Эти события, сколько бы времени ни проходило, всегда будут у нас в памяти и все более будут углубляться, потому что эта линия крови (как сказал один священник) стала линией разделения между людьми. Не по политическим уже, не по социальным, не по интеллектуальным или каким-то другим признакам, даже не по религиозным, потому что можно внешне принадлежать к Церкви, только внешне, и не быть человеком там, где требуется проявить себя человеком.
Зло было явлено в высшей степени, оно было в каком-то смысле более страшным, чем зло ГУЛАГов, не количественно еще, но качественно. Оно было более страшным тем, что действовало открыто, нагло, и тем, что оно было одобряемо всеми так называемыми «мировыми демократическими сообществами». Тот, кто способен чувствовать высшие тайны жизни, знает, что это действительно так. То, что последовало за этими событиями: обман и ограбление народа посредством так называемой ваучеризации, разрушение промышленности, сельского хозяйства, надругательство над культурой ясно показало, что цель у организаторов этого государственного переворота было превращение России в колонию Запада и Америки. Чеченская война, разжигание русофобии во всех бывших республиках Советского Союза и наконец то, что происходит сегодня на Украине и через Украину, — естественный результат «перестройки». Как точно могли бы обозначить произошедшее слова Троцкого, сказанные им в первую октябрьскую революцию: «Мы показали всем, кто мы такие, и что к старому возврата больше нет». Без подлинного и подробного расследования этого определившего на многие годы судьбу России переворота как ожидать возрождения нашего Отечества? Но с нашей, христианской, точки зрения суть этих событий гораздо глубже.
Одна прихожанка нашего храма, свидетельница кровавых событий октября 1993 года, рассказывала мне, что подобно тому, как ей было дано когда-то узнать в храме Божием, что есть Бог Живой, что есть благодать, что есть Христос, Который стал человеком, также ей дано было увидеть, глядя на этот расстрел беззащитных людей из танков, что есть сатана, есть такое присутствие в мире зла, которое можно увидеть воочию. И значит эти люди противостояли высшему злу, и мы можем говорить о них как о мучениках долга, как о невинно убиенных, кого Сам Господь уже прославил как победителей. И победа, в какой бы форме она ни выражалась, — с теми, кто со Христом, с законностью, с правдой.
Но мы должны подумать о том, что стало с нами после этих событий, потому что беззаконие, если оно не осознано и не раскаяно, естественно порождает новое беззаконие, и кровь нераскаянная — новую кровь. Причем в дальнейших событиях это происходит с нарастанием — во все более страшном масштабе и на все более разрушительной глубине. Еще раз подчеркнем: то, что происходит сегодня на Украине, — следствие тех событий, ибо все связано, как все события 90-х годов прошлого века, в особенности 1991, 1993 и 1996. А 1993 год — в центре всего. Нынешнее противостояние России коллективного Запада и Америки — отсюда. И те духовные и нравственные ценности (точнее сказать анти-духовные и антинравственные) и та воинственно утверждаемая «свобода», под знаменем которой идет наступление на наше Отечество, — идентичны тем, что агрессивно навязывали нам после развала нашей великой державы в течение тридцати лет. Цель развязанной против нас войны — не просто захват природных ресурсов и территорий нашей страны, не просто физическое истребление большей части русского народа, но утверждение власти «человека беззакония» во всем мире после уничтожения православной России.
В течение тридцати лет различные патриотические организации много раз призывали к расследованию этого преступления, но не были услышаны. Однако по-прежнему звучит голос священников, обратившихся сразу же после этих событий в Государственную Думу, к которым присоединились тогда многие известные деятели культуры: «Горе строящему на крови!»
Вывод, сделанный ими недвусмыслен и точен: «Имеют место массовые немотивированные преднамеренные убийства. Эти убийства совершены с особой жестокостью. И совершены они не отдельными уголовниками, а самой государственной властью, которая открыто взяла на себя ответственность за них, наградив высшими государственными наградами тех руководителей Министерства обороны и МВД, чьи подразделения были задействованы в этих трагических событиях. Власть тем самым предполагает, что в сознании граждан эти действия правомерны, и таким образом по существу совершает их от лица граждан страны. Это вынуждает нас либо оправдать эти действия, тем самым стать их соучастниками и согласиться перед лицом Божия правосудия нести за них ответственность; либо внутренне отречься от этих действий власти, и оставаясь законопослушными гражданами, заявить о полном неприятии как самих этих действий, так и той духовной силы, которая вдохновила их».
Слова этого обращения не могут быть стёрты ничем. И анафема Церкви, произнесенная Патриархом на празднике преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре, никем и никогда не может быть отменена: «Несмотря на то, что посредническая миссия Церкви была принята сторонами противостояния, люди попрали нравственные принципы пролили невинную кровь. Эта кровь вопиет к небу и, как предупреждала святая Церковь, останется несмываемой каиновой печатью на совести тех, кто вдохновил и осуществил богопротивное убийство невинных ближних своих. Бог воздаст им и в этой жизни, и на Страшном Суде Своем».
В том октябрьском противостоянии погибли лучшие, умнейшие, как ни клеветали на них трусливо средства массовой информации, самые чуткие погибли — те, кто явился тогда как бы провидцами, у кого не было пелены на глазах, кого не могло закодировать телевидение, кто раньше многих других понял, что за этим стоит посягательство на разрушение России. Потому и жизни своей они не пожалели. Совесть не давала им поступить иначе.
4 октября — день отдания праздника Воздвижения Креста Господня. Крест, осеняющий их, — жизнь погубленная, знамение соблазна для одних, доказательство самой великой любви для других. Даже если, еще не зная Христа, они устремлялись к высшей правде Его. Если бы не было таких людей, не было бы надежды на то, что среди новых испытаний, какими бы они ни были, помилует Господь нашу Россию.
Протоиерей Александр Шаргунов,
настоятель храма святителя Николая в Пыжах