Воскресенье, 14 июля, 2024

«Пирамида» Леонида Леонова в реалиях...

Творчество Леонида Леонова отличается философской направленностью, стремлением осмыслить кардинальные вопросы бытия. Писателя влечет вечная и нераскрытая тайна человека...

«ЧП» или «военное преступление»

....за открытым окном мерно лупит ПВО, уже второй эшелон защиты. В панорамное окно мне видно одно характерно-тёмное облачко, одно, не более. А что остальные? Выпрыгиваю на балкон...

Жёлтые абрикосы в заброшенных...

...Шёл штурм, повсюду гремело и сверкало, в их дом попало, часть дома завалило, часть горела. Женщина успела вытащить детей, но её мама осталась под завалами в подвале...

Суждено ли третье тысячелетие?

На стыке веков и тысячелетий всегда соблазнительно порассуждать о будущем. Именно соблазнительно, потому что Иисус Христос строго предупредил: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один"...
ДомойГалереяПортрет современника

Портрет современника

Очерк Елены Алигожиной

В Можайске на улице Стрелковой в Частной галерее художника Владимира Уткина экспонируется коллективная выставка портретов художников Ассоциации художников монументалистов  Московского Союза художников.

В ней приняли участие  около полусотни опытных и совсем еще молодых начинающих художников, более 90 работ предоставлено ими на обозрение.

Издавна портрет занимает особое место в изобразительном искусстве. Портретная выставка – явление довольно редкое в мире искусства и, тем более, она уникальна для нашего небольшого города. Творчество современных художников – это всегда интересно. Подарком для жителей Можайска назвал выставку профессиональный художник и поэт-любитель Евгений Турченко: «Как говорил философ Кант: «Главное в живописи – добраться до портрета!» Свои лучшие профессиональные качества художники проявляют именно в этом жанре, полностью сосредоточившись на человеке, не на портретном сходстве, а на внутреннем мире, характере и душевном состоянии. И мы можем судить, насколько они смогли справиться с поставленными задачами».

 

Определенную мыслительную работу нужно проделать и зрителю. Читая тайную грамоту, заложенную в картинах, важно напрягать душевное зрение и душевный слух. Как сказал Булат Окуджава: «Все, что написано душой…Храниться будет в душах вечно».

Средневековых красавиц напомнили мне женские портреты Константина Завиралина «Охотники за облаками» и «Время собирать лепестки черной сливы». А присмотришься: совершенно неожиданно – вместо головных уборов у женщин обыкновенные целлофановые пакеты. Но как хороши лица, глаза! Красота и простота, душевное спокойствие. Кажется, что даже теплоту кожи изображенных чувствуешь.

Такой же живой взгляд запоминается с портрета Сергея Демченко «Александр». В лице с крупными чертами ничто не отвлекает: ни гладко зачесанные на пробор волосы, ни усы стрелочками вверх, ни губы, ни бородка. Тут всё во взгляде!  Александр смотрит прямо внутрь тебя: «Вот я такой! А ты каков?».

А как хорош портрет Филиппа Москвитина «Игумен Тихон»! Скромно сидит настоятель монастыря у окна, руки покоятся на коленях, и смотрит он прямо на зрителя. Внимательный взгляд пронзает и греет одновременно – в нем и вера, и любовь, и смирение. В нем живет мысль и глубокое знание. Картина написана на стыке веков – в 1999 году.

Яркий колорит у портрета «Ольга» Владимира Юдина. Взгляд молодой женщины, задумчив и глубок, с надеждою устремлен вдаль. А на платке –будто вся доля женская выписана: тут тебе и материнство, и нелегкий труд на земле, будни и праздники, и упование на Господа, и покаяние за прошлые грехи, и неистребимая вера в светлое будущее.

Полно обаяния еще одно женское лицо на портрете Цыпиной Дины «Букет полевых цветов». Вот-вот, как в стихах у Геннадия Шпаликова, «лучик бережный теплого солнца по щеке деликатно скользнет…» Милая улыбка, легкая задумчивость и спокойствие – здесь в полной мере отражено душевное состояние девушки. Похоже, что в душе у нее в данный момент царит полная гармония, ничем не омраченная.

Другой же портрет – полная противоположность предыдущему – это изображение деловой женщины, мудрой, сильной, волевой, справедливой. Это изображение посла доброй воли ЮНЕСКО Александры Васильевны Очировой кисти художника Омара Годинеса. Этот портрет вполне можно назвать парадным – столько в нем достоинства. На женщине белая блузка мужского кроя, и склад ума, наверное, тоже мужской, конкретный, аналитический. Пожалуй, стоит более подробно остановиться на этом одном из лучших портретов.  На нем изображена наша достойнейшая соотечественница. Родившись в далеком рязанском селе через четыре года после войны, она своим неутомимым трудом достигла небывалых высот. Это советский и российский ученый, общественный и политический деятель, депутат Госдумы ФС РФ первого созыва, член Общественной палаты РФ (2006-2012 гг.), доктор философских наук, академик Российской академии художеств.

По мнению директора галереи Татьяны Громовой, достоен особого внимания и портрет Ирины Кондрашовой в исполнении талантливого таджикского художника Азама Атаханова. Колоритный, один из сильных, привлекающих внимание портрет, назван им «Весна в Бахчисарае». Художник берет цветом, сочетанием зеленого и алого – у него это смотрится очень достойно.

Еще одним парадным портретом можно считать «Автопортрет в доспехах» Юрия Резника. Наверное, так он чувствует себя более сильным. А вот другой художник нисколько себя не приукрашивает – крупными грязными мазками, с глубокими морщинами, с опущенным взглядом написал еще в 1991 году автопортрет Олег Осин. Вот в этой работе точно чувствуется скрытая мощь.

Художники редко обращаются к групповым портретам. Обратила внимание на себя работа Марины Алексеевой «Коллективный портрет единомышленников». Восемь человек позируют стоя, к плечу плечо, удовлетворенные каким-то совместным занятием. Может, это коллеги художника? Всего несколько детских портретов. Запомнилась «Сонечка» Александры Кокс с ее интересом и любопытством в чистом взгляде. Крупными хлопьями падает снег на ее лицо и пальтецо, все живет, а девочка словно остановлена на ходу.

Полна жизни и красок картина с сидящей на ковре современной Данаей. Яблоки здесь – как символ женской зрелости и соблазнительной привлекательности. Но вот что удивительно: от полной наготы загорелого крепкого тела вдруг возникает чувство чистоты и непорочности – вот ведь какая штука! Вот это и есть настоящее искусство, которое не на потребу низменным чувствам, а которое возвышает. «Наташа» Дмитрия Олевсона– одна из последних его работ, написана в прошлом году.

И таких талантливых работ на выставке много. Портретисты сделали свои работы в совершенно разных техниках: живопись, акварель, акрил, гуашь, пастель, коллаж, мозаика и даже камень. Выставка отличается множеством стилей и направлений. Работы разные и по композиции, и по колориту: от спокойных тонов до буйства красок, как в коллективном портрете «Диалоги об искусстве» Юрия Мелексетяна.

В основном это работы последних трех-четырех лет. Некоторые написаны даже в этом году – как говорится, муха не сидела! Портрет современника – это отражение времени, в котором мы живем. Но, увы, тишина, нет ни одной работы, отражающей наше сложнейшее переломное время, время самосознания, собирания и спасения своей страны. Время, родившее множество настоящих героев, защитников  России. В годы Великой Отечественной войны художники в окопах, на привале, на коленке, простым карандашом писали портреты своих однополчан. Проснись, Художник! «И виждь, и внемли». Скажи свое слово, поведи за собой, как отважная женщина с картины Делакруа. Правда жизни такова, что герои твоих новых портретов, наши современники, снова в окопах, на линии огня, в госпиталях – на койках и за операционным столом.

В целом вполне удалось московским художникам написать портрет соотчизника, человека, увлеченного делом, профессией, поиском смысла бытия. Наверное, об этом же безмолвный разговор учителя и ученика в одноименной картине Александры Власовой. В неспешном поиске истины глубоко задумались оба мастера, понимающие друг друга без слов. Как тут не вспомнить строки Евгения Винокурова: «Художник, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться».

На вернисаже выступили: Константин Завиралин, член президиума Ассоциации художников монументалистов, и заместитель председателя Правления Секции Художников Монументалистов Московского Союза художников Сергей Радюк, а также куратор выставки, член Правления МСХ Азам Атаханов. Они горячо благодарили Владимира Леонидовича Уткина, восхищались трудолюбием хозяина – талантливого художника и собирателя других талантов, по-доброму завидовали наличию в глубинке такого культурного центра. Благодарили Татьяну Юрьевну Громову за хлеб-соль и за ее профессиональные экскурсии по залам. А подарком для москвичей было выступление ансамбля русской народной песни «Реченька» под руководством можайского художника, создателя культурного центра в селе Борисово Владимира Головко.

Писать можно много, но лучше все увидеть самим. Обязательно найдите время и посетите эту удивительную галерею и портретную выставку столичных художников! И гостей города с гордостью сюда направляйте – пусть и они удивятся.

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

И обязательно спасу застрявших намертво во льду…

Сегодня 40 дней со дня ухода великого человека планеты Земля, полярника всех времен и народов, большому другу и верному сотоварищу В.Н. Ганичева, Союза писателей России Артуру Николаевичу Чилингарову...

Из далека долго…

Рыбинск подарил нам чудесные два с половиной дня. Молитвами владыки Вениамина и святого праведного Феодора у нас здесь все получилось прекрасно! Мы жили в речном училище им. Калашникова...

Мы вышли в открытое море жизни

...ушаковцы выдвинулись в открытый двухнедельный поход в Нововолково, на Бородинское поле, источник преподобного Ферапонта, по Можайской линии обороны в Рыбинск, на родину адмирала в Хопылево, в Романов-Борисоглебск, далее Белозерск, Кириллов, Ферапонтово, Вологда, …, но об этом расскажем по завершению второго этапа ХХ Международных Ушаковских сборов...

«Бутаковские яблоки» торопятся домой

Только что на сайте нижегородского фонда «Светорусье» появилась информация, к которой я имею непосредственное отношение, потому и делаю перепечатку небольшого светорусского материала. Что же пишет фонд?...