Как уже отмечалось, русский православный писатель Юрий Михайлович Лощиц искренне и глубоко проникся буквально всеми проблемами истории и современности Сербии. Неоднократно в интервью различным периодическим изданиям фигурировали вопросы, относящиеся как конкретно к творчеству Юрий Михайловича, связанному с братской страной, так и к политической, культурологической ситуации в ней.
У сербского народа поистине трагическая судьба, о чем убедительно свидетельствует нынешнее положение края Косово и Метохия. Его историю мы рассматривали в связи с Косовским эпосом, к которому постоянно обращается Ю.М. Лощиц. А сейчас край отделен от Сербии. В 1999 г. была осуществлена жесточайшая военная операция НАТО, без санкции Совета безопасности ООН, что является грубейшим нарушением международного права. Действия НАТО можно охарактеризовать как беспрецедентный акт агрессии против суверенного государства. Последствия этой катастрофы заключаются в огромнейшем ущербе экологии современной Сербии. Более того, бомбардировки оставили трагический след в жизнях огромного количества сербских семей. Гибли люди, разрушались стратегически важные для развития страны здания и сооружения. Таким образом, НАТО преследовало геополитические цели, желая продвинуть свои базы на восток, чтобы снизить российское влияние на тех территориях и подобраться ближе к границам РФ. Из-за этого сейчас мы вынуждены констатировать факт трагедии сербского народа, оказавшегося пешками в игре других государств. К сожалению, эхо тех событий до сих пор доносится до нас из современной Сербии.
В одном из интервью Юрий Михайлович отмечал: «Древнее искалеченное Косово нагло изъято из сербской истории шиптарским внедрением, при поощрении всемирной демократии, и всё меньше питает надежд на возвращение под родимый кров. В центре Белграда всё так же торчат остовы государственных учреждений, которые разбомбили вместе с телецентром асы президента-саксофониста Клинтона» [19, с. 3].
Судьба Косова по сей день всему сербскому народу напоминает о себе как незаживающая рана. Ведь даже находящиеся на территории Косова и Метохии храмы и монастыри – исключительно значимое православное наследие – теперь далеко не каждому доступны. К глубочайшему сожалению, это невосполнимая потеря для сербской нации. А таким образом весьма значимая часть исконной территории нагло «вырвана» из карты Сербского государства.
В интервью для православной газеты «Дух христианина» Юрию Михайловичу был задан вопрос: «Почему сербская тема так обильно отражена в ваших стихотворных переводах и романах?» [15, с. 4] Тогда русский писатель упомянул Александра Пушкина и его «Песни западных славян», которые ему удалось прочувствовать и которые вдохновили его обратиться к сербской истории, к эпосу сербов. Он, в частности, сказал: «В “Песнях западных славян” есть и собственные стихотворения Пушкина. Одно из них – “Георгий Черный” – Федор Достоевский в порыве восхищения назвал “шедевром из шедевров”. Оно посвящено вождю первого сербского восстания против османского ига, которого сами сербы зовут Караджордже, то есть Карагеоргий. Это действительно выдающийся исторический деятель. Кстати, тоже современник нашего великого поэта необыкновенными романтическими особенностями своей судьбы. Меня заинтересовала сама по себе эпоха восстания, поднятого Георгием Черным и то, как тогдашняя Россия, по-братски, как положено православным народам, участвовала военной помощью в судьбе Сербии. Тогда на Балканах против общего супостата сражались не только сербы-повстанцы, но и армия, которую возглавлял Кутузов, потом Багратион…» [14, с. 4] Неудивительно, что в романе русского писателя неоднократно упоминается «зацепивший» образ отважного, сильного духом сербского вождя Георгия Черного. С ним (или привидением, его образом) на протяжении всего романа беседует главный герой, разделяя свою скудную пищу и выпивку. Ему рассказывает истории из своей жизни и не раз обращается к историческим событиям, непосредственно касающимся самого Карагеоргия.
Юрий Михайлович глубоко осознает, что именно православие более всего служит фактором, который объединяет два славянских народа и позволяет понять друг друга: «И, прежде всего, потому что сербы неизменно православные – они героический народ! А на Балканах это самый героический народ, беззаветно верный своей истории!» [14, с. 4]. Учитывается, безусловно, и героизм. Он, присутствующий в крови как у русских, так и у сербов, тоже объединяет эти народы, делая их братскими. Но невозможно не упомянуть и вечное стремление «старшего брата» помочь «младшему», выражавшееся неоднократно в военной помощи русских сербам. Так, во времена Георгия Черного, тогдашняя Россия, как долженствует братским православным народам, принимала участие в судьбе Сербии военной помощью. «Тогда на Балканах против общего супостата сражались не только сербы-повстанцы, но и армия, которую возглавлял Кутузов, потом Багратион…» [15, с. 4]
Помогала Россия и в сфере образования, когда всероссийский император Петр Первый оказывал материальную помощь, высылая в Сербию книги и учителей. Тогда с середины 18 века на территориях Сербии реализовывалась русская редакция старославянского языка.
В целом, и по сей день связь России и Сербии обычно воспринимается в геополитическом и культурном смысле как очевидный факт, как нечто само собой разумеющееся, как то, что ночь сменяет день.
Сербы на протяжении всей истории отправляют своих сыновей из знатных семей учиться в военные и дипломатические академии в России, а русские начинают строят в Сербии дипломатическо-политическую и военно-разведывательную сеть.Так, и король Александр I Караджорджевич получил образование в Военной академии имени Павлова в Санкт-Петербурге.
Русские офицеры приезжают тренировать сербскую армию, обучать их тактике и боевым искусствам.
***
Таким образом, мы видим, что Юрий Михайлович искренне благодарен за то, что смог на своём жизненном и писательском пути встретиться с Сербией и её культурой, о которой непристанно говорит и пишет в своих работах.
Анастасия Швецова (Минск)