Понедельник, 24 июня, 2024

Гроза

Сад грустил, поникал. Целый месяц не было дождя. Солнце нестерпимо палило. Пожелтели, сжались кое-где листья берёз. Земля на полях трещины дала...

Как не любить нам...

Наше знакомство с Юрием Николаевичем Васюнькиным начиналось осторожно, очень осторожно. На одном из фестивалей я услышал его фамилию и приложение к ней – Рязанское землячество. Видимо, чиновник. Скорее всего, будет говорить правильные холодный слова...

«Верхний Дон»

Вышел в свет региональный литературно-художественный альманах «Верхний Дон», шестнадцатый по счёту. Издаётся он членом Союза писателей России, выпускником Воронежского педагогического института Григорием Рычневым и его единомышленниками в станице Вёшенской...

Торжество Святой Троицы и...

Сегодня над всей землей, в том числе и безбожной, Торжество Святой Троицы и Духа Святаго! Звонят колокола в церквях – великий праздник. Уходят в небо молитвы: общие и сокровенные. Ну, а на грешной земле – война...

Большой, светлый мир С.Т. Аксакова

«Детские годы Багрова-внука», служащие продолжением “Семейной хроники”»

В «Семейной хронике» Аксакова читателя привлекает точное словно прозрачное, изображение старинной, обильной природы и мед­ленная, задумчивая, внешне незлобивая жизнь патриархального, семей­ного человека среди этой старинной природы.

Эта увлекающая, временами прозрачно-чувствительная, времена­ми яростно-страстная картина патриархального мира и является обычно предметом интереса читателей.

Но разве именно эта картина или эта идея природы составляет смысл и ценность всей «Семейной хроники» Аксакова и книги «Детские годы Багрова-внука» в особенности? Нет, не в этом. Главный, центральный смысл хроники указывается в ее названии, в том, что она – семейная.

Древнее учреждение – семья – составляет сущность произве­дения Аксакова. Учреждение это пережило целые эпохи, пережило классовое строение человеческого общества, вошло в бесклассовое, социалистическое общество, и, наконец, в социализме оно, семейство, обрекается не на гибель, но на прогресс и развитие.

В чем же тайна долговечности «семейного учреждения»? Во-пер­вых, видимо, в том, что семья позволяет человеку любой эпохи более устойчиво держаться в обществе, чем если бы не было семейного ин­ститута; ограничивая в человеке животное, семья освобождает в нем человеческое. Во-вторых, в том, что семья служит не самоцелью, но питает, как источник, и другие, более широкие и высшие сферы жизни человека. Какие же именно? Чувство родины и патриотизм.

Этому чувству родины и любви к ней, патриотизму, человек пер­воначально обучается через ощущение матери и отца, то есть в семье. Особая сила «Детских годов Багрова-внука» заключается в изображе­нии прекрасной семьи, – вернее, целого рода, то есть преемственности двух семейств, переходящих в будущую, третью, – через посредство внука и сына, через посредство ребенка: семья показывается через ее результат – ребенка, что наиболее убедительно. Именно в любви ре­бенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою при­вязанности к источникам жизни – матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец, в конце концов умрут, а потомок их останется – и воспитанная в нем любовь, возжженное, но уже не утоля­емое чувство обратится, должно обратиться, на других людей, на более широкий крут их, чем одно семейство. Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе.

Стало быть в том, что семья является школой понимания родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, за­ключается одна из главных причин долговечности семьи.

Образа семьянина, художественно равноценного дон-Жуану, не существует в мировой литературе. Однако же образ семьянина более присущ и известен человечеству, чем образ дон-Жуана. Это один из па­радоксов развития художественной идеологии, который не является в данном случае нашей темой.

Багров-внук (Аксаков) был с младенчества потрясен любовью к сво­ей матери. Он пишет: «Мысль о смерти матери не входила мне в голову, и я думаю, что мои понятия стали путаться и что это было началом како­го-то помешательства». И далее: «…мы с матерью предались пламенным излияниям… восторженной любви; между нами исчезло расстояние лет и отношений, мы оба исступленно плакали и громко рыдали». Именно это семейное, сыновнее чувство составляет основную сущность «Семей­ной хроники» и «Детства Багрова-внука». Любовь же к природе и кре­стьянству (к крестьянству любовь, конечно, ограниченная, но ведь Багров житель феодального общества, а не социалистического), эта любовь про­изошла из первоначальной любви к матери и отцу, ее первый источник на­ходился в семье. Таким образом, отношение Аксакова к природе и русско­му народу является лишь продолжением, развитием, распространением тех чувств, которые зародились в нем, когда он в младенчестве прильнул к своей матери, и тех представлений, когда отец впервые взял с собой сво­его сына на рыбную ловлю и на ружейную охоту и показал ему большой, светлый мир, где ему придется затем долго существовать. И ребенок при­нимает этот мир с доверием и нежностью, потому что он введен в него ру­кой отца. И тема природы, тема крестьянства с полной естественностью, с чистой правдивостью облекают в произведении Аксакова центральную тему – тему семейства: того теплого очага, где впервые и на всю жизнь согревается человеческое существо.

Значение «Семейной хроники» Аксакова, значение его мысли о семье как о чистой, великой силе, складывающей человека и предопределяющей его судьбу, для нашего времени не менее важно, чем для эпохи Аксакова.

Существенный смысл хроники и только что вышедшей книги о детстве Багрова-внука я – смысл именно для нас и для поколения совет­ского юношества – в том, что книги Аксакова воспитывают в читате­лях патриотизм и обнаруживают первоисточник патриотизма – семью.

И поэтому книги Аксакова, столь давние от нас по своему феодальному материалу, столь близки нам по своей бессмертной сущности, которая заключается в отношении ребенка к своим родителям и к своей родине.
Андрей Платонов

<Январь 1941 г.>

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

«Верхний Дон»

Вышел в свет региональный литературно-художественный альманах «Верхний Дон», шестнадцатый по счёту. Издаётся он членом Союза писателей России, выпускником Воронежского педагогического института Григорием Рычневым и его единомышленниками в станице Вёшенской...

Фронтовые треугольники – память в веках

Однажды один-единственный день изменил множество жизней и сотни судеб простых людей. Четыре года войны показали, на что способны простые русские люди...

Наследники славы Отечества

Традиционно в июне, после подведения итогов I отборочного тура в Республике, начинает свою работу жюри в Луганске. Именно сегодня на базе Исторического парка «Россия – моя история» состоялась оценка работ конкурсантов в двух номинациях – «Художественный образ», «Добрый мастер родной земли»...

Без срока давности…

Общеизвестно, что прежде, чем написать стихи – надо их не просто прожить, но и прочувствовать, поэтому поэзия – дело долгое, хотя, конечно, в советское время ее порой использовали в агитационных целях по принципу "утром в газете – вечером в куплете"...