Пятница, 11 июля, 2025

Два мнения о старом...

Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою...

Мысли

В больничных коридорах чисто и прохладно, особенно, это чувствуется сейчас, в июльскую жару. Заметила за собой новую особенность: дремать в очередях...

Подвиг ратный, подвиг духовный

Много лет назад, знакомясь с документами из Архива Министерства обороны и Генштаба для работы над книгой о маршале А.М. Василевском, обнаружил...

Кузины лужки

В сумерках за рекой на болоте приглушенно курлычет одинокий журавль. Ждёт любимую журавушку с хлебных полей...

Воин Александр

Военные Дневники Яшина

В Советское время на каждую издаваемую книгу в государственных издательствах полагалось отдавать рукопись на внутреннюю рецензию, которая не публиковалась в отличие от внешних, печатавшихся в периодике.

Приведу одну из таких рецензий на «Военные Дневники Яшина», которые он вёл с самого начала войны, как мог, почти каждый день. А был он на трёх фронтах: Ленинградском,   был вместе с моряками в батальонах морской пехоты Балтики, на кораблях волжской военной флотилии под Сталинградом и на Черноморском флоте. Дневники не скоро, но были изданы, к сожалению, с большими купюрами и сокращениями, чему заранее противился автор этой рецензии.

Рецензия Юрия Черниченко на третий том собрания сочинений  А. Яшина, куда сокращённо входил раздел «Из военных дневников 1941-1942«:

«(…)Будучи профессиональным российским читателем, зная – благодаря дружбе с Адамовичем – о трагедии Ленинграда вроде бы немало, я давно ничего не читал с такой дозой подчинения страницам, с такой душевной мукой и с такой радостью за оте­чес­кую словесность, как искренний и драматичный ленинградский дневник Александ­ра Яковлевича Яшина. Роман формирования личности – на таких собы­тиях, на действии апокалипсиса! О расстоянии во времени, мужестве, психологии между июнем 1941-го и летом 1942-го ничто столько не скажет, как слухи первого месяца войны: «наши взяли Варшаву». Да, Яшин последней своей прозы завязывался ещё в блокаде. И надо максимально сохранить и войну как таковую и «войну» поэта с чинодралами и доносчиками в штабах[1]… (…)10. 12. 1985 г.»

И после окончания войны, Яшин ведёт важные для него записи – сообщения. Вот, к примеру, такая: «17/III 46 г. Очень радовался интервью Сталина – ответу на речь Черчилля. Вся моя оскорблённая гордость за Родину отомщена наконец. Я очень страдал в дни войны, когда нам – России, русскому народу, приходилось иногда подписываться унижаться перед всякими англосаксами и «вождями». И вот голос нашей совести и правда, нашего торжест­ва загремела на весь мир. Ответ Сталина полон достоинства и сознания нашей мощи и нашего превосходства»… – Всё это важно и сейчас слышать.

После выхода первой книги военных дневников Александра Яшина, в прессе появились рецензии, подробный анализ, мнения и сквозь них вѝдение всего будущего творчества поэта, писателя, его душевное, духовное возрастание на переживаниях войны, в которой он участвовал. Вот как пишет об этом в своей рецензии, на самом деле глу­бо­ком прочтении дневников, зная творчество Яшина, В. Андреев: «В блокадном Ленин­граде Яшин написал «Ленинградскую поэму. Рассказы, всё увиденное и пере­житое им достоверно. А после того, как поэт был вывезен по Дороге жизни, попав в горящий Сталинград, на­пи­сал поэму «Город гнева».

Читал её бойцам-морякам на канонерских лодках и бойцы жадно слушали её строки, хваля автора за точность и горячее сердце. Дневники продолжили его духовно-исповедальный путь. И дальше:

«В дневниках сохранено то напряжение творческого духа, без которого нельзя себе представить подлинного художника. В эти годы формируется ядро после­военного твор­­­чес­т­ва Яшина… Эти страницы – великолепная психологическая проза, прорыв поэта в шестидесятые годы. Разной оказалась судьба яшинских замыслов, но то, что именно в го­­ды войны зарождались основы яшинской лирической прозы, светлых и тревожных сти­хот­ворений, которые вошли в сбор­ники «Совесть» и «День творенья», – это несомненно».

В одной из дневниковых тетрадей – «Волжской» я нашла лист с написанным от руки сиреневыми чернилами Стихотворение-посвящение. Вот оно:

 

Поэту Александру Яшину.

 

Сначала было только имя

И, помню, говорили мне:

«Вчера он был»…,

«Читал стихи нам»

«Уехал… «снова на войне»…

Так много месяцев прошло,

Раз слышу вновь:

Приехал Яшин,

Боёв бессмертием украшен…

И сердце мне тогда прожгло:

Стояли Вы в секретариате

В тулупе белом и в снегу,

И силуэт ваш был громаден,

И позолочен герб на лбу.

Казалось, запахом морей

Пропитано, как спиртом тело,

И откровенно, гордо, смело

Метнулся взгляд из-под бровей.

И весь – с обветренною кожей,

Окрашен в кадмий, рыжий цвет,

Такой предельно не похожий

На слово лёгкое – поэт.

Но внешний облик лишь прелюдия.

Забуду ль, как у вас в устах

Звучал рассказ о Волжских людях,

О Сталинградских моряках?

Как ныне мёртвые – герои,

Чьи имена в века не вплесть,

Воскреснув, проходили строем,

Чтоб слушать о победе весть;

Как отражённый в знойном токе

Тех слов, что пламенем палят,

Возник, распятый на Востоке,

Но победивший Сталинград.

Не увлеченье, нет, не сразу,

Но вечер тот мной не забыт.

Так мавра чудному рассказу

О страсти сечи, громе битв.

Внимала тихо Дездемона,

И душу ей очаровал

Прославивший свои знамёна

Сорокалетний генерал.

Никто в душе своей не волен.

Кто ж от стихов не будет пьян?

Вы мне близки, поэт и воин.

Флотилии Волжской капитан.

Таким Ваш образ в сердце выткан,

Дано таким его мне знать.

Простите ж  робкую попытку

Его портретно набросать.

           (Нина Каплан)

И ко всему сказанному подтверждение военного человека, командира волжской канонерки «Усыскин»:

Находясь на бронекатерах Волжской военной флотилии  он изо дня в день выпол­нял поставленную перед собой задачу корреспондента и поэта, сочиняя и записывая стихи, поэмы, ведя дневник. Всё это происходило как в осаждённом Ленинграде, так и здесь на Волге вот в каких условиях. Вспоминает командир канонерской лодки «Усыскин»: «Яшин не писал стихи за линией фронта. Он был с нами в самых опасных схватках с врагом, участвовал в боях на переправах и в десанте под Латашанкой. Бомбили его на «Усыскине», обстреливали на КП Северной группы».

Александр Яшин был верным воином во время опасности для нашего Отечества, став на его защиту. Он остался воином и после окончания войны, ведя войну с самим со­бой за духовное прозрение и совершенство, за прозрение нашего Отечества, возвращения его­ на духовный путь.

А вот портрет Александра Яшина среди мирских людей и отношение к нему.

И  пожелание автора им всем и нам прочитать Военные дневники писателя, который был на трёх фронтах. Увидеть его в трудных обстоятельствах и главное, как он создаёт себя – человека, строит душу свою так, как завещал ему его  родной отец Иаков – Яков, так рано погибший на первой мировой войне. Надо сказать, что Александр Яковлевич не смог писать после войны о войне, как он говорил: Не улеглось ещё. Но дневники сохранял, материал копил и несколько небольших прозаических проб сделал. Главное – это былинный рассказ «Проводы солдата».  Как вся деревня провожает своего воина, его отца на войну – как вся страна провожает своего воина!..

 

ДНЕВНИК НЕОБЫКНОВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Так называется статья поэта Александра Аронова о  военных дневниках поэта Александ­ра Яшина, изданных посмертно.

Но начинается эта статья портретом самого Яшина, словесным:

«Яшин входил – всё менялось. Высокий, прямой, со взглядом и добрым, и насмеш­ли­вым, и тревожным, в движениях быстрый, резкий, он как будто всегда был чуть впереди самого себя. Женщины и дети не могли оторвать от него глаз, да и все в конце концов под­давались победительному его обаянию, о чём он нимало не заботился.

Может быть, потому, что был он известный поэт, лауреат, признанный и уважа­е­мый?! Если попытаешься начать говорить с ним об этом, он отмахнётся, даже помор­щится. То, что написано, издано, могло радовать кого угодно – его самого это уже не удов­летворяло. Впереди, там, где он и жил всеми помыслами, обозначалось какое-то но­вое, небывалое творчество. После стихов и поэм разворачивалось нежданная его проза, и сегодня питающая, как мощный исток, целые пласты отечественной литературы, – отзвуки её слышны и у Василия Белова, и у Фёдора Абрамова, и у многих, многих других.

А тем временем набирала силы временно «отведённая в резерв» поэзия, и сколько бы ни успел сделать он замечательного до безвременной своей смерти, все мы чувствуем: что-то самое главное только подступало, только начиналось, всё явственней формируясь впереди.

Сделал он многое. Но должен был, мог – ещё больше.

И уже зная это, мы ищем любых подтверждений общей нашей уверенности. И вот находим. В «сырых», необработанных записях солдата, военного газетчика, фронтового поэта, в листах, донесённых к нам нестихающим ветром войны.

Тем, кто узнал его позже, например в шестидесятых, казался он прирождённым офицером, настоящим военным, хотя никогда не распространялся ни о каких боевых эпизодах, не любил этого, наверно, считал недостойным хвастовством, пускай и простительным для кого-то другого. Просто выправка, строгость, подтянутость неотъемлемы были от его облика.

Думалось – вот вожак, и случись что-нибудь трудное, обескураживающее, все бы, естественно, ждали его выбора, решения.

Между тем из дневников видно, что не так всё начиналось, и мужские, солдатские свойства воспитывал он в себе шаг за шагом, всю войну. А было у него в начале не самое, может быть, эффектное, но самое, наверное, главное свойство: неизменная, как – по словам Хемингуэя, «метр-эталон, – нужная и солдату, и поэту совесть. (…)

(…) Раскройте его дневники. По ним день за днём, становится понятным, из чего «делаются» самые привлекательные человеческие качества – сила, обаяние, красота личности».

Еще несколько слов добавлю от себя. Когда-то я издала свои воспоминания об отце в журнале «Север» Там о многом рассказано, пусть и по-домашнему. И вот сохранился у меня на листочке отзыв нашего соседа по даче, известного критика и литературоведа Виктора Перцова, с которым мы почти не общались.  Вот, что он, прочитав журнал, напи­сал по просьбе всполошившейся его жены Натальи Борисовны, испугавшейся за здоровье  мужа и попросившей его хоть немного записать, что он ей говорил об этих воспо­минаниях. И их при случае прочтите, тоже прибавятся знания о заме­чательном – поэте, человеке – Александре Яшине. Он, ведь, и в прозе поэт, и в дневниках.

Читать лучще в журнале, ибо вышедшая позже в Архангельске книга полна купюр

А если бы издать все четыре толстых «общих» тетрадей, то можно было бы узнать множество подробностей этого периода.

Не сочтите за нескромность, если познакомлю Вас об отзыве-рецензии на мою давнюю публикацию в журнале «Север»: «О моём отце». Именно здесь меньше изменений.

А позже вышла книга и с не моим названием «Воспоминание об отце» и огромным количеством купюр.

«Дорогая Наташа!

То, что Вы написали, я читал в слезах.

Отступило самое Ваше проникновенное выражение чувства, талантливое выра­же­ние, а сама жизнь Вашей молодой души и образ – да нет не образ, а сам поэт со всей его отчаянной любовью к людям, и к слову и к вам – детям вошёл в мою комнату, я слышал его голос, чувствовал запах земли, из которой он вышел и в которую вернулся.

Прочитав, не мог оставаться один, позвонила моя Наталья Борисовна и я с ней так говорил, как будто со мной что-то случилось. Она всё бросила и приехала ко мне.

20 января 1974 г.

Вот как Вы написали о Вашем замечательном отце. Спасибо Вам.

Виктор Перцов»

 

Он читал в журнале «Север», потому что книга с вырезанными целыми кусками, «проработанная» архангельскими редакторами с их правкой, с изменённым названием, вышла в 1977 году. Но всё равно отзывы неожиданно потрясающие. Папа всех интересовал.

На простеньком без картинки и марки конверте написан наш дачный телефон и слово Злата.

А в середине – Наташе Яшиной. И ниже:  От В.О. Перцова.

Публикация композиции Наталья Поповой-Яшиной

* Стихотворение «Поэту Александру Яшину»,  записка В. Перцова, рецензия на «Военные дневники» Ю. Черниченко публикуется впервые.

[1] То, что старались убрать или сглаживать редактора̀…

 

Последние новости

Похожее

Любовь и смерть из Минска

Спектакли «Бесприданница» по Александру Островскому и «Одураченный муж» по Мольеру режиссера Сергея Ковальчика на гастролях в Омске...

Второй штурм. Шахэ. Глава 7-я

11 августа генерал Ноги отдал приказ о прекращении штурма. Как раз в это время, в ночь на 12 августа передовые части японской гвардейской дивизии готовились наступать...

Непридуманная мелодия

Иркутская область с давних пор держит статус одной из столиц отечественной прозы (Распутин, Пакулов) и драматургии (Вампилов, Гуркин). Но сегодня речь идет о поэзии...

Этюды с привкусом войны в июне

Дожди можно коллекционировать, как отчеканенные в единственном экземпляре монеты. Если порыться в копилке памяти, то там обязательно сверкнёт...