Вот уже более трёх десятков лет миллионы отечественных телезрителей с неиссякаемым интересом смотрят этот сериал. Увлекательный, мастерски закрученный авантюрный сюжет, отменная режиссура, блестящая игра актёров, в числе которых и мои земляки-рязанцы Ирина Розанова и Александр Фатюшин, сделали фильм «Петербургские тайны» поистине зрелищным. В титрах его указано, что создан он по мотивам романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы».
«ВАНЬКА-КЛЮЧНИК»
Известный прозаик, поэт, журналист Всеволод Владимирович Крестовский родился 23 февраля 1840 года, в селе Малая Березайка Таращанского уезда Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. Учился в Петербурге: в 1-й гимназии и на историко-филологическом факультете университета. Первые свои произведения Крестовский опубликовал в семнадцатилетнем возрасте. Сотрудничал Всеволод Владимирович в журналах самых различных направлений: «Отечественных записках», «Русском слове», «Русском вестнике», «Эпохе», «Искре», «Времени», «Библиотеке для чтения». Большой популярностью у столичных слушателей пользовались поэтические выступления Крестовского. Его стихотворения «Под душистою ветвью сирени…», «Владимирка», «Полоса», «Ванька-ключник» («А у князя Ваня-ключник, кудреватый, удалой, Ваня-ключник – злой разлучник мужа старого с женой») стали народными песнями.
ТАИНСТВЕННЫЕ ТРУЩОБЫ
Но после выхода в свет своей стихотворной книги Крестовский практически оставляет поэтическую стезю и переходит на прозу. Наибольший читательский успех пришёлся на его роман «Петербурские трущобы», опубликованный в 1864 – 1866 годах в журнале «Отечественные записки», а затем выпущенный отдельным изданием. Написанию произведения способствовали личное свидетельство одного из уличных происшествий и тщательное изучение судебных архивов, скандальных и криминальных фактов, случаев из светской жизни, посещение домов бедноты и воровских притонов. По воспоминаниям современника писателя, «в тогдашнем обществе, в высшей степени заинтересованном этим романом, не прекращались горячие толки о действующих в нём лицах, многих из героев романа называли прямо по именам».
ОТ ЛИБЕРАЛИЗМА К ПАТРИОТИЗМУ
Жизненный путь Всеволода Крестовского претерпел немало поворотов. От юношеского увлечения либеральными идеями он постепенно перешёл на позиции политического консерватизма и националистического патриотизма. Об этом говорят и страницы дальнейших произведений писателя: дилогии «Кровавый пуф», романов «Тьма египетская», «Тамара Бендавид», «Торжество Ваала». Жизнь Крестовского была исполнена бурных событий. Это героическое, отмеченное несколькими орденами, участие в Русско-турецкой войне, многочисленные путешествия по губерниям Российской империи и за её пределами. Большой интерес у тогдашних читателей вызвали очерки Крестовского из жизни кавалеристов, его роман «Вне закона», историческая повесть «Деды», два изданных тома писем с театра военных действий, а также письма, содержащие сведения о путевых впечатлениях, публикации материалов в газетах «Гражданин», «Свет», напечатанная в журнале «Исторический вестник» статья «Наша будущая война». Почти за три года до кончины полковник Всеволод Крестовский принял предложение возглавить газету «Варшавский дневник». Писатель и журналист менее месяца не дожил до своего 55-летия и завершил жизненный путь 30 января 1895 года.
ФАМИЛИЯ И ПСЕВДОНИМ
Взыскательный читатель вправе задать автору этого очерка вопрос: «А какова же связь Всеволода Крестовского именно с землёй рязанской?» Связь таковая имеется и притом весьма любопытная. Еще в 1850 году уроженка Рязанской губернии, писательница Надежда Хвощинская (1824 – 1889) опубликовала своё первое прозаическое произведение под псевдонимом «В. Крестовский». Когда же обрёл литературную известность настоящий обладатель этой фамилии, Надежда Дмитриевна подписывала сочинения «В. Крестовский-псевдоним». Таким образом в отечественной словесности XIX века соседствовали два Крестовских.
О ДОБРЕ И ЗЛЕ
В девяностые годы минувшего века на телеэкраны нашей страны вышел 60-серийный фильм-дилогия «Петербургские тайны» и «Развязка «Петербургских тайн». Это не просто история взаимоотношений княжеских семей Чечевинских и Шадурских, не просто показ жизни разных слоёв населения северной столицы, но и яркое повествование о добре и зле, о чести и бесчестии. о порядочности и подлости. Прозвучавшее в произведении лаконичное высказывание «Порок должен быть наказан!» актуально во все времена. Наверное, в этом и заключается разгадка тайны живучести написанного 160 лет назад самого знаменитого романа русского писателя Всеволода Крестовского.
ВИТЯЗЬ
Памяти Вс. В. Крестовского
Я оседлал своего коня,
значит, надолго в путь.
Солнце, дымясь, истомит меня,
ветер ударит в грудь.
Резко разносится дробь копыт,
эхом звенит земля.
Ворон дорогу перелетит,
переползёт змея.
Дышит дорога,
и, как всегда,
камень лежит на ней:
«Дальше,
куда б ты ни шёл, –
беда.
Впрочем, тебе видней.
Вправо,
и влево,
и напрямик –
смерти не миновать.
Только – назад.
Ты застынь на миг:
стоит ли рисковать?»
Значит, назад?..
Буду жить, как жил,
не торопясь ничуть.
Сердце не рвать из последних жил,
выбрав надёжный путь.
Значит, назад?..
Но на камень я
вместе с конём взлечу.
– Эта стезя – не моя стезя! –
весело прокричу.
Вправо,
и влево,
и напрямик –
станет смертельной рысь.
Что, мой буланый, главой поник?
Значит, уходим ввысь!
В небо взойдём на седых ветрах,
синью ночной пыля…
Камень-гранит разлетелся в прах.
Эхом
звенит
Земля!