Выдающийся богослов Древней Руси митрополит Иларион был в годы правления князя Ярослава Мудрого первым русским главой нашей церкви (до него на киевскую митрополичью кафедру поставлялись греки). Избрание Илариона обычно объясняют мотивами политическими, то есть, стремлением отстоять независимость молодой восточнославянской церкви от воли Константинополя. Так или нет, но в любом случае достойным русским первоиерархом мог стать лишь человек исключительно одаренный, способный доказать правоту смелого выбора.
Теперь уже совершенно очевидно, что автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати» взошёл на церковный престол Руси именно по благодати, а не «по закону». И по сей день его единственная сохранившаяся проповедь, знавшая и славу, и (в советские времена) искусственное забвение, свидетельствует об исключительной богословской одаренности автора. Сверх того, он был искусным церковным оратором-проповедником. И, что для нас не менее важно, подлинным художником слова, вдохновенным поэтом. В конце ХХ века появилось несколько переводов «Слова о Законе и Благодати» на русский язык, в том числе и работа покойного В.Я.Дерягина, который разбивкой текста на стихотворные строки выявил его чисто поэтическую (в большинстве случаев) ритмику. Да, Иларион неоднократно обращается именно к стихотворной речи, его с полным правом можно назвать законодателем собственно русской книжно-поэтической традиции, основоположником нашего изначального свободного полиритмического стиха.
Здесь приводятся два фрагмент из «Молитвы» Илариона, которую старые наши книжники и переписчики обычно помещали сразу вслед за «Словом…»
ПОХВАЛА КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ
Востани, о честная главо, от гроба твоего!
Востани, стряси сон, неси бо умерл,
но спиши до общаго всем востания.
Востани, неси умерл,
неси бо ти лепо умрети,
веровавшу во Христа,
живота всему миру!
Отряси сон, возведи очи,
да видиши, какой тя чести
Господь тамо сподобив
и на земли не беспамятна оставил
сыном твоим.
Востани, виждь чадо свое Георгия!
Виждь утробу свою,
виждь милаго своего!
Виждь, его же Господь изведе
от чресл твоих,
виждь красящего стол земли твоей
и возрадуйся,
и возвеселися!
К сему же виждь
и благоверную сноху твою Ирину.
Виждь внуки твоя и правнуки,
како живут,
како храними суть Господем,
како благоверие держат
по преданию твоему,
како во святыя церкви частят,
како славят Христа,
како поклоняются имени Его.
Виждь же и град, величеством сияющ,
виждь церкви цветущи,
виждь христианство растуще.
Виждь град,
иконами святых освещаем и блистающеся,
и тимианом обухаем,
и хвалами, и божественами,
и пении святыми оглашаем.
И си вся видев,
возрадуйся и возвеселися,
и похвали благагл Бога,
всем сим строителя.
Виде же, аще и не телом, но духом
показает ти Господь вся си.
О них же радуйся и веселися,
яко твое верное всеяние
не исушено бысть зноем неверия,
но дождем Божия поспешения
распложено бысть многоплодне.
Радуйся, во владыках апостоле,
не мертвыя телесы воскрешав,
но душею ны мертвы,
умершая недугом идолослужения,
воскресив.
Тобою бо обожихом
и живота Христа познахом.
Скорчени бехом от бесовския льсти
и тобою прострохомся,
на путь животный наступихом.
Слепи бехом от бесовския льсти,
и тобою прострохомся
сердечными очима.
Ослеплени неведением,
и тобою прозрехом
на свет трисолнечнаго божества.
Неми бехом,
и тобою проглаголахом,
и ныне уже, мали и велици,
славим единосущную Троицу.
Радуйся, учителю наш
и наставниче благоверию!
Ты правдою бе облечен,
крепостию препоясан,
истиною обут,
смыслом венчан
и милостынею, яко гривною,
и утварью золотою красуяся.
Ты бе, о честная главо,
нагим одеяние,
Ты бе алчным кормитель.
Ты бе жаждущим утробе ухлаждение.
Ты бе вдовицам помощник.
Ты бе странным покоище.
Ты бе бескровным покров.
Ты бе обидимым заступник,
убогим обогащение.
Им же благим делом и инем
возмездие приемля на небесех –
блага, яже «уготова Бог вам,
любящим Его»…
Подготовка текста и публикация Ю.М. Лощица