Пятница, 11 июля, 2025

Два мнения о старом...

Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою...

Мысли

В больничных коридорах чисто и прохладно, особенно, это чувствуется сейчас, в июльскую жару. Заметила за собой новую особенность: дремать в очередях...

Подвиг ратный, подвиг духовный

Много лет назад, знакомясь с документами из Архива Министерства обороны и Генштаба для работы над книгой о маршале А.М. Василевском, обнаружил...

Кузины лужки

В сумерках за рекой на болоте приглушенно курлычет одинокий журавль. Ждёт любимую журавушку с хлебных полей...
ДомойСтатьиТам, вдалеке, за...

Там, вдалеке, за маяком…

Писатель-фронтовик Михаил Годенко

Мне б только на гору,

Где пахнет чабрецом…

(Михаил Годенко)

Мы так надеялись и верили, готовились вместе отметить 1 октября (по ст. стилю) 2019 года столетие писателя-фронтовика Михаил Годенко, автора знаменитого романа «Минного поля», но не случилось, не дотянул он двухнедельных марафон…

Михаил Матвеевич Годенко, родом из села Новоспасовка Бердянского района, моряк-балтийц, начал свою фронтовую биографию в 1939 году в Кронштадте минёром…

В августе 1941 года участвовал в знаменитом Таллинском переходе наших кораблей в Кронштадт. Во время перехода катерный тральщик «Снег» торпедировала финская подводная лодка. Катер развалился. Михаил Матвеевич тонул, был ранен… После выздоровления в течение двух месяцев в составе бригады морской пехоты принимал участие в боях под Ленинградом, затем нес службу на тральщиках, был командиром запальной команды, старшиной минно-торпедной партии МТО Кронштадтского морского оборонительного района…

Михаил Матвеевич Годенко все эти годы, без отрыва от боев писал стихи, печатался во фронтовых газетах:

Поблескивая краской свежей,

На стенке катера стоят.

Их вешним светом солнце нежит,

Над ними облака парят.

Как им наскучили кильблоки,

Как надоели холода!

И грезится простор широкий,

Освобожденный ото льда.

У катеров вразвалку ходит,

Нахмурен и нетерпелив,

Усатый мичман. Он сегодня

Весь день косится на залив.

Когда же волны солью брызнут?

Когда ж начнется ледолом?

Весь смысл его суровой жизни –

Там, вдалеке, за маяком.

                  (М. Годенко. На стенке.  1944)

 

Достаточно только представить блокадный Ленинград в годы войны, корабельную службу на Балтике, чтобы понять стихотворение «В те дни» (1945):

 

Я был в команде рядовым,

Служил на корабле минером…

К бессонным пристаням Невы

Пришли эсминцы и линкоры.

 

Они пришли не на парад:

Без пестрых флагов и без строя.

Они пришли, чтоб Ленинград

Прикрыть огнем, прикрыть бронею.

 

И от зари и до зари

Они кидали тонны стали,

Стояли, как богатыри,

И никогда не уставали.

 

А враг силен.

Он бил мосты,

Стрелял по куполам соборов,

Грозил с земли и высоты…

 

И мне приказано, минеру,

Свой заминировать корабль,

И если что – поднять на воздух

Вот эту палубу, и трап,

И красные на пушках звезды.

 

И каждый хмурился матрос,

Светилась боль в глазах усталых,

Когда я бомбы с башни нес,

Готовил белые запалы.

 

И каждый чувствовал тогда –

Впервые, может быть, так ясно, –

Какая нам грозит беда,

Какая город ждет опасность.

 

И нарастал наш ярый шквал,

И дрогнул враг под канонадой…

Я бомбы с башен убирал –

Мы не отдали Ленинграда.

 

В 1946 году сбылась школьная мечта:

«…Я всё время думал, ещё со школьных лет, думал о литерату­ре, думал о том, что неплохо бы самому писать стихи и прозу. Но так получилось, что после средней школы я не успел поступить в Лите­ратурный институт, но зато успел повоевать с фашистской Германи­ей, дожил до Победы. Целый год я тралил мины после войны в Фин­ском заливе, который мы называ­ли «суп с клёцками» – столько там было поставлено железных и огнен­ных смертей… И только после года продления своей службы я приехал в Москву и поступил в Литератур­ный институт. Не буду говорить о сложности поступления: и мой аттестат отличника средней шко­лы, который давал возможность поступать без экзаменов, и все мои остальные документы, и все мои стихи – всё это потонуло во вре­мя Таллинского перехода вместе с моим кораблём, который странно назывался «Снег»» вспоминал Михаил Матвеевич…

Демобилизовавшись, поступил в Литературный институт, учился вместе с фронтовиками Семеном Шуртаковым, Юрием Бондаревым, Ольгой Кожуховой, Юлией Друниной, Николаем Старшиновым, Владимиром Бушиным, Владимиром Карповым…

Одна за другой стали выходить его книги стихов и поэм. Издавались романы «Минное поле», «Зазимок», «Потаённое судно», «Каменная баба», «Вечный огонь»… Каждая книга М.М. Годенко была событием потому, что в них всегда чувствовался пульс времени, любовь к людям и Отечеству.

Михаил Матвеевич умел дружить. С ним было везде хорошо, в поездках в Николаев и Новороссийск, на Прохоровское поле и Бородино… Он никогда не отрекался от своей Малой Родины, с сердечным трепетом рассказывал о школьном товарище Мыколе… В Прибужье, в Радсаде, куда он заглянул лишь на часок, жители сразу избрали Михаила Матвеевича своим Почетным гражданином… А как восторженно он рассказывал об атаке на Ленинградском фронте под командованием маршала Ворошилова, которого с той поры любил незабвенно… С каким юмором вспоминал Одессу и Остапа Вышню…

Особенно дорожил дружбой с поэтом Василием Фёдоровым, вспоминая которого обязательно читал его стихи:

«Если спросят,

Что так мало жил я,

Ты ответь, что я, идя в бои,

Муки и страдания чужие

Принимал всё время

Как свои.»

О Годенко можно и нужно бы еще рассказать немало… Его нельзя было не любить, как и не дорожить дружбой с ним. Жаль, что, по обыкновению, так и не сказали ему самому о всех наших чувствах.

Вечная память легендарному Главстаршине Балтийского флота Михаилу Годенко, воспевшему подвиг своих фронтовых товарищей, соотечественников и родных ему людей.

 

Последние новости

Похожее

Враги сожгли родную хату…

...Великий Михаил Исаковский чувствовал горечь победы, знал её великую цену, видел испепеляющую его Смоленскую землю...

Светлое имя…

Признаюсь: пока просто робею даже подумать о хотя бы как-то связанной мемории. Это потому, что что для такого многозначимого человека как Светлана Федоровна Ганичева пока...

Помнить поражения…

В период Отечественной войны Красная, а затем Советская Армия, согласно официальной пропаганде тех лет, не знала поражений...

Советский воин, мой отец

Участников исторического парада Победы 24 июня 1945-го в живых осталось – уже и по пальцам не перечесть. А было их свыше тридцати пяти тысяч...