Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры!
2025-й год – год особо памятный для Русской Православной Церкви, молитвенно отмечающей 100-летие со дня преставления ко Господу святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, – Предстоятеля, на долю которого, по жребию Божию, выпали суровые испытания революционными потрясениями, гражданской войной и началом жестоких гонений на веру.
Восходя на кафедру Первосвятителей Московских, святитель Тихон предчувствовал огромную тяжесть возлагаемого на него креста, свидетельством чего стали его слова: сколь много придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем Патриаршем служении! (Слово митрополита Тихона при получении известия об избрании). Все сие действительно исполнилось, и Предстоятельское делание воистину стало для него тем пророческим свитком, на котором начертаны страшные слова: «плач, и стон, и горе» (Иез. 2:10).
Восстановление Патриаршества в Русской Церкви осенью 1917 года совпало с приходом к власти воинствующих богоборцев, ставивших своей целью полное искоренение религиозной веры в народе и воздвигнувших невиданные доселе гонения на Церковь Христову. С дерзновением обличая преступления большевиков, творивших кровавые расправы, святитель Тихон вместе с тем свидетельствовал: «Церковь не связывает себя на веки определенным образом правления, ибо таковой имеет лишь относительное историческое значение. Церковь несет другое служение – она является и должна быть совестью государства» (Слово в день памяти сщмч. Патриарха Ермогена, 2 марта 1919 г.).
Со смирением и кротостью, соединенными с ревностью о деле Божием и горением духа, совершал Святейший Тихон вверенное ему служение, умоляя пасомых не сходить с пути крестного и хранить верность Православной Церкви.
Одному лишь Господу известны тяжкие думы и сердечная боль, которую переживал Патриарх Тихон, видя крушение старой России и уничтожение православных святынь. Одному Господу ведомы и горячие молитвы, которые возносил святитель за врученную ему паству, находясь в заточении в Донском монастыре, фактически отрезанный от реального управления Церковью. Но, во всем являя себя, как служитель Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, в трудах, в благоразумии, в Духе Святом, в нелицемерной любви (2 Кор. 6:4-6), святитель стяжал исповеднический венец и стал примером мужества и духовной силы.
С особым чувством православный народ притекает к честным мощам святителя Тихона, которые приносятся в города и веси Святой Руси. Это прикосновение к святыне помогает нам укрепиться в вере и обрести надежду на силу предстательства святителя Тихона пред лицом Божиим за Отечество и народ наш. Верим и надеемся, что святитель Тихон ответит на прошения верных чад Церкви Русской, о ней же он имел неустанное попечение при земной жизни, и, предстоя ныне Престолу Вседержителя, не престанет ходатайствовать о нас пред Богом.
Вознесем же к святителю Тихону свои сугубые молитвы, дабы не оскудела вера в народе нашем, дабы Господь, предстательством своего славного угодника и ревнителя апостольских преданий, благословил Церковь и страну нашу тишиной и миром Божиим (тропарь святителю), укрепил нас в исполнении заповедей евангельских и в мужественном следовании за Христом Спасителем.
Заступничеством святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, да хранит Милостивый Господь всех вас, мои дорогие!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
***
Из «Ярославского православного календаря»
Святитель Патриарх Тихон
(в миру Василий Иванович Беллавин)
Он родился в 1865 году в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника. Окончил духовное училище, семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой направлен преподавателем в Псковскую семинарию. Ученики его очень любили, как и все, с кем он встречался. Принял постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. Рукоположен в сан иеромонаха и назначен ректором духовной семинарии в Холмской епархии. В 1897 году рукоположен в епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Владыка никогда не прибегал к аргументам с позиции силы, что не мешало ему успешно защищать православную веру.
Вскоре молодой епископ был направлен в Северную Америку. Там им были созданы пятьдесят пять приходов, монастырь и семинария; построен Николаевский собор в Нью-Йорке.
В 1907 году отозван в Россию и стал архиепископом Ярославским. Сумел расположить к себе народ пастырской любовью, был очень простым, доступным, много служил, часто даже в маленьких храмах своей епархии, куда ранее епископы не приезжали. В конце 1913 года переведен на Виленскую кафедру. В знак выражения своей любви к переведенному владыке жители Ярославля избрали его почетным гражданином города.
В новой епархии архиепископ Тихон, как всегда, очень быстро завоевал уважение, авторитет и любовь. Вскоре после его назначения началась Первая мировая война, и его служение осложнилось многими новыми заботами. Ему пришлось думать о беженцах, эвакуировать в Москву мощи Виленских мучеников, у него же сохранялась и чудотворная Жировицкая икона Божией Матери.
После февраля 1917 года народ Москвы пожелал выбрать его своим митрополитом. В 1917– 1918 годах состоялся Поместный Собор Русской Церкви. На нем было решено восстановить патриаршество. Были названы три кандидата, и перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери жребием был избран в патриархи святитель Тихон.
Среди ужасов гражданской войны и гонений на Церковь со стороны властей он призывал народ к покаянию и объяснял эти бедствия грехами христиан: «Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей… Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата; земля упивается неповинной кровью… Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв об едином на потребу. И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы… Грех, тяжкий, нераскаянный грех вызвал сатану из бездны».
В январе 1918 года перед лицом убийства тысяч невинных жертв и бесчисленных осквернений всего самого священного, что было в России, патриарх провозгласил отлучение от Церкви её гонителей. Но, тем не менее, он продолжал увещевать христианский народ не мстить гонителям и следовать примеру первых мучеников.
После убийства Царской семьи патриарх заявил официальный протест. В 1921 году диавол внедрил в самое сердце Церкви группу священнослужителей, называемую «Живая (обновленческая) Церковь». Под предлогом демократических преобразований эти люди добивались возрастающего обмирщения клира и многочисленных нововведений в богослужении, подрывавших самые основы православной традиции. Выступив на защиту Предания, святой предстоятель писал: «Совершая богослужение по чину, который ведет начало от лет древних и соблюдается по всей Православной Церкви, мы имеем единение с Церковью всех времен и живемжизнью всей Церкви… Божественная красота нашего… богослужения… должна сохраниться в Святой Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее Ее достояние».
К этим испытаниям добавился в 1921-1922 гг. ужасный голод, которым были охвачены миллионы людей. Патриарх организовал, по мере возможностей, помощь и распорядился отдать на нужды голодающих всю драгоценную утварь, которая не имеет богослужебного употребления. Но он отказался, несмотря на давление, совершить святотатство, и велел не отдавать богослужебные предметы.
Арестованный 6 мая 1922 года и низложенный «обновленческой церковью», он оставался под арестом вплоть до июня следующего года. Святитель был лишен свободы и не имел никаких контактов с внешним миром, кроме большевистских газет, которые заявляли об успехе «обновленческой церкви». Патриарха заставили поверить, что Церковь Христова в России почти полностью уничтожена, и он счел, что его обязанность – вернуть себе свободу, дабы спасти то, что еще возможно. Признавая лживыми главные обвинения в свой адрес, он сказал: «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза!»
Свт. Тихон был освобожден в июне 1923 года и продолжил бороться всеми силами против лжи «обновленческой церкви». В декабре 1924 года он избежал еще одного покушения, и с того времени постоянно мучимый происками и давлением властей, истощил силы и здоровье. Попав в больницу в январе 1925 года, он нашел отдохновение от своих битв, войдя в небесный Собор святых исповедников в день Благовещения Пресвятой Богородицы.