Среда, 17 июля, 2024

Жара за сорок…

Жара за сорок, марево солнца над степями. Ветерок только к вечеру, на красный закат, тогда листва в уцелевших посадках чуть колышется. Кому-то в этой жаре, получая солнечные удары, разгружать снаряды, кому-то рыть сухую землю под норку, кому-то мучиться в прифронтовых госпиталях...

Поэт мужества и трагизма

В 1986 году общество "Знание" выпускало книгу о современном литературном процессе, где публиковали и мою статью. В ней я написал, что выдающийся русский поэт Юрий Кузнецов осмысливает в стихах трагическое состояние мира...

БЛАЖЕН МУЖ ИЖЕ

…гули-гули… – звал на лугу на Радоницу сизарей Лёнька, рассыпая загребущими лапами, – руками их не назовешь, – с веялки остатки золотого силосного проса...

Дедушкины уроки

В июле поспела голубика, и дедушка с шестилетним Андреем отправились за ягодой. Шли, разговаривая о разных делах. На полпути мальчик остановился и удивлённо сказал...

О редкой поэме 1812 года

Из записок библиофила Юрия Закревского

Наполеон вступил на территорию России. Различно отнеслись к этому на Западе, да и у нас находились аристократы видевшие в этом чуть ли не благо. Хотя на защиту Родины выступили В. Жуковский, Денис Давыдов и И. Крылов со своими весьма патриотичными баснями. У меня каким-то образом оказалась поэма, хранившаяся в «Библиотеке для чтения» В. А. Плавильщикова и поэта А. Смирдина. После его разорения книги кочевали из Петербурга на Запад и остановились в Праге. Здесь и теперь есть соответствующий фонд. А когда я снимал там некоторые эпизоды фильма «Зайдем к Смирдину», мне и отдали брошюру неизвестного автора со странным названием «Аттила девятогонадесять века». Фамилии автора нет, но есть имя цензора коллежского советника и Кавалера гр. Яценкова. И дата «6 дня 1812 г.». Судя по всему, поэма была написана до Бородинского сражения и издана без волокит в императорской типографии. В ней весьма недвусмысленно Наполеон назван Аттилой 19-го века. Стиль похож на Державинский. Привожу некоторые строки в современной орфографии:

И под чертог Зимы подножья

Тлетворная ведет рука,

Восставшая на всю природу.

Но кто сей — Русскому народу

Несёт в его жилища брань?

Кто мир его святит,

На всех свою наложит дань.

И далее:

Се современного Аттилы

Наружностью страшит вид…

.

Огонь ада разжигая к славе

Ироя обратив в злодея…

Алкая овладеть вселенной,

За мечту счастья уцепясь,

Вступил с слепым роком в связь.

Нелестный, но вполне аргументированный анализ поступков и даже характера Наполеона. А в примечаниях: Можно ли представить себе, что-либо безумнее той модной мысли, которою многие, кажется, заражены: Наполеон, пресыщенный славою, имеет последнюю цель – исправление рода человеческого. Есть в поэме и истинные герои. Им «примерам добрым подражать».

И ещё:

Тогда прямые Галла чада,

Стянутся из далёких стран

Во стены отческого града

Торжествовать, что пал тиран.

.

Уже Петрово семя зреет,

Его своей любовью греет

Екатерины добрый внук.

Рука победоносна Россов,

На грудах массовых колоссов

Создаст храм мира и наук.

Такой мечтой и заканчивается поэма. Но не забыт и великий Бонапарт: среди громов готовят муки Аттиле и поносную смерть. Кто же автор всех этих строк? Обращаюсь к историку и библиофилу, собравшему тысячи книг о 1812-1813 годах. Отвечает: «Всё у меня есть, но нет Аттилы, может уступите?». Я не уступил. Не оказалось поэмы в главной тогда библиотеке «Ленинке». Нашёлся один экземпляр в моей любимой ленинградской «Публичке». Тут я и фамилию автора узнал: один из первых наших библиографов – Василий Анастасевич. О нём теперь в энциклопедии «Русские писатели 1800-1917гг.» немало написано. В частности, создание Росписи российским книгам и статей, обращённых к дворянам и к истории славянских стран. Но «Аттилы ХIХ века» опять же нет. Вот и выходит, что я сделал небольшое открытие. И повторюсь – «Аттила ХIХ века» весьма любопытное сочинение!

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

«Пирамида» Леонида Леонова в реалиях нашего времени

Творчество Леонида Леонова отличается философской направленностью, стремлением осмыслить кардинальные вопросы бытия. Писателя влечет вечная и нераскрытая тайна человека...

Соприкосновение миров

Непохожесть, различие, несовместимость – первые определения, приходящие на ум при попытке сопоставления художественных миров Михаила Шолохова и Уильяма Фолкнера...

Мудрость на века

«Мало прожить много, нужно еще это сделать достойно». Эти мудрые слова Евгения Александровича Кулькина, подтверждающие жизненное и творческое кредо писателя, вошли в новый трехтомник афоризмов «Мудрость на века»...

Доброта детства

Повести о детстве – драгоценный жанр русской литературы. Все светлое, чистое, доброе начинается, рождается, расцветает в детской душе и в зрелом возрасте и в старости нет лучше воспоминаний, чем о годах открытия мира людей, человеческих взаимоотношений...