Понедельник, 13 мая, 2024

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК НА ПАРТИЗАНСКОЙ...

По темным улицам Луганска, тихо, но уверенно едут машины с развивающимися знаменами на точку сбора, где формируется колонна... Поздравления с Днем Победы переплетаются с возгласами «Христос Воскресе!» – Светлая пасхальная седмица продолжается...

В Светлый праздник

Вся ночь – в огнях, всё небо – в звуках, /Все храмы – в гимнах о Христе, /Ликуя, мир забыл о муках, /О зле, вражде и суете. //Исполнен славы бесконечной, /В смиренье кротком величав, /Воскрес Христос, свет жизни вечной, /Во мраке гроба смерть поправ...

О нет, мы правды...

«…Мы шли повзводно и поротно /На пулемёты белым днём. /И залегали безрасчётно /Перед убийственным огнём. /О нет, я правды не нарушу /И не скажу наоборот – /Мне до сих пор пронзает душу: /«Вперёд! Тимошечкин, вперёд!» – этими словами откроется в рамках фестиваля «Колокольный звон пасхальный» встреча в Шолоховском центре 15 мая 2024 года в 17.00...

Фронтовики в нём узнавали...

Всю свою жизнь Качалов хотел сыграть Дон Кихота. Бучма мечтал о Тарасе Бульбе… Заветная роль у актёра, как цель жизни, часто остаётся неисполненной. А к кому-то приходит нежданно. Так было...
ДомойГалереяПортрет современника

Портрет современника

Очерк Елены Алигожиной

В Можайске на улице Стрелковой в Частной галерее художника Владимира Уткина экспонируется коллективная выставка портретов художников Ассоциации художников монументалистов  Московского Союза художников.

В ней приняли участие  около полусотни опытных и совсем еще молодых начинающих художников, более 90 работ предоставлено ими на обозрение.

Издавна портрет занимает особое место в изобразительном искусстве. Портретная выставка – явление довольно редкое в мире искусства и, тем более, она уникальна для нашего небольшого города. Творчество современных художников – это всегда интересно. Подарком для жителей Можайска назвал выставку профессиональный художник и поэт-любитель Евгений Турченко: «Как говорил философ Кант: «Главное в живописи – добраться до портрета!» Свои лучшие профессиональные качества художники проявляют именно в этом жанре, полностью сосредоточившись на человеке, не на портретном сходстве, а на внутреннем мире, характере и душевном состоянии. И мы можем судить, насколько они смогли справиться с поставленными задачами».

 

Определенную мыслительную работу нужно проделать и зрителю. Читая тайную грамоту, заложенную в картинах, важно напрягать душевное зрение и душевный слух. Как сказал Булат Окуджава: «Все, что написано душой…Храниться будет в душах вечно».

Средневековых красавиц напомнили мне женские портреты Константина Завиралина «Охотники за облаками» и «Время собирать лепестки черной сливы». А присмотришься: совершенно неожиданно – вместо головных уборов у женщин обыкновенные целлофановые пакеты. Но как хороши лица, глаза! Красота и простота, душевное спокойствие. Кажется, что даже теплоту кожи изображенных чувствуешь.

Такой же живой взгляд запоминается с портрета Сергея Демченко «Александр». В лице с крупными чертами ничто не отвлекает: ни гладко зачесанные на пробор волосы, ни усы стрелочками вверх, ни губы, ни бородка. Тут всё во взгляде!  Александр смотрит прямо внутрь тебя: «Вот я такой! А ты каков?».

А как хорош портрет Филиппа Москвитина «Игумен Тихон»! Скромно сидит настоятель монастыря у окна, руки покоятся на коленях, и смотрит он прямо на зрителя. Внимательный взгляд пронзает и греет одновременно – в нем и вера, и любовь, и смирение. В нем живет мысль и глубокое знание. Картина написана на стыке веков – в 1999 году.

Яркий колорит у портрета «Ольга» Владимира Юдина. Взгляд молодой женщины, задумчив и глубок, с надеждою устремлен вдаль. А на платке –будто вся доля женская выписана: тут тебе и материнство, и нелегкий труд на земле, будни и праздники, и упование на Господа, и покаяние за прошлые грехи, и неистребимая вера в светлое будущее.

Полно обаяния еще одно женское лицо на портрете Цыпиной Дины «Букет полевых цветов». Вот-вот, как в стихах у Геннадия Шпаликова, «лучик бережный теплого солнца по щеке деликатно скользнет…» Милая улыбка, легкая задумчивость и спокойствие – здесь в полной мере отражено душевное состояние девушки. Похоже, что в душе у нее в данный момент царит полная гармония, ничем не омраченная.

Другой же портрет – полная противоположность предыдущему – это изображение деловой женщины, мудрой, сильной, волевой, справедливой. Это изображение посла доброй воли ЮНЕСКО Александры Васильевны Очировой кисти художника Омара Годинеса. Этот портрет вполне можно назвать парадным – столько в нем достоинства. На женщине белая блузка мужского кроя, и склад ума, наверное, тоже мужской, конкретный, аналитический. Пожалуй, стоит более подробно остановиться на этом одном из лучших портретов.  На нем изображена наша достойнейшая соотечественница. Родившись в далеком рязанском селе через четыре года после войны, она своим неутомимым трудом достигла небывалых высот. Это советский и российский ученый, общественный и политический деятель, депутат Госдумы ФС РФ первого созыва, член Общественной палаты РФ (2006-2012 гг.), доктор философских наук, академик Российской академии художеств.

По мнению директора галереи Татьяны Громовой, достоен особого внимания и портрет Ирины Кондрашовой в исполнении талантливого таджикского художника Азама Атаханова. Колоритный, один из сильных, привлекающих внимание портрет, назван им «Весна в Бахчисарае». Художник берет цветом, сочетанием зеленого и алого – у него это смотрится очень достойно.

Еще одним парадным портретом можно считать «Автопортрет в доспехах» Юрия Резника. Наверное, так он чувствует себя более сильным. А вот другой художник нисколько себя не приукрашивает – крупными грязными мазками, с глубокими морщинами, с опущенным взглядом написал еще в 1991 году автопортрет Олег Осин. Вот в этой работе точно чувствуется скрытая мощь.

Художники редко обращаются к групповым портретам. Обратила внимание на себя работа Марины Алексеевой «Коллективный портрет единомышленников». Восемь человек позируют стоя, к плечу плечо, удовлетворенные каким-то совместным занятием. Может, это коллеги художника? Всего несколько детских портретов. Запомнилась «Сонечка» Александры Кокс с ее интересом и любопытством в чистом взгляде. Крупными хлопьями падает снег на ее лицо и пальтецо, все живет, а девочка словно остановлена на ходу.

Полна жизни и красок картина с сидящей на ковре современной Данаей. Яблоки здесь – как символ женской зрелости и соблазнительной привлекательности. Но вот что удивительно: от полной наготы загорелого крепкого тела вдруг возникает чувство чистоты и непорочности – вот ведь какая штука! Вот это и есть настоящее искусство, которое не на потребу низменным чувствам, а которое возвышает. «Наташа» Дмитрия Олевсона– одна из последних его работ, написана в прошлом году.

И таких талантливых работ на выставке много. Портретисты сделали свои работы в совершенно разных техниках: живопись, акварель, акрил, гуашь, пастель, коллаж, мозаика и даже камень. Выставка отличается множеством стилей и направлений. Работы разные и по композиции, и по колориту: от спокойных тонов до буйства красок, как в коллективном портрете «Диалоги об искусстве» Юрия Мелексетяна.

В основном это работы последних трех-четырех лет. Некоторые написаны даже в этом году – как говорится, муха не сидела! Портрет современника – это отражение времени, в котором мы живем. Но, увы, тишина, нет ни одной работы, отражающей наше сложнейшее переломное время, время самосознания, собирания и спасения своей страны. Время, родившее множество настоящих героев, защитников  России. В годы Великой Отечественной войны художники в окопах, на привале, на коленке, простым карандашом писали портреты своих однополчан. Проснись, Художник! «И виждь, и внемли». Скажи свое слово, поведи за собой, как отважная женщина с картины Делакруа. Правда жизни такова, что герои твоих новых портретов, наши современники, снова в окопах, на линии огня, в госпиталях – на койках и за операционным столом.

В целом вполне удалось московским художникам написать портрет соотчизника, человека, увлеченного делом, профессией, поиском смысла бытия. Наверное, об этом же безмолвный разговор учителя и ученика в одноименной картине Александры Власовой. В неспешном поиске истины глубоко задумались оба мастера, понимающие друг друга без слов. Как тут не вспомнить строки Евгения Винокурова: «Художник, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться».

На вернисаже выступили: Константин Завиралин, член президиума Ассоциации художников монументалистов, и заместитель председателя Правления Секции Художников Монументалистов Московского Союза художников Сергей Радюк, а также куратор выставки, член Правления МСХ Азам Атаханов. Они горячо благодарили Владимира Леонидовича Уткина, восхищались трудолюбием хозяина – талантливого художника и собирателя других талантов, по-доброму завидовали наличию в глубинке такого культурного центра. Благодарили Татьяну Юрьевну Громову за хлеб-соль и за ее профессиональные экскурсии по залам. А подарком для москвичей было выступление ансамбля русской народной песни «Реченька» под руководством можайского художника, создателя культурного центра в селе Борисово Владимира Головко.

Писать можно много, но лучше все увидеть самим. Обязательно найдите время и посетите эту удивительную галерею и портретную выставку столичных художников! И гостей города с гордостью сюда направляйте – пусть и они удивятся.

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК НА ПАРТИЗАНСКОЙ СТОЯНКЕ

По темным улицам Луганска, тихо, но уверенно едут машины с развивающимися знаменами на точку сбора, где формируется колонна... Поздравления с Днем Победы переплетаются с возгласами «Христос Воскресе!» – Светлая пасхальная седмица продолжается...

О нет, мы правды не нарушим…

«…Мы шли повзводно и поротно /На пулемёты белым днём. /И залегали безрасчётно /Перед убийственным огнём. /О нет, я правды не нарушу /И не скажу наоборот – /Мне до сих пор пронзает душу: /«Вперёд! Тимошечкин, вперёд!» – этими словами откроется в рамках фестиваля «Колокольный звон пасхальный» встреча в Шолоховском центре 15 мая 2024 года в 17.00...

Пасха верных

6 мая Союзе писателей России собрались на второй день Святой Пасхи не стенать, не стонать о несбывшихся надеждах, а петь Пасхальные гимны, говорить о будущем, прочертить вектор надежды на светлое утро Победы, как это было на Пасху 1945 года в Берлине, в День Георгия Победоносца...

Памяти великого ученого

28 апреля ушел из жизни выдающийся историк, доктор исторических наук, профессор и академик Петр Толочко. О его жизни и научном наследии в новом выпуске программы «Вольная улица» поговорили с главным редактором журнала «О Русская земля» Мариной Ганичевой и писателем Сергеем Котькало...