Воскресенье, 13 июля, 2025

Два мнения о старом...

Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою...

Мысли

В больничных коридорах чисто и прохладно, особенно, это чувствуется сейчас, в июльскую жару. Заметила за собой новую особенность: дремать в очередях...

Подвиг ратный, подвиг духовный

Много лет назад, знакомясь с документами из Архива Министерства обороны и Генштаба для работы над книгой о маршале А.М. Василевском, обнаружил...

Кузины лужки

В сумерках за рекой на болоте приглушенно курлычет одинокий журавль. Ждёт любимую журавушку с хлебных полей...
ДомойИнформацияНас знали по...

Нас знали по всей стране

К 90-летию выдающейся певицы Бэлы Руденко

(18 августа 1933 – 13 октября 2021)

Обаянию, которое излучало искусство Бэлы Руденко на сцене или в концертном зале, её поднебесному голосу трудно было противостоять. Одна из самых очаровательных артисток оперной сцены, она была не просто примадонной, а  любимицей публики.

Её восхождение на оперный Олимп было стремительным. В двадцать семь лет (небывалый случай!) Бэла Руденко, в то время уже прима Киевской оперы, получила звание народной артистки СССР. А дебютом её стала Джильда в «Риголетто» Верди – одна из сложнейших партий мирового репертуара, когда она ещё училась в Одесской консерватории у знаменитого вокального педагога Ольги Благовидовой. «Таких пионеров у нас пока не было», – сказал режиссёр двадцатилетней студентке…

Слушаешь  компакт-диск, подаренный Бэлой Андреевной, – вот уж соловушка из соловушек! До слёз доводит её тающая Снегурочка, ранит сердце любовью метущаяся Виолетта, завораживает своей легендой Лакме из одноимённой оперы Делиба… Слушаешь и не перестаёшь удивляться тому, какие блистательные мастера прославляли нашу русскую вокальную культуру. Мне посчастливилось не раз бывать на спектаклях с  Бэлой Руденко в Большом театре, когда она пела Антониду в «Иване Сусанине», Людмилу в «Руслане», Марфу в «Царской невесте», Иоланту… Сравнить с ней никого невозможно.

…Мы встречались в подмосковном Ново-Дарьине, на даче певицы, накануне её 70-летия, в начале августа 2003 года.

Бэла Андреевна, только что я вернулась из Тульской области, куда ездила на свидание с друзьями детства. Похвалилась, что пойду к Вам на интервью. Все вас помнят, любят – среднее, старшее поколения.

– Молодежи моё имя, конечно,  незнакомо…    Мы работали на сцене совсем в другое время. Нас знали по всей стране, знали и водопроводчик, и министр. Теперь эфир полностью забил шоу-бизнес. Газеты, журналы, телевидение рекламируют личную жизнь эстрадных «звезд» с разными пикантными подробностями – вот что стало достоянием масс. И хотя все они похожи друг на друга, за исключением нескольких исполнителей, их бесконечно крутят по всем телеканалам. А они открывают рот под фонограмму.

Времена не выбирают… Вам со временем повезло? Некоторые ваши коллеги его поругивают…

– Нас замечали, поддерживали, нам давали дорогу в жизнь. Мы участвовали в правительственных концертах, которые транслировали на всю страну. Мы были востребованы, и культура, которую мы несли, почиталась. Что же мне обижаться на время? У меня было шесть разных программ, и я с ними ездила повсюду. Нет такой республики или края в огромной тогда нашей стране, где я не побывала бы. Так и другие наши певицы, певцы. Ирина Архипова, Елена Образцова, Александр Ведерников… На Украине, где я работала семнадцать лет, Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко, Дмитрий Гнатюк…  Тогда у нас было единое государство.

Счастье певца, артиста, в чём оно?

– Всегда должно быть чувство полёта. Обязательно! Певцу нужны крылья, чувство радости от того, что он выходит на сцену и общается с публикой, своим народом. Театр часто обламывает крылья. Особенно молодым.

Если солист оперы выходит на сцену четыре-пять раз в году, а таких примеров немало, ничего хорошего его не ждет. Ему уже не до радости, у него испуг и зажатость. Работать необходимо постоянно, и в этом счастье артиста. Не забуду гастроли в Румынии, Венгрии, Германии… С поезда на поезд, с репетиции на репетицию. У артиста, наверное, что-то цыганское есть в характере – не сидится на одном месте. Но певец жив, когда он в тренинге, когда он на сцене.

Ваша слава с годами не утихала. Когда вы поняли, что пора расставаться со сценой?

– Когда в Большом театре последний раз пела в «Иоланте». Вокруг меня были молодые певцы. И это меня тревожило. Меццо-сопрано могут петь долго, их героини имеют как бы возрастной запас. У колоратурного это совсем молоденькие девочки – Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Джильда, Иоланта… Я почувствовала, что уже больше не должна появляться на сцене в таких партиях.  И ушла… И хотя становление моё прошло в Киевском оперном театре и половина моего сердца принадлежит ему, Большой с его вечной тайной всегда любила особенной любовью и считала самым лучшим театром в мире.

Жизнь наша в общем-то соткана из мгновений – и прекрасных, и горестных, которые с годами всё чаще вспышками возвращает память. Какие из них самые яркие в вашей жизни?

– У меня было всё – и счастье, и горечь, даже предательство. Жизнь не состоит только из счастливых минут. Одно из самых прекрасных мгновений, связанных с творчеством, – увертюра к «Руслану и Людмиле». Когда я слышала, как её играл оркестр, у меня начинало биться сердце в два раза чаще. С невероятным подъёмом сразу после увертюры мы с Женей Нестеренко – Русланом выходили на сцену. Мы ещё не начинали петь, а публика одаривала нас шквалом аплодисментов.

В личной жизни счастье принесли мне мои дети. Их у меня двое – дочь и сын. А потом и внуки.

…Родом я из Донбасса. Папа был инженером, работал на шахте. Мама – медицинский работник, всю войну спасала раненых во фронтовых госпиталях. Умерла она рано – в сорок четыре года, это был для меня первый в жизни удар. У родителей было хобби – оба они играли в оркестре народных инструментов. А пели в нашей семье все.

В эвакуацию мы попали с бабушкой в Фергану. Я училась в первом классе, пела раненым в госпитале. Однажды после моего выступления меня подозвал слепой офицер. «Девочка, – сказал он, – дай мне твою руку». И, взяв её в свою ладонь, добавил: «Ты будешь певицей, и большой. Береги свой голос!»

…Уже после расставания со сценой Большого театра, в середине 1990-х, Руденко  пригласили художественным руководителем оперной труппы. Она всегда боготворила Большой, служила его великому искусству. Онегин и Татьяна в джинсах, как Хозе и Кармен на мотоциклах, – это было для неё неприемлемо. Такие «новые прочтения» она называла жалкими явлениями. Бэла Андреевна преподавала  в Московской консерватории.  И круглый год жила  на своей небольшой жёлтенькой подмосковной  даче среди елей и берез, по соседству с коллегами по сцене – Александром Ведерниковым, Еленой Образцовой, Юрием Мазуроком, Евгением Райковым… Старалась окружать себя красотой. Выращивала цветы. Особенно гордилась роскошным кустом бело-розовой древовидной гортензии. А оперный театр заменяло ей щебетанье птиц.

Последние новости

Похожее

Враги сожгли родную хату…

...Великий Михаил Исаковский чувствовал горечь победы, знал её великую цену, видел испепеляющую его Смоленскую землю...

Казанский монастырь Белевской епархии готовится к торжествам

30 июня 2025 года съемочная группа православного телеканала «Союз» посетила Свято-Казанский женский монастырь в селе Колюпаново...

Светлая память!

Как ФАБом по голове: «28 июня ушёл из жизни Евгений Нестеров». Читаю и не могу поверить. Евгений, Женя…

«…И отрёт Бог всякую слезу»

4 июля в Камерном зале им. Л.П. Александровской Большого оперного театра (Минск) вы познакомитесь с книгой Николая Гаврилова «…И отрёт Бог всякую слезу»...