Писатель-журналист Андрей Лисьев назвал свою книгу, которая в последнее время вызвала горячий и неподдельный интерес у российского читателя, так – «Не прощаемся». Она, эта книга, вышла в необыкновенной и ранее не знакомой серии – «Лейтенантская проза СВО».
Сама серия, как понимаем, отдана творчеству тех, кто непосредственно участвует в военных действиях против фашистов. А их, фашистов, развелось не только в братской когда-то Украине, но и практически во всей Европе. К ним примкнули и руководят озверельем денежные магнаты из США и Англии.
Андрею Лисьеву, талантливому писателю, не надо было, как некоторым, выдумывать героев произведения – они рука об руку на полях сражения. Не надо было придумывать сюжетные линии действия – герои жили в них, и автор на собственной шкуре испытал все тяжести и невзгоды, а больше всего радости и гордости за каждый успешный шаг своих товарищей.
В аннотации к книге «Не прощаемся» сказано: «Сентябрь 2022 года… Российские десантники держат оборону в степи под Херсоном. Их мало, за их спиной – Днепр. И ответ на вопрос «Зачем мы здесь?» превращается в знаменитый девиз ВДВ «Никто, кроме нас!». Эта фронтовая повесть – первый образец «лейтенантской прозы», написанный в ходе специальной военной операции на Украине. Автор, очевидец описываемых событий, во всех подробностях рассказывает о тяжелой боевой работе бойцов Воздушно-десантных войск Российской Федерации, сражающихся за будущее Русского мира».
Не могу, рассказывая о реалистической повести Лисьева, не привести отклик на нее некоей Тины, читательницы (к сожалению, не знаю ее фамилии):
«Я бы отнесла книгу «Не прощаемся» к жанру военной мемуарной прозы. Это не художественный вымысел. В книге удачно синтезированы мемуарные описания документально-фактических событий, многочисленные реалистические интервьюирования их участников и художественное повествование. Автор книги – очевидец описываемых событий, поэтому и рассказ ведется от первого лица.
На дворе 2022 год. Идет специальная военная операция… С первых страниц книги автор погружает нас в самую гущу реальных событий. У Херсона проходят оборонительные бои. Десантный полк отступает через мост Днепра. Главный свидетель запечатленных событий, а также встреч и бесед с участниками военной операции, младший сержант Андрей Владимирович. Его позывной – «Проза». Он же – писатель-журналист, который получил законное право находиться в зоне СВО. Его интересует каждый человек: от рядового мобилизованного и контрактника до титулованного военного и тыловика. Автор показывает, как каждодневная жизнь и борьба бойцов ВДВ мотивированы девизом «Никто кроме нас». Ради справедливости и победы над врагом они совершают маленькие подвиги и героические поступки.
Пытливый взгляд, явный интерес, профессиональная наблюдательность, дружеский настрой, искренность в беседах – все это позволило Андрею Лисьеву написать правдивую документированную прозу. Все события описаны жестко, честно и без прикрас. Победы и поражения, выживаемость и смерть, героизм и трусость, решимость и страх, уверенность и сомнения…, а еще «двухсотые», «трехсотые» и «пятисотые». Говоря о последних, замечу, есть и такие. Это и есть военная правда. Она подкупает и вызывает уважение и доверие. Автор не делает выводов. Выводы напрашиваются и самопроизвольно рождаются у читателя.
Читая книгу, испытываешь разные чувства: от гордости, восхищения и уверенности до негодования, удивления и разочарования. Равнодушию здесь нет места!»
А вот маленький отрывок из повести. Прочитаешь и поймешь, что хотел сказать автор своим произведением:
«Деревня под Бериславом. Ты стоишь в очереди у ларька в ожидании хлеба. Хлеб уже привезли, но еще не выложили, лишь аромат свежей выпечки разносится над пыльными акациями и армейской колонной, ожидающей переправу.
И ты, весь такой седой и ироничный, изучаешь лица людей. Две мамашки с симпатичными взрослыми дочками гуляли и завернули сюда. Ты радуешься, что женщины перестали кутаться в жару. Видать, привыкли к военным. Две старухи одна плотная, вторая сухая, обе – в косынках осуждающе теребят взглядами девочку лет 14, вставшую в очередь с чупа-чупсом во рту. Неряшливо одетый старик опирается на палку и красными слезящимися глазами изучает стартовую ступень «панциря», что рыжеет в траве. Все молчат. А ты думаешь о том, как быстро люди привыкают к танку на своей улице.
В глазах женщин – настороженность. Еще недавно они были нимфами и грациями, женами и мамами, принцессами-дочками. И вот уже полгода женщины живут с пониманием: никто не защитит, ни муж, ни отец, ни брат. Нет государства. Нет эмансипации, феминизма. Всё испарилось. Есть только одетые в потное хаки мужики с контуженными глазами, «только что с передка». В глазах женщин и молодых, и старых общее невысказанное понимание: здесь они – добыча. Как тысячи лет до сих пор. Усталые «вежливые люди» оскотиниться на войне не успели и девушек не трогают – хлеба бы купить. Но женщинам неуютно.
Над ГЭС из-за Днепра тонко взвивается звук сирены – воздушная тревога. Очередь не реагирует. Техника приходит в движение, лязгают гусеницы. Колонна рассредоточивается.
В голубом небе друг за другом лопаются белые шарики, это «панцири» сбивают HIMARSы. За вспышкой над головой следуют два разрыва: сначала перехваченного снаряда, следом – звук старта зенитной ракеты. Люди в очереди вздрагивают, кто-то пригибается, все молча считают вспышки. Все знают, что «панцири» не могут сбить все снаряды, и прилет будет! Будет прилет!
В глазах женщин – страх. Никто не защитит. Лязгают гусеницами русские мужские игрушки, в небе рвутся американские мужские игрушки. Инстинктивно мамашки с дочками шагают к тебе, спиной, так укрываются под деревом в непогоду.
Восемь! И? Девятый HIMARS падает в четырехстах метрах на околицу. Очередь издает стон. Женский стон. Дребезжат оконные стекла, где-то что-то вылетело. Над деревней вырастает облако бетонной пыли, которое тут же сменяется черным дымом пожара.
– Шиномонтаж, – скрипит старик.
В глазах женщин ужас. Кто-то пытается вырвать руку из материнской, кто-то настаивает, что хлебушка надо купить. Девочка убегает, выронив чупа-чупс, в сторону пожара.
Ты уже не можешь видеть этих глаз.
Из глубины души вырастает что-то древнее, звериное, первобытное. Ты смотришь на дым и вдруг понимаешь, с этим дымом только что улетучилась твоя мирная жизнь. Что все деньги мира – мусор. И ты не просто так оказался среди этих мужиков в зеленом. Теперь ты – в строю. И ты пойдешь защищать этих женщин и детей…
Своих женщин и детей…
Наших женщин и детей…
Чужих женщин и детей…
Еще вчера тебя бесило нелепое русское государство с коррупцией и бюрократией. Теперь ты и есть русское государство. Здесь и сейчас».
Именно так: еще вчера человек негодовал по поводу своего материального недостатка, тяжелой жизненной несправедливости, что окутала простого человека со всех сторон, даже злобы, если хотите, – человек труда вдруг стал нищим, а сегодня этот человек – защитник родной земли, и никуда не деть это свойство русского человека.
Потому, поняв главный смысл повести Андрея Лисьева, большая авторитетная комиссия присвоила писателю-журналисту Национальную премию «Имперская культура».