Пятница, 11 июля, 2025

Два мнения о старом...

Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою...

Мысли

В больничных коридорах чисто и прохладно, особенно, это чувствуется сейчас, в июльскую жару. Заметила за собой новую особенность: дремать в очередях...

Подвиг ратный, подвиг духовный

Много лет назад, знакомясь с документами из Архива Министерства обороны и Генштаба для работы над книгой о маршале А.М. Василевском, обнаружил...

Кузины лужки

В сумерках за рекой на болоте приглушенно курлычет одинокий журавль. Ждёт любимую журавушку с хлебных полей...
ДомойКолонка комментатораПришло-настало времечко русской...

Пришло-настало времечко русской поэзии

Лауреаты Имперской культуры-2024

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Обращаюсь сейчас к тем, у кого жизнь перевалила за пятьдесят. Ведь наверняка вспомнили это простенькое по звучанию стихотворение и учебник «Родной речи», который учил нас не только выразительно читать, а радоваться родной природе, а значит, Родине своей, земле своей и людям.

Именно там, в такой далекой теперь «Родной речи», мы черпали, как из колодца в жаркий день, прохладную водицу русской поэзии и радовались ей – она была для нас родной, понятливой, и мы, сами того не понимая, навсегда запоминали стихи и имена их создателей – Кольцова, Майкова, Никитина…

Сейчас, догадываюсь, нет уже и «Родной речи», и стихов таких близких, и уж тем более потеряны имена – имена великих поэтов великой земли русской.

А мы ведь в детстве своем не просто читали Никитина – мы его пели, особенно около новогодней елки, под рождественскими окнами, и радовались, какую же правду для нас написал поэт. И знаете что – стиралось имя поэта, потому как ни его, ни Кольцова, ни Майкова больше на школьном пути не встречали, но поэзию их мы запоминали на всю жизнь.

 

Под большим шатром

Голубых небес —

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается.

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится;

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

Ходит по морю;

И пожар небес

Ярким заревом

Освещает мглу

Непроглядную…

Это ты, моя

Русь державная,

Моя родина

Православная!

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

Воля смелая?

У тебя ли нет

Про запас казны,

Для друзей — стола,

Меча — недругу?

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов?

Перед кем себя

Ты унизила?

Кому в черный день

Низко кланялась?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча темная?

Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася,

И зловещий дым

От горевших сел

Высоко вставал

Черным облаком!

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань —

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый пир.

И в глухих степях,

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные,

Бури севера

О них плакали!…

И теперь среди

Городов твоих

Муравьем кишит

Православный люд.

По седым морям

Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью,

Стать за честь твою

Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову.

 

А? Каково? Разве можно такое забыть?

Разве можно без этого жить?

Вот чтобы не быть олухом, злодеем равнодушным, перекати-полем ненужным, и отправился Руслан Рустамович Солопенко из Воронежа в непростую, но такую нужную дорогу – открывать нам вновь поэта Ивана Саввича Никитина и его народную певучую поэзию. И хотя чаще всего Солопенко называют краеведом , нет, не краевед он, а России вед. Не только для воронежцев Солопенко пишет – для всех нас, живущих в Отечестве нашем. Вы только прочитайте полное имя писателя-исследователя и поймете, какие народности переплетены в этом имени.

«3 октября 2024 года исполнилось двести лет со дня рождения русского поэта Ивана Саввича Никитина (1824-1861). Это о нем с глубоким уважением отзывался великий русский писатель и современник воронежского поэта, Лев Николаевич Толстой (1828-1910): «Никитин еще не оценен в достаточной мере. Его оценка в будущем, и с течением времени его будут ценить все более и более. Никитин, переживет многих, даже более крупных поэтов».
Буквально с этого толстовского утверждения начинал Руслан Рустамович свои первые исследовательские записки о Никитине. Собирая по крупицам отдельные эпизоды жизни поэта, получалась у Солопенко энциклопедическая картина воронежского самородка.

«Взаимоотношения между сыном и родителями были, мягко говоря, не слишком «теплые». Отец с матерью не проявляли к своему единственному ребёнку должной любви. Они часто отсутствовали дома или устраивали всевозможные кутежи с компаньонами. Тем более, что по своим характерам они оставляли желать лучшего. Савва завсегдатый городских кулачных боев и буйного нрава, а Прасковья тихая, безвольная женщина, терпевшая всевозможные выходки своего мужа. Литературовед Александр Григорьевич Фомин пишет: «Нельзя отрицать, что отец любил сына, дорожил им, но эта любовь принимала своеобразную форму… он любил сына и в то же время угнетал его, обезличивал… Любила поэта и мать, но эта любовь была инстинктивной, ограниченной лишь заботой в материальной сфере: накормить, одеть и прочее». Родителей Ивану заменили няня («Помню я: бывало, няня…»), да старик-сторож свечных складов. Иван Саввич в одном из своих писем с горестью вспоминал годы, проведенные в родительском доме: «…Если бы Вы знали, какие сцены меня окружали с детства, какая мелочная, но тем не менее страшная драма разыгрывалась перед моими глазами, драма, где мне доводилось играть роль, возмущавшую меня до глубины души!»
С этого начинал исследователь свои рассказы о жизни Никитина и наполнял их такими фактами, которые раскрывали душу поэта, и становилось понятным, откуда к нам пришла необычная, буквально народная поэзия воронежского гения.

«Литературный дебют Ивана Никитина состоялся поздно, в двадцать девять лет, благодаря настойчивости и поддержке близкого друга Ивана Ивановича Дуракова, – пишет Руслан Солопенко. – В газете «Воронежские губернские ведомости» 21 ноября 1853 года было опубликовано стихотворение Никитина «Русь». На волне патриотического подъема, связанного с началом Крымской войны (1853-1856) поэт сразу же стал популярен в кругах читающей публики, а 11 декабря того же года «Русь» перепечатали «Санкт-Петербургские ведомости» с такими словами о Никитине: «Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, фактуре стиха? Неужели в г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?». Забегая вперёд скажу, что сравнение литературными критиками никитинских стихов с кольцовскими преследовало Ивана Саввича до конца его жизни, что поэтом воспринималось болезненно».

Болезненно – не болезненно, но откуда-то взялась эта особая манера простоты и доверительности в стихах Никитина, схожая с русской народной песней. Не из ниоткуда рождались картины и иллюстрации художников, написанные по стихам поэта. Не просто так простой народ, чаще всего совершенно неграмотный, услышав однажды его стихи, мелодией украшал слова, и жила веками песня – никто не упоминал автора стихов, а все только и говорили, что это народная песня. Возьмите хотя бы для примера «Ухаря-купца», которую поют прославленные исполнители. Правда, со временем осознанно утеряли главный смысл стихотворения Никитина, превратив трагедию стихотворения в плясовую картинку.

 

Ехал из ярмарки ухарь-купец,

Ухарь-купец, удалой молодец.

Стал он на двор лошадей покормить,

Вздумал деревню гульбой удивить.

В красной рубашке, кудряв и румян,

Вышел на улицу весел и пьян.

Собрал он девок-красавиц в кружок,

Выхватил с звонкой казной кошелек.

Потчует старых и малых вином:

«Пей-пропивай! Поживём — наживём!..»

Морщатся девки, до донышка пьют,

Шутят, и пляшут, и песни поют.

Ухарь-купец подпевает-свистит,

Оземь ногой молодецки стучит.

Синее небо, и сумрак, и тишь.

Смотрится в воду зелёный камыш.

Полосы света по речке лежат.

В золоте тучки над лесом горят.

Девичья пляска при зорьке видна,

Девичья песня за речкой слышна,

По лугу льётся, по чаще лесной…

Там услыхал её сторож седой;

Белый как лунь, он под дубом стоит,

Дуб не шелохнется, сторож молчит.

К девке стыдливой купец пристаёт,

Обнял, целует и руки ей жмёт.

Рвётся красотка за девичий круг:

Совестно ей от родных и подруг,

Смотрят подруги — их зависть берёт.

Вот, мол, упрямице счастье идёт.

Девкин отец своё дело смекнул,

Локтем жену торопливо толкнул.

Сед он, и рваная шапка на нём,

Глазом мигнул — и пропал за углом.

Девкина мать расторопна-смела.

С вкрадчивой речью к купцу подошла:

«Полно, касатик, отстань — не балуй!

Девки моей не позорь — не целуй!»

Ухарь-купец позвенел серебром:

«Нет, так не надо… другую найдём!..»

Вырвалась девка, хотела бежать.

Мать ей велела на месте стоять.

Звёздная ночь и ясна и тепла.

Девичья песня давно замерла.

Шепчет нахмуренный лес над водой,

Ветром шатает камыш молодой.

Синяя туча над лесом плывёт,

Тёмную зелень огнём обдаёт.

В крайней избушке не гаснет ночник,

Спит на печи подгулявший старик,

Спит в зипунишке и в старых лаптях,

Рваная шапка комком в головах.

Молится Богу старуха жена,

Плакать бы надо — не плачет она,

Дочь их красавица поздно пришла,

Девичью совесть вином залила.

Что тут за диво! и замуж пойдёт…

То-то, чай, деток на путь наведёт!

Кем ты, люд бедный, на свет порождён?

Кем ты на гибель и срам осуждён?

 

…Сожалею, но мои записки всегда коротки, потому мне трудно рассказать о всей значимости работ Руслана Солопенко – исследователя творчества русского поэта Иван Саввича Никитина. Одно скажу, что пора, ох, как нужно!, возвратить поэта к нам и нашим детям. Должна вновь зазвучать Русская Речь. Потому так радостно, что воронежский патриот-исследователь стал лауреатом премии «Имперская культура» за этот год в номинации «Литературоведение».

Пришло – настало времечко черпать, как из колодца в жаркий день, прохладную водицу русской поэзии и радоваться ей – она была и остается (повторюсь – ОСТАЕТСЯ) для нас родной, понятливой. И, сами того не понимая, мы на всю жизнь обязаны навсегда запомнить стихи и имена их создателей – Кольцова, Майкова, Никитина… Дети нам за это не раз в ножки поклонятся.

Последние новости

Похожее

Расскажите людям

По Дзержинску более 150-ти заявок. Попадаются и военнослужащие. О судьбе одной семьи из этих заявок вчера узнали...

И был вечер, и было утро, и будет день 30 июня 2025 года

Возросшая активность российских войск отмечается на Южнодонецком направлении. В ходе наступательных действий нашей армии освобождён населенный пункт Ялта ДНР...

Интервью, которого не было

Несколько дней назад появился в моей скрытой папке один интересный материал. На мой взгляд, интересный...

По обстановке

...Тяжелые, вязкие бои. Основные точки приложения сил – Комар, Новоэкономическое, Шевченко и сёла вокруг...