Вторник, 17 сентября, 2024

«КРАСНАЯ СТРОКА»

На Ушаковских сборах-2024 мы делали рукописную книгу «Красная строка». Когда-то такая книга выходила в издательстве «Молодая гвардии» и ее автором был детский писатель Анатолий Митяев...

Граф Федор Васильевич Растопчин

Представление о Москве 1812 года неразлучно с именем графа Федора Васильевича Растопчина. Он придал облику первопрестольной столицы того времени свою энергию, свою страстность и свой энтузиазм, которыми было отмечено время его руководства городом...

Вдруг длиннее стал день…

А в жаркие сенокосные дни июля весь поселок словно бы вымирал. Пусто становилось и на ребячьем пригорке — все, кто постарше, пропадали на пожнях в лесу, помогая взрослым заготавливать сено...

Можайск ожидает XIX Всероссийский...

В тревожные дни нынешнего лета пришла пора урожайная и мы подводим предварительные итоги добрых дел на ниве духовности и просвещения. «Добрый человек оставляет добрую память», – свидетельствует Священное Писание...
ДомойПодвижники благочестияПОХВАЛА КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ

ПОХВАЛА КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ

Из духовного наследия митрополита Илариона (ХI в.)

Выдающийся богослов Древней Руси митрополит Иларион  был  в годы правления  князя Ярослава Мудрого первым русским главой  нашей церкви (до него на киевскую митрополичью кафедру поставлялись греки). Избрание Илариона обычно объясняют мотивами политическими, то есть, стремлением отстоять  независимость молодой восточнославянской церкви от воли Константинополя. Так или нет, но в любом случае  достойным русским первоиерархом мог стать лишь человек исключительно одаренный, способный доказать правоту смелого выбора.

Теперь уже совершенно очевидно, что автор знаменитого «Слова о  Законе и Благодати» взошёл на церковный престол Руси именно по благодати, а не «по закону». И по сей день его  единственная сохранившаяся  проповедь, знавшая и славу, и (в советские времена) искусственное забвение, свидетельствует об исключительной богословской одаренности автора. Сверх того, он был искусным церковным оратором-проповедником. И, что для нас не менее важно, подлинным художником слова, вдохновенным поэтом. В конце ХХ века появилось  несколько переводов «Слова о Законе и Благодати» на русский язык, в том числе и работа покойного В.Я.Дерягина, который разбивкой текста на стихотворные строки  выявил его чисто поэтическую (в большинстве случаев) ритмику. Да, Иларион неоднократно обращается именно к стихотворной речи, его с полным правом можно назвать законодателем собственно русской книжно-поэтической традиции, основоположником  нашего изначального свободного полиритмического стиха.

Здесь приводятся два фрагмент из «Молитвы» Илариона, которую старые наши книжники и переписчики обычно помещали сразу вслед за «Словом…»

 

ПОХВАЛА КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ

 

Востани, о честная главо, от гроба твоего!

Востани, стряси сон, неси бо умерл,

но спиши до общаго всем востания.

Востани, неси умерл,

неси бо ти лепо умрети,

веровавшу во Христа,

живота всему миру!

Отряси сон, возведи очи,

да видиши, какой тя чести

Господь тамо сподобив

и на земли не беспамятна оставил

сыном твоим.

 

Востани, виждь чадо свое Георгия!

Виждь утробу свою,

виждь милаго своего!

Виждь, его же Господь изведе

от чресл твоих,

виждь красящего стол земли твоей

и возрадуйся,

и возвеселися!

 

К сему же виждь

и благоверную сноху твою Ирину.

Виждь внуки твоя и правнуки,

како живут,

како храними суть Господем,

како благоверие держат

по преданию твоему,

како во святыя церкви частят,

како славят Христа,

како поклоняются имени Его.

 

Виждь же и град, величеством сияющ,

виждь церкви цветущи,

виждь христианство растуще.

Виждь град,

иконами святых освещаем и блистающеся,

и тимианом обухаем,

и хвалами, и божественами,

и пении святыми оглашаем.

И си вся видев,

возрадуйся и возвеселися,

и похвали благагл Бога,

всем сим строителя.

 

Виде же, аще и не телом, но духом

показает ти Господь вся си.

О них же радуйся и веселися,

яко твое верное всеяние

не исушено бысть зноем неверия,

но дождем Божия поспешения

распложено бысть многоплодне.

 

Радуйся, во владыках апостоле,

не мертвыя телесы воскрешав,

но душею ны мертвы,

умершая недугом идолослужения,

воскресив.

Тобою бо обожихом

и живота Христа познахом.

Скорчени бехом от бесовския льсти

и тобою прострохомся,

на путь животный наступихом.

Слепи бехом от бесовския льсти,

и тобою прострохомся

сердечными очима.

Ослеплени неведением,

и тобою прозрехом

на свет трисолнечнаго божества.

Неми бехом,

и тобою проглаголахом,

и ныне уже, мали и велици,

славим единосущную Троицу.

 

Радуйся, учителю наш

и наставниче благоверию!

Ты правдою бе облечен,

крепостию препоясан,

истиною обут,

смыслом венчан

и милостынею, яко гривною,

и утварью золотою красуяся.

 

Ты бе, о честная главо,

нагим одеяние,

Ты бе алчным кормитель.

Ты бе жаждущим утробе ухлаждение.

Ты бе вдовицам помощник.

Ты бе странным покоище.

Ты бе бескровным покров.

Ты бе обидимым заступник,

убогим обогащение.

Им же благим делом и инем

возмездие приемля на небесех –

блага, яже «уготова Бог вам,

любящим Его»…

 

Подготовка текста и публикация Ю.М. Лощица

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

МОНОМАХ

Девять столетий назад ушёл в вечность великий князь Киевский Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125), создавший алгоритм объединения и разрастания Руси: эпоха его правления породила понятие «Святая Русь»...

Человек любви, науки, культуры и Православия

И вот я, один из числа делегации писателей, журналистов, учёных, верующих, в общем, людей оказался в Харькове... Были диспуты, конференции в вузах Харькова, встречи... Но откровенно скажу, что самое большое впечатление на нас оказали встречи с митрополитом Харьковским Никодимом...

Адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков

Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и...

Пишу, чтобы жить…

Я помню первый год от сотворенья мира. /Царапинами пуль помечена стена. /«Вороне где-то Бог послал кусочек сыра…» – /учительница нам читает у окна. //Нам трудно постигать абстрактную науку. /И непривычен хлеб. И непонятен мир. /И Витька, мой сосед, приподнимает руку /и задает вопрос: «А что такое сыр?»...