Понятие “сербистика” у нас чаще всего употребляется тогда, когда идет речь о соответствующей сфере языкознания. Однако в этих случаях используется конкретизированное и суженное значение слова. Вообще же сербистика (при менее частотных синонимичных определениях: сербоведение и сербология) понимается как совокупность знаний не только о языке сербов, но также об их исторической судьбе, духовной и материальной культуре, искусстве всех родов и видов. Иными словами, эта разнопрофильная научная область, являясь частью югославистики и славистики вооще, должна составлять как можно более полное представление о “самости” сербского народа, отличительных свойствах его культурно-исторической роли и особенностях взаимоотношений со всем человечеством.
Если оценивать сербоведение в плане совокупных научных результатов, то накапливались и обогащались они благодаря стараниям прежде всего самих сербов – таких, как Захария Орфелин, Ёван Раич, Доситей Обрадович, Вук Стефанович Караджич, Джура Даничич, Стоян Новакович, Любомир Стоянович, Ёван Скерлич, Владимир Чорович, Ёван Цвиич, Веселин Чайканович, Тихомир Остоич, Радослав М. Груич, Александр Белич, Николай Велимирович, Иустин Попович, Воислав Джурич, Иларион Руварац, Павле Ивич, Джордже Трифунович, Ёван Деретич, Зоран Константинович, Василие Крестич, Предраг Пипер, Петар Милосавлевич и другие. Нельзя не учитывать также вклад иностранцев – например, И.Г. Гердера, Л.Ранке, П.Ё. Шафарика. Особенно же следует отметить, что на протяжении веков сербистика развивалась при активном участии ученых России – А.Ф.Гильфердинга, В.И. Григоровича, П. А. Лаврова, Е. П. Ковалевского, П.А. Кулаковского, П. А. Ровинского, И. А. Срезневского, И.И. Толстого и Н.И.Толстого, Н. И. Кравцова, П. А. Дмитриева и Г. И. Сафронова, Т.П. Поповой, А. В. Карасева, В. И. Косика, В.П.Гудкова, А.Ю.Гуськовой…
Достойные места в этом ряду занимают и уроженцы белорусских земель – А. С. Будзилович, В.Д.Спасович, В.В. Макушев, И.И. Малышевский, А.Л. Погодин, А.В.Соловьев. Между тем, включение в сербистическую сферу ученых и педагогов, которые уже непосредственно представляли Беларусь, осуществляться стало, да и то частично, ужо после обретения Белоруссией государственности со всеми ее атрибутами. Правда, в советский период развитие этой сферы науки для БССР, как и для остальных национальных республик, не имело приоритетности и настоящей актульности, поскольку важнее было концентрировать внимание и наличествующие силы на белорусоведении. А вот в Москве и Ленинграде сформировались, хотя и не сразу, такие мирового значения центры, как Институт славяноведения РАН, МГУ, СПбГУ.
Ну а белорусам приступать к развитию сербистики довелось только пасле развала СССР – государства, у которого существовало-таки единое, причем достаточно эффективно действовавшее, научное и образовательное пространство. В новых условиях соответствующие задачи довелось принять на себя, по статусу, Белорусскому государственному университету. Для этого были расширены функции существовавшей в нем кафедры славянского и теоретического языкознания, а дополнительно создана и новая структурная единица, которую возглавил Иван Чарота, – кафедра славистики, несколько лет спустя переименованная в кафедру славянских литератур, а позднее “оптимизированная”. Силами названных подразделений уже на протяжении тридцати лет осуществляется подготовка студентов, магистрантов и аспирантов по специальности «сербский язык и литература», а также ведутся соответствующего профиля научные исследования.
Активные труженики на ниве белорусского сербоведения и стали авторами книги, которая нами представляется читателям. Чтобы адекватно оценить ее, нужно прежде всего обратить внимание хотя бы на такие вот моменты: 1) это первое издание такого типа не только в Белоруссии и на постсоветском пространстве, но и в мире; 2) оно заслуживает того, чтобы рассматриваться как чрезвычайно основательный компендиум з не менее основательной библиографией; 3) такую неординарную работу выполнили Чарота И.А. (профессор БГУ, академик Сербской Академии наук и искусств) и Наумова А.В. (нынешний доцент БГУ, которого вырастила уже белорусская сербологическая школа); 4) тип данного издания обозначен как пособие для студентов-сербистов, однако оно может быть не менее полезным для всех, кому интересен сербский народ с его ролью в бесчисленной сямье человечества.
Содержание книги целенаправленно подчиняется задачам, о которых мы упомянули вначале, а именно – представить сербистику как широкоохватный комплекс дисциплин в тех аспектах и с тем наполнением, которые наиболее всего востребованы. Таким образом авторы по объективной необходимости реализовывали подход, по нынешней моде называемый мультидисциплинарным. Но в данном случае он по-настоящему помогает осознать, что многие факты и явления лишаются реального исторического смысла, если подавать их только как “вещи в себе”. Ибо даже то, что касается будто бы исключительно филологии, просто невозможно осмысливать без учета общего контекста – в единстве с аспектами духовно-этнологическим и культурологическим, историографическим и историософским, да и политическим тоже.
Особенную ценность книге придают библиографические своды по всем аспектам, в том числе и по важнейшим итогам сербско-русских и сербско-белорусских взаимоконтактов. А представленная библиография, кстати, стимулирует потребность вспомнить всех, кто трудился на разных участках сербологии, а прежде всего тех, о ком стали забывать.
Вообще же следует отметить, что в этой книге весьма полно представлены материалы, обеспечивающие прочную опору для всех желающих приобщиться к осмыслению исторического и культурного опыта братского сербского народа в общеславянском контексте, а прежде всего в соотнесении с опытом русских и белорусов. А в завершение стόит еще добавить, что перед нами своеобразный синтез белорусского сербоведения, в котором можно видеть также этапные результаты поисков решения задач, актуальных для науки и отечественной, и всеобщей.
Ярослав Москалюк*
* Журнал «Полымя», — Минск, 2023.
** Чарота И. А., Наумова А. В. Основы сербистики.– Минск : БГУ, 2022. – 199 с.