День народного единства — 4 ноября 2012 года — Московский камерный оркестр под управлением Александра Рудина отметил незаурядным событием — исполнением первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Откликаясь на это событие, известный музыкальный критик Игорь Корябин писал: «…Та прозорливо-дальновидная публика, что всё же пришла на концерт, стала свидетелем музыкального события высочайшего музыкального уровня и исключительной значимости. …4 ноября этого года мы получили истинное наслаждение от великой, но несправедливо забытой русской музыки и от её великолепного исполнения (как оркестрового и хорового, так и ансамблевого, и сольного)». Спустя два столетия в столице было представлено музыкальное произведение, созданное в 1811 году талантливейшим русским композитором и дирижёром «доглинкинской эпохи» Степаном Аникиевичем Дегтярёвым.
Дегтярёв родился в 1766 году в слободе Борисовке. Отец его Аникий Дегтярёв (по старинному написанию — Дехтерев) был крепостным графа П.Б. Шереметева. Ещё в раннем детстве проявились редкие музыкальные способности Степана, и он стал обучаться в Борисовской певческой школе при Успенском храме. Вместе с ним занимались и его старшая сестра Стефанида с младшим братом Евдокимом. Всех троих вскоре забрали из дальней слободы в подмосковную усадьбу Кусково в школу при известном на всю страну крепостном театре Шереметевых. А осиротевшего отца — Аникия Дехтерева — граф «милостиво освободил от повинности сдачи отсыпного хлеба».
Вскоре Стефанида Дегтярёва стала выступать в шереметевском театре. Юной певице доверяли главные партии в самых сложных операх… Но недолгим оказался этот успех, взлёт самобытного музыкального таланта. Скоротечная болезнь свела сестру Степана в могилу.
Ну а «крепостному человеку» Степану Дегтярёву Шереметевы дают отличное по тем временам и общее, и музыкальное образование. Музыкальная подготовка будущего композитора включала изучение теоретических дисциплин, обучение сольному пению у Бабарини, игру на скрипке, фортепиано, гуслях. С 1780 года в театре Шереметевых начал работать виолончелист, композитор, дирижёр и педагог Иоганн Фациус, под руководством которого Степан продолжил музыкальное образование. Затем он стал учиться у знаменитого итальянского маэстро Джузеппе Сарти, посещал занятия по русской словесности и итальянскому языку в Московском университете, даже ездил со своим учителем в Италию.
К 1786 году Степан Дегтярёв — не только один из самых образованных музыкантов своего времени, но и ведущий оперный певец. Он в совершенстве владел итальянским, немецким и французским языками, блестяще играл на гуслях, скрипке, фортепиано, выступал как солист, ансамблист, руководитель инструментальных и певческих капелл, редактировал музыкальные опусы других авторов, создавал собственные. По окончании обучения Дегтярёва назначили «учителем концертов» с фактическим исполнением обязанностей капельмейстера, музыкального руководителя хора и домашнего театра, музыкального редактора и композитора, дирижёра и актёра.
Благодаря активной и увлечённой работе Степана Аникиевича настала пора расцвета певческой капеллы графа П.Б. Шереметева. Хоровой коллектив, состоявший приблизительно из сорока человек, тщательным отбором которых занимался сам Дегтярёв, вёл активную концертную деятельность, выступая в лучших залах Петербурга и Москвы. В течение всего лишь нескольких лет капелла под руководством С.А. Дегтярёва так выросла профессионально, что даже начала составлять конкуренцию придворной капелле, которую возглавлял в те годы выдающийся русский композитор Д.С. Бортнянский. Век спустя, анализируя творчество Дегтярёва, известный музыковед, профессор Московской консерватории С.В. Смоленский писал: «…Удивительна здесь (в хоре Шереметева) очевидность богатейших голосов, для которых писал Дегтярёв, видна и отличная техника, к которой привык Дегтярёв и которую он требовал от исполнителей своих произведений».
Помимо этого, наш земляк выступал и на сцене крепостного театра, причём не только как певец (тенор), но и как драматический актёр, занятый практически во всех главных ролях вместе со знаменитой крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой (Ковалёвой).
В эти же годы всё ярче проявляется и талант Дегтярёва-композитора. Созданные им оригинальные хоровые концерты с неизменным, блистательным успехом звучали в России, в Вене, а затем и в других городах Европы. Дегтярёв сочиняет и одно из главных своих произведений — ораторию «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», первую русскую ораторию.
Оратория на текст Н.Д. Горчакова впервые была исполнена в Москве 9 марта 1811 года под управлением автора в обстановке патриотического подъёма, царившего в стране накануне Отечественной войны 1812 года. Звучание симфонического оркестра, эффекты рогового оркестра и пушечной пальбы в апофеозе в сочетании с умелым развитием музыкальной драматургии произвели огромное впечатление.
Отметим, что роговой оркестр представляет собой уникальное явление российской музыкальной истории. Каждый рог в этом оркестре способен издать лишь один звук, а партитура складывается из невероятно точно согласованных действий всех музыкантов.
После премьеры оратории знаменитый поэт Гавриил Романович Державин писал: «Знавшие талант г-на Дехтярёва давно ожидали от него какого-нибудь важного произведения для полного хора музыки; ожидание исполнилось: г-н Дехтярёв своею ораториею доказал, что он может поставить имя своё наряду с первейшими композиторами в Европе. Немногие музыкальные произведения знаменитейших иностранных авторов приняты были с толикою похвалою от всей публики, как музыка оратории г-на Дехтярёва. Рукоплескания сопровождали почти каждый куплет ея. Оркестр состоял почти из двухсот единственно русских музыкантов и певцов под управлением самого г-на Дехтярёва. Величественные хоры с музыкою роговою, прекраснейшие арии, гармонические переходы тонов и мастерския фуги, из коих составлена оратория, утвердят навсегда славу г-на Дехтярёва между его соотечественниками и даже в других государствах».
В 1818 году оратория нашего талантливого земляка послужила могучим фоном яркого праздника открытия на Красной площади в Москве памятника Минину и Пожарскому.
В 1805 году С.А. Дегтярёв опубликовал в Петербурге переведённое им с итальянского языка теоретическое пособие Винченцо Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке». В целом перевод Дегтярёва совпадает с текстом оригинального источника, за исключением последней главы, которую наш земляк существенно дополнил.
Степан Аникиевич Дегтярёв по праву считался одним из виднейших музыкантов и композиторов своего времени, но при этом он подвергался всем унижениям, какие выпадали на долю крепостного. Лишь в 1808 году, в возрасте 42 лет, ему было позволено жениться. Избранницей композитора стала 23-летняя Аграфена Григорьевна Кохановская, дочь талантливого крепостного актёра, приписанная к слободе Михайловке Дмитриевского уезда Курской губернии.
В конце 1790-х годов сын П.Б. Шереметева, молодой граф Н.П. Шереметев, некоторое время по примеру отца также увлекавшийся музыкальным и драматическим искусством, постепенно стал охладевать и к крепостному театру, и к певческой капелле. Хористы переводились в лакеи и дворовые, многие были отправлены на родину. Хор сократился до нескольких человек, остались лишь голоса для проведения служб в домашней церкви. Концерты практически прекратились. В 1807 году была ликвидирована и театральная труппа. Нужды в капельмейстере Дегтярёве также не стало.
В 1809 году граф Н.П. Шереметев скоропостижно скончался. По духовному завещанию графа Дегтярёв получил волю, но остался совершенно без средств к существованию. Уезжая из владений графа, он с превеликим трудом раздобыл денег, чтобы на подводе увезти нехитрые семейные пожитки, а вот свои ноты и рукописи вынужден был сжечь. По этой причине нам известна лишь часть сочинений нашего земляка, в основном распространившихся в копиях по церковным хорам России.
Семья Дегтярёва поселилась в Москве во флигеле графского особняка, но вскоре из-за открывшейся у Степана Аникиевича чахотки была вынуждена переселиться в Странноприимный дом — больницу, построенную на средства Шереметевых.
В 1812 году во время наполеоновского нашествия Дегтярёв увёз жену и детей в Курскую губернию, где в поисках заработка устроился учителем пения к одному из помещиков, а после освобождения Москвы возвратился в столицу. Уже тяжело больной, практически нищий, он всё-таки пытался создать новую ораторию. Были исписаны первые нотные листы, и на одном из них Степан Аникиевич начертал название своего произведения: «Торжество России и истребление врагов её, или Бегство Наполеона из Москвы». Но осуществить этот большой замысел композитор уже не смог — силы оставили его. Он ушёл из жизни 23 апреля (5 мая) 1813 года.
На родине выдающегося русского музыканта — в Борисовке — сегодня есть улица его имени. В Белгороде имя С.А. Дегтярёва присвоено музыкальному колледжу, перед его зданием на Гражданском проспекте — бронзовый памятник.
Значительная часть музыкального наследия С.А. Дегтярёва — православные духовные сочинения. В настоящее время известны 105 произведений, из них 76 духовных концертов на церковно-славянские тексты для хора без сопровождения, несколько литургий, цикл всенощного бдения, несколько циклов ирмосов и множество одночастных песнопений для различных видов православных богослужений. Наиболее полный список сочинений Дегтярёва представлен в многотомной «Исторической хрестоматии церковного пения» под общей редакцией протоиерея Михаила Лисицына. Третий выпуск этой хрестоматии, изданный в 1902 году в Петербурге, полностью посвящён Степану Аникиевичу Дегтярёву.
Сочинения композитора долгое время не издавались. Тем не менее они продолжали звучать в стенах православных храмов и распространялись в рукописном виде. Песнопения Дегтярёва пользовались популярностью в течение всего XIX века, а отдельные концерты исполняются в храмах и в концертных программах по сей день. Все концертные песнопения Дегтярёва требуют большого, хорошо обученного певческого коллектива. Они отличаются мастерством исполнения и эффектностью звучания.
Композиторский стиль С.А. Дегтярёва тяготеет к классицизму, который автор перенял у мастеров итальянского музыкального письма. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с классическими архитектурными ансамблями того времени.
В истории отечественной культуры наш земляк Степан Аникиевич Дегтярёв навсегда останется автором первой русской оратории, основоположником, родоначальником этого сложного, монументально-величественного жанра музыкального искусства в России.
Александр Осыков, Борис Осыков (Белгород)