Четверг, 17 июля, 2025

«В багровом зареве…»

В автобиографии 1923 года Сергей Есенин писал: "В 1916 году был призван на военную службу..."

Стала родиной Рязанская земля

Ровно неделю назад в Сасово Рязанской области состоялся Всероссийский фестиваль, посвященный творчеству Александра Аверкина...

Фронтовое лето

Из искры этой – жизни пламя /Вздувает ветер в дымной мгле, /А значит, всё, что будет с нами, /Ещё доступно на земле...

Как они живут, знает...

Дорогие друзья! Большая просьба – при заявке на поиск человека, оставляйте возможность обратной связи...

«За сказку русского лица…»

Ко дню памяти Юрия Кузнецова

(11.02.1941 – 17.11.2003)

Я познакомился с творчеством Юрия Кузнецова на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века. Стихотворения «Атомная сказка», «Возвращение», «Гимнастёрка», «Четыреста», «Я в жизни только раз сказал: люблю…», «Опора» утвердили явление большого русского поэта:

Но мёртвая земля прозрела вдруг,

И мёртвый воздух разорвали звуки:

«Они сдаются? Поднимают руки?

Пусть никогда не опускают рук!».

Кузнецовский сборник «Отпущу свою душу на волю» (1981) стал для меня настоящим поэтическим открытием.

Встретиться же с Юрием Поликарповичем мне довелось в конце сентября 1988 года в Рязани, на заседании выездного секретариата Союза писателей РСФСР. Мы, молодые стихотворцы да беллетристы, издёрганные компартийной цензурой, конечно же, с немалой радостью восприняли наступление гласности. Но встречи с мастерами российской литературы, сотрудниками и авторами журналов «Наш современник» и «Молодая гвардия» заметно охладили «щенячий восторг» нечаянных попутчиков «детей Арбата». Особенно точно выразил тогдашнее состояние общества Юрий Кузнецов:

Жизнь свихнулась, хоть ей не впервой,

Словно притче, идти по кривой

И о цели гадать по туману.

Там котёл на полнеба рванёт,

Там река не туда повернёт,

Там Иуда народ продаёт.

Всё как будто по плану идёт…

По какому-то адскому плану.

А в Константинове, на Есенинском празднике поэзии, Юрий Поликарпович читал своих «Маркитантов». Стихотворение прозвучало пронзительно и тревожно: все эти «крапивники» и «люди близкого круга», зловеще влияющие на судьбу страны, были достаточно узнаваемы. Именно литературные зоилы из их числа нападали в своё время на поэта за его строки:

Я пил из черепа отца

За правду на земле,

За сказку русского лица

И верный путь во мгле.

Вставали солнце и луна

И чокались со мной.

И повторял я имена,

Забытые землёй.

В дальнейшем выпало встречаться с Юрием Кузнецовым не только на Есенинских праздниках, но и печататься под одной обложкой на страницах поэтических изданий: «Шёл отец…», «Новая волна», «Антология русского лиризма. ХХ век».

Узнал я, что Юрий Поликарпович имеет по матери, Раисе Васильевне, в девичестве Сониной, рязанские корни. За два года до кончины Юрий Кузнецов поведал о своей родословной: «Мой прадед Прохор лежит на кладбище в деревне Лубонос Шиловского района Рязанской области. Мой дед Василий Прохорович Сонин родился в 1879 году в деревне Лубонос, тогда Касимовского уезда». По рассказам шиловских краеведов, поэт в 1988 году приезжал на прародину. Эти события отражены в его стихотворении «В деревне». Вот отрывок из этого произведения:

Триста вёрст от Москвы – глухомань…

Зной, тоска. Комариная взвесь.

Прадед Прохор лежит где-то здесь.

Я спросил. Старики показали

На бугор. «Третий с краю», – сказали.

На погосте бурьян-сухостой

Против неба торчит бородой.

Я за бороду взялся руками,

И она полетела клоками.

Слышу голос загробный: «Постой!..» –

«Прадед Прохор, ты, значит, живой?!

Расскажи, знать хочу непременно

Нашу кость до седьмого колена!».

Он молчит, лубонос с бородой…

А привёз я домой рой слепней

И три пары рязанских лаптей.

В преддверии своего литературного тридцатилетия отправил я в «Наш современник» подборку избранных стихотворений. Прошло чуть больше месяца, и Юрий Кузнецов, заведующий редакцией отдела поэзии журнала, прислал мне письмо о том, что редколлегия намерена напечатать мои стихи, и попросил выслать фотографию. Спустя ещё пару месяцев в Сасовскую городскую библиотеку, как раз к началу моего юбилейного вечера, поступил февральский за 2002 год номер журнала «Наш современник», где была опубликована моя большая стихотворная подборка «Свет идёт неведомо откуда». Я, разумеется, и обрадовался и удивился: о такой быстроте появления в авторитетном столичном издании даже и мечтать не смел. Мне было дорого и внимание Юрия Поликарповича, и строгое его отношение к моим произведениям. Во вторую строфу стихотворения «Глухонемой соловей» Кузнецов внёс свою правку:

Он Божьей милости не просит,

но каждым пёрышком дрожит.

Он ничего не произносит –

своим молчаньем ворожит.

Мастер сумел увидеть за моими стихотворными строчками иную высоту и постарался помочь мне почувствовать её самому.

Сердце сжалось, когда прочитал я в сентябрьском за 2003 год номере журнала «Наш современник» последнюю прижизненную подборку стихотворений Юрия Кузнецова «Прозрение во тьме». Сколько неизбывной трагедии в этих произведениях:

России нет. Тот спился, тот убит,

Тот молится и дьяволу, и Богу.

Юродивый на паперти вопит:

Тамбовский волк выходит на дорогу!

19 ноября 2003 года лауреату Государственной премии РСФСР Юрию Поликарповичу Кузнецову должны были вручать в Рязани всероссийскую Есенинскую премию. Он скончался от сердечного приступа за два дня до этого события, на 63-м году жизни.

И вновь вспомнилась мне наша первая встреча на многолюдном поэтическом празднике:

Меня к тебе отбросила толпа.

Мы рядом были только лишь мгновенье:

не распознать душевного тепла

и не постичь сердечного волненья.

И наши – снова – разбрелись пути.

И думал я пред долгою дорогой:

Великое молчанье не буди –

пребудет пусть в своей печали строгой.

И взмыла журавлиная труба,

и ветер золотой коснулся лба –

и ты повысь дерев простёрся взглядом.

Меня к тебе отбросила толпа –

и, значит, мы с тобой стояли рядом.

Владимир Хомяков (г. Сасово)

Последние новости

Похожее

«Да скроется тьма!»

24 мая в 12.00 въехала легковая машина, за рулём которой сидел 88-летний профессор Института им. Гнесиных...

Любовь и смерть из Минска

Спектакли «Бесприданница» по Александру Островскому и «Одураченный муж» по Мольеру режиссера Сергея Ковальчика на гастролях в Омске...

Непридуманная мелодия

Иркутская область с давних пор держит статус одной из столиц отечественной прозы (Распутин, Пакулов) и драматургии (Вампилов, Гуркин). Но сегодня речь идет о поэзии...

Талант быть счастливым

Веками люди говорят о неизбежности проблемы отцов и детей, каждое поколение переживает эту проблему по-своему...