Русские версты, версты – дороги,
судьбы людские, судьбы – пути…
… След убегает куда-то в просторы,
след, по которому вечно идти.
След путешествий, что в дали стремится –
вдали морские, земные, небес –
судьбы людские как странники – птицы,
Манит их чудный романтики блеск…
Разве ли блеск?Нет, большое светило,
Что освящает дороги – пути,
И величает родную Россию
с верой, с надеждой на верстах любви…
Н.Н. Парщук
На суше – версты, на море – мили. А в целом – долгие километры жизненных судеб известных людей России.
Ни одно из государств мира не имеет столь обширных морских границ, как бывший Советский Союз. Берега его омывали воды двенадцати морей. Морские пути связывали бывший Советский Союз со странами всех континентов.
Истоки отечественного мореплавания уходят в глубину веков. История нашей Родины с давних времен связана с развитием судоходства на водных путях, освоением морских побережий, строительством кораблей и гаваней, открытием новых земель, защитой морских рубежей от иноземных захватчиков.
В русских летописях сохранились многочисленные сведения о развитии мореплавания в Древнерусском государстве: Киевские дружины Олега, Игоря, Владимира направлялись на судах от устья Днепра через Русское (Черное) море к Царьграду, новгородцы вели оживленную торговлю на Балтике, а отважные северяне – поморы совершали плавания по Студеному морю. Для того времени такие походы были весьма рискованными и очень смелыми. Ведь их участникам приходилось не только преодолевать большие водные пространства, но и вступать в морские бои с многочисленными и довольно сильными врагами.
Один из примеров – в Византии русов считали отличными моряками и весьма охотно приглашали их на свою службу.
Таким образом, еще в далекие времена был приобретен первый отечественный опыт в кораблестроении, мореплавании, военно–морском искусстве.
С XII-XIII вв. обстановка на рубежах Русского государства круто изменилась. Воспользовавшись монголо-татарским нашествием, феодальной раздробленностьюгосударства, немецкие, шведские, а позднее османские завоеватели отрезали Россию от основных морских путей, связывающих ее с внешним миром, закрыли свободный доступ к Балтийскому, Черному, Азовскому морям.
Наступил новый этап в истории России – борьба за выход к морю. Эта борьба за возвращение приморских земель и обеспечение выхода к морским просторам приобретала все больший размах. Настойчивые усилия наших дипломатов и военных не всегда оканчивались успешно.
Новая ступень за выход к морю открылась в конце XVII–начале XVIII веков. В ходе Азовских походов 1695–1696 годов было положено начало созданию постоянного – т. е. регулярного – военно-морского флота. Во время Северной войны 1700 – 1725 годов он выдержал первое боевое крещение.
Следом за Полтавкой битвой в летописи русской боевой славы были вписаны первые морские победы – с начала при Гангуте, затем при Эзеле и Гренгаме.
Замечательный успехи русского оружия на суше и море обеспечили России выход на Балтику, укрепили ее авторитет на международной арене.
Мореплавание и военно–морское дело всегда были уделом мужественных и отважных. С давних времен море, морские плавания, походы и сражения были суровым испытанием всех физических и духовных качеств людей. В море выковывались лучшие черты духовного облика русских моряков – любовь к родной земле, готовность отстаивать ее от иноземных пришельцев, умение побеждать врага в самой сложной природной и боевой обстановке.
Новыми страницами боевой летописи российского флота стали его победы при Чесме, Очакове, Фидониси, Керчи, Тендре, Калиакрии, Корфу, в Афонском, Дарданельском, Наваринском сражениях. Многовековая эпоха парусного флота завершилась в Синопском сражении и героической обороне Севастополя. Подвиги русских моряков стали известны далеко за пределами нашей страны и принесли им мировую славу.
Версты России –
Версты морские –
Версты баталий,
Версты сражений, –
вписаны Н.Н. Парщуком в прозе, в поэзии «Версты» России:
Море и шторм, и корабль уцелевший,
После сраженья окутанный дымом,
Берег в тумане он ищет поспешно.
… Раненый стонет, в корму упираясь,
рядом же с ним другой изувечен…
Рулит штурвал в руках капитана,
палуба вся в крови человечьей…
Боже, помилуй в живых кто остался,
и осени всех крестным знаменьем…
Русский корабль мчит в родную гавань,
Под полотнищем надежд и свершений.
… Сколько путей на морских им просторах,
Сколько еще предстоит им сражаться?!
Чтобы был выход достойный на море,
– Чтоб продлить узы перемирья и братства.
Ведь из народа вышли отважные
и моряки, и судостроители.
Долг перед Родиной – дело ведь каждого,
Кто записался в России – защитники…
Андрей Гавриш, студент группы 2К17
ГБПОУ «Горловский многопрофильный техникум 37»