Такой Пасхи Христовой, как в нынешнем году, мы еще не знали. Теплые, солнечные дни сменялись заморозками и снегом… Парадом на Красной площади и взрывами в Белгороде… Но ничто и никто, никакие обстоятельства и природные катаклизмы не могут отменить радости Православной Пасхи, Дня Победы и Международного фестиваля славянской духовной поэзии и музыки. Менялась география места проведения и состав участников, но от этого лишь крепче становился голос поэтов и артистов, выразительнее и ярче звучала музыка, звонче звучали голоса молодых исполнителей в благодатные дни Светлой Пасхальной седмицы, в нескончаемом восклицании: «Христос воскресе!» – весь сонм участников от края земли и до края, не только те, кто пришёл в храм или в зал театра на представление, отвечают громоподобно: «Воистину воскресе!»
Организаторы Форума, по благословениюСвятейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, постарались максимально размножить количество площадок, фестивальных акций, выставок и встреч в России, Белоруссии, на Донбассе…
В Москве, кроме традиционных дискуссионных площадок, выступлений поэтов и исполнителей духовных песнопений в залах, мы воспользовались гостеприимством Переделкино, где под открытым небом артисты пели пасхальные гимны, радовали слух «случайно забредавших на огонек» зрителей музыканты-народники… На второй день Пасхи открылся фестивальный показ документальных фильмов молодых и не очень кинодокументалистов. кинолентами «Надеждой преображался мир» Александра Рычкова и «Нить Ариадны» (студия «ANNA-NEWS») о легендарном учёном и военкоре Марате Мусине в Шолоховском зале Союза писателей России, а 15 мая мы завершили фестивальную акцию показом киноработ «Бессмертный полк на Партизанской стоянке» Ольги Миньковой, «Вековая доблесть. Ветераны» Лидии Василевской, «Генералы духа» Максима Скороходова…
Мы прекрасно осознаем, что Славянский мир гораздо шире условных политических границ. Он, как Дух, живёт, где хочет.
Тому пример, 9 мая 2024 года, в День Великой Победы, в Луганске открылся благодарственным молебном под сводами Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» Фестиваль славянской духовной поэзии и музыки «Колокольный звон пасхальный» в память Победной Пасхи сорок пятого года.
По завершении молебна настоятель Храма протоиерей Александр Пономарёв напутствовал участников форума пастырским словом: «…Такие фестивали единят нас в нашей культуре, в восприятии мира с точки зрения тысячелетнего православного мировоззрения. Поэтому сегодня духовная музыка и поэзия формируют в нас некое понимание смыслов, которые должны наполнять нашу жизнь…»
Отец Александр провёл участников Форума на колокольню, где каждый смог ударить в главный колокол, возвещая начало доброго дела на священной земле Луганщины. А слышно этот колокольный звон было по всей Руси Великой.
В рамках фестиваля в Луганске работал Дискуссионный клуб, посвящённый роли единства Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Без этого единства мы не смогли праздновать Победную Пасху 45-го года, что так важно понимать сегодня, когда единокровный брат убивает брата.
Напутствием Славянскому форуму стали слова идейного вдохновителя Фестиваля писателя, доктора исторических наук Валерия Ганичева: «В единой Киевской Руси, в едином очаге Веры, Духа и Культуры сложилась великая восточнославянская цивилизация трёх братских народов… Множество восточнославянских племён являли крепкое, подвижное, соединённое животворным и восприимчивым языком сообщество. Светоносная христианская Вера пришла сюда из Византии-Эллады и одухотворила, соединила эти племена, княжества в одно из просвещённых и динамичных государств Европы и передней Азии – Киевскую Русь. Тут, на лесостепных просторах Востока Европы, и зародилась великая мировая восточноевропейская цивилизация, выстроившаяся вокруг Православия, сумевшая впитать многие духовные, материальные достижения других народов…. Сейчас, когда народы этой цивилизации имеют свои суверенные государства, было бы самоубийством для истории, сути, духа, культуры, будущего каждого из народов – отказаться от великого цивилизационного наследия, не желать развивать и приумножать его».
В ходе дискуссии мы услышали выстраданные слова юного ушаковца Александра Малёваного и гренадера Ореста Рощенко, настоятеля Храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерея Александра Пономарёва, учительницы русского языка и литературы Татьяной Сергиенко, депутатов Народного совета ЛНР Василия Леонова и Игоря Гуменюка, поэта Андрея Медведенко, член клуба «Подвиг» Владимира Порчука, секретаря Союза писателей России главного редактора журналов «О Русская земля» и «Роман-журнал XXI век» Марины Ганичевой…
Особенно трогательно было услышать песню на слова фронтовика Сергея Викулова в исполнении ушаковца Софии Мельник.
«Пасха, Победа, культурное единство славянского мира – это три опорных камня нашего Фестиваля «Колокольный звон пасхальный», на котором мы стояли и будем стоять… – отметил в заключительном слове председатель Центра Фёдора Ушакова ЛНР Владимир Мельник.
В работе Форума активно участвовали школьники и студенты ЛНР, делились пасхальной радостью, победной музыкой, стихами и песнями славили подвиг наших защитников Родины в годы Великой Отечественной войны…
9 мая ушаковцы и гренадеры, писатели и деятели культуры, студенты и преподаватели прошли в строю Бесмертного полка и подняли Знамя Победы над Песчаной балкой Антрацитовского района Луганской Народной Республики, – это место героической гибели Ивановского партизанского отряда, где выступали артисты Фронтовой бригады ансамбля песни и пляски Центрального Военного округа Министерства обороны РФ… Это было продолжение традиционной акции Ушаковкого бессмертного полка. Все героическое наследие наших предков становится частью жизни каждого ушаковца и он не делит Память на свою и чужую, для нас она одна на всех, народная, святая…
На площадках Фестиваля звучала духовная поэзия его зачинателя и вдохновителя митрополита Никодима (Руснака). Мы слышали поздравление от Народного артиста России Михаила Ножкина, выступления председателя Союза писателей России Николая Иванова и главного редактора журнала «О Русская земля» Марины Ганичевой, Народной певицы Татьяны Семушиной и студентов Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова Екатерины Кожуриной и Александры Ивановой, Народного артиста России Юрия Назарова и известной актрисы Полины Нечитайло, их студентов Дмитрия Ахметова, Никиты Северова, Виктории Бредихиной и сочувствующей им Эрики Шеленберг, директора Карсунской школы искусств, замечательного музыканта Игоря Львова, преподавателей этой школы Галины Львовой и художника Алексея Черникова вместе юными художниками, поэтов Владимира Казмина и Григория Калюжного…
Как-то свежо и по новому точно прозвучали в сегодняшней европейской демократии стихи Николая Глазкова, написанные в 1944 году, когда «союзнички» никак не могли открыть второй фронт:
Вечная слава героям
И фронтовое «прости».
Фронт не поможет второй им,
А мог бы им жизнь спасти.
Лучше в Америке климат
И дешевизнее быт;
Но мёртвые сраму не имут,
А вы отказались от битв.
Вы поступаете здраво,
Пряча фронты по тылам;
Но в мире есть вечная слава,
Она достаётся не вам.
И как же омывались наши сердца радостью и сопереживанием к героическим людям в Одессе, бесстрашно возлагавшим цветы на Куликовом поле Одессы… Были там и наши ушаковцы. Мы знали и чувствовали это. Мы были на связи. Мы сопереживали нашим братьям и сестрам!
«Нет уз святее товарищества!
Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.
Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей.
Вам случалось не одному – помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те!
Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а… …
– Нет, так любить никто не может!
Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные мёды их.
Перенимают чёрт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.
Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства.
И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело.
Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!
Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведётся так умирать!..
Никому, никому!..
Не хватит у них на то мышиной натуры их!»
Вот об этом, о великом гоголевском завете, о славянском братстве, о нашем русском мире, который больше, чем просто границы государств, который простирается на всё душевное наше пространство и летит выше и выше.
Так говорил блаженной памяти почивший в страстную неделю академик Пётр Петрович Толочко.
Ему вторили писатели Николай Гаврилов (Минск), Нина Пидопрыгора (Днипро), Филипп Глинецкий (Варшава), Данил Медич (Белград), Леопольд Пешик (Прага), Леонид Бабанин (Березово), Виктор Дмытраш (Чернигов) и др.
Учасстники Фестиваля поклонились киевскому князю Игорю на берегу Северского Донца, читали с высоты холмы под соловьиные трели «Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»:
«Не леполи ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича! начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, н своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху…»
В фестивальной программе участвовали представители священноначалия, писатели и поэты, звонари, музыканты…
Торжества славянской соборности проходили по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по инициативе Всемирного Русского Народного Собора, Союза писателей России и Центра Фёдора Ушакова РФ и ЛНР.