Вторник, 16 июля, 2024

Дедушкины уроки

В июле поспела голубика, и дедушка с шестилетним Андреем отправились за ягодой. Шли, разговаривая о разных делах. На полпути мальчик остановился и удивлённо сказал...

По ком ты плачешь,...

«ВСУ продолжают подготовку к рывку в районе Харькова и Херсона-Запорожья. На этих направлениях усилился боевой потенциал противника. Постоянные попытки расширить сектор для контрнаступления...

И был вечер, и...

Украинские власти вынуждены признавать успехи ВС РФ не только на Кураховском, Покровском, Краматорском и Купянском направлениях, но и на севере Харьковской области...

Сердце храброго мужчины

Здравствуй, дорогая бабушка! Шлю тебе привет из Воронежа. Помнишь, когда ты к нам приезжала и мы гуляли по Воронежу, ты спросила: «Кто такой Андрей Санников? Почему в его честь назвали улицу?»...
ДомойПравославная ойкуменаЕвангелие как хроника...

Евангелие как хроника преступления

Фрагменты из книги «К Благодатному огню»

Да, мы сегодня, думаю, вправе  рассмотреть в книгах благовествования от Матфея, Марка, Луки и Иоанна ещё  и хронику событий, воспринятых многими их современниками как безусловное преступление. Но событие это они восприняли совершенно по-разному: одни преступником посчитали Сына Человеческого, другие — тех, кто преследовал Иисуса Христа, предал, отдал на глумление и на пропятие. Да, наш Бог, с точки зрения первых, — совершенный и законченный преступник. Уже весть о народившемся вифлеемском младенце, донесённая волхвами в Иерусалим, порождает в душе царя Ирода жажду немедленного наказания. Объявился некто, кого принимают за царя, а значит, покою земли грозит будущий самозванный преступник, узурпатор власти, и его нужно немедленно отыскать и уничтожить.

Не стоит  утешать себя тем, что такая крайняя точка зрения принадлежала единственно Ироду. Подозрительный маньяк вскоре после расправы над младенцами Вифлеема заживо сгнил, но разве  тридцать три года спустя в воплях иерусалимской толпы «Распни, распни его!» не слышится та же самая лютая иродова  злоба и зависть власти временной к Вседержителю? Разве иродова закваска не проявлялась постоянно в поведении фарисеев и книжников, в действиях первосвященников и старцев иудейских? Изо  всех, кто судил и готовил расправу, один лишь Пилат понял, что преступник — мнимый. Отсюда двойственный смысл надписи, которую римский вельможа велит прибить на кресте поверх головы распинаемого: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский». Отсюда и недовольство первосвященников, упрашивающих Пилата подправить надпись: не царь, но выдававший себя за царя. А он отказывается её подправлять: «Еже писах, писах». Пусть все отныне знают, что они  расправились если не с подлинным Царём, то личностью совершенно необычной, а не самозванцем, как они утверждают. Пилат ещё раз выгораживает себя. Потому что это они, а не он,  жаждут расправы с мнимым преступником. Они сами — преступники, и об их клевете на Христа, обвинённого в заурядном самозванстве,  да знают все — не только иудеи, но эллины и римляне.

Оказывается, очень важно обо всех этих вроде бы общеизвестных  подробностях  помнить и сейчас. Тогда понятней будет, почему две тысячи лет спустя после евангельских событий снова из Иерусалима в маленький Вифлеем  посылается воинский карательный  отряд, и на мушку боевых стволов попадает христианский храм, стоящий на месте Рождества  Богомладенца Христа.

Уже сидя в самолете, поневоле прикидываешь: в Вифлеем, где в эти дни стреляют, мы, ну, никак не попадём. Не попадём и в Хеврон — к библейскому древу — дубу Мамврийскому. Кто знает, куда мы вообще попадём, если в Шереметьево, у себя дома, были все подряд подвергнуты такому обескураживающему дознанию. Интересно всё же, какая наша государственная инстанция и с каких пор разрешила у себя дома официальную деятельность представителям иностранной спецслужбы? Или Россия сегодня впрямь оккупирована Израилем?.. Если мне скажут, что такое нововведение объяснимо обстановкой войны, то я ведь и раньше летал в страны, в которых велись военные действия, но ни при вылете, ни при посадке ничего подобного не допускалось.

Услужливые израильские стюардессы и стюарды своей обходительностью будто стараются  нас отвлечь от удручений, пережитых в аэропорту. Включили телевизоры с рекламным роликом о природных и исторических красотах земли обетованной. Разносят прохладительные и даже крепкие напитки. А когда передают пластмассовые подносы с едой, я со смехом показываю своему соседу Сергею Куличкину увесистую никелированную вилку:

— Глянь-ка, Сережа, таким холодным оружием запросто можно проткнуть кому-нибудь глотку. Обычно-то в самолетах подают пластмассовые ножи и вилки, а тут тебе такой боевой трезубец. Зачем же они тогда у меня внизу ножнички отобрали?

— Да, логики никакой, — смеётся Сергей.

Уже почти перед посадкой в самолет, при  телепросмотре носильных вещей вдруг сразу две молодых дамы на меня взъярились, израильская и наша домашняя: потребовали немедленно вынуть из кармашка сумки и  выбросить в урну ножницы.

— Да я же их сколько раз провозил, именно в ручной клади, и никто никогда не делал  замечаний. В урну!? Уж берите их лучше себе.

Но гневливые дамочки были неумолимы. Наверное, очень хотели, чтобы их  поощрили за проявленную бдительность.

Вообще, подумал я теперь, во всех этих израильских шмонах много бестолковщины, мелочности и, как и у нас, имитации бурной деятельности. Мальчишка  спокойно пропустил мою железку, а эти подняли  настоящий гвалт. Я-то, честно говоря, боялся, что они там внизу забракуют всех нас, как авторов, неоднократно высказывавших печатно по еврейскому вопросу свои, может быть,  не вполне стандартные суждения. А особенно боялся, что не пропустят на борт полковника Куличкина: всё же главный редактор Военного издательства! Но вот Сергей Павлович сидит рядом, и вся остальная наша команда тоже в салоне, и сегодня вторник  Страстной седмицы, и через два  часа нас ожидает досмотр уже в аэропорту Тель-Авива.

Конечно,  предвзятость их спецслужб по отношению к таким, как мы,  пассажирам можно понять. Приятно ли им, что в их страну  всё едут и едут люди, открыто исповедующие Бога, распятого  когда-то в столице Иудеи  как преступника? Разве они, в подавляющем большинстве своём,  переменили  с тех пор резко отрицательное отношение к Христу и христианству? Разве их религиозные вожди от имени израильского народа покаялись перед всем христианским миром за совершённое некогда злодейство? Нет, наоборот, они всеми средствами внушают «мировой общественности», в том числе, христианам, что выкрикнутое когда-то их предками «Кровь его на нас и на детях наших» нужно забыть раз и навсегда. Забыть как недоразумение и навет на богоизбранный народ. А кто не наделён забывчивостью, тот может автоматически попасть в  разряд антисемитов, экстремистов и возбудителей религиозной ненависти.

Недели за две до путешествия на Святую Землю мне дали почитать сборник статей архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского). В  «Письме к христианам и евреям» покойный владыка высказывается по поводу известного постановления II Ватиканского Собора “о невиновности еврейского народа в распятии Христа”. Признаться, я не большой поклонник богословской публицистики архиепископа Иоанна. Ей, на мой взгляд, не хватает достаточной строгости и последовательности, и часто свои выводы автор оснащает, совсем как на аптекарских весах, какими-то либеральными оговорками и довесками, и они вдруг сильно меняют смысл целого.

Но всё же, по поводу «невиновности» он высказывается в этой статье  вроде бы твёрдо, недвусмысленно: «… еврейство не может быть, конечно, освобождено от вины перед Богом. Некуда спрятаться от этой реальности. Мир виновен в отвержении Христа. Виновно и еврейство, избирающее до сих пор «кесаря», свой племенной еврейский национализм, а не Христа». Правда, почти тут же следует и «довесок»: «А еще более виновны христиане, ушедшие от своей первой любви или еще не пришедшие к ней». Но, спрашивается, если люди отошли от любви ко Христу или не пришли к ней, то какие же они  христиане? И потом, почему эти люди виновны больше тех, кто в разные века и по сей день всячески претил и претит им обрести подлинную веру?  Похоже,  архиепископ Иоанн из своего  калифорнийского удела не вполне представлял себе национальный состав атеистического ордена, хозяйничавшего на протяжении десятилетий в СССР.

О статье сан-францисского владыки  вспомнил я тут потому, что, конечно, каждому, кто в наши дни  предпринимает паломничество в Палестину, так многое нужно для себя выяснить и осмыслить — самому или с помощью чьего-то мудрого наставления. Что же это за земля такая — злополучная, горькая, исхлёстанная нашествиями, в несмываемых пятнах святотатств, но при том столь притягательная, властно зовущая к себе  народы разных вер обещанием последних откровений?

Готов ли я ступить на эту землю, увидеть её всемирно известные святыни, встретиться лицом к лицу с её теперешней бедой? Или вовсе не готов, и лучше было бы  никуда не высовываться, а сидеть себе тихонько дома — «без Рима, без Ерусалима»,  по совету старчика нашего Григория Сковороды.

2002 г.

Юрий Лощиц

Последние новости

Похожее

Гроза

Сад грустил, поникал. Целый месяц не было дождя. Солнце нестерпимо палило. Пожелтели, сжались кое-где листья берёз. Земля на полях трещины дала...

Троичные берёзки

Троицын день в 1642 году приходился на 29 число мая месяца. Старая богомольная Москва, с богоизбранным, благочестивейшим царём и великим князем Михаилом Феодоровичем, радостно готовилась к встрече праздника...

Вознесение

Присутствие Непостижимой Силы /Таинственно скрывается во всем: /Есть мысль и жизнь в безмолвии ночном, /И в блеске дня, и в тишине могилы, /В движении бесчисленных миров, /В торжественном покое океана, /И в сумраке задумчивых лесов, /И в ужасе степного урагана...

РУССКИЕ МИРОНОСИЦЫ

Когда вера коснулась души молодого, чуткого народа русского, тотчас же стало появляться в этом народе множество личностей, напоминающих собою, драгоценными качествами их души, евангельских мироносиц. Они являлись в разных общественных положениях...