«Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне не много остается жить, не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!» – это слова адмирала Федора Федоровича Ушакова, первая часть которых написана на его иконе. А и правда, сколь часто и сегодняшний день дает нам оснований для отчаяния, суетности и уныния.
Отчаяние покидает вас, когда вы выезжаете за пределы Москвы.
По дороге – все знаки. Зарубки. Нам ведь всегда нужны знаки, пусть и не точные. Но в человеческой жизни такое может случиться только один раз, а может и вообще не случится – канонизация святого и твое присутствие на прославлении его. Оттого так значительно было все, с чем мы встречались по дороге, так важно для нашего собственного ощущения торжественности и праздничности события, к которому мы приближались.
Путь наш лежал через рязанскую землю, а потом через Мордовию. Проехали княжество Рязанское, город Шацк, о котором так много теплого и славного знали из книги воспоминаний экс-губернатора Рязани Вячеслава Любимова, городок Луховицы, известный всей России своими огурцами (“В России три столицы – Рязань, Москва и Луховицы”, – гласил плакат на обочине), увидели в Рязанской области деревню Ушаково (поговорили о том, что фамилия распространенная в России), под Шацком остановились у кафе “Ямал”, потому, что у кафе на флагштоке рядом с Российским флагом развевался и Андреевский, да еще и якорь адмиральский внизу был пристроен. Но хозяина не было, удалось лишь узнать, что друг у хозяина бывший моряк и потому здесь чтят морскую символику. Затем въехали в Мордовию.
Здесь, у Зубовой поляны нас встречал Владимир Иванович из министерства образования, и потом, после обеда у достопримечательности местечка Умет – Сано, который не только вкусно угостил нас в своем кафе, но и увлек своим колоритным рассказом о его судьбе, армянина из Спитака, когда-то победителя по вольной борьбе среди солдат Советской армии, потом перебравшегося в Россию, философа и волшебника кухни, мы двинулись дальше.
Почти сто километров мы ехали через череду зон и лагерей, самую суровую из которых, Потьму, знают многие бывшие политические заключенные. Наверное, каждый человек всегда присмиреет, увидев такой нерадостный пейзаж…
***
…Сергей опустился на колени и приложился к кресту. Только потом мы узнали, что это могила старца и прозорливца отца Иеронима, к которому стекались сюда многие паломники, о котором знают хорошо многие верующие и многим из которых многим помог. Он был ревнителем прославления святого праведного воина Феодора Ушакова, участвовал в обретении мощей и всем сердцем ждал этого дня. Но не дожил полутора месяцев, ушел от нас в Небесную обитель.
Подходим к монастырю, кипит работа, настоятель отец Варнава на крыльце отдает распоряжения, беседует с приехавшими. Мы подходим под благословение. И он заботливо спрашивает, разместились ли мы? – Всё слава Богу. В монастыре мостят помост и сень по центру перед собором. Все сделано удивительно красиво, своды сени искусны.
Наутро в монастыре литургия с поминовением праведного воина Феодора и торжественная Соборная панихида.
Стекаются паломники, идут радостные, нарядные, с цветами, многие батюшки приехали со своей приходской паствой, из Москвы, из Питера, из Рязани, Нижнего Новгорода, Саранска, Пензы, всех не перечесть. Конечно, много и местных жителей, из окрестных сел, деревень, из города Темникова, что в пяти километрах от монастыря. Особенно много детей. Съезжаются и почетные гости. Множество военных различных родов войск, но конечно, больше всего моряков в красивой парадной белой форме, с кортиками. По сведениям московских корреспондентов, здесь собралось около пятнадцати тысяч паломников.
Монастырь словно игрушечка, луковки собора голубые и желтые, сам он розовый. Внутри монастыря по обеим сторонам от собора старые, почти вровень с собором березы, ветви у них плакучие, перебирает листья ветер. Небо затянуто мягкими, чуть сероватыми облаками.
Начинается Всенощное бдение в честь праведного воина Феодора. Гробница со святыми мощами находится в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи, что стоит в нескольких сотнях метров от монастыря. Там в почетном карауле, сменяя друг друга, стоят офицеры моряки и другие воины. Крестный ход идет к храму. Оттуда на руках гробницу выносят адмиралы и контр-адмиралы, командующие и заместители командующих всех флотов России. И Черноморского, и Тихоокеанского, и Балтийского, и Северного, и Каспийского и Черноморского флота Украины… Доля секунды замешательства, не успели принести плащаницу, и, радостный, командующий Черноморского флота, укрывает гробницу Андреевским флагом именно Черноморского флота. Да, так и должно быть – слава Федора Федоровича Ушакова связана, прежде всего, с этим флотом. Именно здесь совершил он свои великие победы, здесь получил свое прозвание “непобедимый”, которое теперь закрепилось и в его житии, и в службе и в молитве о нем. И еще чудо – столп света падает из-за туч прямо на гробницу с мощами. “Державы российстей архистратиг непобедимый явился еси, агарянскую злобу нивочтоже вменив и разорив: ни славы мирския, ниже богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси. Моли, святе Феодоре воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сыновам российским спастися” (Из Тропаря).
Торжественно двигается крестный ход. У входа в монастырь – гражданское, воинское прославление. Произносит речь глава республики Мордовия, военные моряки. И затем – почетный воинский караул производит воинский салют в честь адмирала Ушакова, исполняется военным оркестром и гимн России.
А после крестный ход в окружении московских хоругвеносцев входит в монастырь. Гробница уже на плечах церковных иерархов. Ее устанавливают перед сенью и начинается чин прославления.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, другие иерархи совершают чин прославления.
И постепенно рассеиваются тучи над обителью, складывается из островков голубого неба крест. Посмотрите, вы увидите его на фотографии на четвертой сторонке обложки этого номера, которую сделал Вадим Арефьев. Золото икон, облачений иерархов, зеленый убор берез, алые хоругви по обеим сторонам церемонии – все это сливается в ощущение торжества и ликования. А вокруг церковное пение и сосредоточенно-одухотворенные лица людей.
Ликование – это, наверное, главное сердечное ощущение от этого праздника. Читается “Послание” Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского, по случаю канонизации в лике местночтимых святых праведного Феодора Ушакова Адмирала Флота Российского. И оно начинается с тех же слов: “Ныне ликовствует Церковь Христова, объединяя в радости всех христолюбивых чад своих прославлением великого угодника Божия, подвигом искреннего служения земному Отечеству стяжавшего славу Отечества нашего Небесного”. В “Послании” рассказывается о подготовительных работах к канонизации праведного адмирала и к прославлению его. Прозревая его жизненный путь, владыка Варсонофий задается вопросами: “Чем же интересен для нас опыт жизни Праведного Феодора? Что можем мы почерпнуть из чистого источника его жития?” – И он подробнейшим образом рассматривает с этой точки зрения жизненный путь адмирала, особо останавливаясь как на его воинских подвигах, дарованных Божией милостью, так и на его милосердстве и праведной жизни после них.
Мне, грешной, только во время службы этой открывается сколь точно и важно обретение молитвенника за нас сегодня.
Ведь воинская служба сродни монашескому служению. Как часто слышала я от ребят, побывавших сегодня в Чечне, что ни один из них не идет в бой без молитвы и креста. Да и служба их идет во имя великого служения Отечеству и Богу, и испытания на долю русского воинства выпадают нелегкие, и воюют сегодня они, как и тогда, прежде всего за веру, даже иногда и не осознавая этого. И живут по строгому уставу. Страстотерпцы и мученики порой, герои и праведники
И когда владыку Кирилла спрашивали окружившие его корреспонденты, какие все-таки чудеса совершаются вокруг мощей праведного воина Феодора, он прежде всего (не ручаюсь за точность цитаты, но за смысл), что уже и то чудо, что в начале двадцать первого века мы обрели в Русской Православной Церкви первого святого, воина по своему служению, офицера, и что ни в одной из церквей мира пока нет такого святого. Это ли не чудо?
На иконе праведного воина прописаны погоны адмиральские, видятся ордена… Чудо, если вспомнить, как еще несколько лет назад, в начале перестройки-перекройки велась оголтелая, злобная травля русской армии, когда по Москве не просто было пройти человеку в погонах, когда из каждого демократического издания лилась потоком грязь на армию, на генералов, на офицерство. Будто и забыли мы это. Но Русская Православная Церковь никогда не оставляла заботами армию.
В “Послании” владыка Варсонофий говорит об этом: “Деянием канонизации воина, как бы напоминая нам о первых веках христианства и воинах-мучениках, Православная Церковь вновь подтверждает, что в лице новопрославленного святого воинское делание реально совместимо с христианской праведностью, и, следовательно, становится примером подражания для многочисленных воинов современной России.
В наше время разрушения идеалов, воинскую службу пытаются сделать делом коммерческим, своего рода профессией.
Да, профессиональная армия необходима России, и нельзя посылать необученных бойцов в горячую точку. Но нельзя забывать и о том, что разговоры о “профессионализме” в наше время часто становятся прикрытием беспринципности и продажности.
“Нет больше той любви, когда кто положит жизнь за други своя”, – сказано в Священном Писании. Основанное на этом принципе возрождение идеалов бескорыстного служения Отчизне, служения зачастую в ущерб себе, но на благо Родине – вот тот образ жизни, к которому призывает нас праведный Феодор. Это тот путь, по которому мы можем и должны идти, направляясь в этом его святыми молитвами и руководствуясь его житием в своей кратковременной жизни”.
Двое суток сплошным потоком шли люди на поклон к святым мощам, принимали помазание у святых мощей праведного воина, прикладывали иконы, крестики, книги с изображением воина (краем глаза увидели мы, что прикладывают и наш журнал, что отрадно было нашему сердцу).
Действительное, великое дело свершилось!
Российский флот, боголюбивое Российское воинство обрели небесного предстателя и ходатая перед Престолом Божиим о многострадальном Отечестве нашем.
Радуйтесь и ликуйте!
Радовались и ликовали мы. А потом было обратное путешествие, и люди в дороге тоже с радостью и ликованием в сердце встречали весть о том, что Федор Ушаков стал святым. Это были разные люди: и Сано, и бабушка у дороги, продававшая свои носки, и наши родные из села Селище (оказалось, что родина моей бабушки в нескольких верстах от монастыря), и просто жители этого села… И Володя Половников из того самого кафе “Ямал”, что под Шацком, где водружен флаг морской, бывший газовщик, строивший газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, и работники администрации Шацка, случайно встреченные нами у него в кафе. Многие крестились, когда мы дарили им журнал с романом о Федоре Ушакове. Один прочитал молитву “Отче наш” и рассказал о тяжкой болезни его жены и как он молится за нее… И брат историка Аполлона Кузьмина, нашего доброго друга, которого мы там же случайно встретили, и многие, многие, многие… Никого эта весть не оставляла равнодушным…
Радуйтесь и ликуйте!
Святые мощи праведного воина Феодора Ушакова обрели пристанище в соборном храме Рождества Богородицы Санаксарского монастыря. Память святому праведному воину Феодору Ушакову празднуется в день его прославления 23 июля (5 августа) и в день его блаженной кончины 2(15) октября.
