Вторник, 16 июля, 2024

Дедушкины уроки

В июле поспела голубика, и дедушка с шестилетним Андреем отправились за ягодой. Шли, разговаривая о разных делах. На полпути мальчик остановился и удивлённо сказал...

По ком ты плачешь,...

«ВСУ продолжают подготовку к рывку в районе Харькова и Херсона-Запорожья. На этих направлениях усилился боевой потенциал противника. Постоянные попытки расширить сектор для контрнаступления...

И был вечер, и...

Украинские власти вынуждены признавать успехи ВС РФ не только на Кураховском, Покровском, Краматорском и Купянском направлениях, но и на севере Харьковской области...

Сердце храброго мужчины

Здравствуй, дорогая бабушка! Шлю тебе привет из Воронежа. Помнишь, когда ты к нам приезжала и мы гуляли по Воронежу, ты спросила: «Кто такой Андрей Санников? Почему в его честь назвали улицу?»...
ДомойПравило ВерыИзраненный Успенский собор

Израненный Успенский собор

Символ поруганного, но не сломленного единства Святой Руси

Выступление игумении Анны (Морозовой), настоятельницы Свято-Николаевского женского монастыря Донецкой епархии на собрании с участием епархиальных ответственных за монастыри (Москва, Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 29 ноября 2023 года)

 

Наша Свято-Успенская Николо-Васильевская обитель, основанная схиархимандритом Зосимой (Сокуром), расположена в селе Никольское под Донецком.

Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в Никольское в 1986 году – в полуразрушенный Свято-Васильевский храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического дома. 

В скором времени его трудами храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и небольшая паломническая гостиница с трапезной. В 1992 году архимандрит Савватий был пострижен в схиму с именем Зосима.

В 90-е годы отец Зосима уже был известен как старец и пламенный молитвенник. Множество людей, как мирян, так и священников, приезжали к нему за духовным советом и наставлением. Будучи уже тяжело больным к тому времени, Батюшка

принимал в день по 20-30 человек. Среди посетителей были и простые сельские жители, и люди высокого статуса. Батюшка с каждым мог говорить на его языке, каждый выходил от него утешенным и окрыленным. Вокруг Батюшки собирались люди, желавшие послужить Богу под его духовным окормлением. В 1997 году церковная община взяла в аренду у сельсовета «Дом временного проживания», расположенный на территории, прилегающей к храму. Там была устроена богадельня по уходу за немощными и престарелыми людьми – «Дом милосердия». Батюшка был счастлив возможностью обеспечить достойный уход своим стареющим «женам-мироносицам», как он называл матушек-помощниц, следовавших за ним по всем местам «ссылок» (власти много раз переводили отца Зосиму с прихода на приход, пытаясь сломить непокорного священника). Никольское, по словам самого Батюшки, стало местом его последней ссылки. 

В этом же 1997 году Батюшка перенес клиническую смерть. Вернувшись, он стал активнее заниматься строительством и устройством обители, говорил, что мало времени у него осталось.

За эти годы был выстроен весь архитектурный ансамбль обители с несколькими храмами, часовнями, жилыми, хозяйственными и больничными корпусами, общей площадью более 8000 кв.м. Официально монастырь был зарегистрирован в 2000 году.

Батюшка был ценителем красоты церковного богослужения, собирая по крупицам духовные сокровища по всему православному миру. Особенности богослужений Иерусалима, Афона, Киево-Печерской Лавры, Оптиной пустыни стали частью уставной жизни обители. Праздник Успения Божией Матери был одним из самых почитаемых Батюшкой, на второй день Успения в 2002 году он и ушел в Вечность.

После смерти отца Зосимы, по его завещанию был выстроен величественный Свято-Успенский собор, являющийся копией Успенского собора в Московском Кремле, что стало видимым воплощением его любви к Богородице и к Русской земле, ее духовному наследию. 

В 2009 году наш собор освятил Святейший Патриарх Кирилл, как и завещал при своей жизни отец Зосима. На самом деле, это всех очень смущало – мы, живущие рядом с Батюшкой, думали, что блажит старец. Каково же было для всех удивление, что в нашу глухую, далекую от цивилизации деревню приехал Святейший Патриарх и батюшкины пророческие слова исполнились.

Отца Зосиму вообще отличало трепетное отношение ко всему исконно русскому. Понимая Святую Русь как начало, удерживающее мир от апостасийного разложения, Батюшка ясно осознавал, что Россия имеет два крыла – православие и культуру – и только сохраняя в чистоте нашу веру и оберегая культуру, можно сохранить историческую память, нашу русскую идентичность – то, что отличает нас от других народов, делает Русь – Святою.

Он прекрасно разбирался в русской истории, литературе, живописи, музыке и призывал нас не быть «Иванами, не помнящими родства», дорожить своими корнями, святынями, знать и ценить свою культуру. Прозревая будущее на много лет вперед, в начале 90-х годов ХХ века он говорил о том, что разделение России, Украины и Белоруссии на независимые государства искусственно инициируется Западом, на всем протяжении истории мечтающим разрушить духовное единство русского народа и подчинить нашу страну своим интересам. Видя, с какой интенсивностью на Украине насаждаются отрицание и агрессия ко всему русскому, Батюшка с огромным прискорбием говорил, что такие действия непременно рано или поздно приведут к кровопролитию и войне, а также к гонениям на Православную Церковь. 

Понимая, что Русская Православная Церковь является последним оплотом единства славянских народов и гарантом стабильности во всем православном мире, отец Зосима решительно обличал пагубность церковного раскола. Он горячо молился сам и призывал всех молиться о неделимости Русской Церкви. Цитирую: «Вздохни каждый о Церкви, чтоб нам сохранил Господь Единую Святую Русскую Православную Церковь. Не эту раскольническую, политическую, которую на Украине пытаются навязать, и в которую они захватывают храмы и увлекают насильно души человеческие в ложь и обман. А дай нам, Господи, в законной единой Русской Церкви пребывать!» 

В своем завещании Батюшка написал: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, – беззаконная или “законная”, – автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским. Твердо стойте за каноны Русской Православной Церкви. Нахожусь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность». 

В те времена нам было совершенно непонятно, как такое может произойти. Каким образом это может сбыться. А сейчас мы являемся живыми свидетелями исполнения этих слов.

Уже почти два года, с 13 марта 2022 года монастырь подвергается массированным артиллерийским обстрелам со стороны Украины. К сожалению, стреляющих не останавливали ни более трехсот беженцев с детьми, которые спасались в наших подвалах, ни престарелые жители богадельни, не останавливает и то, что сейчас около пятидесяти монашествующих остаются в обители ради того, чтобы совершалось богослужение, не угасали лампады. Какая-то нечеловеческая злоба движет этими людьми.

Летом 2022 года были эвакуированы тяжелобольные и престарелые жители монастырской богадельни. В назначенное время эвакуации начался прицельный огонь. Обитель обстреливалась беспрерывно в течение пяти часов: над головами насельников разрывались «грады», «ураганы», мины разного калибра. От фугасных снарядов загорелся Трапезный храм в честь всех Русских святых и Дом трудолюбия. Ближе к вечеру с большим трудом удалось вывезти из обители престарелых людей.

Спустя некоторое время, по благословению правящего архиерея митрополита Донецкого Илариона, выехала еще часть насельников монастыря. В настоящий момент в городе Макеевка проживают братия в скиту Святого Иоанна Предтечи, в Свято-Касперовском монастыре проживают 75  сестер из богадельни, в селе Андреевка Снежнянского района живут 20 сестер при Свято-Покровском храме. Сестры живут монашеской общиной, исполняя монастырский устав, поддерживая жизнедеятельность монастыря на передовой.

Сегодня в обители не осталось ни одного целого здания, повреждены кровли на всех монастырских строениях. Невзирая на практически полное внешнее разрушение, обитель живет.

В монастыре полностью разрушены все системы коммуникации: нет электричества, воды, газа, тепла, связи. Оставшиеся братия и сестры живут в подвальных помещениях. Большая часть насельников проживает в нижнем храме. Там мы ежедневно совершаем богослужения, здесь же готовится пища на газовой плите. Для приготовления используется газовый баллон. Жизнедеятельность монастыря полностью зависит от работы генератора. Дорога, по которой завозится дизельное топливо, постоянно обстреливается. Люди, рискуя жизнью, доставляют в обитель топливо, хлеб, продукты. Есть много погибших и раненых. На территории монастыря погиб иеромонах Вонифатий, схимонахиня Савва, инок Герман и другие. Всего на сегодняшний день 8  погибших и 10 человек раненых.

Братья и сестры служат, молятся и вдохновляются светлой надеждой на то, что, как птица Феникс, любимый монастырь неминуемо восстанет из пепла, как неминуемо возродится и Русь триединая в братской любви и в духовном единомыслии!

Израненный Успенский собор стоит как символ поруганного, но не сломленного единства Святой Руси – единства Русской Церкви и единства братских народов России, Украины и Белоруссии, о котором так горячо молился отец Зосима, и с глубокой верой в возрождение которого он и ушел в Вечность.

 

Помочь разрушенной обители можно, перечислив денежные средства на карту Сбербанка 2202203692384367 или по номеру телефона +7 (989)504-97-03 (карта привязана к номеру). Получатель платежа – Елена Викторовна Морозова.

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

Заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Продолжая беззаконную политику преследований верующих Украинской Православной Церкви, спецслужбы Украины осуществили очередную акцию устрашения — под предлогом, который даже многие украинские общественные деятели считают вымышленным, был задержан наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Арсений...

«Тебе беседую, Единому, благому, незлобивому…»

"Сердце Иисуса, вечно горящее любовью, рождает ответный пламень любви человеческой. Мир сей лютует, озорует; мир сей осатанел, отступился света. Но как Феникс горит и не сгорает любовь Христова на земле. Не тужи, не сумневайся: и в наши дни ово на Афоне, ово в Палестине, ово по ямам и вертепам отечественным и се в ночи восходит к Вечному, Всемогущему, Вездесущему…