«Эта память – верьте, люди, – Всей земле нужна!»
(Р.Рождественский)
Геноцид … Слово это я неоднократно слышала на уроках истории, с экранов телевизора, на классных часах… Но что же это? Геноцид – это массовое уничтожение определенной национальной, этической, религиозной или другой группы людей. Сухие строки определения таят в себе немало ужасающих фактов, обдающих холодом, заставляющих поменять свое представление о людях…
На обложке этой книги седовласый священник преклонного возраста, за которым размытые фигуры людей под грозным серо-черным небом. Кинороман «Поп» А. Сегеня… Художественная книга, заслуживающая, на мой взгляд, пристального внимания тех, кому дорога память о временах Великой Отечественной войны. Это не суровая историческая правда, а правда художественная, с отображением искренних переживаний за судьбу Родины, с примерами добрых русских людей, готовых отдать последнее, чтобы помочь другим. Готовясь к сочинению, я узнала, что это произведение многие критикуют за искажение действительности в изображении православных священников, но меня интересует совсем иной вопрос: невыносимая жизнь в концлагерях наших военнопленных на территории Псковской области.
Когда главный герой А.Ионин отправился в Сырую низину, лагерь для пленных, он «увидел страшную картину»: «многим заключенным, которым не хватало места в бараках, и вовсе приходилось существовать под открытым небом»; «волокут мертвого – за ноги, руки и голова болтаются» [1]. …Говорят, голод – одно из страшных испытаний для человека, немецкий офицер, размахивая свеклой с ботвой, приказывал узникам, чтобы они исполнили ему песню за еду. Они, истощенные, молча сжимали губы, но затем ели свеклу вместе с ботвой. Питьевую воду они не получали, поэтому, несмотря на холод, радовались дождю со снегом, так как «слизывали с ладоней дождевую воду» [1]. По словам главного героя, у заключенных были права только на труд «и на смерть» [1].
Нет реального Александра Ионина, православного священника, так как это собирательный образ. Несколько храмов имени Александра Невского, но это не является случайностью: там была битва на Чудском озере. Нет на карте Псковской области ни села Закаты, где происходит действие, не удалось найти и лагеря с таким названием. Но легче от этого не становится, много в Псковской области было концлагерей, в каждом, наверное, можно увидеть картины, описанные в книге.
«Согласно протоколу допроса Яснова Федора Ивановича от 12 мая 1945 года, проживающего на момент описываемых событий по адресу: Псков, ул. 2-я полевая, дом № 7, в районе железной дороги, «Лагерь военнопленных находился от моего дома примерно в 500 м. …эшелон советских военнопленных замороженных разгрузили на станции товарной, сваливали в кучу, а затем перевозили в лагерь, где трупы обливали бензином и жгли». Убитых и умерших зарывали в лощинах» [2].
«В Псковском районе такой лагерь был организован близ селения Моглино в постройках бывшей погранкомендатуры. Опрошенные комиссией свидетели – бывшие заключенные лагеря и жители д. Моглино, удостоверили как тяжесть установленного для обитателей лагеря тюремного режима, так и широкое применение пыток, истязаний и массовых расстрелов» [2].
Как можно читать без комка в горле о детях из Саласписа, куда немцы «свозили детей казненных родителей»? «Жалобные, тощие, изнеможденные и больные подростки и совсем дети, руки пронумерованы, лица серые, бескровные, глаза, полные боли и страха» [1]. Маленькая Леночка по дороге рассказывала, что «у всех детей немцы брали кровь» [1], потому что у немецких детей ее не хватает, а они должны были с ней делиться.
«Саласпилс – пожалуй, самый жуткий из фашистских концлагерей. За три года его существования здесь убили и замучили до смерти тысячи детей. Это было не просто лагерь смерти – это был банк крови. Её выкачивали из маленьких узников, пополняя запасы немецких госпиталей. Изможденные и заморенные голодом малыши, некоторым из которых не было еще и пяти лет, цинично рассматривались как живые контейнеры, полные крови, либо как объекты медицинских экспериментов»[3].
Рассказ Михаила Шолохова «Наука ненависти» впервые опубликован в газете «Правда» 22 июня 1942 года. Потомственный заводчанин, когда-то восхищавшийся немецкой культурой и техникой, заботливый семьянин, сибиряк Виктор Герасимов….Но рассказчик обращает наше внимание на вспыхнувшие лютой ненавистью глаза лейтенанта, когда мимо прошла группа пленных немцев. Затем из разговора с политруком мы узнаем о многочисленных фашистских зверствах, об ужасах в плену, за которыми приходилось наблюдать изо дня в день и испытывать на самом себе, вместе с израненными, ослабевшими товарищами, Герасимову, который теперь не мог видеть живых фашистов, а на мертвых смотрел даже с удовольствием: «Эти воспоминания, они приходят, не считаясь с твоим настроением, в любое время суток, как зубная боль» [4].
«Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки… Особенно одна осталась у меня в памяти: ей было лет одиннадцать, она, как видно, шла в школу; немцы поймали ее, затащили на огород, изнасиловали и убили. Она лежала в помятой картофельной ботве, маленькая девочка, почти ребенок, а кругом валялись залитые кровью ученические тетради и учебники… Лицо ее было страшно изрублено тесаком, в руках она сжимала раскрытую школьную сумку» [4].
Ненависть к мучителям этого ребенка помогли, наверное, выдержать ужасы лагеря для военнопленных: «Сказать, что этот лагерь был адом, — значит, ничего не сказать. Уборной не было. Люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловонной жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Кружку воды и горсть сырого проса или прелого подсолнуха, вот и все. Иной день совсем забывали что-либо дать…» [4].
Лагерями, подобным тому, о котором писал Шолохов в своем рассказе, был Сырецкий концентрационный лагерь, а также Бабий Яр, созданные немецкими оккупантами на территории Украины. Комендант Сырецкого лагеря Радомски за малейшие проступки назначал расстрел или жестокие истязания, также избиение бичом. Пленные выживали в невероятно тяжёлых условиях, большинство умирало от пыток, холода, голода и болезней. Рядом с Сырецким лагерем был Бабий Яр, где ежедневно происходили расстрелы. Н. Белокриницкая на Киевском процессе рассказывала: «… Мы наблюдали много случаев расстрелов за пределами нашего лагеря — в Бабьем Яру, ибо из бараков женского лагеря все, что делалось в Бабьем Яру, было видно как на ладони. По вторникам и пятницам ранним утром к Бабьему Яру подъезжали машины с одетыми и раздетыми мужчинами, женщинами, детьми, которых вели в яр, где их расстреливали»[5].
Общее количество погибших в концлагере оценивается в 25 тысяч человек, каждому из которых посвящен памятник, находящийся у входа в Сырецкий парк, а надпись на нем гласит, что «на этом месте во время немецко-фашистской оккупации за решеткой Сырецкого концлагеря замучены десятки тысяч советских патриотов»[5].
Как можно стереть из памяти жуткие картины, увиденные на оккупированной территории Украины? На ветвях деревьев висели окровавленные туловища без конечностей, со снятой до половины кожей, а в овраге лежало 8 трупов и куча крупно нарубленного мяса, и нельзя было разобрать, кому из замученных что принадлежит. Сверху на них, надвинутые одна на другую, восемь красноармейских пилоток… Попавшие в плен красноармейцы подвергались психологическому и физическому насилию со стороны фашистов, как за незначительные или случайные проступки, так и без причины вовсе: их отчаянно избивали ради потехи и с целью унизить, лишили медицинской помощи, кормили гнилым зерном и лошадиной падалью, пытали и убивали. Все, что делали фашисты, как они поступали и относились к людям, противоречит всем нормам морали и этики, такие события оставляют глубокие и неизлечимые раны в обществе, создавая непримиримость между различными группами людей.
Согласитесь, читаешь так, словно этого никогда не было. Ведь это противоречит человеческому разуму. Холодеют руки, блестят глаза, налитые слезами, дрожит подбородок, даже сердце, кажется, стучит не так ритмично. Неужели это было? Было – это факты истории, воспоминания очевидцев, черно- белые фотографии, документальные фильмы… Нет этому оправдания, нет прощения….
Список использованных источников:
- Сегень А.Ю. Поп: роман, очерки. – М.: Вече. 2009.
- Материал с сайта «Гражданская пресса» статья «Концлагерь Пески в Пскове» URL: https://pln-pskov.ru/culture/awareness/291472.html (дата обращения 06.01. 23).
- Материал с сайта «Культурология» статья «Самый страшный в мире банк крови:
- Детский концлагерь Саласпилс» URL: https://kulturologia.ru/blogs/070919/44090/ (дата обращения 06.01. 23).
- Шолохов, М.А. Наука ненависти. URL: http://feb-web.ru/feb/sholokh/texts/sh0/sh8/sh8-013-.htm?cmd=p (дата обращения 06.01. 23).
- Материал с сайта « Проза.Ру» статья Качана М.С. Сырецкий концентрационный лагерь URL: https://proza.ru/2012/08/14/304 (дата обращения 10.01. 23).