Буквально три дня назад звоню я Светлане Валентиновне Суховой и сообщаю так полуофициально, что Государственный академический Рязанский русский народный хор имени Евгения Попова стал лауреатом премии Союза писателей России «Имперская культура» за 2024 год.
Светлана Валентиновна – художественный руководитель хора.
– Ой, – произнесла Сухова в трубку, и повисла долгая пауза. – Неожиданно как, а уж приятно – слов нет. Мурашки по рукам побежали.
А следом за этим пишет мне Сергей Владимирович Селявин, директор хора, кто же выдвинул коллектив на такое высокое лауреатство.
– Народ выдвинул, – ответил я руководителю. – Рязанский хор был и остается любимым песенником в стране нашей. Его, как слушали, так и слушают, как любили, так и любят.
– Нам ведь девяносто уже, почти что вековой порог перешагнули, – чувствую, как улыбается Светлана Валентиновна. Улыбается, гордится и радуется новости.
На самом деле, осенью 1932 года русский народный хор из села Большие Журавинки Ряжского района Рязанской области под руководством Ирины Ивановны Косилкиной выступил в официальном праздничном концерте в Рязани. Эта дата и считается днем рождения прославленного коллектива – Государственного академического Рязанского русского народного хора имени Евгения Попова.
В октябре 1946 года хор получил статус «государственный».
Уникальное сочетание высокого профессионализма и характерного самобытного рязанского звучания делает хор жемчужиной российской народной художественной культуры. Первые участники хора пели так, как научились от своих родителей и дедов. Отсюда – характерная рязанская манера исполнения. Также журавинские жители оказали большое влияние на репертуар хора. До сих пор в «золотом фонде» песенно-танцевального наследия коллектива сохранены подлинные ряжские хоровые напевы.
С первого своего дня Рязанский хор главными задачами ставил сохранение местной оригинальной манеры пения, запись и обработку рязанского фольклора и поиск новых произведений, соответствующих высоким творческим требованиям подлинного искусства. На протяжении почти сорока лет эти задачи настойчиво, последовательно и талантливо решались его выдающимся художественным руководителем – Евгением Григорьевичем Поповым, выпускником Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, уроженцем Старожиловского района, возглавившим Рязанский хор в 1950 году, композитором, народным артистом СССР.
С именем Е.Г. Попова связана и такая грань творчества хора, как исполнение песен на стихи земляка-рязанца Сергея Есенина. На протяжении всего своего творческого пути Е.Г. Попов создает хоровые шедевры на основе есенинской поэзии. В музыке воплотились знаменитые есенинские стихи: «Береза», «Мелколесье, степи, дали», «Кто я? Что я?», «Спит ковыль», «Нивы сжаты. Рощи голы» и – визитная карточка коллектива – «Над окошком месяц, под окошком ветер».
Небывалый успех, наряду с народными песнями, коллективу достались песни еще одного земляка – Александра Петровича Аверкина.
В 1989 году художественным руководителем коллектива становится выпускник Российской академии музыки им. Гнесиных А.А. Козырев. Под руководством А.А. Козырева были созданы такие обрядовые полотна, как «Рязанская свадьба», «Троица», «Рождественские гуляния». Он является автором песен на стихи С. Есенина и рязанских поэтов Б. Жаворонкова, А. Потапова, вошедших в репертуар хорового коллектива. В эти годы А.А. Козырев открывает детскую школу-студию при Рязанском хоре, которая учится и набирается умения особому рязанскому народному песнопения…
В 1996 году за высокое художественное мастерство и подлинность народной певческой традиции Рязанскому хору было присвоено почетное звание «академический».
С 2012 года Государственным академическим Рязанским русским народным хором им. Е. Попова руководит С.В. Сухова в творческом содружестве с главным дирижером А.П. Орешкиным и главным балетмейстером Н.В. Шичкиным. С приходом нового художественного руководства Рязанский народный хор обрел новое творческое дыхание, сохранив при этом приверженность своим исполнительским традициям. В репертуаре появились новые концертные программы, которые, по словам зрителей и слушателей, дух захватывает и гордости прибавляет.
Программа «И песню свою, отправляя в полет, помните!», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, стала новой сценической формой в репертуаре коллектива, воплотившей художественный синтез трех жанров – драмы, хоровой музыки и хореографии. В программы хора входят «Касимовская невеста», «Родился я с песнями», «Песня русская», «Сказ о Рязани», «Коляды дар», «Рязанские ремесла», «Снегурочка», «Золотая коллекция», «Рязань мастеровая».
За прошедшие десятилетия Рязанский народный хор был желанным гостем в каждом селе области, исколесил всю необъятную Россию и республики бывшего Советского Союза. Артистам хора рукоплескали зрители многих стран.
Да что там всякая заграница! На Родине нашей рязанский голос, рязанский танец, рязанская инструментальная музыка ни одного человека не оставляют равнодушными. Не случайно Митрофан Ефимович Пятницкий, собирая голосистых крестьян в свой хор, не прошел мимо рязанцев – здесь, в мещерских землях, в клюквенных, клубничных просторах не песни пелись, а исповедальности людские. И голоса здесь всегда то к небесам взлетали, то расстилались по травам.
Именно эти самобытные черты песенной традиции родного края бережно хранит Рязанский народный хор, основу репертуара которого составляют старинные напевы. Такие песни, как «Закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка», «Все б я по горенке ходила», исполняются хором с 1932 года, со времени первых выступлений еще самодеятельного коллектива. И сегодня, как и прежде, неизменным остается творческое кредо коллектива – возрождение, сохранение и развитие богатейших фольклорных традиций родного края и русской народно-певческой культуры.
И тому подтверждение одна из работ хора – «Рязанские ремесла». Вот что писали об этой программе:
«Скорее всего, краеведы да историки поточнее бы сказали, в каком году и в каком веке кадомские монашки разучились белому кружевному по белому вышивать. Узор к узору, цветок к цветочку плелась белая вышивка, накладывалась на белое полотно, и, казалось бы, сольется для глаза одноцветность, и не разглядеть его обычным взглядом, ан нет, не тут-то было – оденет девка такой сарафан и лебедем поплывет. Приворожит и статью, и походкой, и плавностью. А все отчего так? От кружева кадомского необыкновенного.
Наверное, специалисты растолковали бы по-научному, по-исследовательски, как это михайловским плотникам удалось поймать себя на желании не просто терема рубить и ставить, а поднимать их к небу. Куда бы просто завитушек выпилить и вырубить, да ловко их над оконцами, под крышами и на самих крышах приладить! Так нет, почувствовали мужики особую тягу к облакам, к Господу, туда, где мысли светлее, думы искреннее, простора больше.
А уж разве переграчит кто скопинских глинников. С безделушек начинали, с забавных и несуразных зверушек, что лепили для детей своих, а ушли-то куда? В скопинских крынках молоко слаще и холоднее. В облитых коречневатой краской горшках каши и без масла – первейшие еда и угощение. Квас из глиняного стакана в самый жаркий полдень родниковой прохладой угостит.
А бочки – липовые и дубовые. В них осенний груздь до весны будто только что срезанный. Из них капустка хрустит, огурец трещит, брусника как-будто только что собранная.
А знаменитая журавинка… Клюкву-то собрать тяжело, но особого умения не требует. Ты поди ее до нового урожая сохрани, да чтобы ягодка к ягодке, не заплесневела, а рот обожгла своей необыкновенной свежестью и кислинкой.
Да и вот еще что о журавинке…
Есть в рязанской стороне село Большая Журавинка, это в нынешнем Ряжском районе. Там осенью 1932 года надумали бабы с девками, прихватив с собой мужиков своих и парней влюбленных, песни попеть – те самые, которые слышали от своих бабушек. Для забавы собрались, вечера свободные прокоротать.
В 1936 году Журавинский хор возглавила уроженка села Арина Ивановна Косилкина. Далека Арина Ивановна от профессиональной музыки была, а песню свою, журавинскую, знать быть – рязанскую, всем сердцем и душой любила. Пришла в сельский хор, а он ее с радостью принял, и все вместе прикоснулись к традиционному рязанскому песнопению.
А каково оно – это традиционное рязанское песнопение? Голоса должны литься, будто по тихой речке плыть. В доме петь, а словно по разноцветному лугу душа ступает. Радостью делиться, а низкие нотки к совести призывают. Земля родная с трудолюбивым народом на яву должны быть.
Из Журавинского хора, который сберег традиционное народное музицирование, и родился Рязанский государственный академический русский народный хор.
Благодарением за прошлое, с благодарностью за достоинство рязанских народных традиций подготовил хор новую программу. И имя ей дал – «Рязанские ремесла».
Министерство культуры Рязанской области радостно поддержало певцов, музыкантов, танцоров в начинании, и полетела сначала в Мещерской стороне песенная, музыкальная, танцевальная благодарность прошлому сильному и славному рязанскому народу.
Рязанцы похвастаются своим прошлым и настоящим всей России. И правильно сделают, ведь кто прошлое бережет, у того и будущее ясное».
Не знаю, кто писал эти восторженные и правильные слова, но когда я впервые посмотрел и послушал «Рязанские ремесла», поймал себя на мысли, что коллектив не столько спел, сплясал. смузыцировал программу, сколько во след Карамзина написал песенную историю Государства Российского.
Думалось тогда, да и сейчас не отказался от своих слов, за такую программу надо бы вручать Государственную премию. Да куда там! Ее, чаще всего, получают те, у кого окошки выходят на Красную Площадь.
Ну, и ладно – русский народ не обманется в своей любви и преданности Рязанскому народному хору, вот и решил: быть коллективу лауреатом «Имперской культуры»!