Пятница, 11 июля, 2025

Два мнения о старом...

Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою...

Мысли

В больничных коридорах чисто и прохладно, особенно, это чувствуется сейчас, в июльскую жару. Заметила за собой новую особенность: дремать в очередях...

Подвиг ратный, подвиг духовный

Много лет назад, знакомясь с документами из Архива Министерства обороны и Генштаба для работы над книгой о маршале А.М. Василевском, обнаружил...

Кузины лужки

В сумерках за рекой на болоте приглушенно курлычет одинокий журавль. Ждёт любимую журавушку с хлебных полей...
ДомойПравославные обителиКолодец Ферапонта Можайского

Колодец Ферапонта Можайского

Историческая справка

 «Об означенном колодце получено сведение, что окрест­ные жители водой его лечат детей больных, которые и по­лучают исцеление по молитвам преподобного; вследствие сего у того колодца устроен в сем году кирпичный бассейн,.. при стоке воды снаружи колодца другой,., из которого бы можно брать воду; исправлен пол в часовне, крыша тесо­вая, гнилая заменена новою из осиновой стружки, наруж­ные стены расписаны с трех сторон картинами: из коих на восточной – св. животворящий крест с ангелами по сторо­нам на северной изображен преподобный Ферапонт, рас­калывающий своими руками пей колодец, а на южной – тот же преподобный, испрашивающий целебную силу воды вы­рытого им «сего колодца».

(Краткая летопись Можайского Лужецкого второкласс­ного монастыря, под 1886 г.)

 

Колодец Ферапонта 1888 г.

 

«Вне монастыря», под горой при ручейке Исавицы по­ставлена деревянная часовня над рудником, называемом, по преданию, колодцем преподобного Ферапонта». Об этом колодце известно, что некоторые болящие получали исцеление…

(Можайский Лужецкий монастырь второго класса 1888, с 26-27)

 

Как жил преподобный Ферапонт

 

Преподобный Ферапонт родился в 1337 году в городе Волоколамске у достойных родителей боярского рода Посхотиных, (по иному написанию – Поскочиных). По рожде­нию он должен был готовиться к государственной службе, военному делу, выполнению важных поручений и работ, ко­мандованию и распоряжению другими людьми. Для очень многих юношей и мужчин такая судьба и жизнь была пределом мечтаний. Но Ферапонт (а тогда еще Федор, ибо это имя выбрали ему при крещении родители) хотел посвятить себя служению Богу, постижению святоотеческого учения и мудрости. Он имел доброе сердце, здравый ум, с каждым годом становился все строже к себе и снисходительнее, по– печительнее к ближним, все более и более утверждая себя в жизни добродетельной, за что окружающие его весьма уважали. Не в силах огорчить родителей, долгое время он жил как подобает представителю боярского рода, исполнял всю необходимую работу. Но душой он принадлежал толь­ко Богу и церкви, был набожен, часто посещал Божий храм, соблюдал все посты и правила, много молился. И видя та­кое устремление сына, родители в конце концов внутренне согласились с его выбором. Тогда Федор оставил семью и ушел в Москву в Симонов монастырь. В житие преподобно­го Ферапонта даже употреблено выражение ушел «тайно от родных своих». Но здесь слово «тайно» сказано в значении «скромно», «тихо», ведь долгие проводы это многие слезы. Ферапонт любил людей, близких людей любил особо и по­этому не хотел никого огорчать принятыми в обычаях рас­ставаниями и проводами.

Прибыв в монастырь, Федор стал просить архимандри­та и братию сподобить его иноческого образа. И желание его было исполнено. При постриге дано было ему имя Фе­рапонт. И поручен он был под начало мудрого старца и при­ступил к нелегкому, но такому желанному для себя духовно­му подвигу в монастырской обители.

Жизнь в монастыре исполнена многочисленными тру­дами. Монахи сами обустраивают свою территорию и жи­лища. Работают на огороде и в подсобном хозяйстве, чтобы иметь пропитание. Сами готовят для братии пищу, шьют и стирают одежду, заботятся о лекарствах и о многом другом. Но главный труд – это молитва и службы. Молиться нужно постоянно, даже при выполнении той или иной работы (по­слушания) и, конечно, участвовать во всех службах, ведь для этого и предназначены церкви и монастыри.

Монашеская жизнь сама по себе подвижничество, но Ферапонту хотелось еще более сурового испытания – ис­пытания одиночеством.

Вместе с желавшим уединения бывшим руководителем монастыря преподобным Кириллом Ферапонт пошел в пу­стынную (то есть очень малонаселенную) местность в се­верных лесах вологодчины. Там монахи сделали себе келью и продолжили монастырскую монашескую жизнь. А когда достаточно укрепились в своих силах, Ферапонт, по согла­сию с Кириллом, в 1398 году ушел в еще более дальнее ме­сто и стал жить один. Возможно, кто-нибудь из вас уже чи­тал книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо» о моряке, который при кораблекрушении был выброшен на необитаемый остров и прожил там 28 лет. Книга Дефо потому и стала популярной, что эта история плод писательской фантазии. На самом деле даже на подобных тропических островах, где всегда тепло, не надо заботиться об одежде и дровах, где круглый год в достатке винограда, фруктов, кореньев, полно непуганой птицы и дичи, люди очень быстро, порой всего за несколь­ко месяцев теряли человеческий облик. Но что невозможно человеку простому, возможно человеку верующему. В этом и состоит чудо веры. Монахи, ушедшие в отшельничество, без конца подкрепляющие себя молитвой становились еще более человечными. Они совершенствовались настолько, что многие из них начинали творить чудеса. К числу таких реальных подвижников, навсегда оставшихся в памяти на­рода, принадлежит и преподобный Ферапонт. В суровых условиях нашего северного климата, труднопроходимых лесов он построил себе келью, расчистил вокруг дикое и заросшее место, обустроил огород, обнес все оградой от диких зверей. Много лет Ферапонт прожил в одиночестве и терпел разные напасти, которые доставляли ему ветры, метели, ливни, сильные грозы, снежные заносы, лесные пожары, засухи, неурожаи, морозы, хищные звери и пти­цы, разбойники и всякие лихие люди, собственные болезни и немощи. Но Ферапонт свято верил в присутствие Божие, силу молитвы, милость Пресвятой Богородицы, заступниче­ство ангела-хранителя и святых сил. И по вере его разбой­ники и лихие люди устыжались своих намерений и плохих поступков и уходили, а хищные звери не причиняли монаху вреда. Молва о праведном житии Ферапонта облетела мно­гие русские земли и к келье Ферапонта начали приходить люди жаждавшие чистой жизни. Так вокруг единственной маленькой кельи праведника возник большой монастырь, в создании которого Ферапонт принял самое большое уча­стие. Многие так его и запомнили в простой грубой одеж­де с киркой и мотыгой в руках. Много раз монахи пытались его поставить своим начальником, но Ферапонт каждый раз отказывался и предпочитал быть таким же работником как все. В основанной им обители преподобный Ферапонт на­меревался окончить свои дни. Но Бог приготовил для него еще одно, может быть самое важное испытание. Можай­ский князь Андрей призвал преподобного в Можайск и про­сил устроить здесь монастырь. Сильно отказывался Ферапонт от такой чести, сомневаясь в своих убывающих силах, ведь был он уже в преклонных годах. Но князь настаивал, народ молил, и преподобный принял это как волю Божию и решился на это послушание.

Беспрестанно молил Бога Ферапонт о ниспослании ему помощи, и монастырь к несказанной радости можайцев вы­растал на глазах, крепла и семья монашествующих братьев. И было уже кому подхватить знания, и обычаи, и образцы праведной жизни. И на многие русские земли, на многие поколения разливался выпестованный Ферапонтом право­славный свет. А сам преподобный тихо ушел из жизни 27 мая 1426 года. В 1547 году на Московском Соборе он был причислен к лику святых. И доныне при ходатайстве препо­добного Ферапонта совершаются многие чудеса, жажду­щие освобождаются от нападения злых духов, от страстей и обид человеческих, слепые прозревают, больные исце­ляются от своих хворей, младенцы укрепляются в жизнен­ной силе, умопомраченные просветляются, отстраняются бедствия засухи и наводнения, пагубы для людей и скота. Молитвами Ферапонта сохраняется основанный им мона­стырь и окрестности этой обители в Православии и свято­сти до скончания века.

 

Источник Ферапонта

 

Давно это было. Тяжко страдала Русь от золотоордынского ига. Но утешением многих являлось богоносное житие святого Сергия Радонежского, который молился за спасе­ние всех людей и совершал всевозможные чудеса, изле­чивал больных и даже воскрешал мертвых. Все почитали и славили Сергия, шли к нему за разными нуждами и настав­лениями. И обнаружилась в обители нехватка воды. Носить ее надо было издалека, и монахи начали роптать: «Зачем, брат Сергий, основал ты обитель так далеко от источника?» – «Я, братья, один хотел на этом месте безмолвствовать, – от­вечал святой. – А поскольку благоволил Бог такой обители возникнуть, то он силен и воду неоскудно нам подать». И взяв тайно одного монаха, пошел Сергий в чащу, что близ монастыря, и, найдя во рву немного дождевой воды, при­клонил колени и стал прилежно молиться Богу. И пробился внезапно великий источник, который и доныне известен. И черпают из него воду все на всякую потребу, а источник не оскудевает. Многие получают от этой воды исцеление, если с верой ее почерпывают, а те, кто пьют сию воду после долгого пути, восстанавливают силы, мысли их приходят в ясность, а на душе наступает покой или приходит желанная решимость.

Княжил в те дни в Москве Дмитрий Донской. Тяжело было у него на сердце от разоряющей народ ордынской дани. И поехал он к Сергию за советом. Остановился возле источника, помолясь, испил воды и подумал: «Вот игумен Сергий, не жалея себя, денно и нощно взывает к Богу о ми­лости для всех нас и спасает людей от болезней и грехов, а что ж мы сделали для Отчизны? До коих пор будем терпеть ее унижение?» – И решил князь дать захватчикам бой. И бла­гословил его Сергий на подвиг.

Собрал Дмитрий Донской дружину со всех городов и призвал постоять за родную землю. А дружина ответила: «Веди нас, княже, на великую битву!» – И пошли наши полки на войско ордынского царя Мамая и победили в страшной сече. И с тех пор сила Орды пошла на исход, а Русь возрож­далась. И настал час, когда пришла свобода.

Воинский подвиг требует от человека жертвенного по­рыва. Трудовой подвиг требует большого терпения, умения работать дружно и сообща, взаимопонимания и взаимопо­мощи. Мирное созидание – это тернистый путь сквозь уста­лость, раздражение, недовольство соседями. Людям с не­опытной душой на этом пути свободы бывает нелегко.

Сын Дмитрия Донского можайский князь Андрей Дми­триевич решил поддержать народ. Поехал он в далекий Бе­лозерский монастырь к иноку Ферапонту, постриженному в монахи игуменом Московского Симонова монастыря пре­подобным Федором, племянником Сергия Радонежского.

Андрей призвал Ферапонта в Можайск: «Научи моих лю­дей жить также дружно и праведно, как живет ваша обитель. Чтобы быстрее возрождалась наша земля, укреплялся го­род, развивались ремесла. Забот у нас много, много нужно и духовных сил».

И приехал Ферапонт в Можайск и основал в 1408 году духовную монастырскую обитель, и начал разъяснять наро­ду слово Божие. За трудами пришла к Ферапонту старость. Он подумал: «Вот останется после меня храм, для нрав­ственного подкрепления людей, а что оставить им для под­крепления физического?». И за молитвой Богу пришел ему ответ.

Наутро после церковной службы спустился старец с мо­настырского холма и по наитию своими руками открыл под­земный источник, а потом устроил колодец, чтобы могла в нем собираться вода и утолять жажду всякого.

Много было вокруг Можайска воды, а людей все сильнее влекло к Ферапонтову источнику. Помолясь на монастыр­скую церковь, пили жители чудесную воду, удивлялись ее вкусу, чистоте и свежести, освобождались от многих неду­гов, усталости и проникались благодарности Богу, матушке-земле за ее дары и хотелось им сделать в ответ что-то хорошее для своей Родины и своих соседей и встречаемых прохожих. И становились люди терпимее друг к другу и охотнее помогали нуждающимся.

И пошла слава о Ферапонтовом колодце по всей москов­ской земле и сопредельным областям, и устремился сюда всякий люд, и каждый получал освобождение от хворей.

Всякие времена и напасти были над сим местом. В 1617 году основанный Ферапонтом в честь Рождества Пресвя­той Богородицы Лужецкий Богородицкий монастырь был разорен поляками, в 1812 году – французами. Много было и других бед, но монастырская братия при помощи прихо­жан каждый раз восстанавливала и богоугодную обитель и целебный колодец.

В 1861 году пришел к источнику купец Иван Рыбников, получил исцеление от молитвы и святых вод и подумал: «Что ж мы не отблагодарим сей источник за его щедрость?». И построил над родником тесовую четырехстороннюю де­ревянную часовню, покрытую железом. Наружные сте­ны часовни были расписаны с трех сторон картинами. На

восточной стене – святой животворный крест с ангелами по сторонам. На северной – Преподобный Ферапонт, рас­капывающий этот колодец. На южной стороне – препо­добный Ферапонт, испрашивающий целебную силу воды, устроенного им колодца. У родника вместо деревянного сруба сделали каменный бассейн в квадратную сажень и в полтора аршина вышины. Бассейн был обложен белыми камнями, а над бассейном установили железную решетку в виде главы. При стоке воды снаружи колодца устроили и другой, малый каменный бассейн из которого можно было брать воду.

В 1908 году можайцы праздновали 500-летие монастыря и чтили память трудов Ферапонта. Торжества продолжались три дня. Главное празднество состоялось 27 мая. Широкой рекой текла к монастырю и колодцу толпа богомольцев. Это были не только жители Можайска и окрестных сел и дере­вень, но и паломники из Москвы и других городов. В мона­стыре были отслужены две ранние литургии: в церкви пре­подобного Ферапонта в пять часов утра и во Введенской – в половине седьмого.

***

После первой литургии к колодцу преподобного Фера­понта в деревне Исавицы направился крестный ход. В то же время из городских церквей Можайска после отслужен­ных в них ранних литургий к Никольскому собору направи­лись крестные ходы. Там, соединившись в общегородской, крестный ход с храмовыми иконами Троицкой, Вознесен­ской, Иоакиманской, Ильинской церквей направился к Лужецкому монастырю. Известный всей России резной образ «Никола Можайский» возглавлял это высокоторжественное шествие. Монастырь встречал крестный ход благовестом к поздней литургии, которую с многочисленным собором ду­ховенства и в сослужении епископов Дмитровского Трифона (Туркестанова) и Серпуховского Анастасия (Грибановского) совершил митрополит Московский и Коломенский Влади­мир (Богоявленский). На богослужении присутствовали тогдашний московский генерал-губернатор В.Ф. Джунков­ский, председатель Можайской уездной земской управы граф А.П. Уваров, уездный предводитель дворянства А.К. Варженевский, городской староста А.А. Петров и многие другие представители города и земства. Из Орла прибыла на торжество депутация 141 -го пехотного Можайского пол­ка. По окончании Божественной литургии духовенство и все прибывшие в монастырь торжественным крестным ходом обошли вокруг монастыря, поклонившись святому источни­ку, а затем по монастырской традиции богомольцы получи­ли угощение — хлеб и квас. Также были розданы книжки с житием преподобного Ферапонта и историей основанного им Лужецкого монастыря.

В 1917 году в России случилась революция. Народ впал в смуту и отвернулся от Бога. Большевики стали закрывать монастыри и разорять церкви. Малые местные родники стали считать пережитком. Престижно стало покупать ми­неральную воду из всесоюзных здравниц.

После ликвидации Лужецкого Ферапонтова монастыря пострадала и часовня над колодцем: росписи осыпались, железо растащили, стены развалили, хороший кирпич разобрали по домам, а битый так и валялся у колодца, обрастая другим мусором. В начале 30-х годов XX века в монастыре размещалась колония НКВД. Затем в храмах монастыря и в церкви преподобного Ферапонта разместилась фурнитур­ная фабрика, на месте святынь сделали складские помеще­ния, фабричные гаражи со смотровыми ямами.

Со временем Рождественский собор, Введенскую и Пре­ображенскую церкви, колокольню, ограду с башнями для привлечения туристов привели в порядок. Но территория монастыря зарастала бурьяном, фундамент Ферапонтова храма, а с ним и место погребения преподобного оказались под слоем строительного мусора. Отовсюду на пустырь на­таскивали всякий хлам.

Но вот пришли новые времена. Языческая и богоборче­ская пелена с глаз людей спала. Народ потянулся в храмы. Вспомнили и о святом источнике.

Несколько лет назад по благословению архиепископа Можайского Григория Ферапонтов родник решили расчис­тить. Игумен монастыря отец Борис с помощью местных жителей нашел колодец под кучами мусора. В знак почте­ния к святыне работа по расчистке источника велась вруч­ную. Наконец землю привели в порядок, как могли, благо­устроили и возвели небольшую часовню. С молитвой люди вновь потянулись за целебной водой, которая не иссякает вот уже 600 лет.

 

Новообретение святого источника

(Рассказ можайского краеведа Л.П. Волковой)

9 июня в Можайске пройдет праздник, посвящен­ный началу Можайского Лужецкого Ферапонтова мо­настыря. Слова благодарной молитвы прозвучат и у вновь обретенного Ферапонтова колодца со святым источни­ком. После многих десятилетий забвения он обрел новую жизнь.

Я сама была свидетельницей того, как, несмотря на го­нения и расправы над верующими, искоренение их право­славной памяти, благодарность святому источнику продол­жала жить в сердцах людей. Коренная жительница деревни Исавицы Зинаида Алексеевна Маркова, 1914 года рожде­ния, в мае 1966 года прошлого XX века рассказывала мне о монастыре и источнике. Она продолжала оставаться ве­рующим человеком, бережно хранила в памяти и историю монастыря, и историю святого источника и память о право­славных праздниках, постах, обрядах и обычаях. Она рас­сказывала мне про случаи исцеления святой водой многих жителей деревни и их соседей. Под впечатлением ее рас­сказов я попыталась было найти следы чудесного источни­ка. Но на указанном Зинаидой Алексеевной месте всюду был только мусор. Бурный поток многочисленных буднич­ных дел порой захлестывает людей. Не была исключением и я. Но доходившие порой до меня воспоминания о колод­це других людей время от времени заставляли вспоми­нать рассказы Зинаиды Алексеевны. А в 80-е годы XX века я вновь случайно встретилась с ней. Времени у нас было много. Я и на этот раз с удовольствием слушала рассказы о православной жизни, монастыре и колодце. А еще почти через десять лет ко мне в руки попали книги о Можайском Лужецком Ферапонтове монастыре. Я вновь, уже в книгах читала о том, что мне рассказывала Зинаида Алексеевна. И таких как я, интересующихся историей родного края, на­деющихся на возрождение наших святынь на Можайской земле было много.

Находились и истинные подвижники. Те, кто не только надеялся, но и трудился над восстановлением святынь. Од­ним из таких людей стал отец Борис (Петрухин), бывший игу­мен Лужецкого монастыря. Несколько лет искал он место, где по воспоминаниям старожилов был чудесный колодец. Но многочисленные исследования не давали результата. Однако отец Борис всякий раз подкреплял себя молитвой и терпеливо продолжал свое дело. И вот однажды отец Бо­рис встретился с предпринимателем Е.П. Пригариным. Они объединились в поиске. По приметам, сохраненным в памя­ти от своих дедов, сельчане составили более точное описа­ние места, где был источник. И хотя Великая Отечественная война, последующее восстановление города и городского хозяйства до неузнаваемости, казалось бы, изменили все вокруг, энтузиастам все же удалось обозначить квадрат 50 на 50 метров. Копать решили в центре квадрата. Е.П. При­гарин прислал рабочих. Отец Борис объяснял им, что и как нужно делать. Работа шла очень медленно, т.к. копать из-за святости дела приходилось вручную. Сколько было всего пе­рекопано, прежде чем через несколько дней, наконец, была найдена кладка из белого камня. Случилось это 25 августа, а 27 августа в день предпразднества Успения Пресвятой Богородицы игумен монастыря о. Борис нашел и лампадку. Радости и ликованию не было конца. Вычерпывая грязную жижу ведрами, стали находить старинные монеты. Чем глуб­же уходили в колодец, тем более древние попадались моне­ты. Вероятно, в знак благодарности за исцеление, верующие бросали в воду монеты. Нашли здесь и древний латунный крест. Найденные предметы, древняя каменная кладка доказывали, что это колодец преподобного Ферапонта. Ниже его нашли однобревенчатый сруб ромбом из рябины, а ещё ниже из осины. Необходимо было очистить не только коло­дец, но и территорию, берега ручейка Исавицы.

Подключился к работе по очистке территории житель деревни Исавицы, предприниматель М.И. Валутов. По бла­гоустройству и по другим организационным вопросам с местным населением оказала содействие З.И. Дубикова, глава Кукаринского сельского округа. Пришли на помощь предприниматели, руководители организаций нашего го­рода. Облагородили колодец, построили купель. Люди по­тянулись к святой воде.

Для ведения строительных работ, сбора средств, нужна была организация. Так создали Попечительский совет ком­плекса «Святой источник преподобного Ферапонта Чудот­ворца Можайского». Председателем Совета избрали Е.П. Пригарина. Администрация района с пониманием отнес­лась к возрождению святого места.

В создании комплекса действенную помощь оказывали

М.       Козырев, министр промышленности и науки; Г.К. Ратникова, министр культуры; С.В. Сергунов, координатор-консультант «Русского государственного банка» г. Москва; С.И.      Котькало, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Новая книга России»; М.В. Ганичева, редактор журнала «О Русская земля», Насонов В.В. Глава Администрации Можайского района и другие.

Попечительский совет комплекса «Святой колодец пре­подобного Ферапонта Чудотворца Можайского» тогда объединил людей не равнодушных к истории, к православию, А.И. Куна, предпринимателяя ПБОЮЛ; В.В. Хубулова, руководителя ЗАО «Можайского ДСПМК»; В.И. Лапкина, генерального директора ЗАО «Бородино»; Е.В. Горенкова, начальника Можайского СМУ-25; С.Т. Коростелева, руководителя «198 КЖИ»; A.M. Бояра, руководителя филиала Можайских электросетей; О.В. Захарина, генерального директора ОАО «Можайский полиграфический комбинат»,Пригарина С. А., заместителя министра Правительства Московской области, Бегоулова С.С., руководителя ОАО «Можайский Строитель», Клиницкого А. Л., Генерального директора ОАО «Можайский Дорожник», Неумывайченко Ю.А., руководителя и Реброва Д., его заместителя ОАО «КЖИ-198», Дунина К. А., генерального директора ПМК-21.

На Руси таких людей называли «доброхотными дателями», «благодетелями». Вслушайтесь в эти древние слова. Они красивы, благозвучны. Доброе дело делают эти люди, их деяния останутся на долгие годы.

А люди идут и едут к святому колодцу преподобного Ферапонта, веруя в силу его воды. Ведь верой в доброе и чистое живет человек.

 

Преподобному отцу нашему Ферапонту,

Можайскому, Лужецкому чудотворцу

 

***

Преподобный отче наш Ферапонте, моли Бога о нас!

***

Радуйся, защитниче обители Лужецкия; радуйся, храните­лю страны Белозерския и Можайския. Радуйся, поборниче крепкий за державу Российскую; радуйся, добропобедный воине Православныя Церкви. Радуйся, всем призывающим тя подающий скорую помощь от Христа Бога; радуйся, Фе­рапонте, угодниче Христов и чудотворче.

***

Преблагий Спас наш Христос умножил есть милость Свою к нам, даровав нам в заступника и целителя преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже просвещает нас образом святаго жития своего и ныне молитвами своими ограждает обитель свою от врагов и разрушения, страну сию от глада и напрасныя смерти, чтущих же память его всех от болез­ней и лютых страстей.

***

Преблаженный и досточудный отче наш Ферапонте! Всех нас, ныне тебе усердно молящихся, от бед и вечных мук избави, приятными Богу твоими молитвами, да поем с тобою Богу: Аллилуйя!

***

Всечестный и преблаженный отче наш, Ферапонте! Тебе дадеся благодать молитися о нас, и вемы, яко, предстоя Престолу Господа, присно являвши любовь твою к нам непрестанными о нас твоими ходатайствы. Но понеже мы, ежечасно умножающе грехи наша, крайняго твоего отвращения достойни сотворихомся, сего ради в покаянии, со слезами припадающе, молим тя: не премени твоя мило­сти к нам на гнев за нечестия и скверны наша: яви убо нам милость твою до конца и согрешающих нас очисти твоими молитвами, возведи к покаянию, укрепи на дела благая, со­храни в Православии и во всякой святыни. Даруй нам пребывати в мире, тишине и братолюбии, испроси нам времена безмятежна и изобилие плодов земных, избави от огня, и от потопления, и от лютых болезней, и отсмертоносныя язвы. Поели труждающимся благий успех, путешествующим путь безпреткновенный, в мори плавающим пристанище тихое, плененному ослабу и освобождение, сирым помощь и засту­пление, богоспасаемому Отечеству нашему во всем благопоспешение, воинству нашему верность, мужество и победу, и всем нам вся полезная ко временней и вечней жизни. Да любовию твоею ограждении, благодарственная всегда поем прославившему тя Господу Иисусу Христу, Ему же подобает всякая слава и честь, со Безначальным Его Отцем и с Пре­святым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

***

Житием чистым просветився, в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение, и, духовному твоему учите­лю последствуя, ум свой к небесным управль, стаду твоему наставник был еси; тем тя молим, отче Ферапонте: моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Последние новости

Похожее

Казанский монастырь Белевской епархии готовится к торжествам

30 июня 2025 года съемочная группа православного телеканала «Союз» посетила Свято-Казанский женский монастырь в селе Колюпаново...

Матерь Божия воспитывает

О былом и сегодняшнем дне Казанского женского монастыря Вышнего Волочка Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочёк Тверской митрополии был основан во второй половине XIX века...

Заявление Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Продолжая беззаконную политику преследований верующих Украинской Православной Церкви, спецслужбы Украины осуществили очередную акцию устрашения — под предлогом, который даже многие украинские общественные деятели считают вымышленным, был задержан наместник Успенской Святогорской лавры митрополит Арсений...

Израненный Успенский собор

...В монастыре полностью разрушены все системы коммуникации: нет электричества, воды, газа, тепла, связи. Оставшиеся братия и сестры живут в подвальных помещениях. Большая часть насельников проживает в нижнем храме. Там мы ежедневно совершаем богослужения, здесь же готовится пища на газовой плите...