Вторник, 11 ноября, 2025

Тихая охота под музыку...

Холмы Донецкого кряжа и серое плато у хутора Свистуны разукрашены дождевиками грибников...

Февральский дневник

Был день как день. /Ко мне пришла подруга, /не плача, рассказала, что вчера /единственного схоронила друга, /и мы молчали с нею до утра...

Богородица спасла Москву в...

Был ли облёт, воздушный крестный ход вокруг Москвы в 1941 году? Кто-то верит в это, кто-то яростно отрицает...

Белгородская дамба, отравленные деньги...

С утра ошеломило известие: оказывается, накануне вечером ВСУ-НАТО били по нашей дамбе ракетами HIMARS...

Цусима. Глава 10-я

Русско-японская война 1904-1905 годов

Эта морская битва, последнее и решающее морское сражение войны особым трагическим штрихом проходит не только по этой войне, но и по всей военной, военно-морской истории Российской империи. Мы уже отмечали в анализе всех предыдущих сражений на суше и на море совсем не обязательные поражения наших войск и боевых эскадр. Всегда у нас имелся шанс на победу, а на море – на значительный успех или, по крайней мере. Удовлетворительный итог. Всегда японские военачальники и флотоводцы допускали необязательные ошибки и просчеты, оставлявшие нам совсем не призрачные надежды. Цусима – единственное событие этой войны, в котором наш флот, а во многом вооруженные силы российской империи потерпели справедливое сокрушительное поражение. Для моряков до сих пор, и, думаю, на века это главная катастрофа. Они воспринимают ее особенно остро, ибо по сути дела русский императорский флот за какие-то 60 лет – мгновение в вечности, прошел путь от полного триумфа под Синопом, до полного цусимского фиаско. Собственно говоря, Цусима стала крупнейшим морским сражением русского флота, равного которому более не случалось в военно-морской истории России, да и всего мира. Даже большая битва германского и английского флотов в Северном море в первую мировую войну, уступает по масштабу Цусиме. Броненосные дредноуты, крейсера, миноносцы закончили эру артиллерийских, торпедных дуэлей в надводном открытом морском сражении. Уже во вторую мировую войну морскую составляющую победы обеспечивали подводные лодки и авианосцы. Только сейчас высокоточное дальнобойное ракетное вооружение вернуло надводным силам настоящую боевую мощь, но не главную.

Цусимское сражение начало анализироваться военными моряками, штабами, академиями, историками, публицистами, наукой и искусством практически сразу после его окончания. Думаю, и до сих пор будут продолжаться нескончаемые споры, связанные с этой знаменитой баталией. Однозначно и едино лишь одно мнение – Русский императорский флот потерпел сокрушительное поражение от Соединенного императорского флота Японии. События, предшествовавшие сражению, само сражение в Цусимском проливе разобраны буквально по минутам, отражены в многотомных научных трудах военно-морских историков не только России и Японии, но практически всех мировых морских держав. Нет смысла повторять хорошо известные факты, ход и исход борьбы, но можно и нужно очень кратко высказать, не претендуя на истину в последней инстанции свою точку зрения. Да и как можно не сказать о Цусиме, рассказывая о Русско-Японской войне.

Даже при первом, поверхностном знакомстве с материалом сразу возникает вопрос, на который до сих пор нет ответа. Зачем, заведомо зная о серьезном преимуществе японского флота, мы послали из Балтийского моря на Тихий океан, чуть ли не в кругосветное плавание слабо подготовленную эскадру? Ответ вроде лежит на поверхности. Перед кораблями 2-й Тихоокеанской эскадры стояла задача совместно с кораблями 1-й (Порт-Артурской) Тихоокеанской эскадры добиться решающего военно-морского превосходства на Дальнем Востоке, подавить, а то уничтожить японский флот, деблокировать Порт-Артур и полностью перекрыть японские коммуникации в Желтом и Японским морях.. Все вроде бы разумно, если бы для начала 2-й эскадре не предстояло совершить переход через три океана в 18 тысяч морских миль. На это требовалось несколько месяцев, за которые на сухопутном и морском театрах военных действий могли произойти события, которые сразу же ликвидировали саму идею перехода и соединения эскадр для последующей борьбы. Так и произошло. Во-вторых, 2-я Тихоокеанская эскадра должна была в боевой подготовке огневом и техническом оснащении кораблей, обученности и слаженности экипажей, командирского опыта офицеров быть, по крайней мере, не ниже не только японского флота, но и Порт-Артурской эскадры. И с этим оказались большие проблемы. В третьих, эскадра двинулась в свой последний боевой поход, когда уже пал Порт-Артур, полностью уничтожена Порт-Артурская эскадра. Маньчжурская армия терпела необязательные поражения и оказалась уже за Мукденом. Что же случилось? Ведь об усилении 1-й Тихоокеанской эскадры заговорили сразу с началом боевых действий, еще в марте 1904 года. Но тогда вопрос не стоял так остро. Да и решить его оперативно невозможно фактически. Нельзя же посылать на Дальний Восток Балтийский или Черноморский флот. Значит, надо было формировать фактически новую боеспособную эскадру из какой-то части кораблей Балтийского флота, кораблей, находящихся в ремонте, и вновь закупленных. На это требовались не только сотни миллионов рублей, но и время, время, время.

И все-таки решение о посылке новой эскадры на Дальний Восток предварительно принимается в начале августа 1904 года. Как раз в это время генерал Ноги предъявлял ультиматум защитникам Порт-Артура перед первым штурмом, а 1-я Тихоокеанская эскадра после неудачного прорыва во Владивосток, гибели адмирала Витгефта и разгрома кораблей Дальневосточного отряда была вынуждена отдать часть своей боевой мощи на  оборону крепости. Артиллерия и личный состав уходили на сухопутный фронт, оставшиеся исправные корабли готовились к артиллерийским боям на якоре. Но крепость еще держалась, артурские броненосцы грозно ощетинились своим башенным главным калибром. И началось формирование 2-й Тихоокеанской эскадры. Во главе эскадры высочайшим указом назначается начальник Главного Морского штаба генерал-адьютант и вице-адмирал З.П. Рожественский, которого до настоящего времени проклинают многие и многие моряки, хотя им-то лучше других известно, что «главный герой Цусимы» не был трусом и предателем. Просто этот человек волей судьбы оказался не тем и не там, кто нужен был флоту. До сих пор спорят, почему государь император выбрал в командующие эскадры этого адмирала. Да потому, что после гибели адмирала С.О. Макарова в русском флоте не было другой хотя бы равной ему кандидатуры.

56-летний вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский прошел путь до адмиральских орлов на погонах не совсем типичный для морского офицера того времени. Особенно в начале карьеры. Хотя бы потому, что до сих пор точно не известно был он сыном полкового военного врача или полкового священника. Такие просто не попадали в элитный Морской корпус. А Рожественский в 1864 году поступил-таки иблестяще окончил его через два года. Гардемарином и мичманом прошел все обязательные ступени – кругосветка, служба на боевых кораблях и через три года поступает в Михайловскую артиллерийскую академию. Редкий случай для моряка. Из академии выпускается по первому разряду морским артиллеристом с чином лейтенанта флота. И это тоже говорит о незаурядных способностях нашего героя. До 1876 года служит на Балтике в учебном отряде, успешно участвует в проведении артиллерийских опытов и направляется на Черноморский флот поднимать там артиллерийское дело. Флот тогда там был маленький, но для молодого офицера должность завидная. Знаменитый адмирал Г.И. Бутаков говорил о нем: «Ужасно нервный человек, а бравый и очень хороший моряк».

В войну с турками в 1877 году прославился в знаменитом бою парохода «Веста» с турецким броненосцем, в котором, командую артиллерией «изрядно повредил турка». В 29 лет капитан-лейтенант с орденами Св.Св. Георгия 4-го класса и Владимира с мечами. Герой.

После войны карьера, достойная одного из лучших морских офицеров. Один из активных сторонников и организаторов русского броненосного флота новатор и неутомимый деятель. Несколько лет будет создавать с нуля военный флот освобожденной Болгарии. Потом служит флагманским офицером, старшим офицером, командиром боевых кораблей. Лучший среди лучших и с 1891 по 1893 годы русский военно-морской атташе в Лондоне. Возвращается на флот командиром крейсера «Владимир Мономах», на котором в составе Средиземноморской эскадры адмирала С.О.Макаровасовершит свой первый еще счастливый боевой поход на Дальний Восток. Командует броненосцем «Первенец». В 1898 году контр-адмирал и прославится на весь флот организацией работ по спасению севшего на мель броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». Здесь его заметит государь император и сделает  контр-адмиралом Свиты Его Величества. О нем хорошо отзывается адмирал С.П. Тыртов. Адмирал Макаров считает надежным морским командиром и надежным администратором. Думаю, нет ничего удивительного в том, что в 1903 году государь ставит его во главе Главного Морского штаба, а потом и командующим 2-й Тихоокеанской эскадры в чине вице-адмирала и генерал-адьютанта.. На этом закончился его звездный час

Началась авральная работа по формированию, слаживанию и боевой подготовке новой эскадры. Сразу отметим – двух месяцев на это просто недостаточно. Первоначально эскадра состояла из 7 эскадренных броненосцев одного ранга и одного типа, 9 броненосных и бронепалубных крейсеров, 5 из которых 1-го ранга, 9 миноносцев, 6 транспортов и 2 госпитальных судов. Это были корабли Балтийского флота, достраивающиеся и из ремонта. Корабли не старые, но все познается в сравнении. На вооружении имели 228 орудий, из них главного калибра 203-305 мм – 54. Они готовились противостоять Объединенному японскому флоту из 4 эскадренных броненосцев, 8 броненосных крейсеров, 16 минных крейсеров, 24 вспомогательных крейсеров и аж 63 миноносцев. На первый взгляд броненосцев у нас больше, но японских орудий главного калибра 203-305 мм было больше, чем у нас – 60. А всего орудий 910- в четыре раза больше наших. Мощных, новейших крейсеров ведь было у них больше. А это говорит о том, что э мощности эскадренного артиллерийского огня в 134 выстрела в минуту, мы уступали японцам в три раза. У них 360 выстрелов в минуту. Японские корабли по площади бронирования 61% превосходили наши в 40%. Наши артиллерийские боеприпасы с облегченными зарядами обеспечивали достаточно эффективную стрельбу на дистанции не более 20 кабельтовых. Японские – до 30 кабельтовых. Наконец, эскадренная скорость хода японцев достигала 16-18 узлов, против наших 12-13 узлов. Все эти скучные, но объективные цифры очень наглядны и очень важны для оценки боевой мощи противников в морском сражении. Их невозможно игнорировать и компенсировать одной отвагой и героизмом личного состава.

При формировании эскадры к этому стали добавляться дополнительные трудности. Многие корабли еще заканчивали ремонт, а личный состав большей части кораблей эскадры набирался с различных кораблей, судов, из молодежи и призванных из запаса. «Одних приходилось учить с «азов», потому что они ничего не знают, а других – потому что они все забыли». Офицерские кадры были сильно разбавлены досрочными выпускниками Морского корпуса, в сущности, не владевшими нужными практическими навыками. Два месяца для настоящей подготовки – ничто. Не говоря уж о слаживании экипажей. А о слаживании кораблей эскадры в единую боевую махину и речи не шло. Предполагалось, что все это будет наверстано во время длительного перехода. А пока только удалось провести практическую боевую стрельбу из главного калибра не более трех раз, да и не всеми кораблями. Какая уж тут боевая подготовка, какая слаженность? Тут хотя бы дойти своим ходом без потерь до Японии. А это тоже немалая проблема.

На маршруте перехода Россия не имела ни одной базы. Кораблям обязательно требовался уголь, специальное оборудование и станки для ремонта машин, продовольствие, пресная вода Наши «заклятые друзья» англичане сами закрыли нам все пункты снабжения и уговорили без труда практически всех европейцев и не только. Отказали нам даже французы, с которыми была давняя договоренность. Поэтому в состав эскадры включили большое количество транспортов с углем, продовольствием, пресной водой, плавучие мастерские, госпитальные суда. А боевые корабли были просто перегружены этем углем и продовольствием. Из-за малого времени подготовки новые и отремонтированные броненосцы 2-й эскадры уходили в поход без должных испытаний даже по элементам остойчивости и категорически не могли перегружаться. Какое там? Например, на броненосце «Орел» Среднее углубление имело 30 футов вместо допустимых 26. На остальных кораблях еще хуже.

Возникает вопрос. Разве об этом не знало командование эскадры, Главный Морской штаб, наконец, сам государь император? Знали все, и лучше всех сам адмирал Рожественский. Он проявлял неукротимую активность, работоспособность, административный талант на подготовку эскадры, но это было мало. Кстати, администратор он был, как и Куропаткин тоже талантливый, но также слаб, только как флотоводец. К тому же, в отличииот  мягкого, приветливого Куропаткина был не выдержан, груб и часто несправедлив к подчиненным своими придирками. Это касалось не только нижних чинов, но и офицеров. Старший артиллерийский офицер флагманского броненосца «Князь Суворов» лейтенант Владимирский отзывался о своем начальнике откровенно: «Адмирал, кажется, скоро совсем спятит… в общении с подчиненными дошел до того, что одного командира миноносца, капитана 2-го ранга схватил за шиворот. Вероятно, скоро начнет кусаться». А минный офицер того же броненосца лейтенант П.А. Вырубов в одном из писем напишет: «В своем адмирале мы окончательно разочаровались и путного от него ничего не ждем. Он самодур, лишенный каких-либо талантов. Может он хороший придворный, но как флотоводец – грош ему цена». Кстати, этот Вырубов спасет Рожественскому жизнь во время боя.

При всей своей активности Рожественский не скрывал того, что эскадра не имеет шансов на успех в сражении с японским флотом, но «машина уже закрутилась и он готов ко всему». Откровенно заявил главному моряку империи Великому Князю Алексею Александровичу: «Что я могу сделать. Общественное мнение должно быть удовлетворено. Я знаю это. Я вполне отдаю себе отчет в том, что мы не имеем ни малейшего шанса победить в борьбе с японцами».

Возникла какая-то странная неопределенность, и государь решил собрать Особое совещание, которое бы окончательно решило вопрос об отправке эскадры. К этому времени стало ясно, что взаимодействовать с 1-й  Порт-Артурской эскадрой невозможно и действовать придется самостоятельно. Выяснилось окончательно, что 2-я эскадра по всем показателям уступает японскому флоту и вряд ли может рассчитывать на успех в морском бою. Сомневающихся в посылке эскадры оказалось достаточно, но все сомнения разрешил сам командующий эскадрой адмирал З.П. Рожественский, который решительно высказался за посылку эскадры на Дальний Восток: «Немыслимо отпустить теперь все зафрахтованные транспорты и вновь организовать позднее весь сложный механизм снабжения эскадры в пути. Лучше выйти немедленно и выждать на Мадагаскаре прибытия подкреплений». Вот в чем, на мой взгляд, главная вина этого адмирала. Пожалел денег, а чести русского флота, кораблей, тысячных жертв не жалко? Его поддержал еще один радетель бюджета вице-адмирал и генерал-адъютант морской министр Ф.К. Авелан, тоже сославшись на сопутствующие моменты. Во-первых, министерство провело успешные переговоры по закупке за границей современных крейсеров. Во-вторых. Действительно роспуск всех зафрахтованных угольщиков нанесет казне большой убыток.

Государь император согласился с главными моряками империи, военным министром, главой МИД, поверил им. В отчете совещания прямо записано: «БЛАГОДАРЯ НАСТОЯНИЮ НАЧАЛЬНИКА ЭСКАДРЫ… уход ее осенью 1904 года был одобрен совещанием в том расчете, что на Мадагаскаре эскадра будет усилена семью купленными крейсерами. При этом выход эскадры откладывается на полтора месяца, дабы он появиться у Владивостока в марте 1905 года». Всем стало ясно – эскадра идет во Владивосток, а что же японский флот? Об этом ни слова. Опять закипела работа и опять в основном по снаряжению кораблей эскадры в Кронштадте, Ревеле и Либаве. И опять не хватило времени не только на тактическую боевую подготовку, но даже на слаживание, совместные походы отрядов кораблей. Только некоторые отряды совершили переходы в Финском заливе.

2 октября 1904 года с началом второго штурма Порт-Артура 2-я Тихоокеанская эскадра вышла из Либавы в небывалый переход через три океана длиной в 18 тысяч морских миль. Невиданное дело. Адмирал Рожественский получил телеграмму от самого государя император: «Вся Россия с верой и крепкой надеждой взирает на вас». При этом, Николай II считал, что главной задачей эскадры является нанесение поражения японскому флоту и завоевания господства в Японском море. Рожественский же считал, что его ближайшей задачей является прорыв эскадры во Владивосток, а далее, как Бог даст. Оба надеялись прежде всего на Господа нашего, но на искреннюю надежду должны были лечь и практические дела, дела, дела.

Сам по себе это поход невероятной сложности, хотя бы по задаче довести до места все корабли и суда исправными. Сразу отметим, что эту задачу до встречи с японским флотом Рожественский решил-таки успешно вопреки всем прогнозам русских и иностранных флотоводцев. За это ему честь и хвала. Но на боевую тактическую подготовку, слаживание,  маневрирование кораблями, отдельными отрядами, боевую стрельбу руки не доходили.. Я думаю, он ине  стремился к этому. Кстати, подробности всего перехода доходчиво и талантливо описал в своем замечательном романе «Цусима» участник похода и сражения на броненосце «Орел» писатель А.С. Новиков-Прибой. Я лишь позволю себе напомнить о самых важных событиях этого перехода.

7 октября эскадра вышла в Северное море и штаб Рожественского получил сведения, до сих пор не совсем понятно откуда, о том, что их поджидает отряд японских миноносцев. С какого такого припека и каким образом за тысячи миль появились здесь японские миноносцы никто не подумал, и ночью 9 октября наши броненосцы у Доггербанки обстреляли появившихся на траверсе какие-то корабли. Это оказались не японские миноносцы, а английские рыболовные суда. Один бот потопили, пять повредили с убитыми и ранеными рыбаками. По «опытности» комендоров пострадал и наш крейсер «Аврора» с ранеными. Инцидент обострил и без того сложные отношения с Англией, которая стала постоянно чинить всяческие препятствия движению эскадры. Задерживали наши корабли везде, в том числе в иностранных портах, как в испанском порту Виго.

Только 2 октября эскадра добралась до Гибралтарского пролива и в морокканском порту Танжер разделилась. Главные силы тяжелых броненосцев из-за осадки не могли пройти через Суэцкий канал и в сопровождении крейсеров и транспортов отправились вокруг Африки в Индийский океан. Остальная часть эскадры под командованием младшего флагмана контр-адмирала Д.Г. Филькерзама пошла по Средиземному морю в Суэц.

58-летний контр-адмирал Дмитрий ГустовичФилькерзам из курляндских немцев с типичным послужным списком морского офицера выпустился из Морского корпуса по первому разряду. Служил во флотском экипаже, на боевых кораблях. После окончания Артиллерийского офицерского класса, надолго зарекомендует себя одним из лучших артиллерийских офицеров флота и будет сам преподавать на тех же офицерских курсах. Потом служба на кораблях. Командир эскадренного броненосца «Николай I», контр-адмирал и перед войной Начальник учебно-артиллерийского отряда флота. В молодости спас утопающего матроса и об этом знал весь флот. В поход он пошел младшим флагманом эскадры с флагом на броненосце «Ослябя». Думаю, как флотоводец был даже ниже адмирала Рожественского. Проверить это невозможно. Уже на последнем переходе во время стоянки во вьетнамском порту Камрань его хватил инсульт и за несколько дней до Цусимы он умер. Любопытно другое. О его смерти доложили особым кодом только Рожественскому, но почему-то не спустили флаг Филькерзама, и командующий эскадрой до начала боря так толком  не узнал о смерти оного из своих флагманов. Тело адмирала положили в холодильник броненосца, вместе с которым он и пойдет на дно Цусимского пролива. Что ж, почетная могли для моряка, адмирала.

После Танжера отряд Рожественского медленно полз вокруг Африки. Адмирал по-прежнему не вспоминал о боевой подготовке, бросив все силы на сохранение живучести кораблей. Особенно его беспокоили запасы топлива. У него развилась просто-таки «Углемания». Уголь грузился на все корабли – в трюмы, батарейные башни, подсобные помещения кубрики матросов и каюты офицеров и даже не верхнюю палубу. Перегрузки превышали допустимые нормы в два раза, и до сих пор удивительно, как ни один корабль не затонул в штормовую погоду. Бог был на стороне русских моряков. 27 декабря отряды соединились в бухте Носси-Бе Мадагаскара. На сутки раньше Рожественский получил радио о гибели 1-й Тихоокеанской эскадры и капитуляции Порт-Артура. С этого момента Рожественский окончательно отбросил мысль о победе над японским флотом. Только прорыв во Владивосток и все.  Он уже несколько раз просил заменить его на другого адмирала. Но все-таки запросил у Петербурга помощи за счет сил Черноморского флота. Зачем, коли не думал побеждать? Петербург ответил посылкой новой 3-й эскадры из трех старых броненосцев, одного крейсера и нескольких транспортов. Флаг младшего флагмана контр-адмирала Н.И. Небогатова развивался на броненосце «Николай I», которым 10 лет назад командовал Филькерзам.

55-летний контр-адмирал Николай Иванович Небогатов из столбовых дворян почти полностью повторил карьеру сотен флотских офицеров от гардемарина до контр-адмирала. За исключением того, что еще молодым офицером успел окончить курс военно-морских наук Николаевской Морской академии. Это во многом позволило ему за отличие по службе стать быстро капитаном 2-го ранга, а через десяток лет и контр-адмиралом. Командовал многими кораблями от канонерки «Гроза» до броненосца береговой обороны «Первенец» и броненосного крейсера «Минин». У Небогатова была возможность доказать свой флотоводческий талант как раз в Цусимском проливе. Где он под конец сражения оказался во главе остатков эскадры, окруженной японскими кораблями со своим небольшим отрядом и присоединившимся к нему изрядно разбитым броненосцем «Орел». Но он даже не попытался вступить в бой и сдал врагу без боя почти все свои броненосцы «НиколайI», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» Позор! Экипажи в полном составе пошли в плен. Думаю, что тоже плененный, но тяжело раненый адмирал Рожественский все-таки предпочел бы смерть в бою. А Небогатов позволил взвиться над нашими броненосцами победным японским флагам. Позор!

После окончания войны и плена Небогатов со всеми командирами броненосцев будет «исключен из службы с лишением чинов и последствиями означенными в статьях Военно-морского устава о наказаниях». Через год будет судом приговорен к смертной казни. Как потом и Стесселя, государь помилует, заменит казнь заключением в крепости, а через два года помилован окончательно. До сих пор нет точных данных о его смерти. Но проживет долгую жизнь. По одной версии умрет в 1924 году в Москве, по другой – аж в 1934 году в крымском селе Михайловка, где преподавал, как и у себя Куропаткин, в сельской школе. Как и Куропаткина Советская власть и не думала репрессировать явного монархиста и знаменитого царского адмирала. Справедливости ради, все-таки Небогатов не зря учился в Морской академии. То, с какой быстротой и без малейших потерь его вообще-то старенькая, тихоходная эскадра всего за два с половиной месяца сумела догнать эскадру Рожественского до сих по вызывает уважение у профессиональных моряков всего мира.

26 апреля 1905 года эскадры соединились, а адмирал Рожественский в последний раз попросил Петербург снять его с командования эскадрой по состоянию здоровья и назначить нового командующего. Но Петербург молчал и 1 мая он двинулся из вьетнамского порта Ван-Фонга навстречу японскому флоту.10 мая корабли эскадры в последний раз приняли уголь и подошли к Цусимскому проливу с небольшой скоростью в 5 узлов. К тому времени 2-я Тихоокеанская эскадра состояла из трех броненосных отрядов, крейсерского отряда, отряда разведки, двух отрядов миноносцев и судов обеспечения.

Первый отряд состоял из четырех однотипных самых современных броненосцев и крейсеров. Во главе отряда эскадренный броненосец «Князь Суворов» под флагом командующего эскадрой вице-адмирала З.П. Рожественского. Командир броненосца капитан 1-го ранга В.В. Игнатиус (будет потоплен весь экипаж вместе с командиром). Далее эскадренный броненосец «Александр III», команда которого была полностью укомплектована из моряков Гвардейского флотского экипаж. Командир броненосца капитан 1-го ранга Н.М Бухвостов (будет потоплен весь экипаж вместе с командиром). Эскадренный броненосец «Бородино» под командой капитана 1-го ранга П.И. Серебрянникова (будет потоплен с командиром, в живых останется один матрос). Эскадренный броненосец «Орел» капитана 1-го ранга Н.В. Юнга (пленен в конце боя, командир умер от ран) И бронепалубный крейсер 2-го ранга «Жемчуг» капитана 2-го ранга П.П. Левицкого (интернирован в Маниле).

Второй отряд состоял из трех тоже довольно современных броненосцев и двух крейсеров. Во главе эскадренный броненосец «Ослябя» под флагом младшего флагмана контр-адмирала Д.Г. Филькерзама, тело которого уже лежало в холодильнике корабля. Командир броненосца капитан 1-го ранга В.И. Бэр (будет потоплен вместе с командиром спасется малая часть матросов). Эскадренный броненосец «Сысой Великий» под командованием капитана 1-го ранга М.В. Озерова ( затоплен от повреждений, командир попал в плен). Эскадренный броненосец «Наварин» капитана 1-го ранга барона Б.А. Фитенгофа (будет потоплен вместе с командиром, спасется три матроса). Современный броненосный крейсер 1-го ранга «Адмирал Нахимов» капитана 1-го ранга А.А. Родионова(затоплен экипажем, который попадет в плен вместе с командиром). И бронепалубный крейсер 2-го ранга «Изумруд» капитана 2-го ранга барона В.Н. Ферзена (прорвется после боя к своим берегам, налетит на мель и будет затоплен экипажем).

Третий, самый слабый по всем параметрам отряд состоял из четырех довольно старых броненосцев. Во главе эскадренный броненосец «НиколайI» под флагом младшего флагмана контр-адмирала Небогатова. Командир броненосца капитан 1-го ранга В.В. Смирнов (сдастся без боя в плен вместе с командиром). Устаревший броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин капитана 1-го ранга Н.Г. Лишина (сдался без боя в плен вместе с командиром). И только старенький броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков» капитана 1-го ранга Миклухи принял бой с двумя японскими броненосными крейсерами и на следующий день затоплен собственным экипажем (командир погиб, остатки экипажа попали в плен).

Крейсерский отряд состоял из двух современных бронепалубных и двух устаревших броненосных крейсеров. Во главе отряда держал флаг на бронепалубном крейсере 1-го ранга «Олег» младший флагман контр-адмирал О.А. Эндквист. Командир капитан 1-го ранга Л.Ф Добротворецкий (крейсер прорвется с боем и уйдет в Манилу, где будет интернирован). Такая же судьба будет и у бронепалубного крейсера 1-го ранга «Аврора» капитана 1-го ранга Е.Р. Егорьева. Только Егорьев погибнет в бою. А вот устаревшие броненосные крейсера «Дмитрий Донской» капитана 1-го ранга И.Н. Лебедева и «Владимир Мономах» капитана 1-го ранга В.А. Попова после неравного боя будут затоплены своими экипажами, остатки которых попадут в плен. Капитан 1-го ранга Лебедев умрет от ран.

Отдельным можно было считать, но только до начала сражения, отряд разведки их трех крейсеров. Командир бронепалубного крейсера 1-го ранга «Светлана» (бывшая яхта) капитан 1-го ранга С.П. Шеин с брейд-вымпелом командира отряда погибнет в бою, а корабль, расстрелявший все боеприпасы, будет затоплен остатками команды, попавшими в плен. Та же участь постигла небронированный вспомогательный крейсер «Урал» (бывший пароход) капитана 1-го ранга М.К. Истомина, который после боя с остатками команды попадет в плен. А вот небронированный крейсер 2-го ранга «Алмаз» (бывшая яхта) флигель-адьютанта капитана 2-го ранга И.И. Чагина окажется единственным крейсером, прорвавшимся во Владивосток.

44-летний капитан 2-го ранга флигель-адъютант Иван Иванович Чагин к обычной карьере морского офицера, в которой дослужится до контр-адмирала, прибавит заслуженную репутацию одного из лучших офицеров флота. В службе, учебе, в том числе Морской академии, всегда первый. Успеет послужить морским агентом в Японии перед войной. В Цусиме отличился, конечно, герой. После войны георгиевский кавалер, блестящая карьера. Командир императорской яхты «Штандарт», контр-адмирал с зачислением  в свиту государя. Все при нем. Но в 1912 году 52 лет от роду застрелился.  Почему, до сих пор неизвестно, хотя сплетен много. Бывает и так.

Дойдут до Владивостока и два наших миноносца. Все девять миноносцев буду разбиты на два отряда В первом четыре миноносца. «Бедовый» под брейд-вымпелом капитана 2-го ранга Н.В. Баранова (экипаж попадет в плен вместе с командиром). Миноносцы «Быстрый» лейтенанта О.О. Рихтера и «Буйный» капитана 2-го ранга Н.Н. Коломейцева будут после боя подорваны и затоплены экипажами, которые попадут в плен. Кстати, на «Буйном» будет спасаться потом перейдет на миноносец «Бедовый» и попадет в плен раненый адмирал Рожественский. А вот  миноносец «Бравый» лейтенанта П.П. Дурново прорвется во Владивосток.

30-летний лейтенант Павел Петрович Дурново, сын того самого знаменитого московского генерал-губернатора П.П. Дурново, тоже станет георгиевским кавалером, дослужится до капитана 2-го ранга, командира канонерки «Хивинец» и скоропостижно скончался в 1909 году. Слава герою!

Во втором отряде пять миноносцев. Миноносцы «Блестящий» с брейд-вымпелом капитана 2-го ранга А.С. Шамова, «Громкий» капитана 2-го ранга Г.Ф. Керна «Безупречный» капитана 2-го ранга И.А. Матусевича после неравного боя затоплены остатками команд, командиры погибли в бою. Миноносец «Бодрый» капитана 2-го ранга П.В. Иванова прорвется в Шанхай, где и будет интернирован. А вот миноносец «Грозный» капитана 2-го ранг К.К. Андржиевского прорвется после боя во Владивосток.

45-летний капитан 2-го ранга, полковник корпуса Адмиралтейства Константин КлитовичАндржиевский, георгиевский кавалер после войны дослужится до помощника Санкт-Петербургского порта, станет генерал-майором и скоропостижно скончается в 1908 году. Слава герою!

Из восьми вспомогательных судов только плавучая мастерская «Анадырь» капитана 2-го ранга В.Ф. Пономарева в суматохе боя прорвалась в Индийский океан, дошла до Мадагаскара и потом вернулась на Балтику. Правда, в этой суматохе мастерская протаранила пароход Северного пароходного общества «Русь» капитана 1-го разряда В.В. Перница. Пароход затонул, команда спаслась. Другая плавучая мастерская «Камчатка» капитана 2-го ранга А.И. Степанова 2-го затоплена, командир погиб., как и угольный транспорт , вооружения и снабжения «Иртыш» капитана 2-го ранга К.Л. Егормышева. Ушел в нейтральные воды и интернирован в Шанхае буксирный пароход Добрфлота «Свирь» морского прапорщика Г.А. Розенфельда. Два госпитальных судна «орел» капитана 2-го ранга Я.К. Лахматова и «Кострома» полковника флота Н.В. Смельского захвачены японскими крейсерами и через некоторое время отпущены.

Я сознательно кратко и сразу описал судьбу всех кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры, командиров и команд, ибо считаю, что повторять подробно все перипетии цусимского сражения, которое давно разобрано по минутам, нецелесообразным. Заинтересованному читателю нетрудно с этим ознакомиться в фундаментальных трудах. Остановлюсь очень кратко на основных, узловых моментах и судьбе отдельных кораблей, офицеров, матросов эскадры, по которым до сих пор не затухают споры.

Вице-адмирал Рожественский определился окончательно с задачей эскадры – прорываться на север в Японское море курсом на Владивосток. Причем не атакой противника, а попыткой оторваться от него. Это, не только на мой взгляд, первая ошибка. Пассивная тактика сразу отдавала инициативу врагу. Отсюда и вторая ошибка, заключавшаяся в одной фразе адмирала – «держаться всем вместе». Никакого детализированного плана боя не было, не говоря уж о слаженном маневрировании. В командование эскадры в случае гибели флагмана вступали командиры новых броненосцев, шедших впереди колонн. Рожественский построил эскадру в соответствии с желанием прорыва. Справа в кильватерной колонне шли броненосцы первого и второго отрядов. Слева броненосцы третьего отряда. По бокам шли крейсеры для защиты от торпедных атак японских миноносцев. Замыкали эскадру транспорты. Вся эта армада представляла из себя «своеобразную плавучую крепость», охраняемую со всех сторон орудиями главных калибров. Скорость махины, конечно, незначительна. В крепость входили и совсем тихоходные транспортники, отчего общая скорость эскадры еще снижалась. Рожественский не считал это важным, так как думал, что японцы вообще не рискнут атаковать «плавучую крепость», а если осмелятся, то попадут под расстрел наших кораблей.

Идея не лишенная смысла, но она имела шанс на какой-то успех только при условии превосходства наших кораблей перед японскими по основным параметрам–дальнобойности орудий, бронепробиваемости снарядов, бронезащиты корпусов и надстроек, и, конечно, обученности личного состава боевой стрельбе, сплоченности экипажей, отдельных кораблей и четкого отработанного управления в бою. По всем этим параметрам мы уступали японскому флоту. К тому же, при встрече с противником крейсеры и миноносцы фланговой обороны должны были уйти в тыл на защиту транспортников, а броненосные отряды перестроиться в одну кильватерную колонну, которая уже по определению не могла использовать свою огневую мощь одновременно и успешно. И здесь скорость хода японских кораблей, превышающая наших на 7 узлов, могла сыграть и сыграла едва ли не решающую роль. В итоге получилось, что мы сами развалили так называемую крепость, а японцы разбили ее на части и расстреляли последовательно все наши корабли.

«Непобедимый адмирал» Хейхатиро Того давно готовился и готовил Объединенный флот к встрече с русской эскадрой и подготовился хорошо. Ему у своих берегов не требовалось совершать больших переходов. У него было достаточно времени усилить эскадру новыми силами, отремонтировать корабли и обеспечить их всем необходимым в режиме реального времени. У него имелись  отличные современные корабли, превосходившие русских по многим параметрам. У него был прекрасно обученный, обстрелянный, с боевым опытом личный состав. Все корабли натренировались в боевом маневрировании и совместных действиях с отработанными до автоматизма схемами управления. Наконец, он не сомневался, после сражений с Порт-Артурской эскадрой в Желтом море, что русские повторят свою шаблонную оборонительную тактику движения в кильватерных колоннах всеми разнотипными кораблями с низкой скоростью. Не раздумывая, пользуясь своим превосходством в скорости и вооружении, он решил небольшими, но маневренными и мощными отрядами  атаковать русскую колонну с выгодных курсов со всех сторон, с головы или хвоста, выводить из строя главные или хвостовые корабли русских огнем с дальних дистанций, находясь в сравнительной безопасности от огня главных калибров русских броненосцев и крейсеров. Затем, раздробить русскую эскадру на отдельные группы и разбить по частям.

Для решения этой задачи Объединенный флот был разделен на три эскадры. А каждая эскадра разбивалась еще на несколько боевых скоростных отрядов. В сущности, именно эти боевые отряды и действовали практически самостоятельно, но под общим руководством самого адмирала Того. В первой эскадре основной ударной силой был первый боевой отряд из четырех самых современных эскадренных броненосцев с флагом адмирала Того на броненосце 1-го класса «Микаса» и трех тоже современных броненосцев 1-го класса. Второй, а по нумерации третий боевой отряд полностью состоял из четырех бронепалубных крейсеров 2-го класса с флагом вице-адмирала С.Дева на крейсере «Кассаги». В эскадру входили еще три отряда эсминцев по четыре корабля в каждом и отдельный отряд миноносцев 1-го класса из четырех кораблей.

Во второй эскадре главной боевой силой был второй боевой отряд из семи броненосных крейсеров 1-го класса с флагом вице-адмирала Х. Камимуры на крейсере «Идзумо». Четвертый боевой отряд состоял из четырех бронепалубных крейсеров 2-го класса с флагом контр-адмирала С. Уриу на крейсере «Нанива». Имелись еще два отряда эсминцев по четыре корабля в каждом и два отряда миноносцев 1-го класса в шесть миноносцев.

В третьей эскадре с устаревшими кораблями главной боевой силой был пятый боевой отряд из четырех бронепалубных крейсеров 2-го класса с флагом вице-адмирала С.Катаока на крейсере «Ицукусима». Шестой и седьмой отряд состояли из старых бронепалубных крейсеров 3-го класса и трех канонерок.

Главная маневренная ударно-торпедная группа состояла из девяти отрядов номерных  миноносцев, большей части 2-го класса. Самым старшим по званию брейд-вымпелом был капитан 2-го ранга Ц. Кондо на миноносце «Хибари». Остальные командире в чине капитан-лейтенанта.

Наконец, целый отряд особого назначения из двадцати двух судов – так называемые вспомогательные крейсера, по сути дела гражданские пароходы и два госпитальных судна.

Адмирал Того имел достаточно времени, чтобы рассмотреть различные варианты действий русской эскадры. Во-первых, переход во Владивосток. Во-вторых, переход в Южно-Китайское море и открытие там боевых действий. В третьих, захват опорного пункт на Формозе (Тайване) т создания там базы для дальнейшей морской войны. Но все разведывательные данные и сам ход событий доказывали однозначно – Рожественский пойдет на прорыв через Корейский залив и пролив Цусима. Того не только правильно сосредоточил здесь свои силы, но и натренировал их в условиях приближенным к боевым. Кстати, 8 мая Рожественский решил совершить ложный маневр, направив в Желтое море и Тихий океан четыре вспомогательных крейсера, чтобы отвлечь часть сил японского флота. Того на это не «купился».Итак, коротко перипетии сражения, которое официально происходило с 14 по 15 мая 1905 года, но фактически все было решено еще 14 мая.

Утром 14 мая при мглистой погоде, видимости до 7 миль и волнении 3 – 4 балла Рожественский перестроил эскадру в одну колонну. Все 12 броненосных кораблей шли теперь в одной кильватерной колонне. Слева на траверсе показались японские крейсера. В 8 часов на наших кораблях подняли стеньговые флаги в честь дня рождения государя императора. С севера подул холодный ветер. Эскадра и японские крейсера шли параллельным курсом, не открывая огня. Наши броненосцы только наводили на японцев башни орудий главного калибра.

В 12:05 эскадра повернула на последний организованный курс норд-ост и через полчаса Рожественский, воспользовавшись туманом,предпринял попытку перестроить эскадру из кильватерной колонны в строй фронта, и эскадра начала переходить в две колонны уступом вправо вперед. Зачем, до сих пор гадают моряки многих стран.

В 13:20 появились главные силы японского Объединенного флота. Причем справа по курсу. В официальной истории читаем: «Русская эскадра в это время как раз проходила Цусимский пролив и находилась между островам и Цусима и Окиносима. Японские крейсера стали отставать, обходя эскадру с запада на юг, чтобы атаковать крейсера и транспорты. Ловушка захлопнулась. Рожественский приказал отправить миноносцы второго отряда на защиту транспортников. Адмирал Того поднял флажный сигнал «Z»: «Судьба империи зависит от этой битвы. Пусть каждый приложит все силы».

И тут Того совершил свой первый прокол, о котором после победной битвы предпочитал не говорить. Он пошел на пересечение курса нашей эскадры. Это тоже до сих пор остается загадкой. Ведь главная задач у него была охватить и уничтожить головные русские корабли. Может решил ударить по левому флангу нашей эскадры, где шли самые слабые броненосцы. Как бы то ни было, но «непобедимый адмирал не рассчитал маневра и проскочил нашу эскадру в 70 кабельтовах от флагманского броненосца «Князь Суворов». Того вынужден был проводить сложнейший маневр разворота своей эскадры на прежний курс. Его корабли чертили циркуляцию почти на одном месте более получаса под прицелом наших главных калибров на близкой для нас дистанции. Очевидный прокол Того. Но печальней всего то, что Рожественский не только не ударил по японцам со страшной для них силой, но и не обратил на японские маневры внимания.  Мог нанести японцам существенное поражение и изменить весь ход боя.  Но он повернул еще правее и лег на курс параллельный японской эскадре.

В 13:49, когда японские броненосцы «Микаса» и «Сикисима» минули точку поворота «Князь Суворов» ударил-таки главным калибром по японскому флагману, но уже с дистанции 38 кабельтовых. Но это не 20  комфортных для наших орудий кабельтовых, а 38. С этой минуты началось просто избивание нашего флота с удобных для японцев дистанций. Того более чем успешно применил тактику, которая помогла ему год назад разгромить Порт-Артурскую эскадру адмирала Витгефта.

Адмирал Того в полной парадной форме с самурайским мечем вышел на открытый не бронированный ходовой мостик, защищенный одними свернутыми в рулоны матами. Его адмиралы последовали примеру командующего, и это лишний раз доказывало – для японцев это сражение означало абсолютную победу или смерть. Наши адмиралы, тот же Небогатов, тоже выходили на открытые мостики, но все думали о любой возможности прорваться сквозь японцев, уповая только на Бога.

В первые минуты бой шел с переменным успехом. Японские эскадренные броненосцы и броненосные крейсера первого и второго боевых отрядов действовали строго поплану. Первый отряд адмирала Того сосредоточил огонь по нашему флагману «Князь Суворов». Второй отряд адмирала Камимуры бил по второму нашему флагману броненосцу «Ослябя». А два замыкающих отряд Камимуры броненосных крейсера «Асама» и «Ивате» били по третьему нашему флагману «Николай I». Таким образом по каждому нашему флагману били до шести японских эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров, маневрировавших раздельно, но по одной команде. Благодаря преимуществу в скорости они сами устанавливали дистанции для стрельбы. Когда дистанция сокращалась до 22 кабельтовых наши броненосцы тоже не промахивались.

Вице-адмирал Рожественский смог отдать только один флагманский боевой приказ: «бить по головному». Русские комендоры все-таки сумели показать свое умение и «Князь Суворов» потрепал-таки флагмана Того «Микаса». Позже сами японцы заметят: «Флагманский корабль адмирала Того «Микаса» получил более 30 снарядов. На нем была повреждена внутренность передней боевой рубки, передний и задний мостики, убита и ранена прислуга одного орудия, пробиты трубы, повреждены тела орудий, разбиты казематы и пробиты палубы. Более 100 человек личного состава в бою 14 мая было убито или ранено».

Но превосходство японцев в дальности огня, мощности боеприпасов и меньшего бронирования наших кораблей сказались очень скоро «Огневое превосходство было явно на стороне японского флота. Меткость стрельбы и скорострельность были заметно выше. Результаты огня русских кораблей были неразличимы, снаряды при падении в воду не взрывались, а с расстояния 25-30 каб.всплески от падений были плохо видны корректировщикам. Японские корабли, окрашенные в шаровой цвет были малозаметны, в отличие от черных русских броненосцев с палевыми трубами. Японские снаряды разрывались при ударе обо что угодно, давая огромные  клубы ядовитого дыма, много огня  и мелких осколков».

К 14:20 броненосцу «Ослябя» досталось больше всего. Японские 8-дюймовые снаряды с крейсеров сумели пробить не имевшую броневого пояса носовую часть броненосца, у которого замолчали орудия главного калибра. Корабль охватило пламя пожара. Он выкатился из строя и начал описывать циркуляцию с огромным креном в 12 градусов на левый борт и нос, а на палубе еще палила последняя 75-мм пушка. Командир орудия, истратив последний снаряд, застрелился. Тело флагмана адмирала Филькерзама лежало в холодильнике. Раненый в голову командир броненосца капитан 1-го ранга Бэр до последнего оставался на мостике, руководил спасением моряков тонущего корабля. Один из очевидцев впоследствии запишет: « Впечатление от опрокидывания этой гигантской высоты броненосца было ошеломляющим. С других кораблей было ясно видно, как с палубы люди карабкались на его борт, как они цеплялись, скользили, падали… сметались огнем вражеских снарядов». Спасением людей занимались миноносцы «Буйный», «Бравый» и «Быстрый». Из воды успели поднять 385 человек. В 14:50 «Ослябя» повалился на левый борт и стремительно затонул, унося с собой 514 моряков с капитаном и телом флагмана. По «Ослябе» вели огонь самые современные мощные броненосные крейсера.

«Князь Суворов» принял на себя самый мощный удар четырех новейших японских эскадренных броненосцев и лучшего броненосного крейсера 1-го класса «Ниссан».  Броненосец загорелся, большая подводная пробоина привела к крену. В 14:32 «Князь Суворов» перестал слушаться руля и начал циркулировать вправо. Одним из снарядов, разорвавшимся в боевой бронированной рубке был вторично тяжело ранен адмирал Рожественский и смертельно ранен командир броненосца капитан 1-го ранга Игнатиус. Командование кораблем принял на себя старший офицер лейтенант П.Е Владимирский. К броненосцу подошел миноносец «Буйный» по сигналу «Примите адмирала». Шлюпок не осталось. Рожественского и часть его штаба на руках и канатах спустили на миноносец матросы во главе с лейтенантами Богдановым и Вырубовым. Тот самый Вырубов, который так нелицеприятно критиковал командующего до похода. Насколько это была смертельно рискованная операция знают только опытные моряки. Лейтенантам предложили остаться на миноносце, но они вернулись на броненосец, который еще несколько часов будет находиться на плаву. Его будут бомбардировать, а он не сдавался, будут топить, а он не тонул. И только в 19:30 по нему выпустят сразу 8 торпед, 4 из которых взорвутся внутри трюма. А броненосец отстреливался из последней 75-мм пушки и даже винтовок до конца. Наконец, перевернулся и пошел ко дну с оставшимися в живых 935 моряками и командиром. Адмирал Рожественский выживет в плену, вернется в Россию, даже восстановится в прежней должности начальника Главного Морского штаба, Но подвергнется такой травле в газетах, что сначала уйдет в отставку, а потом сам потребует привлечения себя к суду, который в 1906 году в Кронштадте судил адмирала Небогатова и других сдавшихся японцам командиров. Суд его оправдает, но история и большая часть русских моряков не простит никогда. До сего времени. После суда он 3 года проведет  в своей петербургской квартире, не выходя из дома, и умрет от инфаркта в 1909 году. Такова судьба.

Через 45 минут после начала боя и выхода из строя броненосца «Князь Суворов» в соответствии с приказом Рожественского во главе эскадры встал броненосец «Император Александр III», вернувший уже разрозненную эскадру на курс норд-ост. Но на него напали сразу 12 японских кораблей, которые быстро вывели его из строя, и он повторил судьбу флагмана. На смену ему во главе кильватерной колонны встал эскадренный броненосец «Бородино» и с тем же результатом. Все эти три броненосца погибнут в течение 40 минут вечером 14 мая. При этом не следует забывать, что такому же показательному расстрелу подвергались и остальные корабли 2-й Тихоокеанской эскадры. Целый день.

В сущности, не могу не согласиться с некоторыми историками, что судьба эскадры была решена в первые 45 минут сражения. «В морском бою успех первого удара часто предрешает исход сражения. Основным моментом, погубившим лучшие русские корабли, было неудачное маневрирование командующего в момент завязки боя, которое сразу поставило корабли первого отряда под сосредоточенный удар всей колонны противника, тогда как более половины кораблей колонны фактически оказались вне линии  боя. Вся тяжесть боя была принята на себя пятью передними кораблями, противостоявшими двенадцати кораблям противника. Русская эскадра понесла критические потери и только решительное изменение тактики ведения боя могло бы возможно исправить положение. Но, напротив, на русской эскадре начался период анонимного командования, продолжавшийся до 18:05. Никто не знал, кто управляет эскадрой, которую вели в бой головные корабли, были ли они под управлением своих командиров, или те уже выбыли из строя из-за попавших в рубку осколков. Никто не знал, что сталось с Рожественским. Адмирал Небогатов был дезориентирован соображением, что адмирал Филькерзам, который должен принять командование эскадрой при ранении или гибели Рожественского, мог находиться в числе спасенных с «Осляби» (тот факт, что Флькерзам  умер до боя был засекречен). Собственно, последующие фазы боя все больше напоминали расстрел, от которого русские корабли пытались уклониться, забирая в сторону от противника, который по-прежнему имел превосходство в скорости, составлявшее 6-7 узлов. С этого времени и до окончания боя японцы сосредоточили огонь в основном на трех оставшихся броненосцах типа «Бородино» («Александр III», «Бородино», «Орел») и отчасти на шедшим за ними «Сысое Великом».

Примерно с 14:30 никто не командовал эскадрой. Адмирал Небогатов только через 5 часов получит указание о передаче ему командования. Он был к этому совершенно не готов, да и от эскадры уже мало что оставалось. Большинство крейсеров вступило в бой, охраняя вспомогательные суда и действовали совершенно самостоятельно, вне единого управления, в том числе и от Небогатова.  Кого- то японцы потопили, кого-то затопили сами свои же команды, кто-то прорвался. Но куда? В целом крейсера вели тяжелые бои с 10 бронепалубными крейсерами японцев на достаточно приемлемой дистанции 24 кабельтовых, да еще отбивались от двух самых современных броненосных крейсеров отряда адмирала Того и в целом отбили артиллерийские атаки врага. Японские бронепалубные крейсера просто не успевали за нашими кораблями, которые успешно маневрировали при скорости в 18 узлов. Быстрота и частая смена хода сбивали прицел японских комендоров. Русские крейсера совершили невозможное – за несколько часов боя против значительно превосходящих сил противника, они сумели достойно ответить врагу, потеряв в бою только один небронированный крейсер «Урал» Только крейсеры из всей эскадры выполнили свою первоначальную задачу – защитить транспортные суда. Из транспортов в бою 14 мая погибли только два судна. Оставшиеся в живых их моряки эвакуированы на пароход «Свирь». Практически все крейсеры сражались геройски до последней возможности.

Небогатов же просто вел остатки эскадры в кильватерной колонне. А японцы, пользуясь преимуществом в скорости нагоняли и добивали по отдельности каждый наш корабль. «Из-за находившегося тумана бой временами прекращался, но японцам, хотя и после длительных поисков удавалось каждый раз обнаружить русскую эскадру, и каждый раз их корабли, используя преимущество в скорости. Догоняли растянувшуюся русскую кильватерную колонну и, сосредоточив огонь большей части своих  кораблейна определенном русском корабле, наносили ему непоправимые повреждения».

В 19:30 адмирал Того приказал прекратить артиллерийское сражение. С наступлением темноты он бросает в бой «волчьей стаей» все свои 60 миноносцев, которые должны были торпедными атаками окончательно добить русскую эскадру. И здесь, на мой взгляд, «непобедимый адмирал» совершил вторую ошибку, о которой тоже предпочитал потом помалкивать. Подвели его  самоуверенность и эйфория от удачного дневного боя. Он просто не подготовил эту атаку. Готовил в принципе давно, но только чисто на бумаге, теоретически. Реально не было установлено должное управление, координация действий отдельных миноносных отрядов и отдельных миноносцев. В бой фактически на удачу бросалось большое число миноносцев, которые должны были ударить по нашей эскадре несколькими сотнями торпед. И что же?

Атаки миноносцев начались в 21:30. Миноносцы охватили нашу эскадру с севера, юга и востока и последовательно, а иногда и одновременно выходили в торпедные атаки. Поскольку все происходило спонтанно, без должного управления большая часть миноносцев за всю ночь так и не обнаружили наши корабли. Зато стреляли по своим же миноносцам, натыкались друг на друга. К утру выяснилось, что от этих действий 1  миноносец затонул, а 6 получили значительные повреждения. Справедливости ради, отметим, что японским миноносцами удалось-таки торпедировать сильно поврежденный старенький броненосец «Наварин» и нанести повреждения такому же старичку «Сысой Великий» и крейсерам «Адмирал Нахимов» и «Владимир Мономах». Согласитесь, результата такой массированной атаки – незначителен. Поэтому о нем и особенно не говорят, помня об основном заключительном разгроме 15 мая.

Прежде чем  остановиться на этом трагическом финале позволю себе очень кратко остановиться на судьбе некоторых кораблей, сумевших и в самые тяжелые часы дневного боя 15 мая доказать мужество русских моряков, их несгибаемую волю, верность присяге и чести моряка. И корабли эти не Бог весть какие лидеры современного судостроения, боевой мощи и эффективности. Мы уже говорили, что в состав эскадры входили бывшие яхты «Светлана», «Алмаз» и пароход «Урал». Все они были наскоро вооружены 6-ю 152 мм пушками Канэ по бортам, носу и корме, 10-ю 47-мм скорострельными пушками и 4-мя торпедными аппаратами. Все так называемые крейсера без брони. Все из бывшего разведывательного отряда эскадры.

Крейсер «Светлана», как и все крейсера получил задачу прикрывать транспортники. И принял 14 мая вместе со всеми бой с двумя мощными отрядами японских крейсеров. 48-летний командир капитан 1го ранга Сергей Павлович Шеин приказал на всякий случай подготовить крейсер к взрыву, заминировав трюм, но Бог миловал. «Светлана вырвалась из кольца японских кораблей, даже заметно повредила броненосный крейсер «Такачихо», но получила большую пробоину в носу, замедлила ход и отстала от наших кораблей. Однако упорно с большим дифферентом шла курсом на Владивосток. Утром поврежденный крейсер догнали японские бронепалубные крейсера «Отава» и «Нийтаки», номерной миноносец и взяли наш корабль в клещи. Шеин собрал совет, и все офицеры решили сражаться до конца, до последнего снаряда, а потом затопить крейсер на глубине, исключающей его подъем. Так как  затопленный трюм не позволял взорвать крейсер. Шеин решил вести «Светлану» к острову Дажелет, чтобы высадить туда экипаж и открыть кингстоны. Что случилось дальше лучше не скажешь, чем в официальной истории:

«С приближением противника русский крейсер первым открыл огонь. Японцы долгое время не отвечали, надеясь, что корабль сдастся. Но вот и на японских кораблях появились вспышки выстрелов. Начался неравный бой. Отличная стрельба русских артиллеристов под руководством вахтенного начальника лейтенанта А.Е. Арцыбашева вызвала пожар на японском крейсере. Однако и вражеские снаряды достигали цели. Вскоре был убит Арцыбашев, его сменил мичман В.Е. Картавцев. Вражеские снаряды повредили борт, вывели из строя одну из машин. Кончились снаряды. Наводчик Мякотников, чтобы обмануть противника, открыл огонь холостыми.

Когда вышла из строя вторая машина, капитан 1-го ранга Шеин приказал открыть кингстоны. С большим упорством во время боя работал старший судовой врач Н.И. Карлов. Узнав о готовившемся затоплении, он привязал раненых к койкам и спускал их на воду. Сам он одним из последних сошел с медленно погружающего крейсера.

Безмолвный, но непокорившийся русский корабль с ожесточением расстреливали японцы. Капитан 1-го ранга Шеин и старший офицер капитан 2-го ранга А.А. Зубов остались на «Светлане». Вражеские снаряды оборвали их жизнь незадолго до погружения корабля, выполнившего свой долг».

А вот пример борьбы устаревшего броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» из эскадры адмирала Небогатова. Командир броненосца 52-летний капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Миклуха еще до похода отметился удивительной работоспособностью и расторопностью. Это потом к его фамилии прибавят приставку Маклай в честь его брата знаменитого путешественника. Сутками он не сходил с корабля, готовя «старичка броненосца» и моряков к предстоящим морским баталиям. В бою 14 мая броненосец получил значительные повреждения в бою против двух новейших броненосных крейсеров 1-го класса отряда адмирала Камимуры «Асама» и «Ивате» и тремя миноносцами. И без того тихоходный броненосец вынужден был снизить скорость до 10 узлов, но Миклуха все-таки прорвался сквозь строй японцев и приказал взять курс на Владивосток. Броненосец полз так медленно, что его потеряли даже японцы. Но все же догнали уже почти всей крейсера отряда Камимуры. На перехват пошли крейсера 1-го класса  «Ивате» и «Якумо» под флагом адмирала Симамуры. К тому времени в 15:30 основное сражение давно закончилось На «Ивате» подняли сигнал: «предлагаю вам сдаться. Ваш флагман сдался». Капитан 1-го ранга Миклуха громогласно заявил: «продолжение сигнала нам знать не обязательно» и приказал открыть огонь. Не зря тренировал комендоров. Первыми же снарядами крейсер «Ивате» оказался накрыт, задымил и начал отходить. Но силы слишком неравны. Японцы отошли на безопасную дистанцию и стали методично и безнаказанно расстреливать наш броненосец.

«Повреждения, наносимые вражескими снарядами, были огромными. Личный состав броненосца проявлял героизм. Дважды раненый боцман Г. Митрюков вернулся из операционного пункта и исполнял свои обязанности. Точно также поступали другие моряки. Как следует из воспоминаний судового врача П.В. Бодянского даже погружавшийся броненосец вел огонь из 120-мм пушек по вновь приблизившимся японским кораблям. Это стреляли храбрые артиллеристы «Адмирала Ушакова», руководимые мичманом И.А. Дятловым.

После 40минутного — боя с развевающимся флагом, не спущенным перед неприятелем, погрузился в холодные воды русский броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков». Вместе с ним  погиб и его командир капитан 1-го ранга В.Н Миклухо-Маклай». Это был последний погибший броненосец 2-й Тихоокеанской эскадры.

Один из старейших наших крейсеров «Дмитрий Донской» пробился к острову Дажелет после тяжелейшего боя с шестью японскими бронепалубными крейсерами и четырьмя миноносцами. 10 орудий крейсера противостояли 40 японским. Японцы расстреляли наш крейсер и оставили его на растерзание миноносцам. Но крейсер выдержало  три ночные торпедные атаки и  все-таки к вечеру15 мая добрался до острова Дажелет. По приказанию старшего офицера крейсера капитана 2-го ранга  К.П. Блохина, заменявшего тяжело раненого командира капитана 1-го ранга 53-летнего Ивана Николаевича Лебедева команда была свезена на остров, а на «Дмитрии Донском» открыли кингстоны. В 6:30 16 мая крейсер затонул, не спустив Андреевского флага. Кстати, в команде крейсера служил ставший потом  знаменитым лейтенант А.В. Вырубов. Воевал хорошо, но знаменитым стал из-за своей жены той самой фрейлины А.А. Танеевой (Вырубовой) фаворитки Распутина. А главный герой крейсера Капитан 1-го ранга И.Н. Лебедев умрет от ран в японском плену и будет похоронен на кладбище в Нагасаки.

И несколько слов о эсминце «Громкий», который сопровождал крейсер «Орел» с флагом контр-адмирала О.А. Энквиста. Командовал им самый опытный из командиров миноносцев 42-летний капитан 2-го ранга Георгий Федорович Керн. В бою 14 мая миноносец на удивление не получил ни одного попадания и уже в темноте пошел на прорыв во Владивосток. Утром 15 мая его догнали три японских миноносца. «Громкий» вступил с ними в бой и два поврежденных японских миноносца отстали. Третий миноносец «Громкий» поджег и оставил пылать в море. Сам же опять не получил ни одного попадания. И все же его настигли два вспомогательных крейсера, миноносец «Сирануи» и номерной миноносец. Силы оказались неравными.

«Положение «Громкого» сразу ухудшилось. Он попал по огонь японских кораблей. Маневрируя, «Громкий» вел артиллерийский огонь. Вражеским снарядом был выведен из строя паровой котел. Ход миноносца резко снизился. Вода, проникавшая в новые пробоины, затопила оба погреба со снарядами. Однако орудия миноносца продолжали стрелять. Оказалось, что артиллеристы Федоров, Молохов и другие ныряли в погреб и снабжали пушки боеприпасами.

Во время боя на русском миноносце был сбит  поднятый на гафеле флаг. По распоряжению командира корабля сигнальщик Скородумов, не обращая внимания на вражеские снаряды, поднял стеньговый флаг на фок-мачте и прибил его гвоздями.

Японский генеральный штаб дал следующую оценку этому бою: «Неприятель храбро сражался. Когда нашим снарядом был сбит его флаг, он немедленно поднял его снова. Затем он ловко выпустил мину (торпеду – С.К.), которой «Сирануи» с трудом избежал; снаряды его ложились хорошо, и в «Сирануи» попала свыше 20 штук»

В 12:45 открыли кингстоны, и миноносец стал тонуть. В последний момент был убит капитан 2-го ранга Г.Ф. Керн. Оставшихся в живых наших моряков японцы подбирали из моря.

В заключении хочу напомнить судьбу того самого миноносца «Бедовый», на который после повреждения «Буйного» перевели раненого Рожественского со штабом эскадры. Миноносец «Бедовый» под флагом адмирала  и миноносец «Грозный» в 30 милях  южнее острова Дажелет догнали два японских миноносца-истребителя «Кагеро» и «Сазанами». По приказу начальника штаба эскадры «Грозный» пошел самостоятельно прорываться во Владивосток. За ним увязался «Кагеро», а «Сазанами» остался с «Бедовым». «Грозный» выиграл дуэль и японца «Кагеро» и ушел—таки во Владивосток А что же «Бедовый»? Вот официальная версия:

«Не сделав ни одного выстрела по противнику, примерно равному по силе и скорости, даже не попытавшись уйти, «Бедовый» был сдан своим командиром по инициативе флагманского штурмана эскадры полковника В.И. Филипповского и флаг-капитана эскадры (начальника штаба) капитана 1-го ранга К.К. Клапье-де-Колонга. «Бедовый» был единственным кораблем русской эскадры, не понесшим человеческих потерь. В плен попал весь штаб эскадры вместе с контуженным в голову вице-адмиралом З.П. Рожественским. Впоследствии на суде офицеры оправдывались тем, что «жизнь адмирала дороже миноносца». Отчасти это справедливо, но, зная характер Рожественского, трудно предположить, чтобы он согласился с таким доводом, будь он тогда в сознании. У этого человека было много личных недостатков, но малодушие в их число не входило. Кроме этого, на суде выяснилось, что еще во время нахождения на «Буйном» офицеры штаба эскадры предлагали командиру миноносца сдать корабль, но тот в соответствии с Морским уставом потребовал от них протокол решения офицерского  совета».

Апофеозом такого преступного малодушия стали действия адмирала Небогатова и некоторых  командиров его эскадры.   Официально Цусимское сражение закончилось за несколько часов до героических дел миноносца «Громкий», крейсеров «Светлана» и «Дмитрий Донской», броненосца «Адмирал Ушаков». Потому что все решила окончательно судьба эскадренных броненосцев «Император Николай I», «Орел», броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсера «Изумруд» отряда адмирала Небогатова. Она началась в 5:20 утра 15 мая и к 10:00  закончилась. В официальной истории  читаем:

«Около 10 часов отряд контр-адмирала Небогатова к которому присоединился поврежденный эскадренный броненосец «Орел», находился севернее острова Дажелет. Этот отряд был окружен японскими кораблями. С броненосца «Орел» по противнику был открыт огонь, но на флагманском корабле неожиданно подняли сигналы «окружен» и «сдаюсь», а затем на соседние корабли адмирал приказал передать семафором: «Окруженный превосходными силами противника, вынужден сдаться».  Позднее Небогатов объяснил свое решение желанием избежать напрасного кровопролития и сохранить 5 тыс. жизней. Сигналу Небогатова не подчинился крейсер «Изумруд». Он увеличил ход до полного. Японские корабли преследовали русский крейсер до 14 часов, но догнать не смогли.» Крейсер дошел до своих берегов у Владивостока, но сел на мель и затоплен своим экипажем.

Позор броненосцам, слава «Изумруду» и командиру крейсера капитану 2-го ранга 47-летнему барону Василию Николаевичу Ферзену. Командиры броненосцев капитаны 1-го ранга В.В. Смирнов, С.И. Григорьев  и Н.Г. Лишин испытают всю глубину стыда, когда их броненосцы будут входить в военно-морскую базу Сасебо под японскими флагами, при всеобщем ликовании толпы на берегу и на окружавших корабли судах и лодках. Большего позора для военного моряка, командира представить трудно. Даже во время суда, который им еще предстояло пережить. А барон Фрезен прожил долгую жизнь заслуженным флотоводцем. Успеет покомандовать крейсером «Аврора», минной дивизией и бригадой крейсеров, а потом и линкоров Балтийского флота. Дослужится до чина вице-адмирала, члена Главного Военно-морского суда. При Временном правительстве уйдет в отставку и уедет на родину в Эстонию, где проживет до 79 лет и умрет в 1937 году в собственной постели

Какие разные судьбы боевых кораблей, их командиров. Половину лета и половину осени 1906 года в Особом присутствии Военно-морского суда Кронштадтского порта прошли два процесса о сдаче японцам без боя кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры – миноносца «Бедовый» и броненосцев отряда адмирала Небогатова. Судили и самого Небогатова, напросившегося на суд Рожественского. Общественное мнение, пресса ликовали, требовали крови. И приговор вроде бы успокоил общество. Командир миноносца капитан 2-го ранга Н.В. Баранов и весь оставшийся в живых штаб командующего эскадрой, спасенный вместе с адмиралом, признан виновным в преступной сдаче миноносца врагу и приговорен к «смертной казни расстрелянием». Но государь император заменит казнь на 10 лет заключения в крепости с дальнейшим освобождением от наказания. Их даже исключили из службы без лишения чинов. Вице-адмирала Рожественского вообще признали невиновным из-за неспособности осознавать происходившие события, ввиду тяжелого ранения. По делу броненосцев контр-адмирал Н.И. Небогатов и командиры кораблей тоже были приговорены к расстрелу с разжалованием в чинах и увольнением со службы с последующим помилованием государем. Досталось и главному моряку империи Великому Князю и зятю государя Алексею Александровичу. Флот у него отберут, и он займется авиацией. Кстати, более успешно.

Но все эти приговоры не могли заглушить и сотой доли того негодования, которое охватило тогда страну, особенно военных моряков. «Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими 209 офицеров, 75 кондукторов, 4761 нижнего чина, всего5045 человек. Ранены 172 офицера, 13 кондукторов и 178 нижних чинов. В плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов. На интернированных кораблях осталось 210 человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было16170 человек, из них 870 прорвались во Владивосток. Есть и иные данные по потерям: погибло 166 офицеров, 5016 нижних чинов». Из 38 кораблей эскадры затонуло от ударов врага или затоплены своими командами – 21; сдались в плен или захвачены – 7; интернированы в нейтральных портах до конца войны – 6; остались в строю, дойдя до Владивостока крейсер «Алмаз», миноносцы «Грозный» и «Бравый» и добравшаяся до Балтики плавучая мастерская «Анадырь».

Японские потери до сих пор точно не определены. Имеются данные по донесениям адмирала Того, вызывающие сомнения у многих профессиональных военно-морских историков мира. Есть данные Медицинского бюро при Морском департаменте города Токио тоже весьма приблизительные, но поскольку победа признана безоговорочной, на них особенно не обращают внимания. По донесениям Того всего за сражение на эскадре погибло 116 человек, ранено 538, хотя по другим донесениям японцев только на броненосце «Микаса» за какие-то полчаса было убито и ранено более 200 человек. А были повреждены не менее 10 кораблей различного класса. По данным Медицинского бюро было убито в бою 88  человек, умерло на кораблях от ран – 22, 7 – в госпиталях и 56 стали инвалидами… Тоже вопросов много. Японский флот в результате огневого воздействия затонули только 2 миноносца и 1 от столкновения со своим же. Больше потерь не отмечено. Как бы не были лукавы эти цифры, но по сравнению с нашими потерями, конечно, не имеют значения

О причинах этого поражения мы уже говорили, и не один раз. Они разобраны до мельчайших подробностей в специальной литературе. Но в итоге все сводится к одному простому тезису- японский флот в Цусимском сражении был по всем параметрам сильнее русского и лучше подготовлен к бою во всех показателях боевой подготовки, которые и проявились в полной мере в бою. Гораздо важнее отметить другое. Долгое время вообще считалось, что именно следствием Цусимы стало и само окончание войны  победой Японии. Ныне архивные документы, воспоминания политиков, военных, просто современников говорят о том, что поражение при Цусиме вовсе не стало триггером к окончанию боевых действий и началу переговоров. Об этом еще поговорим. Прискорбным фактом тогда стало то, что Россия реально лишилась большей            части своего военно-морского флота. Флот новый, современный предстояло построить заново по программе, принятой сразу по окончанию войны. Предстояло построить новые корабли, подготовить, научить и натренировать новых офицеров, нижних чинов.

Японский флот по итогам войны пополнился новыми кораблями собственной постройки, взятыми в плен в Порт-Артуре, при Цусиме, поднятыми со дна. Все это сделало мгновенно Японию по мощи 6-й военно-морской державой мира. Важен другой факт.  На мой взгляд, наши моряки усвоили уроки поражения, а японцы, особенно флотоводцы, вообще возомнили себя непобедимыми. И это им скажется через тридцать с небольшим лет, когда они безрассудно бросят свои корабли на британские эскадры, а позже на самый мощный американский флот во время второй мировой войны. История может учить, а может и расслаблять почиванием на лаврах.

(Продолжение следует)

Последние новости

Похожее

Февральский дневник

Был день как день. /Ко мне пришла подруга, /не плача, рассказала, что вчера /единственного схоронила друга, /и мы молчали с нею до утра...

Портсмут. Глава 11-я

Поражение нашей армии под Мукденом всколыхнуло особенно образованную часть России и прежде всего офицерство, всю военную среду...

Террористка

Опасался ставить эту зарисовку: вдруг ничтоже сумняшеся джентльмены в погонах явятся незваными гостями в наши дома в поисках боеприпасов и оружия...

Жена и сын комбрига

...Письмо гвардии полковника, командира 52-й мотострелковой бригады, дважды Героя Советского Союза Александра Алексеевича Головачёва было адресовано жене и сыну...