Воскресенье, 28 апреля, 2024

Вход Иисуса Христа в Иерусалим Стихи русских поэтов

«Осанна! Осанна! Гряди /Во имя Господне!» /И с яростным хрипом в груди, /С огнем преисподней /В сверкающих гнойных глазах, /Вздувая все жилы на шее, /Вопя все грознее, /Калека кидается в прах /На колени, /Пробившись сквозь шумный народ...

Обращение братии Свято-Успенской Святогорской...

24 апреля 2024 г. Служба безопасности Украины провела обыск в Свято-Успенской Святогорской Лавре УПЦ, задержала наместника Лавры, викария Киевской Митрополии митрополита Арсения...

Протоиерей Петр Деревянко о...

...В 20 километрах от Лебедина меня задержал полицай и отвел в комендатуру к фашисту. Тот обследовал меня, высыпал всю мою соль, вытряхнул спички и направил в другой район пешком под оружием. А тот до чего злой фашист был – это же ужас! – всю дорогу вел меня под дулом автомата...

Май, весна, всем хочется...

Горловка... Достаточно большой город, на первый взгляд производящий депрессивное впечатление. Плохие дороги, огромные территории неработающих предприятий...
ДомойСтатьиМосковский   Малый   театр

Московский   Малый   театр

Обозрение и размышления кинорежиссера Юрия Закревского

Один известный народный артист, в юности служивший на флоте, сравнивал этот театр с большим кораблем, уверенно и спокойно следующим своим курсом среди окружающих его катеров и моторок. Таковым он был и сто, и двести лет назад. Возникали, старели и умирали театры и театрики, а большой Малый оставался жив и плыл вперед. Будто штормы и бури ему нипочем.

 

Славное прошлое не бывает далеким

 

Мне довелось посетить его в моей юности в 1939 году. Тогда служили  в нём Александра Яблочкина и Евдокия Турчанинова, вечно юная красавица Елена Гоголева и степенная, мудрая Вера Пашенная, Варвара Массалитинова и Дарья Зеркалова, Елена Шатрова и Софья Фадеева – истинно русские женщины. Мне посчастливилось видеть и Александра Остужева – в роли Уриеля Акосты и Отелло. Романтик по натуре, но с тщательно выверенными жестами, великолепной пластикой. Это в сочетании с ритмикой стиха создавало впечатление нечто музыкального. А был-то Остужев весьма немолод.

А Николаю Анненкову – не более сорока.  Статный, красивый, всю жизнь связавший с Малым Театром, от студенчества до кончины, выходил на его сцену аж в ста пятидесяти ролях. Больше только Николай Рыжов – служивший в Малом по семейной традиции,  великолепно исполняющий «эпизодические роли». Мастером эпизода стала и Татьяна Панкова.

В “Горе от ума” 1939 года Фамусова по очереди играли Пров Садовский и Михаил Ленин – у обоих вальяжность московского барина была главной чертой образа.

Чацкого играл незадолго до этого пришедший «от Мейерхольда» красавец Михаил Царев. Мне он показался чрезмерно романтичным и даже ходульным,  особенно в соседстве с партнерами – воспитанниками школы Малого Театра.

Царев, влюбленный в Театр с юности, прошел провинциальные труппы невысокого уровня, Ленинградский театр драмы и изыски В.Мейерхольда. Прошел, оставаясь целенаправленным, предельно дисциплинированным  (ведь и это для актера важно), стремящимся избегать штампов, быть шире и многостороннее.

Малый принял его, и он отдал ему все последующие годы.

В первые же годы ему удалось воплотить образы Незнамова,  Глумова и Жадова в комедиях Островского, Шарля Гранде по роману О.Бальзака, Генри Хиггинса в «Пигмалионе» Б.Шоу,  Андрея Болконского в сценическом варианте “Войны и мира”, ряда полководцев войны 194I-45 годов.  Мне запомнился  в его исполнении Сезар де Базан – беспечный бродяга и бунтарь в драме В.Гюго «Рюи Блаз». Оказалось, что и юмор близок Цареву.

Потом был Федя Протасов в «Живом трупе», шекспировский Макбет,  лермонтовский Арбенин,  Вожак в «Оптимистической трагедии». Влияние на него «школы Малого Театра» было вполне ощутимо. Да и сам он на него влиял, отнюдь не случайно став директором Малого.

…И еще о двух ярких звездах нашего театра 1937-1960-х.  Михаил Жаров пришел в Малый от Мейерхольда и Таирова, от «Путевки в жизнь» и кинотрилогии о Максиме, от Меньшикова в «Петре Первом». Любимейший народом артист – казалось бы, чему ему еще учиться?  И все-таки он учился; у старожилов Малого. Было чему поучиться у партнеров, дружески принявших его.

Потом он вспоминал: «Малый Театр может гордиться актерским ансамблем. Здесь актеры понимают, чувствуют друг друга. Актеры, оставаясь резко индивидуальными, сумели  создать слаженный ансамбль и умели ладить между собой на сцене и в жизни».

О творчестве  Михаила Ивановича Жарова в Малом писать не буду  – оно и без меня известно по ряду спектаклей, снятых в свое время на пленку и показанных в кинотеатрах и на телеэкранах: «Васса Железнова», «Власть тьмы», «Самый последний день»…

Не просто входил в «дом Щепкина» Игорь Владимирович Ильинский. И он в 20-е  –  ЗО-е годы был весьма популярен и любим с помощью киноэкрана: в комедиях и сатирах Якова Протазанова «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник Святого Йоргена».

Тут надо заметить, что Протазанов был последовательным приверженцем театральных актеров и мог соединить одном “полотне” артистов различных направлений. В частности, склонного к эксцентрике Ильинского с мхатовцем  А. Кторовым и старожилом  Малого М. Климовым.

Тогда же бурную деятельность развивал поддержанный партией и правительством Вс.Мейерхольд. Его именем был даже назван Театр – ТИМ – случай в истории Русского Театра исключительный. Здесь главной целью считалась ломка традиций. Для этого использовалась революционная плакатность, эксцентрика, фарс, буффонада, трюки и даже акробатика. Всё это требовало от актера хорошей физической подготовки. Игорь Ильинский подходил как нельзя лучше. Потому почти одновременно играл Аркашку Счастливцева  в «Лесе»,  Присыпкина  в «Клопе» , Расплюева  в «Свадьбе

Кречинского». Но на восьмом году, почувствовав неудовлетворенность, от Мейерхольда ушел. Впрочем, через год-другой стали покидать его многие.

Переход И. Ильинского  в Малый Театр был отнюдь не будничным.

Предстояла роль Хлестакова, игранная на его сцене немало, Да и в Петербургской «Александринке». Трактовок этого персонажа было много, и они менялись соответственно с изменяющемся положением государства. Теперь, например, есть режиссеры, заявляющие что Хлестаков – личность мистическая.

И.Ильинский весной 1938 года решил вполне резонно обратиться к автору «Ревизора»: «молодой человек…худенький, приглуповат – один из тех  людей, которых в канцеляриях  называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить внимание на какой-нибудь мысли… Чем более исполняющий эту роль покажет  чистосердечия и простоты, тем более он выиграет».

Эти черты вполне походили к актерскому дарованию Ильинского, Уже в первой с ним сцене был виден человек жалкий, но вызывающий сочувствие наивностью и легкомыслием.  При встрече с Городничим он робеет и порет нечто несусветное. Зрители смеются и аплодируют.

Потом были образы отнюдь не комические, например, Аким во «Власти тьмы», Фома Опискин в «Селе Степанчикове», Фамусов и даже В.И.Ленин. В кино почти не снимался, разве только в «Карнавальной ночи», да М.Кутузова у того же Рязанова играл, До скончания дней был бодр – коньки и прочие физические упражнения помогали.

…Приток «свежих сил» не прекращался и в 50-е и в 60-е годы: в 1949 году пришел в Малый известный ленинградец Борис Бабочкин, в 52-м  – из Новосибирского театра Евгений Матвеев, ставший потом киноартистом и режиссером, в 57-м – окончившая киноинститут Руфина Нифонтова, в 59-м была принята выпускница  Киевского театрального института и героиня фильма «Тихий Дон» Элина Быстрицкая. После исполнения роли Ленина в двух фильмах пришел Юрий Каюров – прекрасный характерный актер, в 68 – 69-м перешли «от Охпопкова» два «Гамлета» – Эдуард Марцевич и Евгений Самойлов. Актеры и актрисы, согласитесь, очень разные. Но ведь  и Щепкин не чурался индивидуальностей, соединял их воедино.

 

В наши дни

 

Выпускники Щепкинского училища Виктор Коршунов и Юрий Соломин были приняты в Малый почти одновременно: 1952-й и 1957-й годы. Сразу же получили роли, а, значит, и общение с признанными актерами-мастерами. Фактически это было продолжением обучения многогранному актерскому мастерству. А первую известность принес кинематограф: Коршунову фильм «Первые радости», Соломину «Адъютант его превосходительства». Тут режиссерами были выпускники ВГИКа, но ведь и в этом институте преподавали актеры театральные. Курс Жени Ташкова, например, вели Бибиков и Пыжова, оказавшиеся прекрасными педагогами. Потом актерскому мастерству здесь обучали Бабочкин и Белокуров, Ванин и Тараторкин, Актеров Малого в их числе я что-то не припомню, видимо, на ВГИК времени не было.

А нужда в актерах школы Малого оставалась. Одна из причин – умение владеть Словом, чего не хватает в актерах, не работающих в театре, Теперь, при засилии  многословных и маловразумительных монологов и диалогов в телесериалах это стало особо актуальным.

В Малом – прошлого и настоящего – непозволительно комкать слова (если это «не по роли»), они обязаны быть понятными даже зрителям балконов,

Давно известно, что этот театр традиционно сохраняет  русский язык. В этом одна  из его заслуг. Говорилось и писалось об особом московском наречии. В спектаклях последних лет такового я не заметил – скорее это наречие Серединной России.

А вот что писал о Слове Н.В.Гоголь в одном из писем к друзьям: «Обращаться со словом нужно честно: оно есть высший подарок Бога человеку». А Пушкин в статье «О слове» добавлял: «Точность, опрятность  – вот основные достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей; блестящие выражения ни к чему не служат».

Не примите это и последующее за нравоучения. Учить деятелей Малого я не в праве и недостоин. Но ведь мои заметки обращены, в основном,  к людям, приходящим в театры. Почти вся мировая драматургия основана на словах персонажей –  действующих лиц. Слова – это уже действие. Ремарки, за редким исключением, в спектаклях не произносятся, а служат пожеланием режиссерам, сценографам, актерам.

С 1953 по 1973 год главным режиссером Малого был Б.И.Равенских –  тоже человек пришлый, но укоренившийся. Наиболее значительными его работами были «Власть тьмы» с И.Ильинским и «Царь Федор Иоаннович» с Ю.Соломиным в главных ролях. Уже после этого были поставлены «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» – спектакли высокого класса.

При этом надо сказать о художниках декораций и костюмов. В 20-е  – 50-е годы прошлого века создавались они по эскизам К.Юона, В.Рындина, Е.Лансере, Б.Кноблока. С 1974 года главным художником театра стал выпускник ВГИКа Евгений Куманьков. Декорации и теперь в большинстве спектаклей интересны и живописны –  бывает,  что им зрители аплодируют. В былые времена такое не было редкостью.

За последние десять месяцев мне довелось посмотреть 16 спектаклей. Очень разных: историческая трилогия А.К.Толстого, комедии Островского и Чехова, драма Шиллера и сатира О.Бальзака, чешская комедия о Наполеоне в изгнании и французский водевиль в пересказе Каратыгина и даже мюзикл по У.Шекспиру.

Возраст участвующих в них актеров от двадцати до семидесяти лет, а спектакли по мизансценам и ритму отнюдь не простые. Так вот – никаких явных «накладок» не было. По сему обстоятельству вспомнились мне спектакли ленинградского БДТ в бытность Г.Товстоногова и выступления ансамбля И.Моисеева – образцы слаженности и высокой постановочной культуры. Таковую Малый Театр и теперь сохраняет. Полагаю, что при множестве случаев халтуры у нас в стране это очень важно.

Далеко не безобидную халтуру порождает стремление  к наживе любым путем. Даже московский театральный мир этого не избежал.

Малый –  как теперь говорят, репертуарный – театр сохранил честь и достоинство.

Писать об отдельных актерах  и актрисах мне не представляется важным: кому нравится В.Баринов, а кому В.Бочкарев, В.Коршунов или Ю.Соломин, Э.Быстрицкая или И.Муравьева – не имеет значения. Слава Богу, этот театр звездной болезнью не заражен. А я не рецензию пишу.

 

Почему и зачем А.Островский

 

Памятник ему был установлен и открыт весной 1929 года. По Акту передан в ведение и хранение Московском Малому театру.

В сезон 2004 – 2005 годов в театре шли одиннадцать  пьес этого драматурга – более половины репертуара.  Впрочем, и в других театрах его творения – не редкость.

Чем же отличается Островский в Малом?

Ответить не так-то просто – ведь многие театры (даже МХАТ) не  смогли избежать влияния «трактовок» Малого.

А основа: быть ближе к замыслам самого автора.

В статье о Н. Аненнкове 50-70-х голов: «Играя Островского в соответствии с традицией Малого театра, он сквозь быт, сквозь контуры конкретного характера всегда прорывался к социальным корням явления, извлекая для современников нравственной урок из старой пьесы». Потому-то они  не старели.

Социальное и нравственное в его творчестве прекрасно понимал еще Некрасов. В 1856 году в его «Современнике» были напечатаны первые восемь комедий и повесть Островского. Завязалась их дружба, продолжавшаяся 20 лет. В переписке: «Душевно Вам предан», «Ваш покорнейший слуга» и т.п.  Была и критика, и дела сугубо материальные: «Спешу послать Вам то, что у меня есть – всего 50 руб. серебром, но покуда и они пригодятся». И оценка Островского Некрасовым как «бесспорно первого драматического писателя». Или: «Вы наш богатырь и я знаю и верю, что Вы еще нам покажете великую силу». Некрасов и его соратники видели эту силу в борьбе за социальную справедливость и в устранении пороков, в освобождении силы народной.

И в это же время по распоряжению министра просвещения была запрещена одна из лучших комедий драматурга «Доходное место». И в последующие десять лет сценическая судьба комедий и драм Островского складывалась неблагополучно. «В театре я – человек гонимый» –  писал он тому же Некрасову.

В наши суетные,  далеко не благостные дни «главный классик Малого театра» вполне современен. «Современный – значит народный» – сказал сегодня один радиослушатель.

В этом сезоне все представления комедий Островского (а «Пучина» –  с уклоном в драму) на двух сценах Малого проходят при полных залах. Публика смеётся и аплодирует. То при нелепом поведении персонажей, а более – от вполне современных реплик и монологов о взятках, о чинах и «бешенных деньгах». Почти во все спектаклях присутствует «положительный герой» – вроде бы наивный, но с хитрецой. Он борется за правду и справедливость.

«Правда хорошо, а счастье лучше» –  можно поставить эпиграфом к большинству спектаклей. Незлобивость, надежда и вера в доброе будущее – их главная черта. Наверное, неслучайно, что нет сейчас в репертуаре «Бесприданницы» и «Грозы». А «Волки и овцы» и «Пучина» сглажены иронией и юмором.  Может быть, так и надо – злобы и разочарований теперь во всем мире предостаточно, а добра явно не хватает. Еще тот же Некрасов об этом писал: «Злобою сердце питаться устало, Много в ней правды, да радостей мало».

Конечно же, Островский многогранен, но не прямолинеен. У него нет прямо высказываемых нравоучений. Писал по принципу: «Думайте сами, решайте сами». И очень рассчитывал на актерское творчество. О таковом было и в статье о Н.Анненкове: «Не нарушая правды образа, бытовой достоверности он ухитрялся оставлять некий «зазор» между собой и образом, оценивать его, становиться посредником между персонажем и зрителем».

Наверное, это и есть вершина актерского мастерства – того, чего хотел Островский.

Полагаю, что его и Щепкина творчество остается великолепным посылом

к деятельности Малого Театра наших дней.

Вместе с многочисленными зрителями желаю этому Кораблю двигаться тем же курсом. Другие «корабли» и «катера» ему не помеха. От них можно что-то и перенять.

Февраль 2005 года

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

Май, весна, всем хочется перемен…

Горловка... Достаточно большой город, на первый взгляд производящий депрессивное впечатление. Плохие дороги, огромные территории неработающих предприятий...

Работаем дальше

Авдеевка... Уже вовсю лето, солнце, на уцелевших деревьях густая листва. Синее небо и в нём, вместо ласточек – дроны. Благодаря накопленному за годы войны опыту и стресоустойчивому населению, сделано много. Запущены в работу прачечная, бригады по благоустройству, уже почти готова баня...

Подвижник

Как-то постепенно сложилось, что если надо спросить, уточнить что-нибудь по русским архитектурным памятникам (и вообще по старине), чего не знаешь сам, то нет ничего лучше, чем спросить у Владимира Десятникова...

МОЙ ГАГАРИН

Мой папа дружил с Гагариным, у них было много общих дел, они ездили к писателю Шолохову вместе с другими писателями на Дон, в станицу Вешенскую, там переплывали вместе Дон...