Вторник, 18 ноября, 2025

Литература и традиция

18 ноября в рамках XXVII Всемирного Русского Народного Собора в Конференц-зале Храма Христа Спасителя началась работа секции писателей России...

ГЕОРГИЕВСКИЙ КРЕСТ

В 1838 году, Государь Николай Павлович пил минеральные целебные воды в Теплице...

Кусочки судеб…

Дзержинск. Обратная связь. Кусочки судеб, события, раскинутые по времени, мелькающие позывные, следы в тумане...

Защитники Отечества: военный и духовный...

18-19 ноября 2025 года в г. Москве в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя пройдет XXVII Всемирный Русский Народный Собор...
ДомойПравославные обителиЖизнь в реальности...

Жизнь в реальности чуда

Несколько черт Колюпанова

Колюпаново: блаженная, источник, монастырь и реальность чуда.

В эти июльские дни в Казанском женском монастыре близ города Алексина в Колюпанове ведется подготовка к двум памятным датам? 16 июля исполняется 170 лет со дня праведной кончины блаженной Евфросинии Колюпановской и 30-летие со дня образования монастыря.

 

– Буль-буль-буль… меня поливают из трех литровой банке, тогда же еще никого пластика не было, а кругом – снег, ветер, холодно. Я сердечница. Думала, что помру. С нами были дети. У меня самой насморк. А тут еще при всем этом говорят раздеваться, и я слушаюсь. Среди леса мы обливались этой ледяной водой. Был маленький ручеек. Но потом из нас никто не заболел. Со мной ничего не случилось. Как-то сразу стало горячо. И я поверила в святость, в великую святость этого места, – так вспоминает монахиня Иоанна (Булгакова), насельница Казанского женского монастыря близ города Алексина в Колюпанове, свое первое паломничество в это место в самом начале 90-х годов ХХ века. Оно состоялось по благословению почитаемого в Туле старца схиархимандрита Христофора (Никольского). Он всех отправлял молиться блаженной Евфросинии. (Тогда святая еще не была прославлена). Как вспоминают, батюшка говорил так, что к Матроне надо ехать учиться, а лечиться к Евфросинии.

В селе Колюпаново окончила свои дни 170 лет назад местночтимая святая, по преданию, сбежавшая из императорского дворца фрейлина Екатерины Великой, известная под именем Евфросиния. Ее судьба удивительна. Была выпускницей Смольного института. По собственной воле она избрала путь юродства, носила вериги, вызывала насмешки, молитвенно предстояла за весь мир. Долгое время св. Евфросиния подвизалась и проживала в Серпуховском Владычном монастыре, где ей благословил пребывать митрополит Платон (Левшин). Долгие беседы у матушки Евфросинии проходили и с митрополитом Филаретом (Дроздовым), который посещал и служил в этой древней обители. 40 лет блаженная старица пребывала во Владычном Введенском Серпуховском монастыре. Все свою жизнь она окружала себя животными. От ее каморки пахло зловониями. И настоятельница монастыря сетовала по этому поводу. На что блаженная отвечала, что этот запах заменяет ей духи, которыми она в изобилии пользовалась в юности. Как-то на ее пути повстречались французы, они решили поиздеваться над грязной и странной женщиной, но получили четкий ответ на правильном французском языке. Господь даровал ей дар предвидения и исцеления. Лечила она людей. Последнее десятилетие своей земной жизни она проживала в Колюпанове близ Алексина, где ископала источник. Одной помещицей для блаженной старицы был построен небольшой домик, окруженный деревьями. Но в этом домике блаженная поселила корову. А самая стала жить рядом в каморке флигеля. Во всем была сдержана. Под дряхлой одеждой носила вериги. Никогда ничего ни от кого не требовала. Все сносила. Ограничивала себя полностью в пище. Молилась, принимала, исцеляла, жалела людей. Говорила про источник, что берите воду и будете здоровы. За три недели до своей кончины сподобилась явления ангелов, после причастия тихо отошла ко Господу. По особому указанию Тульского архиерея блаженная была похоронена в храме.

Но в 1990-е годы ХХ века уже никто не помнил, где в Колюпанове был храм. Голое поле и несколько могил — вот и все, что осталось. Почти никто и не верил тогда, что на этом опустелом месте может вырасти не просто храм, а монашеская обитель. Это случилось ровно 30 лет назад. Хотя существование обители еще при своей земной жизни предсказывала блаженная старица Евфросиния. Митрополит Серапион (Фадеев), так любивший монашество, благословил создание обители, учрежденной Священным Синодом.

Здесь все и всё дышат матушкой Евфросинией. Немногочисленных сестер тоже собрала, в Колюпанове, блаженная старица. К ней все время обращаются и даже в те минуты, когда престарелым монахиням надо бы вызывать скорую.

– Зачем нам врачи. У нас есть святая старица. Она все слышит, во всем помогает. Да, тут и связи особо нет. Всем здесь управляет блаженная матушка Евфросиния. У нас небесная связь. И лечимся мы здесь ее водицей. Сюда приезжают со всех концов России, – рассказывает монахиня Иоанна (Булгакова). – И сюда меня тоже позвала блаженная Евфросиния. Меня взяли сюда в одну минуту. А я старая уже, работать не могу. А все же под покровом Царицы Небесной и матушки Евфросинии.

Мария Васильевна Кушнир, инженер тульского металлургического предприятия, по благословению отца Христофора прибыла в Колюпаново, где стала строить храм. На пустом месте… Ничего не напоминало о былой святости этого места. Свалка, деревья, жило несколько человек. Никто и не знал о какой-то блаженной. Стали рыть фундамент, решили сделать его побольше, и обрели закладные монеты прежней церкви. Без благословения отца Христофора здесь ничего не делалось. Он руководил строительством на расстоянии. Тогда в возведении храма активно стали помогать, чем могли тульские предприятия. Матушка стала обивать пороги всех организаций, которые только возможно. Здесь памятен случай о кирпиче. Жертвуют кирпич. А батюшка Христофор говорит матушке Евфросинии: «Не бери». Впоследствии оказывается, что кирпич был радиоактивным. Мария Васильевна Кушнир 2022) приняла постриг с именем Евфросинии, стала строительницей и первой игуменией Казанской обители в Колюпанове. Она была неутомима. Брала с собой бутерброд из полбуханки черного хлеба , два огурца – и по коридорам власти, на заводы. Поздно вечером возвращалась, молилась до двух ночи. А утром с самой рани – опять в храме. Здесь сложились крепкие традиции, как принимать паломников. Даже за эти годы создали самое простое меню. Старенькая матушка Лаврентия (Царство Небесное) варила всем щи, которые получили название по ее имени лаврентьевские. Их секрет, по словам матушки, был в молитве. Многие ничего вкуснее не ели после молитв, окунания в источник – а потом еще эти щи. Они, правда, были запоминающимися. Во всем чувствовалась какая-то царская простота. А еще гречка, обычная, самая простая, надоевшая, но просто каким-то пирогом с морковью и луком. Самая простая еда становится самой вкусной.

Прибыв в Колюпаново, вы оказываетесь в эпицентре чудес. Многие вообще называют Колюпаново местом чуда. Здесь вам расскажут столько историй из прошлого и настоящего. Например, как приезжают из Анадаря, получают исцеления от редкой болезни глаз, возвращаются благодарить и везут на Чукотку эту воду. Устройство обители на каждом этапе – тоже чудо. Монастырские тетрадки все время пополняются записями о небесной помощи в разных жизненных ситуациях по молитвам к блаженной старице. Источник блаженной Евфросинии, о нем знала и приезжала сюда Анастасия Ивановна Цветаева, сейчас восстановлен. Из маленького ручейка он стал в наши дни обширный, и поток все время прибавляется. У источника устроены купели.

– Мы, как вам сказать, мы живем в этой реальности чуда. Это не где-то далеко или давно. Это здесь и сейчас. И это с нами. Мы свидетели многого того, что здесь совершается по молитвам к блаженной старицы Евфросинии. Мы чувствуем ее помощь во всем. И это не какие-то слова, это данность, – подчеркивает священник Андрей Бухтояров, руководитель информационного отдела Белевской епархии.

– Блаженная Евфросиния терпит меня окаянную уже более 30 лет. Я попала сюда в начале 90-х годов. Шли пешком. Встретили тогда еще Марию Васильевну на грузовике. Они взяли нас подвезти. Разговорились: стройка, храм надо возводить, рабочие простаиваю, а кирпича нет. (Опять история с кирпичом). Я ей говорю – я отдам вам кирпич. Я тогда строила дом. Так и получилось. Правда, муж побушевал. Но все было так, как сказал старец Христофор. Сюда приезжают с разными горестями и проблемами. Уезжают с надеждой,– это рассказывает Алла Ядыкина, послушница Казанского женского монастыря.

– Матушка сама здесь. Она всем здесь руководит. Однажды одну больную девочку повели на источник. Все переживали, как она в холодной воде. А все прошло, как-то легко. Девочку спрашивают, как так, ей каждый шаг труден. А девочка отвечает, что когда направились к источнику, то матушка помахала ей с колокольни. А тогда еще даже лестницы на колокольню не было. Здесь нас всех хоть в малом количестве собрала матушка Евфросиния. И все мы у нее учимся любви к людям, не только к ближнему, к тем, кто рядом, а ко всем. Мир нуждается в молитвах. Ведь где сейчас найти таких молитвенников, как блаженная старица Евфросиния!? – говорит монахиня Анфиса (Егоренкова), насельница Казанского женского монастыря в Колюпанове.

Это получилось несколько черточек из Колюпанова. Колюпаново – удивительное место. Кто однажды сюда попал, – непременно возвращается или хранит в сердце воспоминания о пребывании здесь как о самых светлых минутах своей жизни.

Последние новости

Похожее

Библиотека Саровской пустыни

Саровская (Сатисо-градо-Саровская) мужская пустынь была основана в конце XVII в. на земле, принадлежавшей кадомскому князю Д. Н. Кугушеву...

Мои герои

...В нашей семье любят собираться вечерами за чашкой чая и беседовать, вспоминая былые годы...

Русская Атлантида

…Как скоротечна человеческая память... Мы идем на катере по некогда густо населенной Молого-Шекснинской низменности, знаменитой житнице Севера...

Размышления о коптском монашестве

Чем коптское монашество отличается от русского? Какие вопросы возникают при знакомстве с другой традицией у человека, глубоко укоренённого в своей? О чём в ответ на них говорят и о чём молчат?...