У можайской общественности большая радость: наконец-то в городском округе одна из улиц в деревне Кукарино названа в честь нашего земляка, русского писателя Бориса Пильняка! Здесь к 130-летнему юбилею знаменитого уроженца Можайска заложен камень с мемориальной доской и портретом на ней. Напомним, что ранее, в 2020 году, на стене музыкальной школы Можайска архитектором Николаем Васнецовым изготовлена и установлена мраморная мемориальная доска с таким текстом: «На этом месте находился кирпичный соляной амбар ХVI века, запечатленный в творчестве писателя Бориса Пильняка (Вогау) и художника Ивана Лаврентьевича Горохова».
Из долгого небытия можайские краеведы возвращают память о расстрелянном в годы репрессий писателе. Кому-то очень хотелось, чтобы поросло травой забвения его имя, его вымарывали из истории страны, вычеркивали даже в опубликованных материалах третьих лиц. В девяностых годах ХХ столетия, работая в архивах, известный краевед, Почетный гражданин города воинской славы Можайска, председатель Можайской ассоциации жертв политических репрессий Лилия Петровна Волкова, однажды наткнулась на упомянутую и зачеркнутую фамилию Пильняка. Почему зачеркнута, кто он такой – вопросы захватили пытливый ум автора нескольких книг по истории Можайского края, собравшей немало материалов о жителях Можайска, пострадавших в годы жестоких гонений. И начались поиски по восстановлению исторической справедливости. Результатами она охотно делилась с горожанами в своих статьях и устных выступлениях и была организатором первых Пильняковских чтений. Уже четверть века отметил созданный ею краеведческий клуб «Можаитяне».Это из краеведческих материалов Лилии Волковой жители города знакомы с семейными историями можайского дворянства и купечества. Уваровы, Цвелевы, Варженевские, Камынины, Арсеньевы, Гудковы, Шишкины – эти фамилии звучат и в произведениях Бориса Пильняка, а многие знатные горожане стали прототипами героев его произведений.
Борис Пильняк – это литературный псевдоним советского прозаика. Борис Андреевич Пильняк родился в семье ветеринарного врача Андрея (Генриха) Ивановича Вогау, потомка обрусевших поволжских немцев. Мать писателя Ольга Ивановна Савинова происхождением из саратовской купеческой семьи.
Пильняками называли жителей хутора Пильнянка в Харьковской губернии (пильнянка – лесопильня, укр.), где в детстве у дяди бывал юный писатель. В 1909 году в литературном журнале при газете «Копейка» была опубликована его первая миниатюра «Весной». Профессиональная карьера началась в 1915 году, его печатали многие русские журналы и альманахи. Советский прозаик широко издавался и при жизни, и после, в СССР и за рубежом. За свою короткую жизнь писатель успел написать пять романов и десять томов различных повестей и рассказов. Известность в 1921году принес «Голый год» – первый роман о революции, которую он воспринимал как бунт, как стихийную и неуправляемую силу. Коллеги из Архангельска, после встречи с Борисом Пильняком охарактеризовали его так: «Сильный публицист с философским уклоном, беспощадно режет правду».
«Мне выпала горькая слава быть человеком, который идет на рожон. И еще горькая слава мне выпала – долг мой быть русским писателем и быть честным с собой и с Россией», – написал о себе Б.А. Пильняк в рассказе «Расплеснутое время».
В одноименном сборнике произведений впервые – лишь в 1990 году – опубликован последний роман писателя «Соляной амбар». Для можайцев именно он наиболее интересен. Роман автобиографичен, в главном герое легко узнать самого автора, а в топонимике вымышленного города Камынска, в котором происходят события, – знакомые можайские места: Козью Горку, Тесово, Марфин Брод, Бородино. Да и сам соляной амбар существовал – стоял на улице Московской, на месте нынешней музыкальной школы.
Впервые большую статью о Пильняке опубликовала в можайской районной газете «Новая жизнь» в 2002 году Лилия Волкова. Тогда еще не была на слуху ни фамилия Пильняк, ни Вогау. Но постепенно судьбаталантливого земляка заинтересовала можайских краеведов. Справедливости ради следует вспомнить, что одном из краеведческих сборников опубликованы два доклада о Пильняке: Веры Скрябинской и филолога, можайской поэтессы Светланы Трушиной. Писали о Пильняке краеведы Владислава Ивановна Булычева, Татьяна Васильевна Федорова, Людмила Федоровна Парфентьева, давно уже почившие в бозе.
В 2011 году, когда Можайск праздновал 780 летний юбилей, Можайское объединение краеведов (предс. М.М. Дехканов) издало набор из 16-ти открыток с видами уездного города – «Можайск. Каким он был 100 лет назад…». На открытках мы можем увидеть, как выглядел город купцов и ремесленников на пороге исторических потрясений: уже не существующую, но стоявшую при жизни Бориса Пильняка Вознесенскую церковь, церковь святых Иоакима и Анны, железнодорожную станцию «Можайск», открытую в 1870 году, торговые ряды, Никольский собор с ротондой (фотография С.М. Прокудина-Горского, фотографа царя, побывавшего в Можайске и в Бородино в 1911 году).И, наконец, на нескольких открытках запечатлена утраченная в годы богоборчества Троицкая церковь, стоявшая на месте нынешнего Можайского культурно-досугового центра, на пересечении улиц Московской и Клементьевской. Говорят, что именно в ней крестили маленького Бориса Пильняка, но краеведам предстоит это уточнить. В подклете Никольского собора как экспонат музея какое-то время лежала под стеклом ксерокопия выписки из метрической книги с упоминанием фамилии Вогау. Какой же красивой была церковь Живоначальной Троицы! Ее зрительный образ, как и другие храмы города, Борис Пильняк мог запечатлеть на всю оставшуюся жизнь. Его отношение к религии, пожалуй, можно понять из слов русской крестьянки в романе «Машины и волки»: «Ну ладно царя отменили, а Бога пошто отменили?». – А раз Бога нет, то все можно? Вот и заработала адская машина, главным принципом которой было: «Нет человека, нет проблем».
А предваряла юбилей выставка картин живописцев «Можайск на рубеже веков. Писатель и художники». Она была организована в выставочном отделе Можайского культурно-досугового центра на улице Крупской, дом 1. Более 30 картин с видами старого Можайска предоставили: художник-искусствовед, академик Российской академии художеств Александр Крылов, заслуженный художник России Евгений Долгачев, художники Александр Арбузов, Владимир Уткин, Илья Перов, братья Владимир и Геннадий Головко, Татьяна Громова, Сергей Прусаков, Алексей Глухарев, Наталья Клюева. Представлены работы можайских художников Ивана Горохова, Алексея Кетова, Геннадия Бондаренко и Владимира Баснева, которых уже нет с нами.
Часть картин сопровождается цитатами из произведений Бориса Пильняка, и это многих тронуло. Исполнила подписи художник-каллиграф Ольга Рычкова. Вот, к примеру: «Город жил и не переделывался, века от семнадцатого, Московская улица одним концом упиралась в базарную площадь, обставленную двухэтажными каменными домами и торговым рядом» (роман «Соляной амбар», гл.2). Авторы идеи выставки и ее воплощения в жизнь – хозяйка выставочного зала Лариса Геннадьевна Шарова, человек глубоких исторических знаний, обладатель феноменальной памяти, экскурсовод и друг всех можайских художников. Ей помогала Вера Алексеевна Скрябинская, неутомимая собирательница сведений, касающихся Бориса Пильняка. Музыкальным сюрпризом для гостей вернисажа стало выступление народного коллектива «Духовой оркестр» (рук.Заслуженный артист России Виктор Кузнецов и Сергей Серов). Примечательно, что первый Можайский духовой оркестр тоже был создан более ста лет назад, и, возможно, на улицах города его бравурные мелодиии вальсы мог слышать писатель. Яркие детские воспоминания о жизни в древнем Можайске он описал в своих книгах.
Борис Пильняк дружил со многими известными людьми, с народным художником Сергеем Васильевичем Герасимовым, с можайским краеведом Николаем Ивановичем Власьевым, тоже расстрелянным в 1938 году на Бутовском полигоне. Можайский краевед Тугушев отмечает дружбу писателя со своим ровесником поэтом Сергеем Есениным: «Тот факт, что на похоронах великого поэта, погибшего в декабре 1925 года, его гроб первым справа нес Борис Пильняк, говорит о его статусе близкого человека». Дружил он и с Борисом Пастернаком, с которым соседствовали дачами в писательском поселке Переделкино. Даже когда атмосфера вокруг Пильняка становилась все более душной, когда уже начались гонения на него, Пастернак не прекращал своей дружбы с ним.
С Анной Ахматовой Борис Пильняк был знаком и дружил с 1924 года. Поэтесса в 1938 году написала стихотворение в память о друге, безвинно осужденном и расстрелянном 21 апреля 1938 года в подвалах НКВД. Его прах покоится с останками тысяч других граждан в лесу на спецобъекте «Лоза» (ныне печально известная «Коммунарка»). У писателя нет даже могилы. В стихотворении Анны Ахматовой есть такие строки:
Кто может плакать в этот страшный час
О тех, кто там лежит на дне оврага…
Лишь в 1988 году, спустя полвека, сын писателя Борис Борисович Андроникашвили (урожденный Пильняк) получил из Военной коллегии Верховного суда СССР ответ на свой запрос о судьбе отца.
После расстрела и до реабилитации в 1956 году Бориса Пильняка не печатали, а изданные книги изымали из библиотек. Когда же можно было публиковать писателя, его творчество «затерялось» на фоне вновь открывшихся читателям имен других запрещенных писателей.
Но вернемся к юбилею. В канун его вМожайской городской библиотеке, что на улице Мира, д. 6, состоялись краеведческие Пильняковские чтения. Впервые они были приурочены не к дате смерти писателя, а ко дню рождения. Интереснейшие сообщения сделали краеведы Вера Скрябинская и Лилия Волкова. Несомненно, придало весу городской конференции участие доктора исторических наук Андрея Александровича Курёнышева (РГСУ, г. Москва). Свое выступление о проблемах русской интеллигенции, и земской в том числе, он тоже связал с творчеством Бориса Пильняка.
В захватывающую историю превратились поиски можайского краеведа Анатолия Николаевича Тугушева, который вот уже пять лет занимается темой Бориса Пильняка. К изысканиям он подключил и своего племянника Андрея Валерьевича Пономаренко, соавтора доклада, который называется «Место работы отца Бориса Пильняка в Можайске». Этот убедительный, с документальными выкладками доклад был зачитан не только на юбилейных краеведческих чтениях в Можайской городской библиотеке, но и на Международной научной конференции «Творческое наследие Бориса Пильняка в ХХIвеке», проходившей в Москве и в Коломне. Доклад нашел живой отклик у организаторов конференции, в первую очередь у к.ф.н. Киры Борисовны Андроникашвили-Пильняк, филолога, внучки писателя, и у научных сотрудников ИМЛИ РАН, Литинститута им. А.М. Горького и Коломенского социально-гуманитарного университета. Надо заметить, что коломенцы бережно хранят память о великом земляке, прожившем в городе 11 лет, и провели уже 35-е Пильняковские чтения.
Анатолию Тугушеву в результате кропотливых поисков в архивах удалось достоверно выяснить, где в Можайске жила семья земского ветврача: молодые супруги Вогау около года прожили в помещении Земской Управы на ул. Володарского, д.1. Позже семья жила на ул. Малой Афанасьевской, д.1, ныне это ул. Желябова. В документах нашли краеведы и адрес ветлечебницы, в которой работал отец писателя, – вовсе не на улице Клементьевской, дом 11, как считалось, а на улице Богоявленской (ныне Коммунистическая), дом 54. Дом существует в качестве жилого и по сей день. Можайцам хорошо знаком этот приземистый барачного типа деревянный дом напротив нынешнего окружного отдела полиции. На месте отдела до 1900 года размещались здания городской больницы. Логично, что и ветлечебница находилась рядом с конюшней и колодцами для водопоя животных.
Удалось искателям определить, сколько времени здесь работал отец Бориса Пильняка – с начала 1894 года до конца 1904 года. А ведь на сайте современной Можайской ветстанции значилось, что А.И. Вогау работал в ветлаборатории с 1899 года. Краеведы и это подвергли сомнению. И не напрасно – ошибка вышла в пять лет: уже в отчете Можайской уездной земской Управы за 1894 год есть упоминание о докладе ветврача Вогау о проделанной работе за 8 месяцев указанного года.
Еще выяснил краевед А.Н. Тугушев, по какой причине уволился А.И Вогау, и семья вынуждена была покинуть Можайск. В своих воспоминаниях (Из писем Б.А.Пильняка т.1 . ИМЛИ РАН 2010г.Вогау А.И. Автобиография) Андрей Иванович писал: «Причина перехода моего из Можайского уезда в Верейский Московской губернии – различие во взглядах на работу и постановку ее в уезде между всеми врачами и председателем уездной Управы, графом Федором Алексеевичем Уваровым. Ушли из уезда тогда все врачи».
Заключение
В этом юбилейном году в октябре состоялось не только открытие выставки художников Можайска, посвященной 130-летнему юбилею прозаика, но и ее торжественное закрытие. И совершенно правильно сделала преподаватель русского языка и литературы Валентина Сергеевна Кастрюлина, вместо урока привезя сюда старшеклассников Гидроузловской сельской школы. С большим интересом подростки слушали выступления почетных гостей, депутата Московской областной Думы, ветерана, участника военных действий в Афганистане Владимира Сергеевича Вшивцева, депутата Можайского совета депутатов Василия Михайловича Овчинникова, лично участвовавшего вместе с депутатом Михаилом Викторовичем Валутовым в установке памятного камня и мемориальной доски с портретом писателя. А как живо откликнулись учащиеся Можайской школы искусств им. С.В.Герасимова, когда Вера Скрябинская предложила им написать картину по мотивам произведений Б.Пильняка. И они это сделали под руководством преподавателя Ольги Алексеевны Космаковой. Именно молодой поросли больше всего радуется Вера Скрябинская, когда на различных встречах с такой любовью и гордостью рассказывает о Борисе Пильняке. Вместе с ней студенты Можайского техникума подготовили по мотивам произведений Пильняка литературно-музыкальную композицию. Выпускники можайской гимназии тоже с удовольствием вспоминают, как с классным руководителем Татьяной Викторовной Рокаш ставили спектакль по произведениям поэтов и писателей, чьи имена связаны с Можайском, в том числе читали и отрывки из написанного Пильняком. Помнят, значит, понравилось, запало в душу, что и требуется.
Все чаще имя Бориса Пильняка звучит в Можайске, который он считал родным. И все же местной общественности, беря пример с Коломны, следует более внимательно отнестись к памяти знаменитого земляка. Сделано немало, но еще больше предстоит. Вера Скрябинскаяв 2019 году написала трогательную книжку «Можайск в произведениях Бориса Пильняка». Прочитать ее 110 страниц можно за вечер, но она вместила в себя много интересной информации о жизни и творчестве советского прозаика, смотревшего на литературу, «как на великий труд», считавшего, что писатель обязан говорить только правду. Иллюстрирована книга репродукциями картины Ивана Горохова «Соляной склад», рисунками Сергея Прусакова к роману «Соляной амбар», портретом Бориса Пильняка, выполненного можайским графиком Валерием Махатковым, фотографиями старинного Можайска. В 2022 году за книгу «Можайск в произведениях Бориса Пильняка» Вера Алексеевна награждена дипломом Московской областной литературной премии имени М.М.Пришвина в номинации «Краеведческо-публицистические произведения». Было бы неплохо с некоторыми поправками переиздать книгу. Ведь издана она на средства пенсионерки всего в 50 экземплярах, которые автором давно раздарены.
На уроках истории и литературы ежегодно ко дню рождения писателя в школах уместны будут сообщения, посвященные Борису Пильняку. Можайскому объединению краеведов нужно привлекать молодежь, и не только в качестве слушателей, но и активных докладчиков по творчеству несправедливо забытого талантливого писателя. Сотрудникам музеев следует подумать о создании постоянной экспозиции, посвященной жизни и творчеству писателя. А дальше, как в поговорке: «Бог даст ребенка – даст и на ребенка», то есть постепенно появятся и многие экспонаты. Желательно разработать краеведческий маршрут по памятным местам, связанным с Борисом Пильняком. Наталья Николаевна Морозова, директор бывшей пятой школы, считает, что необходимо издать книгу по материалам городских Пильняковских чтений 2016-2024 годов, организатором которых она была. Кто этим должен заниматься? Очевидно, что многое напрямую должно быть в ведении Управления культуры администрации Можайского округа. Его сотрудник Лариса Сергеевна Кертанова в этом году провела уже 31-е Международные Макариевские чтения и издала 14 сборников докладов. Значит, бесценный опыт в городе есть.
Пока же интерес и инициатива исходят снизу – от краеведов-любителей, настоящих патриотов Можайской земли. Это благодаря их настойчивости и преданности избранной теме мы узнали много нового о Борисе Андреевиче Пильняке. В юбилейные дни можайцам стали еще ближе судьба и творчество русского писателя. Когда-нибудь в городе появится и памятник ему. Будем помнить, что Можайск в числе двадцати других городов Подмосковья имеет статус исторического города, что обязывает. И в его истории и культуре не должно быть белых пятен.
Вести Елены Алигожиной