Воскресенье, 19 мая, 2024

Фронтовая дорога

Приграничная дорога на Белгород через Суджу... Много мелких деревушек по пути. Пока ехали, возле одной из них убило женщину... Совсем лето, жара, небо чистое, комары кружат, как дроны. Полицейские на постах в брониках и касках изнывают от солнца...

РУССКИЕ МИРОНОСИЦЫ

Когда вера коснулась души молодого, чуткого народа русского, тотчас же стало появляться в этом народе множество личностей, напоминающих собою, драгоценными качествами их души, евангельских мироносиц. Они являлись в разных общественных положениях...

Вглядываясь в глубь

Тот, кто хоть раз испытал чувство бессилия от невозможности помочь близкому человеку, погибающему на глазах, – ужмется в себе, еще и еще раз переживая человеческую трагедию...

СТАДНЮК

В моем рабочем кабинете на полке стоят два толстых красных тома – это роман Ивана Фотиевича Стаднюка «Война» с его дарственной надписью. Мы познакомились случайно в издательстве «Патриот». Вернее нас познакомила наш общий редактор Татьяна Соколова...
ДомойСтатьиДВЕ ПОБЕДЫ

ДВЕ ПОБЕДЫ

Мысли и чувства протоиерей Феопемпта Комиссарова

Исторический год.

В этом 1945 году в Светлые дни Пасхи христианской получена ра­достная весть о Победе на фронтах.

Две Победы…

Победа Христа над смертию: «Смертию смерть поправ», и победа оружия миролюбивых народов над врагом мира.

Пасха христианская – как Воскресение: Христос – Истина и Жизнь (Иоан. 14, 6) – восстанием из мертвых победил зло и смерть, и побе­да на фронтах – как торжество правды и справедливости, торжество жизни, культуры и прогресса человечества над фашистским насилием и злобою, аморализмом и зоологическим национализмом неметчины.

Две Победы…

Победа Царства не от мира сего (Иоан. 18,36) и Победа земных царств мира сего, – но обе Победы – победы жизни и созидания над смертию и разрушением.

Случайны ли они? Только ли одно время сблизило и сроднило их? Только ли внешняя лучезарность конечных благих целей их влечет к себе одновременно сердца христиан и сердца патриотов Родины?

Из евангельских повествований мы знаем, что Воскресению Хри­ста предшествовали Голгофа, величайшие мучения и страдания, крест­ное распятие и смерть.

А что было, как не «Голгофа» нашей дорогой Родины, когда враг дошел до Волги и Кавказа, когда родная земля наша обильно поли­лась кровью замученных отцов наших, жен, матерей и детей, когда сплошной кошмар насилия звериной поступью шагал по городам и ве­сям нашим, все подвергая огню, разрушению и смерти! Это ли было не распятие врагом нашего Отечества!

Но тогда, в Иерусалиме, после позорного креста и смерти Хри­стос воскрес… А теперь, в Берлине, после непомерных мук, страда­ний и жертв кровавых, водружено знамя воскресения России, знамя нашей славной гражданской Пасхи. Но не случайны и эти совпадения: Голгофы Христа и «Голгофы» нашей Родины, Воскресения Христа и воскресения России.

Христос утверждал, что Он есть не только Истина и Жизнь, но и Путь. И прежде всего Путь…

«Я есть Путь и Истина и Жизнь» (Иоан. 14, 6). Как Всемогущий Бог, Он мог бы одним словом уничтожить своих врагов, не допустить позорной смерти на кресте и чудом спасти человечество.

На этот легкий путь и соблазнял Христа в пустыне сатана перед началом Его общественного служения. «Если Ты Сын Божий, – как бы так говорил Христу искуситель, – то зачем Тебе страдать, подвер­гать Себя мукам, проливать кровь и умирать на кресте. Поклонись мне, сатане, признай меня, и все будет Твое». Как известно из Еванге­лия, Христос с негодованием отверг искушения сатаны (Мтф. 4, 8-11) и после сего часто и много учил, что Ему должно пострадать… и быть убитому и в третий день воскреснуть (Мтф. 16, 21). Таков «путь» Хри­ста Бога: сначала подвиг и страдания, а потом уже Победа и ра­дость Воскресения. «Се бо прииде Крестом радость всему миру», – поет Св. Церковь.

Этот же «Путь» Христа есть путь Церкви Православной и путь каждого спасающего себя христианина.

Как известно, Церковь росла и крепла на крови мучеников и подвижников веры, а Своим последователям Христос говорил: «Вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость» (Иоан. 16,20).

Общественная и государственная жизнь есть организация людей для достижения общего блага на земле. Но все земное есть лишь часть целого, вселенского, как временное есть часть вечного; отсюда блага земные – лишь в какой-то степени (положительной или отри­цательной) минимум Домостроительства и Царства Божия на земле. А если так, то, ставя себе хотя ограниченные и чисто земные цели в достижениях идеалов человеческих и правды в людях, – государ­ства и народы неизбежно (хотят они этого или нет) идут путем Хри­ста: тяжкий труд, муки творчества, страдания и крови, – и только после этого радость достижения, рост в развитии и победы…

Гитлеризм неметчины, поставивший себе дьявольскую цель подчи­нения себе всего мира во имя сатанинского эгоцентризма, думал мол­ниеносной войной заставить наше Отечество поклониться ему и наси­лием принудить народы признать власть его. Но в первый же день разбойничьего нападения на нашу Родину, враг получил достойный и грозный ответ советского правительства: «Наше дело правое. Победа будет за нами. Враг будет разбит». С величайшим негодованием народ наш отверг сатанинскую власть насильников, – и началась во имя сво­боды и правды трудная многолетняя борьба. Тяжелый, подвижнический путь прошел народ наш. Но при самых тяжких испытаниях он все же верил в правоту своего дела и… победил. «Сия есть победа, побе­дившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5,4).

Не склонилась Россия и не склонили миролюбивые народы колени перед звероподобным врагом, а убили зверя…

Правда победила!

И еще существенная деталь.

Победитель смерти Христос, в деле спасения человечества, был в совершенном единении с Отцом Своим. «Я и Отец одно» (Иоан. 10,31). Абсолютное единство Бога христианского – в Троичности Лиц есть идеальный образ и подобие единения человечества в дости­жении им благих целей. Христос молился: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино» (Иоан. 17, 21). «В единении сила», – говорит и народная мудрость.

И Россия победила, потому что она есть ныне необъятный. Союз наших многочисленных народов, выявивших в эту войну полную моно­литность единства. Победили миролюбивые народы, потому что были также едины, ибо были в союзе с нами и между собою.

И теперь, когда победа достигнута, благо нашего Отечества и благо всего человечества будут исключительно зависеть от того, сохра­нят ли миролюбивые народы единство.

Надо помнить, что единство Бота в Троичности есть вечная норма и прототип человеческого единства, если люди искренно стремятся к добру и миру во всем мире. Как известно, в наши дни истина эта осознана большинством и полагаются уже первые камни в основание – общечеловеческого союза. «Да будут все едино», – молил Христос.

И сие буди, буди!

 

* «Журнала Московской Патриархии», июнь, 1945 г.

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

Фронтовая дорога

Приграничная дорога на Белгород через Суджу... Много мелких деревушек по пути. Пока ехали, возле одной из них убило женщину... Совсем лето, жара, небо чистое, комары кружат, как дроны. Полицейские на постах в брониках и касках изнывают от солнца...

РУССКИЕ МИРОНОСИЦЫ

Когда вера коснулась души молодого, чуткого народа русского, тотчас же стало появляться в этом народе множество личностей, напоминающих собою, драгоценными качествами их души, евангельских мироносиц. Они являлись в разных общественных положениях...

Колокольный звон пасхальный

Такой Пасхи Христовой, как в нынешнем году, мы еще не знали. Теплые, солнечные дни сменялись заморозками и снегом… Парадом на Красной площади и взрывами в Белгороде… Но ничто и никто не могут отменить радости Православной Пасхи...

ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ И НАРОДА

Паства вверенной моему духовному руководству Калужской епархии около двух с половиной месяцев находилась под игом немецко-фашистской оккупации. Трудно и невозможно словами описать те нечеловеческие страдания, которые перенесли жители за это время от руки фашистов...