Среда, 21 февраля, 2024

Холопский  недуг

Когда на душе становилось тоскливо, Анастасии Ивановне помогали замечательные русские… поэты. Томик кого-то из них всегда лежал на столе. Пожилая женщина, бывшая учительница литературы, открыла Некрасова...

Ода русскому огороду

Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже твои дороги, все морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение. И реже путники встречь, которым хотелось бы поклониться...

Город разбит сильно…

Сегодня эвакуировали людей из района многоэтажек и частного сектора. Помогали мэру Ясиноватой, а значит и Авдеевки, Дмитрию Шевченко налаживать первый пункт помощи гражданским. Привезли воду, лекарства, хлеб, бензин...

Благоверный Царь страстотерпец Николай...

Император Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский Николай Александрович Романов родился в Августейшей Семье Императора Александра Третьего и Императрицы Марии Фёдоровны 18 мая 1868 года в Царском Селе...
ДомойРодная школаСекреты колыбельной песни

Секреты колыбельной песни

Исследовательская работа участника XIX Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

Когда я была маленькой, для меня очень важно было услышать, как мама или бабушка поют мне перед сном колыбельную песню. Это придавало мне защищенность и спокойствие. Ведь это песня материнской души, любви и нежности.

Колыбельные песни — самые первые сладкие песни в мире. Они удивительные, потому что напоминают о детстве.

Первое что слышит ребенок, когда рождается – это речь мамы, её ласковый голос, песню, которую она тихо напевает ему укачивая.

Актуальность работы: Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребёнка, устанавливают тесную связь между ребёнком и матерью.

Не так давно в нашей семье произошло радостное событие – родился мой долгожданный братик. Я обратила внимание на то, что он, как и я в детстве быстро успокаивается и засыпает, слушая мамины колыбельные песни. Мне стало интересно, почему эти песни так называются? Какие колыбельные бывают? И в чём же их секрет? Именно поэтому свою исследовательскую работу решила посвятить этой теме.

 

Цель исследования: изучить влияние колыбельной песни на ребенка.

Задачи:

  1. Исследовать происхождение колыбельной песни.
  2. Изучить значение колыбельной песни в жизни ребёнка.
  3. Провести анкетирование родителей детей (от рождения до 5 лет) по вопросам отношения к колыбельным песням.

Сроки проведения исследования: сентябрь – декабрь 2022г.

Предмет исследования: колыбельные песни.

Область исследования: влияние колыбельной песни на ребёнка.

Объект исследования: дети от рождения до 5 лет.

Гипотеза:исполнение колыбельных песен оказывает положительное влияние на засыпание и здоровье ребёнка, способствует тесной взаимосвязи взрослых и детей, сохранению народной культуры.

Практическая значимость работы: материалы работы могут быть использованы воспитателями детских садов на родительских собраниях (исполнение колыбельных в тихий час), музыкальными работниками на уроках музыки, педагогами на уроках литературы, классных часах и т.д.

Методы исследования: анализ литературы и Интернет-источников, анкетирование, наблюдение, обобщение результатов исследования.

  1. Литературный обзор.
    • История возникновения колыбельных песен

Благодаря информации в сети Интернет, а также из книг я узнала, что название «колыбельные» песни исходит от основы «колыбать» (колыхать, колебать, качать, зыбать). Колыбельные — от слова «колыбель». Так называли маленькую подвесную кроватку, сплетённую из ивовых прутьев, выдолбленную из дерева или собранную из искусно выпиленных досок. Были у неё и другие имена — люлька или зыбка, отсюда идут колыбельные припевки: «люли-люли-люленьки», «зыбаю-позыбаю», то есть покачаю. [6]

Колыбельные песни – особый лирический жанр народной поэзии, один из древнейших жанров фольклора, они занимают особое место в ряду фольклорных текстов по универсальности языка, определенному набору персонажей, предназначению, изначально обусловленной манере исполнения. В русском языке прилагательное колыбельная(ой), определяется по существительному колыбель, словосочетание колыбельная песня является самым частым примером употребления этого слова. [5]

Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Мотив песен был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий. Пели колыбельные нежно, негромко.[4]

Колыбельные песни зародились еще в древние времена, о чём свидетельствуют фольклор и археологические находки. Например, в Вавилоне (древний город в Южной Месопотамии, дата основания — 2300 год до нашей эры) каждому важному событию было принято посвящать текст на глиняных табличках. Когда учёные научились расшифровывать загадочную вавилонскую клинопись, выяснилось, что на глиняных табличках жители Вавилона, в том числе хранили и тексты детских колыбельных. Эти найденные артефакты в актуальное время являются доказательством древнейшего происхождения колыбельных как жанра. Подобные песни существуют практически у всех народов. [8]

Началом сбора, изучения и литературного переложения колыбельных песен в России принято считать 1783 год, когда A.C. Шишков обнародовал «Колыбельную песенку, которую поёт Анюта, качая свою куклу».                        В 1838 году И.П.Сахаров в первом исследовании русских фольклорных колыбельных отметил, что особенность традиционной народной колыбельной заключается именно в ее простоте, изображении быта. [7]

Тексты колыбельных песен, подобно русским народным сказкам, доносят до нас «вольную бессмыслицу, но это нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором».[1, с. 240]

Изначально колыбельные песни не имели определенного сюжета и закрепленных словесных формул, укачивание младенца сопровождалось напеванием мелодии. Первыми словесными формулами, вплетенными в мелодию, были слова умиления, заботы и ласки «Ой, Люлюшеньки-лю-лю, Баю-баю-баю-бай», которые завуалировано выражали цель того, кто укачивал ребенка: глазки поскорей закрой, котики-коты, принесите дремоты… [2]

По мере развития жанра колыбельные стали наполняться словами, а их содержание стало усложняться, песни стали иметь определенный сюжет. Формулы колыбельных песен, сформировавшиеся в древности, являются объединяющим и отличительным признаком данного жанра. Постепенно в колыбельные песни проникали языческие образы Дремы, Угомона, Кота-Баюна, Буки и др., в существование которых верили наши предки, и к которым обращались, укачивая ребенка: спать, Букарка, не мешай, … Угомон тебя возьми. Наблюдаемая действительность (лунные поляны… прилетели гуленьки…) описание дел минувшего дня (…мать ушла коров доить, дедушка дрова рубить) переживания и опасения (…придет серенький волчок), мысли о будущем (…отдадут тебя замуж…) облекались в поэтические устойчивые формы, которые закреплялись в языке и передавались последующим поколениям.[2]

Уже в традиционных колыбельных можно выделить песни с простым (… баюшки-баюшки, скакали горностаюшки…) и сложным сюжетом. Колыбельные со сложным сюжетом представляет собой законченную историю: С вечера дождик Землю поливает, Брат сестру качает …расти поскорее… Да будь поумнее. Собой хорошее… / …Вырастешь большая, отдадут тя замуж. Во чужу деревню. С принятием христианства в колыбельных закрепляются обращения к Богу, Богородице, Святым:…Богородица нам тебя в оконушкоподала… Николаем нарекла. [9]

В ХХ веке колыбельные песни, написанные профессиональными поэтами и композиторами, становятся популярными произведениями эстрады, и «уходят в народ»: «Месяц над нашею крышею светит, Вечер стоит у двора. Маленьким птичкам и маленьким деткам спать наступила пора (музыка М. Блантера, слова М. Исаковского, Колыбельная сыну)».[2]

  • Значение колыбельной песни для развития ребенка

Эмоциональное общение — это самое главное в развитии маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни.

В современном мире, к сожалению, теряют свою актуальность колыбельные для малышей. Я считаю, что это неправильно. Учеными доказано, что песни, звучащие с компьютера или телевизора для ребенка, не имеют такого значения, как те, что поёт ему мама. Ведь колыбельная песня – это особенный диалог между матерью и ребенком. Материнский голос несёт ребёнку здоровье и спокойствие, снимает тревожность, даёт ощущение безопасности и уверенности. За счёт своей мелодики, звучания и внутреннего ритма колыбельные снимают напряжение и помогают грудничкам заснуть. А колыбельные песни, несущие свет и добро, служат даже как обереги.

Колыбельные песни, их напевность и особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их, тем самым развивая свою речь. [10]

Язык колыбельных прост и понятен для малышей. Он способствует более быстрому усвоению родного языка. Колыбельные песни развивают фонематический слух, стимулируют гуление, обогащают словарный запас детей за счёт того, что содержат сведения об окружающем нас мире, прежде всего о предметах, которые привлекают своим внешним видом. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах, о мире вокруг, расширяет кругозор и картину мира. Песенки несут образовательную функцию. Поскольку их текст и мелодика зачастую довольно просты, родители могут импровизировать, добавляя в песню те или иные объекты: предметы обихода, части тела, цвета, животных.

В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к окружающим, так как добрые пожелания, вложенные в тексты, положительно влияют на подсознание малышей. Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

И.С. Карабулатова отметила, «что традиционная культура детства не просто знакомит детей раннего возраста с окружающим миром, вводит его в быт и культуру того или иного народа, но, прежде всего, оказывает позитивное воздействие на регуляцию и нормализацию психофизиологических процессов».Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет и на организм матери. Пение и контакт с малышом дарят много позитивных эмоций, происходит эмоциональная разрядка, облегчается осознание собственных переживаний.[3]

Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, так как колыбельные песни отражают культурное и историческое наследие народа, позволяя малышу познакомиться с ним в доступной форме, тем самым приобщиться к истокам родного народного творчества.

Болгарский ученый П. Раднев считает, что взрослым также было бы неплохо слушать на ночь колыбельные песни. Ведь пение колыбельной матерью включает ребенку механизм успокоения, расслабления и засыпания. А значит мгновенное включение тех же механизмов у взрослых. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Через сон выпускаются стресс, напряжение, обиды. [11]

Колыбельные песни для детей называют первым учебником жизни для ребенка. Исследования учёных доказывают, что колыбельные песни способны защищать и успокаивать нервную систему малыша от эмоциональной неустойчивости, от стрессов, развивают речь, мышление, знакомят с окружающим миром, смягчают особенности темперамента, делая его более спокойным.Колыбельные дают возможность настроиться малышу на сон и при этом получить позитивную ассоциацию со сном и укладыванием, ведь последнее, что видит малыш перед сном – это мамина улыбка.

  1. Практическая часть.

Анкетирование мам (бабушек)

Проанализировав теоретический материал по теме исследования, пришла к выводу, что колыбельные песни имеют большое значение в развитии ребёнка. И решила убедиться в этом сама, составила анкеты и провела анкетирование мам и бабушек малышей от рождения до 5 лет. (Приложение №1).

В анкетировании приняли участие 40 респондентов (родственники, знакомые, соседи, педагоги станции юных натуралистов, учителя моей школы) в возрасте от 20 до 57 лет (табл. 1).

 

Таблица 1

Количество респондентов, принявших участие в анкетировании.

В большинстве опрошенных семей (19 семей) по 1 ребёнку, в 16 семьях по 2 ребёнка и в 5 семьях по 3 ребёнка. Среди них 34 ребёнка до 5 лет. Результаты анкетирования показали, что 40 из 40 опрошенных мам/ бабушек знают колыбельные песни (табл. 2).

Таблица 2

Знаете ли вы колыбельные песни?

1. Знаете ли вы колыбельные песни?Кол-во респондентов
1.«Да»40
2.«Нет»

 

Таблица 3

Поете (пели) ли вы своим детям колыбельные песни?

2.Поете (пели) ли вы своим детям колыбельные песни?Кол-во респондентов

 

1.«Да»30
2.«Нет»6
3.«Иногда»4

Проанализировав ответы навопрос2, выяснила, что все мамы в возрасте от 30 до 40 лет пели и поют своим детям колыбельные песни практически каждый день перед укачиванием. 8 мам/бабушек в возрасте от 40 до 57 лет поют своим детям(внукам) колыбельные песни каждый день, 1 мама не поет колыбельные совсем и 1 мама поёт, но редко (табл.3).

На вопрос 3.Как часто вы их поёте? Только 3 мамы из 12 в возрасте от 20 до 30 лет поют своим детям колыбельные песни каждый день, 3 мамы поют редко, 1 мама включает классическую музыку и 5 мам не поют колыбельные совсем. Это говорит о том, чтоне все современные родители знают, как благотворно песни влияют на развитие малышаи какие секреты они таят.

Проанализировав ответы на вопрос 4. «Какие (современные, старинные, собственного сочинения) песни поёте?» выяснили, что в настоящее время мамы и бабушки поют в основном современные песни.  Песен не так много и тексты колыбельных песен однотипны. Но хотелось бы отметить, что колыбельные песни мамы знают наизусть, и не ищут их в телефоне или планшете. Пение доставляет им удовольствие и наслаждение (Приложение №2).

Таблица 4

Какие песни Вы поёте своим малышам?

Вопрос 5.Большинство колыбельных песен для малышей знакомы мамам из книжек или от старшего поколения. Некоторые тексты мамы запоминают при просмотре мультфильмов, сказок и детского кино. Самые популярные песни среди молодых мам:

«Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Книги и игрушки в песне «Спят усталые игрушки», как и люди, устают и отправляются спать, чтобы увидеть яркие сны, в которых их ждут удивительные приключения.

Из фильма «Усатый нянь» колыбельная «Гуленьки» (Люли, люли, прилетели гули). Гуленьки — голуби, прилетают, чтобы детке ворковать, его качать да величать.

Замечательная колыбельная про совенка из мультфильма «Синий трактор», который сладко засыпает и видит чудесные сны.

Добрая, светлая и убаюкивающая «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка» про белого забавного медвежонка.

Милая и заботливая колыбельная, в которой мама с любовью укладывает спать свою крошку из мультсериала «Буренка Даша».

Когда бывает тяжело уложить разыгравшегося малыша спать, на помощь приходит одна из самых известных песен «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок и утащит во лесок…Серый волк достаточно привычный герой в песнях и сказках. Волк здесь задействован в обряде перехода – от бодрствования ко сну.

На вопрос6.«О чём мечтают мамы, когда поют колыбельные?», практически все мамы и бабушки, ответили, что мечтают о крепком сне малыша, чтобы дети росли здоровыми, добрыми, умными, весёлыми, были счастливы и любимы.

На вопрос7. «До какого возраста мамы поют или пели детям колыбельные песни?» Я узнала, что большинство мам стали петь колыбельные с 3-х месяцев и собираются их петь детям лет до 5 и старше. Что приятно удивило.

Таблица 5

До какого возраста мамы поют или пели детям колыбельные песни?

Таблица 6

Влияют ли колыбельные песни на развитие ребенка?

Влияют ли колыбельные песни на развитие ребенка?Кол-во респондентов

 

1.«Да»29
2.«Нет»10
3.«Иногда»1

 

Анализируя вопрос 8. «Влияют ли колыбельные песни на сон ребенка?»пришла к выводу, что большинство мам знают о влиянии колыбельных на сон детей. Они считают, что колыбельные песни помогают их детям успокоиться и быстрее уснуть, оберегают. Спокойный сон помогает развитию и разгрузке нервной системы. Ребёнок больше времени побудет с мамой, почувствует себя важным, нужным и любимым, избавится от тревоги и напряжения.

На вопрос9. «Влияют ли колыбельные песни на развитие ребенка?»

29 респондентов считают, что колыбельные песни влияют на развитие ребёнка.

10 респондентов считают, что колыбельные песни никак не влияют на развитие малыша. Так ответили молодые мамы, которые не поют или редко поют своим детям колыбельные песни, и предпочитают, чтобы ребёнок засыпал сам в тишине, или под аудиозапись с классической музыкой. Одна мама считает, что колыбельные песни влияют на развитие ребенка в зависимости от ее смысловой нагрузки.

На вопрос 10. «Пели ли Вам родители колыбельные песни, когда Вы были маленькими (какие песни)?» 31 респондент ответил, что родители или бабушки пели им колыбельные песни в детстве. В основном пели песни «Про серенького волчка», «Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Спи моя радость усни», а также песни и собственного сочинения, их чаще пели бабушки.

5 респондентов не помнят, пели ли им мамы колыбельные песни, и как не странно, и они же не поют сейчас колыбельные своим детям. Четыре респондента воздержались от ответа на этот вопрос.

Мы провели небольшой эксперимент, чтобы убедиться в том, что колыбельные песни положительно влияют на малышей. В эксперименте приняли участие 7 мам с малышами в возрасте от 1 года до 3х лет. Сделали запись интервью со Шмелёвой И.Ю., мамой двух детей. А также записали колыбельную песню для внука в исполнении бабушки Моровой Т. И., из р.п. Ардатов.

Таблица 7

Влияние колыбельной песни на ребёнка

Возраст ребенка7 мес.1 год1год

4 мес.

1год

5 мес.

2 года2 года

10 мес.

3 года
Исполнение

колыбельных песен

1 мин

44 сек;

3 мин 13 сек;

4 мин 07 сек

20 мин.6 мин.10 мин.15 мин.15 мин.10 мин.
Классическая музыкавесь день играет для фона классическая музыка (Моцарт для детей)40 мин.Музыку слушать не сталНе смог заснуть под музыку30 мин.Не смог заснуть под музыку30 мин.
Самостоя

тельное засыпание

когда устаёт и долго не спит;

на

улице

30 мин.

не смог уснуть, пришлось убаюкивать

Не спит30 мин.30 мин.40 мин.30 мин.

 

Из результатов наблюдений видно, что, когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают, ребенку становится спокойнее, его укладывают спать лаской, именно ласка передается с колыбельной песней, ребенок чувствует любовь, нежность мамы, чего нет при прослушивании классической музыки или засыпании в одиночестве.

Я прочитала замечательную книгу Владислава Крапивина «Колыбельная для брата». Эта книга о дружбе, о храбрости, о верности, о чести и честности, о помощи, о любви. Сквозь всю книгу проходит забота и мысли главного героя о своем маленьком братике.

У книги не зря такое название, ведь«Колыбельная» — это что-то сокровенное, личное, тихое, с любовью.«Для брата» — значит, поёт не мама, а брат или сестра, и поют тому, кто младше, кого любят, заботятся, защищают, оберегают. Когда мама Кирилла не может успокоить малыша, Кирилл поёт ему свою, особую колыбельную и брат засыпает (Приложение №3). То, что у него есть брат, Кирилл помнит всегда и знает, что есть у него особая ответственность ведь он старший брат.

Именно эта колыбельная дала название книги, и она слышится на протяжении всей книги в поступках, мыслях, планах. [12]

По результатам опроса, наблюдений, анализа повести В. Крапивина «Колыбельная для брата» мы ещё раз убедились в том, что главная функция колыбельных —  помощь при усыплении младенцев, что никакая музыка, мультипликационные фильмы не заменят нежность, ласку, сердечность и задушевность колыбельной песни. Колыбельные песни были и есть в культуре каждого народа, во многих семьях колыбельные передаются из поколения в поколение.

На основании проведённых исследований я с уверенностью могу сказать, что выдвинутая мной гипотеза о том, что пение колыбельных песен оказывает положительное влияние на засыпание, здоровье ребенка, на его умственное и физическое развитие, способствует тесной взаимосвязи взрослых и детей, сохранению народной культуры, подтвердилась.

Выводы

На основе изучения теоретического материала и проведенных исследований, сделали следующие выводы:

  1. Началом сбора, изучения и литературного переложения колыбельных песен в России принято считать 1783 год. Развитие и сохранение колыбельных песен в настоящее время зависит от семейных традиций, устных и письменных источников.
  2. Колыбельная песня способствует развитию речи, мышления, памяти, психического здоровья ребёнка. Положительное содержание текста колыбельной развивает у ребёнка доброту, дружелюбие, чуткость.

Однообразие звуков, мелодичность и тихое исполнение колыбельной способствует умиротворению и снимает напряжение. Под пение мамы ребёнок становится спокойнее, быстрее засыпает, ему(ей) снятся хорошие, добрые сны. Колыбельные песни защищают детскую психику от стрессов, это надёжный оберег для ребёнка.

  1. 100% опрошенных мам/бабушек знают колыбельные песни, из них 75% поют колыбельные песни своим детям ежедневно, так как они благоприятно влияют на сон и развитие ребенка. Дети засыпают с улыбкой на лице. В репертуаре мам/бабушек14 самых популярных колыбельных песен: «Спят усталые игрушки» — композитора Аркадия Островского на стихи поэтессы Зои Петровой; «Колыбельная медведицы», написанная Евгением Крылатовым для мультфильма «Умка»; «Спи, моя радость, усни» — автор стихов песни Фридрих Вильгельм Готтер и др.

15% молодых мам не поют своим детям колыбельные песни совсем и считают, что они никак не влияют на развитие ребёнка. 10% мам редко поют колыбельные своим детям. Некоторые современные мамы мало знают колыбельных песен и не догадываются об их значимости.

Заключение

Данная исследовательская работа включает в себя сбор и анализ литературных источников, Интернет-ресурсов, обобщение материала, анкетирование мам и бабушек. В работе я описала значение колыбельных песен в развитии ребенка, влияние песен на сон и эмоциональное состояние. Выявила ограниченность песенного репертуара современных мам. Большинство из них поют всеми любимые колыбельные «Спят усталые игрушки» и «Баю-баюшки-баю».

Цель данного исследования достигнута. Я узнала много нового и интересного о колыбельных песнях. Мне удалось изучить значение колыбельных песен, узнать, как правильно их петь и почему так важно петь самим, а не слушать аудиозаписи. Также узнала, как современные мамы используют колыбельные песни в воспитании своих малышей.

Изготовила буклеты «Колыбельные песни» и раздала молодым мамам.

Каждый день моя мама поёт братику колыбельные: «Спят усталые игрушки», «Люли люли люленьки…..». «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю», «Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани…», «Спи, моя, радость усни» и я с удовольствием слушаю их вместе с ним.

Глядя на маму, я тоже иногда пою ему песенки, он сначала улыбается и внимательно слушает их, а потом потихоньку засыпает. Мои любимые песни, это «Спят усталые игрушки», «Спи, моя, радость усни».Но я обязательно теперь выучу новые песни и буду петь ему каждый вечер, чтобы он рос здоровым и умненьким.

Ценность колыбельных песен заключается в том, что их пели всем детям вне зависимости от их социального положения и верований.

Обязательно пойте песенки перед сном своим детям, ведь в маминой колыбельной песне содержится огромная сила любви, добра и волшебства! А подрастая, ребенок будет вспоминать о маминых песнях перед сном, они будут сопровождать его всю жизнь и согревать душу.

Своим сверстникам рекомендую прочитать повесть Владислава Крапивина «Колыбельная для брата».

Перспектива

  1. Продолжить изучать колыбельные песни.
  2. Составить книжку-малышку «Колыбельные песни».

 

Список использованной литературы и Интернет-источников

  1. Авдеева Е.А. Простонародные русские анекдоты; детские колыбельные песни и приговорки. Отечественные записки. 1849, № 63: с. 240 – 246.
  2. Детский поэтический фольклор. Антология. Издательство Дмитрий Буланин (Санкт-Петербург): Русский язык, 1997., 576с.
  3. Карабулатова И.С., Демина Л.В. Колыбельная песня Тюмени. Тюмень: издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004 – 127с.
  4. Мартынова, А.Н. Потешки. Считалки. Небылицы: /.  —  М.: Современник, 1989. — 348 с.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: 2010.
  6. Панишева, М. Колыбельная / М. Панишева// Красная девица. — 2008. — №1. — 25с.
  7. Сахаров И.П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2013 — Т. I. — 800 с.

Интернет — ресурсы

  1. Колыбельные песни для малышей: как они появились, какими бывают и зачем их петь https://letidor.ru/dom-i-rebenok/kolybelnye-pesni-dlya-malyshei-kak-oni-poyavilis-kakimi-byvayut-i-zachem-ikh-pet.htm
  2. Колыбельные мира: проект МетрономФильм и студии «Снегири». Available at: http://www.lull.ru/about.htm
  3. Кому и зачем нужны колыбельные. https://pandia.ru/text/81/226/59419.php

11.Нужно ли петь детям колыбельные песни? https://kalina.tvoysadik.ru/site/pub?id=1166)

  1. Стихи и песни. Владислав Крапивин Стихи. Часть 2 https://www.rusf.ru/vk/stihi/tom_2/2_62.htm

В работе использованы фотографии из личных архивов респондентов.

 

 

Приложение №1

Анкета «Поют ли мамы колыбельные песни малышу (малышке)?»

ФИО мамы (бабушки)

Возраст мамы (бабушки)

Сколько детей в семье?

Какого возраста дети?

  1. Знаете ли вы колыбельные песни (да/нет)?
  2. Поете (пели) ли вы своим детям колыбельные песни (да/нет)?
  3. Как часто вы их поёте (или используете аудиозапись) (да, нет, иногда)?
  4. Какие (современные, старинные, собственного сочинения) песни поёте?
  5. Как они называются (по возможности написать куплет из песни)?
  6. О чём мечтают мамы, когда поют колыбельные песни?
  7. До какого возраста вы поёте (пели) ребенку колыбельную песню?
  8. Как вы думаете, колыбельные песни влияют на сон ребенка?
  9. Влияют ли колыбельные песни на развитие ребенка?
  10. Пели ли вам родители колыбельные песни, когда вы были маленькими (какие песни)?

 

Приложение 2

Паспорт исполнителя

 

1.ФИО респондента (мамы/бабушки):

мама-Чернова Евгения Валерьевна

Год рождения: 1988

Место рождения: г. Нижний Новгород

Количество детей: 2 ребенка:2 года, 5 лет

Дата, место записи: 10.12.2022, г. Саров

Что рассказала: Поёт колыбельные песни малышу каждый день вместе со старшим ребенком: «Спи моя радость усни», «Спят усталые игрушки», «Серенький волчок».

Считает, что колыбельные песни влияют на психоэмоциональное состояние ребенка, он быстрее успокаивается и засыпает.

 

2.ФИО респондента (мамы/бабушки): мама — Маркова Светлана Валерьевна

Год рождения: 1981

Место рождения: г. Саров

Количество детей: 3 ребенка: 1 месяц, 5 лет, 13 лет.

Дата, место записи: 12.12.2022, г. Саров

Что рассказала: Поёт колыбельную малышке«Котя котёнка коток…».

Считает, что колыбельные песниразвивают память ребенка, речь.

 

3.ФИО респондента (мамы/бабушки): мама — Абракова Мария Андреевна

Год рождения: 1997

Место рождения: г.  Саров

Количество детей: 1 ребенок: 4 года

Дата, место записи: 12.12.2022, г. Саров

Что рассказала: Поёт колыбельную «Баю баюшки баю, спи мой ангел засыпай»

Говорит, что когда поёт колыбельные песни ребенку у него спокойный сон, хорошее настроение.

 

Тексты колыбельных песен (из анкет)

 

«Спят усталые игрушки»

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»

В сказке можно покататься на Луне,
И по радуге промчаться на коне,
Со слонёнком подружиться,
И поймать перо Жар — птицы,
Ты ей пожелай — Баю — бай.

Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

(слова З. Петровой)

 

Совушка (из  мультфильма «Синий трактор»)

Когда в небе солнышко весело сияет

Маленькая совушка глазки закрывает

Медленно по дому сны летают

И детишки мирно засыпают…

 

Сняться нашей совушке мышки полевые

Как поет соловушка на плакучей иве

Медленно по небу сны летают

И детишки мирно засыпают…

 

Когда в небе звездочки радостно сияют

Маленькая совушка глазки открывает

Медленно по дому сны летают

И детишки мирно засыпают…

( Артем Колпаков)

 

Приложение 3

Из повести «Колыбельная для брата»

Помиритесь, кто ссорился,

Позабудьте про мелочи.

Рюкзаки бросьте в стороны —

Нам они не нужны.

Доскажите про главное,

Кто сказать не успел ещё —

Нам дорогой оставлено

Полчаса тишины…

 

От грозы чёрно-синие,

Злыми ливнями полные,

Над утихшими травами

Поднялись облака.

Кровеносными жилами

Набухают в них молнии.

Но гроза не придвинулась

К нам вплотную пока…

 

Дали дымом завешены —

Их багровый пожар настиг,

Но раскаты и выстрелы

Здесь ещё не слышны:

До грозы, до нашествия,

До атаки, до ярости

Нам дорогой оставлено

Пять минут тишины.

 

До атаки, до ярости,

До пронзительной ясности,

И, быть может, до выстрела,

До удара в висок —

Пять минут на прощание,

Пять минут на отчаянье,

Пять минут на решение,

Пять секунд на бросок…

 

…Раскатилось и грохнуло

Над лесами горящими,

Только это, товарищи,

Не стрельба и не гром —

Над высокими травами

Встали в рост барабанщики,

Это, значит — не всё ещё,

Это значит — пройдём…

Шишленкова Яна,  

7 кл., кружок «Юные исследователи Сарова», МБУДО «Станция юных натуралистов»

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

Сыновья капитанов

Пьеса Ивана Андреевича Крылова «Урок дочкам» – моя любимая пьеса еще с детских времен, когда я читала все книги подряд в родительской библиотеке. Пьеса яркая, юморная, динамичная. Думаю, она во многом повлияла на мое патриотическое мировоззрение. К сожалению, эта пьеса недооценена и почти забыта...

Наследники славы Отечества

Наше Отечество, наша Родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное... Велика наша Родина-мать — святорусская земля!..

Слово о замечательном волгоградце

...академику-слависту Олегу Николаевичу Трубачёву в 1942-м году довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда. За судьбой города следил весь мир. ...Переживая вместе с земляками тяжелые дни, 12-летний Олег записывал все происходящие события в дневник, который сам позже назовет Блокнотом сталинградца...

О героях славы Отечества

26 января 2024 года в рамках XXXII Международных Рождественских образовательных чтений в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя провели Круглый стол «Сохранение исторической памяти в современной жизни и будущем России. Подрастающие поколения – наследники героев Отечества...»