статистическим отчётам. Душевно же, сердцем, совершенно не воспринимал ее, – и всё оттого, что не шибко жаловал народ. Находясь в ссылке в Шушенском (по времени и всего-то ничего), Ленин решительно, на все оставшиеся сроки возненавидел «идиотизм деревенской жизни». Ну, можно ли было жить тут без вольнолюбивых книг (не читать же Библию!), без умных бесед, без жарких споров о том, как осчастливить того самого мужика-недоумка, который, не взяв даже копейки, за спасибо свежевал двух баранов на прокорм им с Наденькой и двум их охотничьим собакам. Что-то я не припомню ни имени, ни фамилии той бабы-кухарки и того мужика – истопника и дворника, на все руки мастера, – которые обслуживали ссыльного В. И. Ульянова. Эти данные как-то выпали из многотомных исследований о вожде мирового пролетариата в период его пребывания в Сибири. Однако данные о том, что ссыльный присяжный поверенный В. И. Ульянов получал золотые рубли из царской казны на прожитьё в тушенском – как дворянин, слава Богу, сохранились.
Вспоминаю старую фотографию 1900-х годов, показанную мне в музее в Сольвычегодске, на ней запечатлён ссыльный большевик К.Е. Ворошилов сотоварищи. Лежат на травке, как парижане у Мане (картина «Пикник»). И тоже – с дамами, с закусоном-выпивоном. И это ссылка? Что-то у моего деда таких фотографий не сохранилось, а ведь в одних и тех же местах «срок волокли». Только те – при царе, а он – при «умниках».
Вот при них-то и начались ссылки и лагеря настоящие. Со знанием дела гайку закручивали – круче некуда.
Ах, как здорово, с каким энтузиазмом нам пелось в годы моей юности:
Наш паровоз вперед лети,
В коммуне остановка!
Начиная с 1980-х годов, тормоза так заскрипели – аж искры из-под колёс Приехали,
Часто приходится слышать: если бы Ленин жил подольше, всё было бы по– иному. Может, и так, но мне от этого не легче. Более того, я всё больше утверждаюсь во мнении, что главным стрелочником, направившим «наш паровоз» не в «ту степь», как раз и являлся Ленин.
Тот век немало проклинали
И не устанут проклинать.
И как избыть его печали?
Он мягко стлал да жестко спать.
(А. Блок)
Суровое проклятие вынесло время всем тем, кто заведомо преступными методами насаждал в России невызревшие социальные идеи с «чужого плеча», обернувшиеся в конечном итоге геноцидом русского народа, нанесением катастрофического, невосполнимого урона его генофонду. Евгеника (от греч. – хорошего рода) – наука, занимавшаяся подобными проблемами в советское время, была ошельмована и поставлена все закона, а журнал Русского евгенического общества был закрыт, чтобы о наследственности, родословии никто и думать не смел.
«С точки зрения евгеники, – писал генетик Н. К. Кольцов, – каждый социальный строй оценивается, прежде всего, в связи с тем, в какой мере он обеспечивает полное фенотипное проявление всех ценных наследственных особенностей генотипов».
Что касается нынешнего социального строя, то в его оценке всё ясно до предела. Согласно строгим статистическим данным, в России ныне – депопуляция, а это значит не просто сокращение, но вымирание русского населения. С 1992 года смертность превышает рождаемость в России больше, чем в любой из стран Европы. На сто рождений приходится сто восемьдесят абортов, как считает Русская Православная Церковь, это обусловлено не только экономическими, но, прежде всего, духовными причинами, кроющимися в бесовской вседозволенности, нравственной распущенности, отрицания греховности детоубийства в утробе матери. Церковь призывает осознать: «жизнь человека не зависит от изобилия его имени» (Лк 12,15). Народ, поверивший «умникам», утверждающим, что многодетность ведёт к нищете, а отказ от рождения детей – к материальной обеспеченности, рано или поздно не сможет более сохранять свою самобытность и культуру, эффективно хозяйствовать на своей территории и защищать её.
Пенсионеров в России скоро будет больше, чем работающего населения. Если сейчас постоянный недобор новобранцев в армию, то что говорить об обороноспособности страны в ближайшем будущем? Геополитическое положение России – катастрофично.
Располагая самой большой территорией в мире – более семнадцати миллионов квадратных километров, наше государство занимает лишь седьмое место по количеству населения. Впереди нас – Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан. Примечательно, что, по прогнозам ООН, население США к 2050 году увеличится на сто десять миллионов человек.
Великий русский учёный-патриот Д. И. Менделеев в начале XX века писал; «Я ставлю вопросы о народонаселении на первый план между всеми другими внешними вопросами человеческого общения и полагаю, что не только науки (особенно же науки экономические), но и политика, даже религия и понятия о прекрасном должны поставить задачу народонаселения на первейший план». По расчётам Менделеева, вероятное количество населения России в 2000 году должно было составить 594,3 миллиона человек.
За годы, минувшие после ельцинского переворота, число детей сократилось на 14 миллионов, а количество беспризорников превысило семьсот тысяч человек Даже после Великой Отечественной войны во всём Советском Союзе их было меньше. По всем расчётам нас к 2050 году должно остаться всего пятьдесят миллионов. Чтобы замаскировать вымирание (умерщвление) русской нации, имеющимся приростом населения других этносов, массовым притоком китайцев, выходцев из Средней Азии и Закавказья, в России и введены новые паспорта без указания национальности.
…На Рождественских чтениях 2004 года, на специально устроенной выставке в зале Церковных соборов при храме Христа Спасителя в Москве документально подтверждено, что в пору партийных гонений на Церковь, в тещ числе при секретарях крайкома и обкома Горбачёве и Ельцине, самую горькую чашу испили наши духовные пастыри.
Тысячи священников были репрессированы – расстреляны, томились в тюрьмах и лагерях. Всё, что напоминало о святости, было осквернено, осмеяно, предано поруганию и забвению. И что же в итоге? Вначале порушили святыни, а без духовных скреп государство, как карточный домик, завалилось. В огромной стране не нашлось ни одного человека, кто бы с оружием в руках встал на защиту горкома, райкома, обкома, крайкома, ЦК. Безбожная, богоборческая власть полностью обанкротилась, прогнила, как та рыба с головы и до хвоста, смердеть начала. Но, странное дело, те, кто во все годы были «у руля» и давили, как могли, инакомыслящих, благополучно перекочевали из социализма в ненавидимый ими капитализм, где и расположились со всем возможным комфортом. Из бывших членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС, слава Богу, никто с сумой не ходит, а Горбачёв и Ельцин даже свои фонды основали. Крутят-вертят деньги, как истинные марксисты, не забывая, естественно, о прибавочной стоимости.
«Будущее России, – был убеждён святитель Феофан Затворник, – в безупречной нравственности её руководства». Нам до этого будущего ох как далеко.
Ни первый президент СССР, ни первый президент России в суете, за быстро минувшими днями и годами своего дозора на передовых рубежах охраны родимо
го Отечества, не взяли в толк одну простую истину: если в улье нет матки, меду не жди – обязательно распадётся пчелиная семья. А возврати матку в улей – и всё вернется на круги своя. Говорю к тому, что и Горбачеву, и Ельцину, а теперь уже и Путину письма писал, чтобы вернули воровским образом изъятую из Троице-Сергиевой лавры икону «троица» письма преподобного Андрея Рублёва. А ещё – чудотворную икону Владимирской Божией Матери, арестованную в кремле в 1918 году. Святыня эта прошла с нашим народом всю её историю. Не раз спасала Отечество и его столицу, Москву, а ныне, как это ни прискорбно, томится под арестом в качестве экспоната Третьяковской галереи (инвентарный номер 14243). Все ждёт, когда мы соберём воедино свою любовь, силу и после покаянной молитвы всенародным крестным ходом вернём её к месту вековечного обретения в кафедральный всея Руси Успенский собор Московского Кремля. Тогда глядишь, и колокола на Иване Великом ударят, и Спасские ворота распахнутся, а там – чего в жизни ни бывает? – и хлеб-соль вынесут от пока ещё всесильной администрации президента.
В своё время царь Иван Грозный, давая грамоту русским купцам и промышленникам Строгановым на владение землями по рекам Каме и Чусовой, строго предупредил: «А буде учнёте воровать и ходить не по грамоте, то сия моя грамота не в грамоту». Строгановы исправно «ходили по грамоте» и оправдали царское доверие, принеся казне большой прибыток, да ещё и Сибирь привели под царский скипетр успешным походом Ермака с дружиной. Деятельность русских мужиков Строгановых, происходивших го северных крестьян, развивалась в русле интересов государства, служившего надёжным оплотом для них и для всех тех, кто связал свою жизнь и будущее своих потомков с Россией. Когда в Смутное время, в начале XVII века, интервенты вкупе со всяким сбродом – русскими ворами – дорвались до богатых закромов нашего Отечества. Строгановы остались верны присяге. После того как народ под предводительством Минина и Пожарского, предстательством преподобного Сергия Радонежского, изгнал оккупантов из Москвы, и на трон был возведён Михаил Романов, именно Строгановы дали денег молодому царю, чтобы наведён был порядок на всей Русской земле. Со временем именитые люди Строгановы стали графами Российской Империи. Без малого полтысячи лет, вплоть до Октябрьской революции, они верой и правдой служили Отечеству.
Только и можно развести руками, когда ныне становятся известны по пьяному делу подписанные власовцем от компартии, а потом по мановению волшебной палочки «демократически» избранным президентом России Ельциным указы о пожаловании баронских, графских, княжеских титулов, и кому – стыдно даже перечислять фамилии (одних художников целая дюжина!). И ведь претенденты на эти титулы не только знали о готовящихся указах, но чаяли их, лишь бы в князья да в графья выйти. Кругом разор, неурядицы во всём, воровство, коррупция, обман, и надо же – в такое время президентским указом множится новоявленная знать. Ни дать ни взять – из грязи, да в князи.
Но что-то никто из тех, кто нынче на слуху, с титулами и без оных, не торопятся предстать перед народом без утайки. А о наличности и сбережениях (не только в Сбербанке) и вовсе молчок. Между тем, в Писании сказано: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк 12,34). Вот бы и знал народ, где это сердце, в каких Палестинах обретается.
Газеты периодически печатают списки самых богатых людей России. Русских среди них менее десяти процентов. Составляя (ещё совсем недавно) около девяноста процентов населения России, русские по способности приобретать лично для себя далеко уступают представителям многих наций и даже народностей. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, – сказано в Евангелии, – ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10, 9-10). И ещё: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мк 10, 25).
Наши предки и отцы, деды, пращуры – и мы, теперь уже старики, тоже ведь служили, участвовали в государственном строительстве, а когда дело коснулось дележа накопленного за тысячелетие национального богатства, то мы, в общем-то, удовольствовались, что называется, остаточным принципом.
Нет, я никого не виню. Я к этому был готов и тридцать, и сорок, и пятьдесят лет назад, да, пожалуй, и с самых ранних своих лет. Потому что жажда наживы – это своеобразный вирус, и вот он-то в нашей среде и, не побоюсь сказать, в нашем народе отсутствовал. Поэтому-то русских среди самых богатых людей России – менее десяти процентов.
Примечательно, что российский бюджет за десять лет приватизации получил всего 9,7 миллиарда долларов, а вот личное состояние одного только чукотского губернатора (бывшего ельцинского кассира) во время той же приватизации достигло 13,4 миллиарда долларов. «Иудеи о земном радели, христиане же о небесном», – писал ещё в XI веке митрополит Илларион в «Слове о Законе и Благодати». Словно провидя наше время…
И горд и наг пришёл Разврат,
И перед ним сердца застыли,
За власть Отечество забыли,
За злато продал брата брат.
Рекли безумцы: нет Свободы,
И им поверили народы.
И безразлично в их речах,
Добро и зло, всё стало тенью –
Все было предано презренью,
Как ветру предан дольний прах.
Прочитал у Пушкина и перекрестился: никто так глубоко, и всего-то в десяти строках, не выразил суть многостяжания.
«Близ есм, при дверех», – напомнил в начале XX века прозорливый Сергей Нилус о грядущем приходе антихриста. Теперь же, в начале нового века и тысячелетия, уже явственно слышен его стук в Золотые ворота Иерусалима.
Разве что ленивый не пишет ныне о кризисе либерализма (от лат. – свободный), этой продажной химеры российской действительности. А ведь говорить-то надо о глобальном кризисе всей западной цивилизации, носящей ярко выраженный индивидуалистический характер и потому не имеющей перспектив. «Общество потребления» – тупиковая станция.
Примечательно, что герой «Бесов» Ф. М. Достоевского Николай Сгаврогин вовсе не случайно, а именно вослед «швейцарскому» гражданину и либералу-западнику А. Герцену записался в граждане альпийского кантона Ури. Впрочем, подлинного «гражданина мира» из него так и не получилось. Зато «бесы» новой генерации полный реванш взяли. При трёх, а то и четырёх подданствах, как истинные дети Арбата, прописаны в Москве, но на всякий пожарный случай обзаводятся «уголками» в Швейцарии, во Франции, в Испании, и в США. И откуда только деньги берутся? Может быть, от честных трудов, а? Раньше, в тоталитарные времена, при скором на расправу с казнокрадами генералиссимусе, быстро бы на эти вопросы ответ был найден, и всё наворованное, до копеечки, было бы возвращено государству. А вот нынешние начальники всё намыливают и намыливают, а брить не решаются. Потому как у самих рыльце в пушку.
Нс так давно в газете проми гал: после таможенною досмотра в московском аэропорту, пассажиров, улетавших за границу, решено было вторично проверить у трапа самолета. Когда все поднялись на борт, под трапом нашли свёрток, а в нем – кило алмазов. Скорее всего, новоявленный граф обронил. Хозяина свёртка не нашли, никто не заявил о потере – не иначе как за мелочь сочли. Потому как воруют по-крупному: алмазы – так центнерами, золото – тоннами.
Впрочем, сколько верёвочка не вейся, всё равно конец будет. Смутное время, помним, чем кончилось: труп главного вора сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл. Убеждён, что традиции на Руси по отношению к ворам не пресеклись.
Задолго до нынешнего безумного и опасного братания с Западом А. С. Пушкин прозорливо сказал: «Европа всегда была по отношению к России столь же невежественна, сколь и неблагодарна». С учётом сегодняшних реалий теперь даже глухому и незрячему ясно: Запад, чтобы выжить, не только спит и видит, но и без устали «землю роет», дабы развалить Россию. Вот тогда уже, никого не стесняясь, нам счета и выставят. С учётом набежавших за века процентов. Всё будет по науке, ничего не забудется. Надо ли говорить, что русские воры, уже сейчас, загодя, с усердием предлагают Западу свои услуги и по мере сил тщатся исполнить их. Во всём без изъятия, но, прежде всего, в недопущении проклёвывающегося русского национального самосознания.
Мы живём в осадное, а точнее, в оккупационное время. На радио и телевидении, в издательствах и прессе – везде русским патриотам поставлен заслон. Чуть что, кислород мигом перекроют. Цензура духа стала ещё более изощрённой, жесткой по сравнению даже со старыми, застойными временами. Как ни парадоксально, быть может, это даже во благо нам пойдёт, закон один: действие равно противодействию. Сколько не дави на русскую пружину, она обязательно распрямится, с неотвратимой беспощадностью к тем, кто не берёт это в расчёт.
В. О. Ключевский, поминая в октябре 1892 года в Троице-Сергиевой лавре игумена и печальника земли Русской в день его пятисотлетнего преставления, сказал: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».
Минул ещё один век, и мы снова, помянув преподобного Сергия, размышляем над вещими словами В.О. Ключевского, что «нравственное чувство есть чувство долга». Но о каком чувстве долга можно говорить, когда бесстыдно попираются все вековые нормы нравственного бытия нашего народа? Налицо рецидив обновлённой, ещё более хамской по своей сути ереси жидовствующих, расползание этой духовной заразы по безбрежным просторам России. Напрасно нас убаюкивают «демократические» энциклопедические словари, наводя тень на плетень. Дескать, ересь стригольников-жидовствующих отошла в прошлое. Отнюдь, она приобрела невиданный размах, особенно среди так называемых новых русских, а по существу, воров – в законе и вне закона.
О жидовствующих можно сказать словами Н. М. Карамзина: «еретики соблюдали наружную пристойность, казались смиренными постниками, ревнителями в исполнении всех обязанностей благочестия». И что при этом они «нс верят ни Царству Небесному, ни воскресению мёртвых и, безмолвствуя при усердных христианах, дерзостью развращают слабых». Подводя черту, академик С. Ф. Платонов писал, что на Руси «движение жидовствующих несомненно заключало в себе элементы западноевропейского рационализма… Ересь была осуждена, её проповедники пострадали, но созданное ими настроение критики и скептики в отношении догмы и церковного строя не умерло». В наши дни прилюдного стояния в храме со свечками в руках верховного начальства можно лишь добавить, что ересь жидовствующих не только не умерла, но, как пламя из-под толстого слоя пепла, вот-вот снова вырвется на поверхность.
«Комфорт родит предателей, – пророчествовал религиозный мыслитель князь Е. Н. Трубецкой. – Продажа собственной души и родины за тридцать сребреников, явные сделки с сатаной из-за выгод, явное поклонение сатане, который стремится вторгнуться в святое святых нашего храма, вот куда, в конце концов, ведёт мещанский идеал сытого довольства».
Надо ли говорить, что это пророчество уже стало горькой явью.
«Вор ворует, а мир горюет», – гласит пословица. Ворует не только деньги, но самую честь нации, дерзостно клевеща на своих праотцев, то есть святотатствует – бесстыдными передачами по радио и телевидению, лживыми публикациями в газетах и журналах. Во всех случаях русские воры – это те, кто подтачивает устои семьи, общества, государства в целом, ставя свои шкурные интересы во главу угла, кто живёт «в собственную утробу» (Ф. М. Достоевский).
Могут сказать, что воруют не только русские и даже не столько русские. Вот о них, мол, и надо писать. И всё-таки пришло время прежде всего нам, русским, сказать о своих ворах и их приспешниках-либералах – провозвестниках грядущего Хама. Молчать нельзя, ибо молчанием предаётся Бог, как учат святые отцы.
Мы вступаем в пору, когда никто не спрячется за спину даже и самой что ни на есть «Единой» партии. Когда всё зависит от твоих личностных качеств, твоей преданности и любви к Отечеству земному. Ибо нельзя любить отечество небесное, как учит Церковь, не любя Отечества земного. А какое у человека может быть Отечество земное? Если он нс иуда и не перекати-поле, то его Отечество там, где его родовые корни – откуда каждый из нас есть пошёл. У нас нет и не может быть запасного Отечества. Мы в ответе за всё.
Президент Путин выдвинул лозунг о повышении конкурентоспособности нашей экономики, науки и, в конечном итоге, каждого гражданина в отдельности. Кто же будет возражать – заявка сделана хорошая. Только как осуществить это? Есть предложения, но инвесторы-то хотят вложиться так, чтобы получить «короткие» деньги – быструю оборачиваемость средств. Говорят о повышении конкурентоспособности мозгов, о наших приоритетах – космосе, биотехнологиях. О чем угодно говорят, вот только про душу забывают.
С моей же точки зрения, инвестировать надо в первую очередь в государствообразующую нацию, в русский народ – главный подшипник, на котором вертится государство. Опыт Великой Отечественной войны показал: когда враг был у ворот Москвы, то инвестирование, образно говоря, именно так и было произведено. Сталин обратился не к кому-нибудь, а прежде всего к русскому народу, вспомнил о святынях, о великих русских воинах, под знамёнами которых испокон веку вставали в лихую годину все народы России – «всяк сущий в нём язык».
Между тем, Европа вкупе с Америкой снова с ультиматумом: надо, дескать, нам незамедлительно обновить загранпаспорта, чтобы можно было «считать» роговицу глаза, сделать отпечаток пальцев и пр., и пр. Ну, коли так, заодно надо бы обновить и наш общегосударственный паспорт восстановить в нём святое имя того народа, к которому каждый из нас принадлежит. Вот это и стало бы первой инвестицией, которая незамедлительно сказалась бы на куда для нас более важном – на внутреннем инвестиционном климате.
Историю России тля не тлит. Так что нынешние реформаторы пусть угомонятся – американский стандарт к нам не прилепишь, пустые хлопоты. Всё будет так, как предначертано: «И от судьбы защиты нет» (А. С. Пушкин).
Перед Россией – бездна проблем. Куда ни кинь – всюду клин. И всё-таки главное – проблема выбора формы правления. Здесь всё будет зависеть от тех, кто идёт вслед за нами. А вот какой выбор они, наши внуки-правнуки, сделают, во многом зависит от «домашней церкви», как называл апостол Павел семью.
Не следует, однако, забывать: под народной волей понимается не только воля всех живущих в известное время индивидов, но та воля, которая поддерживает жизнь народа среди сменяющихся поколений. Эта мысль явно не устарела.
Идея национального самосознания русского народа – осознание своих корней и предназначения, православная идея, – обретает ныне первенствующее значение, как это было во времена крутых поворотов в жизни Отечества и каждой семьи в частности.
Россия испокон веку была православной державой, а православие – государственной религией. Таковой статус православия непременно должен быть восстановлен в нашем Основном законе, если мы ещё не потеряли чувства национального самосохранения
Факт остаётся фактом: русские оказались подмяты чужой властью.
«Благоприятствовать демократии – следственно не благоприятствовать России, которая есть главное препятствие для демократии», – писал идеолог монархической государственности митрополит Филарет (Дроздов) в середине XIX века наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву). Слова эти адресованы не столько тому времени, сколько нашему.
И ещё одна мысль святителя Филарета: «Поучительная истина есть та, что бедствия общественные должны встречаться покаянием и молитвой, и чем благовременное, тем лучше».
Провидя наше безвременье, владыке Филарету вторил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Дело управления народами – самое трудное дело». И при этом неустанно напоминал, что царь есть Божие установление. «Бога бойтеся, царя чтите» (1 Пет. 2,17) – эта заповедь дана христианам на вечные времена.
Вовсе не случайно митрополит Филарет причислен Русской Православной Церковью к лику святых именно в наши дни, и святые мощи его перенесены из Троице-Сергиевой лавры поближе к Кремлю – в храм Христа Спасителя, Его утверждения о необходимости и пользе царской власти для народа непреходящи: «Как небо, бесспорно, лучше земли, и небесное лучше земного, то также бесспорно лучшим на земле должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: виждь, да створиши по образу показанному тебе на горе (Исх. 25, 40), то есть на высоте Боговидения. Согласно с сим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного, по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, – Царя наследственного».
Итак, снова о том, с чего начали – о «наследственном», о родословии, о генеалогии. Речь идёт не о листьях, опадающих каждую осень, а о могучем древе, корнями уходящим в толщу веков, которое и составляет род, родину, народ.
Обращение к предкам не талисман, а зеркало: гожусь ли в бойцы? Национальная идея – хорошо, но чего ты сам стоишь?
Вот тот брусок, на котором личность «затачивается».