Среда, 16 октября, 2024

Восстанет вновь страна необорима

Мой грозный век волками слопан./Чужое время на дворе. /Заговори, Казачья Лопань, /о молодой моей поре. //Заговори о той тревоге, /о тех боях заговори, /о той метелистой дороге, / что нас вела на Поныри. //Как лейтенант Михеев Гарька /вел балахоновских парней, /как бились мы за город Харьков /под Пятихаткой восемь дней...

Память сквозь столетия

В каждой семье, кроме традиций, обычаев и имён есть то, что столетиями передаётся из поколения в поколение — это фамилия. История моей фамилии, а значит семьи, прямо связана с историей Российского казачества....

АДМИРАЛ УШАКОВ

Под стягом русской державы /Был он непобедим. /Сколько турецкой славы /Развеял он в прах и дым! /Вот он, девиз Ушакова, /Время его не сотрёт,– /Три сокровенных слова: /«Вера! Отечество! Флот!». /Каркали даже вороны, Кто-то и им наказал: /– Каменные бастионы /Никто не возьмёт!... – /Он взял...

Избирательная память

Приземистые дома из красного кирпича, /неведомо как уцелевшие в Великую Отечественную, /с заштукатуренными и закрашенными ранами /от немецких бомб и снарядов /разрушены украинскими ракетами. //А памятник русскому Слову /около библиотеки – /выстоял!...
ДомойИнформацияНас знали по...

Нас знали по всей стране

К 90-летию выдающейся певицы Бэлы Руденко

(18 августа 1933 – 13 октября 2021)

Обаянию, которое излучало искусство Бэлы Руденко на сцене или в концертном зале, её поднебесному голосу трудно было противостоять. Одна из самых очаровательных артисток оперной сцены, она была не просто примадонной, а  любимицей публики.

Её восхождение на оперный Олимп было стремительным. В двадцать семь лет (небывалый случай!) Бэла Руденко, в то время уже прима Киевской оперы, получила звание народной артистки СССР. А дебютом её стала Джильда в «Риголетто» Верди – одна из сложнейших партий мирового репертуара, когда она ещё училась в Одесской консерватории у знаменитого вокального педагога Ольги Благовидовой. «Таких пионеров у нас пока не было», – сказал режиссёр двадцатилетней студентке…

Слушаешь  компакт-диск, подаренный Бэлой Андреевной, – вот уж соловушка из соловушек! До слёз доводит её тающая Снегурочка, ранит сердце любовью метущаяся Виолетта, завораживает своей легендой Лакме из одноимённой оперы Делиба… Слушаешь и не перестаёшь удивляться тому, какие блистательные мастера прославляли нашу русскую вокальную культуру. Мне посчастливилось не раз бывать на спектаклях с  Бэлой Руденко в Большом театре, когда она пела Антониду в «Иване Сусанине», Людмилу в «Руслане», Марфу в «Царской невесте», Иоланту… Сравнить с ней никого невозможно.

…Мы встречались в подмосковном Ново-Дарьине, на даче певицы, накануне её 70-летия, в начале августа 2003 года.

Бэла Андреевна, только что я вернулась из Тульской области, куда ездила на свидание с друзьями детства. Похвалилась, что пойду к Вам на интервью. Все вас помнят, любят – среднее, старшее поколения.

– Молодежи моё имя, конечно,  незнакомо…    Мы работали на сцене совсем в другое время. Нас знали по всей стране, знали и водопроводчик, и министр. Теперь эфир полностью забил шоу-бизнес. Газеты, журналы, телевидение рекламируют личную жизнь эстрадных «звезд» с разными пикантными подробностями – вот что стало достоянием масс. И хотя все они похожи друг на друга, за исключением нескольких исполнителей, их бесконечно крутят по всем телеканалам. А они открывают рот под фонограмму.

Времена не выбирают… Вам со временем повезло? Некоторые ваши коллеги его поругивают…

– Нас замечали, поддерживали, нам давали дорогу в жизнь. Мы участвовали в правительственных концертах, которые транслировали на всю страну. Мы были востребованы, и культура, которую мы несли, почиталась. Что же мне обижаться на время? У меня было шесть разных программ, и я с ними ездила повсюду. Нет такой республики или края в огромной тогда нашей стране, где я не побывала бы. Так и другие наши певицы, певцы. Ирина Архипова, Елена Образцова, Александр Ведерников… На Украине, где я работала семнадцать лет, Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк…  Тогда у нас было единое государство.

Счастье певца, артиста, в чём оно?

– Всегда должно быть чувство полёта. Обязательно! Певцу нужны крылья, чувство радости от того, что он выходит на сцену и общается с публикой, своим народом. Театр часто обламывает крылья. Особенно молодым.

Если солист оперы выходит на сцену четыре-пять раз в году, а таких примеров немало, ничего хорошего его не ждет. Ему уже не до радости, у него испуг и зажатость. Работать необходимо постоянно, и в этом счастье артиста. Не забуду гастроли в Румынии, Венгрии, Германии… С поезда на поезд, с репетиции на репетицию. У артиста, наверное, что-то цыганское есть в характере – не сидится на одном месте. Но певец жив, когда он в тренинге, когда он на сцене.

Ваша слава с годами не утихала. Когда вы поняли, что пора расставаться со сценой?

– Когда в Большом театре последний раз пела в «Иоланте». Вокруг меня были молодые певцы. И это меня тревожило. Меццо-сопрано могут петь долго, их героини имеют как бы возрастной запас. У колоратурного это совсем молоденькие девочки – Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Джильда, Иоланта… Я почувствовала, что уже больше не должна появляться на сцене в таких партиях.  И ушла… И хотя становление моё прошло в Киевском оперном театре и половина моего сердца принадлежит ему, Большой с его вечной тайной всегда любила особенной любовью и считала самым лучшим театром в мире.

Жизнь наша в общем-то соткана из мгновений – и прекрасных, и горестных, которые с годами всё чаще вспышками возвращает память. Какие из них самые яркие в вашей жизни?

– У меня было всё – и счастье, и горечь, даже предательство. Жизнь не состоит только из счастливых минут. Одно из самых прекрасных мгновений, связанных с творчеством, – увертюра к «Руслану и Людмиле». Когда я слышала, как её играл оркестр, у меня начинало биться сердце в два раза чаще. С невероятным подъёмом сразу после увертюры мы с Женей Нестеренко – Русланом выходили на сцену. Мы ещё не начинали петь, а публика одаривала нас шквалом аплодисментов.

В личной жизни счастье принесли мне мои дети. Их у меня двое – дочь и сын. А потом и внуки.

…Родом я из Донбасса. Папа был инженером, работал на шахте. Мама – медицинский работник, всю войну спасала раненых во фронтовых госпиталях. Умерла она рано – в сорок четыре года, это был для меня первый в жизни удар. У родителей было хобби – оба они играли в оркестре народных инструментов. А пели в нашей семье все.

В эвакуацию мы попали с бабушкой в Фергану. Я училась в первом классе, пела раненым в госпитале. Однажды после моего выступления меня подозвал слепой офицер. «Девочка, – сказал он, – дай мне твою руку». И, взяв её в свою ладонь, добавил: «Ты будешь певицей, и большой. Береги свой голос!»

…Уже после расставания со сценой Большого театра, в середине 1990-х, Руденко  пригласили художественным руководителем оперной труппы. Она всегда боготворила Большой, служила его великому искусству. Онегин и Татьяна в джинсах, как Хозе и Кармен на мотоциклах, – это было для неё неприемлемо. Такие «новые прочтения» она называла жалкими явлениями. Бэла Андреевна преподавала  в Московской консерватории.  И круглый год жила  на своей небольшой жёлтенькой подмосковной  даче среди елей и берез, по соседству с коллегами по сцене – Александром Ведерниковым, Еленой Образцовой, Юрием Мазуроком, Евгением Райковым… Старалась окружать себя красотой. Выращивала цветы. Особенно гордилась роскошным кустом бело-розовой древовидной гортензии. А оперный театр заменяло ей щебетанье птиц.

Татьяна Маршкова

Последние новости

Похожее

Колыбель христианства

Евгений Ванькин посвятил свой труд популяризации православного наследия. Его книги о памятниках православия на Святой Земле, Святой Горе Афон, о великих святых и святынях православия, хорошо известны читателю...

Внимание! Внимание! Внимание!

XX Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» проведен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посвящен памяти, истории, людям и величию Святой Руси во все века... Жюри Конкурса сегодня объявило имена победителей 2024 года!

МЫ ПОМНИМ!

В Доме писателей собрались побратимы, выжившие в ельцинской бойне осени 1993 года, чтобы вспомнить поименно всех, кто 31 год назад отдал жизнь за Родину, – и никогда не забывать тех, кто их убил. Здесь, в центре столицы собрались писатели и дипломаты, офицеры и рядовые защитники Отечества, художники и музыканты.

«На языке, тебе невнятном…»

В год празднования 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина вышли в свет словари-справочники к произведениям А.С.Пушкина «На языке, тебе невнятном…», включённым в школьную программу ...