Пятница, 11 июля, 2025

Два мнения о старом...

Нам стыдно бы было не перегнать Запада. Англичане, французы, немцы не имеют ничего хорошего за собою...

Мысли

В больничных коридорах чисто и прохладно, особенно, это чувствуется сейчас, в июльскую жару. Заметила за собой новую особенность: дремать в очередях...

Подвиг ратный, подвиг духовный

Много лет назад, знакомясь с документами из Архива Министерства обороны и Генштаба для работы над книгой о маршале А.М. Василевском, обнаружил...

Кузины лужки

В сумерках за рекой на болоте приглушенно курлычет одинокий журавль. Ждёт любимую журавушку с хлебных полей...

Мы знаем. И помним.

Памяти русского литературного поколения

Вчера, 21 апреля 2025 года, на 72-м году жизни умер Сергей Алексеев, замечательный русский писатель. Большинству читателей он известен как автор романов-фэнтези из цикла «Сокровища Валькирии». Но многие, как и я, знают и помнят в первую очередь другие его романы, написанные в классической русской манере: «Слово», «Рой», «Крамола».

В 1980-е гг. в отечественную литературу вошла, без преувеличения, целая плеяда талантливых русских национальных писателей, настоящее новое литературное поколение, среди которого самыми, наверное, яркими были Михаил Щукин, Анатолий Буйлов, Юрий Сергеев, Олег Пащенко. В их числе и Сергей Алексеев. Все они вскоре оказались у нас, в редакции политической литературы издательства «Молодая гвардия». Моя коллега и друг Марина Ганичева вместе с ними подготовила и выпустила очень яркий и очень русский публицистический сборник «Молю прощения», ставший ответом нового поколения русских национальных писателей перестроечным леволиберальным литераторам и очень модному в тот момент их сборнику «Иного не дано». Тогда мы все и подружились, а больше всего я сошелся душой с моими, так сказать, тезками: тезкой опосредованным, Юрой Сергеевым, и тезкой непосредственным, Сергеем Алексеевым.

Нам казалось, что книга «Молю прощения», намного более тонкая и душевная, прозвучит все же, как это не покажется странным, громче и станет более востребованной читателями. И наш сборник, несомненно, своего читателя нашел. Однако леволиберальное громыхание в литературе заглушить мы не смогли. А наступившие вслед тому 90-е вообще потащили страну и всех нас в какую-то не ту, иную сторону, в ту сторону которая нам, казалась, была не дана. В этой стороне новое поколение русской национальной литературы получило мощнейший нокаутирующий удар – в леволиберальных литературных кругах, занявших все высоты российской литературной жизни, о них постарались забыть, а если и вспоминали, то лишь с издевкой и ненавистью.

Но наши друзья не сдались. Миша Щукин организовал издательство «Сибирская горница», а со временем возглавил литературный журнал «Сибирские огни», да и сам продолжал плодотворно писать. Олег Пащенко ушел в политику, журналистику и публицистику, но и прозу не бросил. А вот Толя Буйлов от литературы отдалился. Зато мои тезки активно увлеклись созданием русского исторического фэнтези, и, нужно сказать, у них это получилось, появилась масса почитателей их новых сочинений. Честно скажу, мне как историку их фэнтези-увлечение, мягко говоря, не сильно нравилось, а их попытки найти некую истину в славянском псевдоязыческом прошлом я вообще не принимал, но они были абсолютно искренни как в своих исторических открытиях, так и в своих заблуждениях и придумках, а сами их фэнтези-романы были отлично написаны. Неслучайно же в течение многих лет Сергей Алексеев был недосягаемым лидером в этом жанре.

Но… В 2020 году из жизни ушел Толя Буйлов. В 2021-м – Юра Сергеев. В феврале этого, 2025 года – Миша Щукин. И вот теперь – Сережа Алексеев. Слава Богу, продолжает своей общественный и литературный труд Олег Пащенко.

Это было сильное русское литературное поколение. Очень сильное и очень разное. Мы знаем. И помним.

Последние новости

Похожее

Любовь и смерть из Минска

Спектакли «Бесприданница» по Александру Островскому и «Одураченный муж» по Мольеру режиссера Сергея Ковальчика на гастролях в Омске...

Непридуманная мелодия

Иркутская область с давних пор держит статус одной из столиц отечественной прозы (Распутин, Пакулов) и драматургии (Вампилов, Гуркин). Но сегодня речь идет о поэзии...

Талант быть счастливым

Веками люди говорят о неизбежности проблемы отцов и детей, каждое поколение переживает эту проблему по-своему...

Огни во мраке

Начиная с 30-х усиливается интерес, в особенности среди казачьей эмиграции, к личности и биографии художника, к донцам, знавшим Шолохова на родине, историческим лицам «Тихого Дона»...