…Август на исходе, лето кончается… В последние его денечки обычно собирал нас Евгений Петрович Пригарин, – меж друзей-товарищей просто Женя, – здоровый и сильный духом русский человек на святом источнике преподобного Ферапонта Можайского… Но уже одинадцать лет, накануне 22 августа, мы собираемся в этом райском уголке земли без него, чтобы вспомнить дорогого нам человека, его неподъемные труды по восстановлению из запустения колодчика святого Ферапонта, дивного духовного сада…
Смотрю на могилу Жени на Ильинском кладбище и невольно приходят на память слова Николая Некрасова:
«Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать…»
И это правда, как и то, что за погостом:
«…пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
И, чирикнув, летела в кусты…»
Много утекло воды из Москвы-реки, но память о добром человеке жива.
Мы помним Евгения Петровича, неугомонного, неравнодушного, умелого, по делам его…
Не случайно Господь судил Евгению Пригарину отыскать место источника преподобного Ферапонта Можайского в деревне Исавицы под завалами мусора на загородной свалке, стать инициатором и организатором его восстановления. Место знатное, но на тот момент забытое и поруганное.
Святой источник преподобного Ферапонта особо почитался и теперь почитается жителями Можайска. Колодчик был ископан руками самого святого возле основанной им обители в 1408 году. Подвижнический труд Ферапонта и жизнь согласно идеалам христианства восхищали его современников. Со всей Руси к преподобному Ферапонту стекались миряне за ободрением и исцелением. Неудивительно, что и источник Ферапонта обрел славу целебного. Вода в нем действительно удивительно вкусная. Древние церковные предания гласят, что испить водицы из колодца святого подвижника приезжали сюда богомольцы и недужные из разных уездов, и по вере своей получали исцеление.
В послереволюционные годы Лужецкий монастырь, как и сотни других обителей, был закрыт. Запустел и источник. С течением времени, память о нем практически стерлась, и уже никто не мог сказать, где именно он находился.
Но вот нашелся человек, загорелся духовною жаждою, зажег сердца сотоварищей и сегодня мы снова приходим на святой колодец, и по молитвам преподобного отца нашего Ферапонта получаем просимое…
Евгений Петрович объединял людей вокруг имени преподобного Ферапонта. Кроме восстановления святого колодца, была воздвигнута церковь преподобного Ферапонта Можайского, вырос Духовно-просветительский центр на территории источника, где занимаются дети-инвалиды, ежегодно собираются коллективы исполнителей русской народной песни на фестиваль «Бородинская осень», юные ушаковцы и гренадеры…
Евгений Пригарин, – яркое явление своей эпохи, – был и остался современником и верным товарищем известных на Можайской земле подвижников писателя Валерия Ганичева и протоиерея Петра Деревянко…
Женя любил вспоминать, как в юности, Пасхальным утром, зашел впервые в церковь. Служба еще не началась. Народу немного. У иконы Ильи Пророка поставил свечу. Потом подошел к священнику. Батюшка неспешно, долго говорил с ним, а после уже никогда не оставлял своим вниманием будущего восстановителя святого источника в Исавицах… Зная достоинства и недостатки Жени, фронтовик, протоиерей Борис Пономарев всегда говорил ему идущие от сердца слова. Это было очень человечно – поверх всех барьеров.
Эту человечность, спустя многие годы, Евгений Петрович привнес на святой источник, и память его будет из рода в род.