Понедельник, 7 октября, 2024

Мы молчуны тех окаянных...

Я не был на войне и не узнал, /Что это значит – братство фронтовое, /И потому, наверное, в подвал /Меня загнали быстро и без боя. /Подвал корыстных, путаных идей, /Как нас тут много из пятидесятых… /Мы молчуны тех окаянных дней, /Когда рубились бывшие солдаты...

В жизни всегда есть...

Памяти Михайлова Дениса, уроженца г. Щигры Курской обл., погибшего 28 марта 2022 года в ходе СВО при исполнении воинского долга и награждённого орденом Мужества. Посмертно. Ему было 28 лет...

Внимание! Внимание! Внимание!

XX Международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» проведен по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и посвящен памяти, истории, людям и величию Святой Руси во все века... Жюри Конкурса сегодня объявило имена победителей 2024 года!

МЫ ПОМНИМ!

В Доме писателей собрались побратимы, выжившие в ельцинской бойне осени 1993 года, чтобы вспомнить поименно всех, кто 31 год назад отдал жизнь за Родину, – и никогда не забывать тех, кто их убил. Здесь, в центре столицы собрались писатели и дипломаты, офицеры и рядовые защитники Отечества, художники и музыканты.

Три новеллы об Александре Пушкине

Поэта Владимира Хомякова (г. Сасово)

«КАК НЫНЕ СБИРАЕТСЯ…»

Перелистывая в памяти счастливые мгновения своей жизни, всё больше и больше ухожу душою в раннее детство, в те светлейшие дни 1959–1960 годов, когда я, после переезда нашей семьи из села Косиха Алтайского края в город Сасово, был отправлен на некоторое время в Рязань, областной центр, к моим бабушке и дедушке, Марии Матвеевне и Илье Петровичу Кузьминым, которые тогда проживали на улице Ряжской (ныне Есенина), в маленьком, но солнечном домике, где в метельные и морозные дни потрескивали берёзовые и сосновые поленья в русской печке, чай наливался в глубокие белые блюдца с золотыми окаёмочками, стоумовая кошка Мунька вела беспощадную, каждодневную борьбу с мышиным царством, а по радио передавались не только звучные советские песни, но и нескончаемые речи Никиты Хрущёва.

Мне было в ту пору от четырёх до пяти лет, и такое вот переселение из полусельского мира в восходящую столицу Рязанщины вызвало в моём сознании невероятные ощущения. Ещё бы, ведь рядом с нашим домом находилась троллейбусная остановка, и чудо-машины время от времени проплывали мимо окон, развозя своих пассажиров по их личным и семейным заботам. И так же рядом было возведено громадное четырёхэтажное здание партшколы, где волею судеб четверть века спустя мне вручали диплом выпускника библиотечного факультета института культуры; а чуть наискосок, по проекту знаменитого иллюзиониста Эмиля Кио, строилась Театральная площадь. На Новый год здесь устанавливали поднебесную ёлку, украшенную большущими стеклянными шарами. Резкий ветер порой срывал их, и они плавно-плавно опускались за ограду, на заснеженный  асфальт, доставаясь ребятишкам в качестве трофеев. Помню, как моя двоюродная сестра Валя принесла однажды такой шар к нам домой: он был серебристый, но переливался разными цветами. Валя и её родители – старшая мамина сестра тётя Аня с мужем Тимофеем Ивановичем – жили в доме барачного типа возле станции Рязань-2. Туда мы пару раз в неделю отправлялись в гости. Это для меня было блаженством. Во-первых, здесь имелся телевизор, и я смотрел почти всё подряд: мультфильмы «Приключения Буратино», «Муха-Цокотуха», передачи о Первой Конной армии и о молодом композиторе Александре Пахмутовой. Во-вторых, Валюшка то и дело вращала ручку патефона, и комната наполнялась прекрасными отечественными мелодиями, и хотя у нас дома был радиоприёмник «Муромец» с проигрывателем грампластинок, патефон отчего-то привлекал меня больше… Застольные разговоры взрослых наконец-то замолкали, мы начинали потихоньку собираться восвояси, и дедушка спрашивал у старшей внучки:

Валя, у тебя завтра в школе литература будет?

Нет, дедушка, бери до четверга, – и Валя протягивала потёртое издание хрестоматии для пятого класса.

И вот я лежу под тёплым одеялом, а дедушка раскрывает книгу на заветной странице, и я замираю, боюсь пропустить хоть строчку:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хозарам:

Их сёла и нивы за буйный набег

Обрёк он мечам и пожарам…


Многие слова мне здесь непонятны, но они как-то так подобраны, что я их чувствую, скорее, не крохотным своим умишком, а чем-то иным, мне самому ещё не ведомым:


Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Дедушка показывает мне книжную картинку к этому произведению, на ней изображён великий киевский князь Олег, обнимающий своего верного коня:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твоё позлащённое стремя.


Я с неизменным трепетом слушал поэтическое переложение этой удивительной исторической легенды, горестно ожидая скорбную развязку:


Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!


А тревога переполняла меня всего:


Из мёртвой главы гробовая змия

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.


После неоднократных прочтений я знал любимую балладу почти наизусть. Отчасти причиной этой любви было то, что моего дядю, младшего маминого брата, тоже звали Олегом: он учился тогда в станкостроительном техникуме и являлся для меня примером во всём.

А другой мой дядя, Владимир Ильич, как-то придя к нам в выходной день, вдруг, прямо с порога, радостно воскликнул: – Смотрите, что я купил!.. И он поднял над головой тонкую книжку в красной обложке: это было отдельное издание «Песни о вещем Олеге». Я ликовал: теперь не надо брать взаймы у двоюродной сестры хрестоматию, а можно день-деньской листать эту чудную книжицу с прелестными картинками:

Ковши круговые, запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега:

Князь Игорь и Ольга на холме сидят;

Дружина пирует у брега;

Бойцы поминают минувшие дни

И битвы, где вместе рубились они.

Отлетели те светлые зимние вечера, легли тихим серебром на мои потрёпанные кудри; при переездах затерялась и книжка, когда-то купленная моим, ныне покойным, дядей; я, вдоволь прочитавший пушкинские творения, и сам уже вроде бы числюсь в областных литераторах, а всё никак не могу отделаться от наваждения тех, не понятых мной тогда слов, которые я чувствовал всей своей детской душой: – Как ныне сбирается вещий Олег…

Но даже памятью и воображением не вернуть мне первой встречи с моим первым поэтическим чудом, как будто кружит сорванный резким ветром с ёлочной ветки стеклянный серебристый шар, и я подставляю ему ладони, и всё никак не могу его удержать…

«РОДНОЙ ОБЫЧАЙ СТАРИНЫ…»

Давайте хоть на короткое время перенесёмся в 1823 год, в великосветский салон Софии Дмитриевны Пономарёвой и представим себе… А впрочем, что мы можем представить? Ну, положим, звучит мазурка, пенится шампанское, мелькают аксельбанты, бальные платья… На этом наше воображение иссякает.

И всё-таки представим себе великосветский петербургский салон, а какой салон обходится без поэтов? Вот и они. Александр Пушкин что-то с оживлением рассказывает своему лицейскому другу барону Антону Дельвигу. Чуть в стороне, скрестив на груди руки, стоит Фёдор Туманский, чиновник департамента духовных дел и начинающий стихотворец.

Господа! – это обращается к ним хозяйка салона. Взор Дельвига сразу вспыхивает, ведь барон давно увлечён Софией Дмитриевной, или, как он величает её, Делией.

Господа! Александр Сергеевич и Антон Антонович, не угодно ли вам посостязаться в сочинении пьесы на заданную тему: «Птичка, выпущенная на волю»? Думаю, что здесь вполне достаточно ограничиться восемью строками, а размером пусть будет, ну, скажем, четырёхстопный ямб. Да, а может быть, ещё кто-нибудь с вами поконкурирует? Туманский, Фёдор Антонович, я слышала, что и Вы сочиняете. Так присоединяйтесь!..

Всё это, разумеется, говорено на французском языке.

Итак, наши пииты, подшучивая друг над другом, взяли листы бумаги, гусиные перья и отправились в уединённые комнаты салона.

А тем временем смолкли звуки мазурки, и гости получили возможность передохнуть и побеседовать между собой. О, сколько занимательных историй, сколько острот можно было тут услышать! Вот Софии Дмитриевне галантно кланяется чернокурый гвардейский полковник, она отвечает ему улыбкой – и только обрывки летучих французских фраз долетают до нас. Хозяйка как будто забыла о своём задании поэтам.

Но не забыли они. Запыхавшись и поправляя пенсне, на ходу обмахиваясь исписанным листом, торопится к своей Музе «ленивец сонный» Дельвиг. Хозяйка просит внимания:

Читайте, барон!

И Дельвиг, восхищённо глядя на Софию Дмитриевну, восклицает:

К птичке, выпущенной на волю

Во имя Делии прекрасной,

Во имя пламенной любви,

Тебе, летунье сладкогласной,

Дарю свободу я: – Лети!

И я равно счастливой долей

От милой наделён моей:

Как ей обязана ты волей,

Так я неволею своей.

Браво, барон! Браво! – Дельвиг подходит к Пономарёвой и целует у неё руку. – Спасибо, Антон Антонович, – нежно шепчет хозяйка.

Но вот уже к ним стремительно приближается Пушкин, его кудри растрёпаны. Увидев Дельвига, он дружески грозит ему перстом и – начинает читать:

ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.


Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!


– Ай, да Пушкин! Ай, да молодец! – Все восхищены. Дельвиг, счастливый успехом своего друга, жмёт Пушкину руку: – А что же наш Туманский? Корпит, бедняга? Ан нет же, вот он, лёгок на помине!

Гости замирают. Тихий чиновник, волнуясь, объявляет название пьесы:

ПТИЧКА

Вчера я растворил темницу

Воздушной пленницы моей:

Я рощам возвратил певицу,

Я возвратил свободу ей.


Она исчезла, утопая

В сияньи голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня.

О! Прекрасно! – изумлённые возгласы и одобрение. Приятно удивлены и Пушкин с Дельвигом. – Фёдор Антонович, – подходит Пономарёва к Туманскому, – да Вы – поэт. И оригинальный…

Было ли всё это так на самом деле? Кто ведает, ведь не подтверждено сие состязание достоверными доказательствами. А кому отдали здесь пальму первенства – пусть рассудит наш любезный читатель.

Важно одно: все эти три стихотворения Александра Пушкина, Антона Дельвига, Фёдора Туманского, написанные на заданную тему, заданным размером и в заданном объёме, – все эти три стихотворения вошли в антологию русской поэзии.
Вот и говори теперь о случайности вдохновения и прочих туманных вещах…


«
СЛУШАЯ СИЮ НОВИНКУ…»


Мы привыкли считать стихи А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» итоговым поэтическим произведением русского гения. Между тем, после «Памятника» Александр Сергеевич, упорно работавший в то время над повестью «Капитанская дочка», написал несколько стихотворений и стихотворных набросков. Сочинённый 13 декабря 1836 года экспромт, о котором пойдёт речь, вполне может являться одним из последних пушкинских произведений.
27 ноября 1836 года в петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), положившей, по словам писателя и музыковеда Владимира Фёдоровича Одоевского, начало «новому периоду в отечественном музыкальном искусстве» – «периоду русской музыки». Суждения об этом событии были противоположными: от самых возвышенных до пренебрежительно-уничижительных. Но истинные ценители национального русского искусства достойно отметили оперу: в печати появились положительные статьи и отклики, а спустя более двух недель после премьеры, именно 13 декабря, в доме видного петербургского чиновника Александра Всеволодовича Всеволожского состоялось чествование выдающегося музыканта. Здесь присутствовали поэты, композиторы, оркестранты, певцы.

Право первого тоста было за В.Ф. Одоевским. А затем в исполнении Михаила Юрьевича Виельгорского, Петра Андреевича Вяземского, Василия Андреевича Жуковского, Александра Сергеевича Пушкина прозвучал сочинённый ими «Канон в честь М.И. Глинки». Новоиспечённое произведение было положено на музыку Одоевским и Виельгорским. Каждый из соавторов написал по четверостишию, условиями этого сотворчества были рифма «новинка – Глинка» и каламбурное обыгрывание фамилии композитора. Вот текст «Канона»:


Пой в восторге, русский хор!

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! наш Глинка –

Уж не Глинка, а фарфор!

(Мих.Ю. Виельгорский)


За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

(П.А. Вяземский)


В честь толь славныя новинки

Грянь, труба и барабан,

Выпьем за здоровье Глинки

Мы глинтвеину стакан.

(В.А. Жуковский)


Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не может в грязь.

(А.С. Пушкин)

Представляю, с какой радостью сочинялись и пелись эти строчки, с каким восторгом они были приняты слушателями. Вижу ликование на лице Жуковского, сияющие глаза Вяземского, доволен и граф Михаил Виельгорский удачей своего тёзки, улыбается Пушкин. Но эта улыбка мерцает сквозь непреодолимую тоску, сквозь полуночь нависшей беды.

Сравните строки «Канона»: искрящиеся стихи начальных куплетов и горькие слова Пушкина: «Зависть, злобой омрачась, /Пусть скрежещет…» Не со своей ли судьбой это связано? Пистолет Дантеса ещё не был заряжен, но до роковой дуэли и гибели оставалось полтора месяца, полтора месяца противостояния злу, полтора месяца неутолённой внутренней боли. И той борьбы, в которой поэт победил, навечно оставшись духовным светом в сердце России.

И хоть сейчас на душе тяжело, но Пушкин всё-таки улыбается, он рад поздравить своего товарища с блестящим успехом!

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

Небо очень близко

Николай служил, ревностно, молчаливо и непрерывно, как монах. Низвержение русской литературы до состояния чтива, а писательства до нищенства добавило в его служение еще и аскезы...

Анатолий НИКОНОВ. Зоркий глаз

Осенью 1965 года меня пригласили в Москву, принять участие во Всемирном форуме молодежи (16 – 23 сентября). На форуме проходил и суд над Хендриком Фервурдом, диктатором Южно-Африканской республики (ЮАР). В заседаниях этого суда мне и пришлось участвовать...

«Страна философов» Андрея Платонова

Издание подготовлено на основе двух масштабных научных проектов изучения наследия А.П.Платонова: 9-й Международной Платоновской конференции и первого научного Собрания сочинений писателя, работа над которым ведется в ИМЛИ РАН...

Павел Кривцов: из России с любовью

Трудно в наши дни писать об искусстве... Всегда было трудно, а теперь особенно. Критика вообще и средства массовой (дез)информации в частности настолько злоупотребили доверием публики, что никто никому уже не верит...