Вторник, 16 июля, 2024

Дедушкины уроки

В июле поспела голубика, и дедушка с шестилетним Андреем отправились за ягодой. Шли, разговаривая о разных делах. На полпути мальчик остановился и удивлённо сказал...

По ком ты плачешь,...

«ВСУ продолжают подготовку к рывку в районе Харькова и Херсона-Запорожья. На этих направлениях усилился боевой потенциал противника. Постоянные попытки расширить сектор для контрнаступления...

И был вечер, и...

Украинские власти вынуждены признавать успехи ВС РФ не только на Кураховском, Покровском, Краматорском и Купянском направлениях, но и на севере Харьковской области...

Сердце храброго мужчины

Здравствуй, дорогая бабушка! Шлю тебе привет из Воронежа. Помнишь, когда ты к нам приезжала и мы гуляли по Воронежу, ты спросила: «Кто такой Андрей Санников? Почему в его честь назвали улицу?»...

Нежность, грация, сила…

Портреты земляков

Цыганский оркестр был совсем небольшим, но дружным и ярким. И редкое празднество в Старом Осколе обходилось без его мелодий. Гаврилу Васильевича Эрденко, который создал оркестр и сам играл в нём, в городе знали и уважали.

Совсем юным, ещё подростком, взял он в руки скрипку, с цыганским оркестром странствовал по ярмаркам уездных городов губернии. Старый Оскол, Короча, Обоянь, Белгород, Суджа…

В Тиме статный юноша с гривой смоляных курчавых волос и горячими чёрными очами приглянулся дочке именитого купца Ивана Старкова. Очаровал, околдовал и увёл Прасковьюшку Старкову из отчего дома, увёл вопреки родительской воле. Старенький священник обвенчал молодых в тихом сельском храме…

В семье Эрденко рождались — одна за другой — дочери. А Гаврила Васильевич всё ждал сына — наследника, продолжателя его дела. И когда глубокой осенью 1886 года наконец-то появился на свет долгожданный мальчик, радости в доме Эрденко не было предела.

Восторженно ликовала скрипка Гаврилы Васильевича. И за окнами, теснясь на маленьком пыльном дворике, вторили ей на своих инструментах друзья-оркестранты.

Тихий нежный голос скрипки звучал и у детской зыбки, заменяя младенцу колыбельные песни.

В семье никто и не предполагал для мальчика иного пути в жизни, кроме музыкального. И Миша оправдал эти ожидания. Рано, поразительно рано и без видимых усилий со стороны отца пробудилось в малыше влечение к музыке.

В три с небольшим года взял он впервые в руки инструмент — большую скрипку Гаврилы Васильевича. Осторожно тронул смычком чуткие струны. И через неделю-другую полилась из-под смычка в смуглой детской руке — робкая, прерывистая — первая мелодия. День ото дня она становилась всё уверенней и звучней.

Весть о «вундеркинде», ребёнке-скрипаче быстро разнеслась по Старому Осколу. Нашлись в городе добрые и щедрые люди, помогли Гавриле Васильевичу приобрести для сына уникальный инструмент — миниатюрную, почти игрушечную скрипку. И Миша играл — по слуху — играл много, увлечённо. Польки, кадрили, народные песенные и танцевальные мелодии…

Осенью 1891-го Гаврила Васильевич повёз сына в губернский город. Курск встретил их птичьим граем и колокольным звоном. Миша, сидя с отцом в извозчичьей пролётке, с живым любопытством разглядывал большие каменные дома и церкви, булыжную мостовую, наряды горожан.

На следующий день после приезда их принял директор Курских музыкальных классов господин Абаза, и Гаврила Васильевич получил от него бумагу на казённом бланке:

«Октября 18 дня 1891 года

ЕГО ВЫСОКОРОДИЮ

Г-ну Директору

Московской Консерватории

И. Р. М. Общества

Господину САФОНОВУ

Честь имею ходатайствовать перед ВАШИМ ВЫСОКОРОДИЕМ по поводу следующего обстоятельства. Ко мне обратился один бедный человек г-н Ерденков с заявлением, что его сын Михаил (пяти лет отроду) проявил страсть к музыке с трёхлетнего возраста и всегда неотступно просил достать ему скрипку; отец при случае исполнил его просьбу, и малютка с самого утра ежедневно стал возиться с инструментом и теперь уже играет по слуху. Вскоре они лично были у меня и я, испытав этого малютку, убедился в том, что действительно у него талант: он одарён прекрасным музыкальным слухом и уже играет по слуху то, что мог слышать, живя в такой глуши (Старый Оскол) вальсы, польки и проч. Отец его лишён всяких средств; по его личной просьбе я имею честь обратиться к Вам со всепокорнейшей просьбою: не имеете ли Вы возможность принять этого мальчика на какую-нибудь стипендию для его музыкального воспитания? Может быть, из него выйдет хороший музыкант и скрипач-виртуоз, так как его очевидный талант не подлежит сомнению. Вы окажете великую милость в судьбе этого бедного, но даровитого ребёнка. Сделайте одолжение, не откажите в скорейшем ответе.

С совершенным уважением имею честь быть

Вашего Высокородия всепокорнейшим слугою…»

Прежде чем поставить свою подпись, господин Абаза ещё раз пробежал глазами по листку. Гаврила Васильевич спросил, когда ждать ответного письма из Москвы.

Не раньше, чем через месяц…

А денег у Эрденко оставалось в обрез. О том, чтобы прожить на них в Курске целый месяц, и думать было нечего. Возвратиться в Старый Оскол? Но где взять средств на новую поездку в Курск, тем более в Москву, если придёт положительный ответ из консерватории?..

Преподаватели Курских музыкальных классов, которые слышали Мишину игру, посоветовали Гавриле Васильевичу повезти сына на гастроли в крупный город, лучше всего на юг, снабдили рекомендательным письмом.

Колючий ноябрьский ветер гуляет по ростовским улицам, гонит порыжелые листья, клочья газет, треплет плохо приклеенные пёстрые афиши на пузатых тумбах. Среди броских цветных соседок затерялась простенькая, на дешёвой бумаге афишка, но прохожих она привлекает своим текстом:

Театр В.И. Асмолова

Ростов-на-Дону

В субботу 30 ноября 1891 года

ДИТЯ 5 ЛЕТЪ

МИША ЕРДЕНКО

Самоучка

Один концерт

В день концерта асмоловский театр заполнила публика. Открыли занавес. Посреди сцены стоял стол, на нём — в тщательно отутюженном сюртучке и начищенных до лакового блеска ботинках — маленький концертант. Прижав к груди скрипку, Миша испуганно поглядывал в зал, откуда на него было устремлено столько чужих глаз. Он растерянно оглянулся и увидел отца, делавшего ему ободряющие знаки.

Гаврила Васильевич, едва сдерживая волнение, готов был в любой миг покинуть своё «укрытие» за кулисой и броситься к сыну — встать рядом с ним. Собственно, так он и договаривался с руководством театра, но уже перед самым концертом его убедили, что это может помешать успеху: публика пришла послушать маленького скрипача, пусть он и выступает один…

Ободрённый тем, что отец рядом, Миша поднял скрипку и сделал первый не совсем уверенный взмах смычком. Но вот мелодия завладела его вниманием. И уже не существовало для него пустынной сцены и огромного душного зала с множеством острых блестящих глаз, была только музыка.

Вначале маленький музыкант вызывал у публики только любопытство. Теперь оно сменилось удивлением и восторгом. Пятилетний малыш извлекал из своей скрипочки чистые сильные звуки. И когда, исполнив первый номер программы, он опустил смычок, зал разразился восторженной овацией. Зрители были поражены, растроганы и не жалели ладоней. Но этот гром, внезапно обрушившийся на ребёнка, так напугал его, что, едва не выронив скрипки и смычка, он громко расплакался.

Гаврила Васильевич, забыв про строгий запрет антрепренёра, кинулся из-за кулис к сыну. Но его опередил театральный распорядитель, вместе с отцом успокоил Мишу и, повернувшись к залу, громко объявил:

Господа, наш маленький концертант выступает сегодня впервые в жизни и не привык к аплодисментам. Просьба больше не аплодировать, иначе концерт придётся отменить…

С трудом решившийся повезти своего маленького сына в Ростов-на-Дону и так перепугавшийся за него в день дебюта, Гаврила Васильевич вначале и слышать не хотел о новых концертах. Но ему настойчиво советовали продолжать гастроли, соблазняли большой выручкой, а главное, говорили о том, что от успеха гастролей зависит и дальнейшая судьба сына. И Эрденко сдался, повёз Мишу в Харьков, потом в Екатеринослав и, наконец, в Москву.

Мишу уже ждали. Правда, он был ещё слишком мал для учёбы в консерватории и тем более для самостоятельной жизни в Москве. Судьба и тут улыбнулась ему. Мальчика взяли в семью известного музыканта Лауба, где он и воспитывался почти пять лет.

В январе 1897 года вдова профессора Лауба Анна Францевна подала прошение на имя директора Московской консерватории, «желая поместить в консерваторию воспитанника Михаила Гавриловича Эрденко для специального изучения скрипки». К прошению была приложена «выпись из метрической книги Старооскольской городской Успенской церкви», которую летом 1892 года выправил Гаврила Васильевич.

Одиннадцатилетним подростком переступил Миша Эрденко порог Московской консерватории. Он занимался по классу профессора Ивана Войцеховича Гржимали. Память об этом замечательном педагоге и музыканте Михаил Гаврилович бережно пронёс через всю жизнь.

Я начал учиться у него с «азов», — скажет он впоследствии, уже после смерти своего учителя, — и у него я получил золотую медаль. Он меня считал своим сыном, он не только учил меня, но и с любовью следил за моим воспитанием как скрипача и как человека…

В мае 1904-го истёк срок учёбы. Совет консерватории засвидетельствовал, что «крестьянин Курской губернии Старооскольского уезда М.Г. Ерденков окончил полный курс музыкального образования и на испытаниях оказал следующие успехи:

В главном предмете — игре на скрипке — ОТЛИЧНЫЕ».

Во «второстепенных предметах» — истории и теории музыки и инструментов, эстетике — «очень хорошие» и только в игре на фортепиано — «хорошие». Совет консерватории удостоил его «звания свободного художника», а председатель Императорского Русского Музыкального общества утвердил «крестьянина Ерденкова в оном со всеми присвоенными сему званию правами и имуществами». «Во внимание же к особым музыкальным дарованиям и отличным успехам» Михаил был награждён золотой медалью с занесением имени на мраморную доску.

По окончании Московской консерватории юный музыкант получает направление на работу преподавателем музыкального училища в Самару и одновременно с педагогической начинает и свою концертную деятельность. Первые выступления Эрденко, проходившие в Самаре и Оренбурге, в других городах Поволжья, а затем и в Москве, были отмечены исключительным успехом, и вскоре он начинает выступать с сольными концертами уже по всей России.

Оказавшись с очередным концертом в Москве, Михаил попадает в водоворот революционных событий 1905 года. Участвует в демонстрациях, митингах, строительстве баррикад, находится среди защитников Екатерининской площади, дирижирует оркестром на похоронах Н.Э. Баумана. Именно тогда он на всю жизнь осознал, насколько важно музыканту, писателю, художнику всегда оставаться верным своему народу и несмотря ни на что дарить ему своё искусство. И тогда же Михаил Эрденко начертал на деке своей скрипки слова, ставшие девизом всей его жизни: «Тебе, Великий Русский Народ, отдаю свою душу и звуками скрипки призываю на борьбу за свободу».

После подавления восстания в Москве Эрденко был сослан в Вологду, а затем в Архангельскую губернию. Но как только ему было позволено вновь выступать, Михаил Гаврилович едет на Украину, в Донбасс, Курск, Самару, Киев, Одессу, Вологду, Архангельск, Царицын, Оренбург, Среднюю Азию и на Кавказ, где наряду с выступлениями в больших городах и престижных концертных залах даёт благотворительные концерты в пользу шахтёров, рабочих, студенчества. Его репертуар состоял как из классических произведений Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шопена, Паганини, Чайковского, так и собственных сочинений. В эти же годы музыкант совершил и первые свои зарубежные гастроли…

В 1908 году М.Г. Эрденко женился на пианистке Е.И. Гордзялковской, также выпускнице Московской консерватории, которая будет ему не только верной спутницей жизни, но и талантливым, надёжным партнёром на протяжении их совместного артистического пути.

Осенью 1909 года Михаил Гаврилович вместе с женой приезжал в Ясную Поляну к Л.Н. Толстому. Второй раз супруги Эрденко виделись со Львом Николаевичем, долго беседовали с ним, играли ему в Мещерском, у В.Г. Черткова, летом 1910 года. Великий писатель так отозвался об исполнительском мастерстве Эрденко: «Какая нежность, грация, сила. Какое чувство меры!.. Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь так играл». Знакомство со Львом Толстым, лестные слова, сказанные классиком, оказали на Эрденко огромное влияние, утвердили в нём веру в себя, в свои силы, в свой талант, в своё призвание — быть не только великолепным, виртуозным исполнителем, но прежде всего пропагандистом, просветителем на артистическом поприще.

В том же 1910-м М.Г. Эрденко стал лауреатом Московского конкурса скрипачей и получил приглашение на профессуру в Киевское музыкальное училище, реорганизованное в 1913 году в консерваторию. Одновременно Михаил Гаврилович расширяет свою концертную деятельность, выступая не только как скрипач, но и как симфонический дирижёр, композитор, участник камерных ансамблей. В эти годы у него завязываются дружеские отношения с С.В. Рахманиновым, А.Н. Скрябиным, А.Т. Гречаниновым, А.К. Глазуновым, Р.М. Глиэром, Г.Г. Нейгаузом и другими известными музыкантами.

В июне 1911 года состоялась поездка Михаила Эрденко в Бельгию, где он встретился с выдающимся бельгийским композитором и скрипачом Эженом Изаи. Маэстро согласился дать нашему земляку уроки высшего исполнительского мастерства. Изаи делился своим богатым артистическим опытом, раскрывал секреты идеального звучания скрипки в различных концертных залах и с разными оркестрами, демонстрировал свою собственную интерпретацию известнейших музыкальных произведений. Эти занятия оказали громадное влияние на развитие таланта Эрденко, на его творческий рост и дальнейшее усовершенствование, а непосредственное пребывание в доме у Изаи закончилось не просто сближением, но вылилось в настоящую дружбу двух выдающихся музыкантов.

После Октябрьской революции М.Г. Эрденко оказался в Краснодаре, где организовал и возглавил музыкально-театральный комитет, симфонический оркестр, академический хор, драматический и оперный театры, Кубанскую консерваторию.

В 1922 году Михаил Гаврилович вместе с семьёй переезжает в Москву и возвращается к своему любимому делу — концертной деятельности, гастролирует не только по всему Советскому Союзу, но и постоянно выезжает за рубеж.

В 1924 году он предпринимает большое концертное турне по Сибири и Дальнему Востоку с заездом в Харбин. В 1925 году даёт сотни концертов по всей стране. В 1926 году с огромным успехом выступает в Варшаве и других городах Польши.

С 1927 по 1932 год неутомимый Эрденко совершил ещё несколько зарубежных гастрольных поездок в качестве первого и единственного представителя советского скрипичного искусства в Японии и Китае, в Корее, Польше, Латвии, Литве и Германии.

В 1927 г. Михаил Гаврилович принял участие в первых радиоконцертах совместно с В. Качаловым, А. Неждановой, Н. Обуховой, К. Державиной. В 1928 г. выступил на антифашистском концерте-митинге в Германии.

В 1925 году нашему земляку было присвоено звание заслуженного артиста республики, а в 1934-м — заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Игре М.Г. Эрденко были свойственны необыкновенная красота и певучесть звука, яркая виртуозность, стихийность, раскрепощённость, использование некоторых приёмов игры народных скрипачей. В его репертуар наряду с произведениями русской и зарубежной классики входили собственные сочинения и транскрипции. По праву считаясь выдающимся мастером миниатюры, он с не меньшим успехом исполнял и концерты Чайковского и Брамса, «Крейцерову сонату» Бетховена, «Чакону» Баха.

М.Г. Эрденко — автор «Сонаты в старинном стиле», пьес для скрипки и фортепиано, романсов для голоса с фортепиано, а также каденций к скрипичным концертам Паганини и Брамса, сонате «Трель дьявола» Тартини, транскрипций произведений Чайковского, Шопена, Брамса, Рахманинова, Венявского, Алябьева, Поппера.

В сентябре 1935 года Михаил Эрденко становится профессором Московской консерватории по классу скрипки, но, конечно же, одновременно с преподавательской деятельностью он продолжает выступать с концертами. И даже в дни, когда обострилась давняя болезнь сердца, когда врачи заявили о том, что выступления «сжигают» его здоровье, музыкант не оставил гастрольных поездок.

Михаил Гаврилович Эрденко ушёл из жизни 21 января 1940 года. Похоронен в Москве. Имя нашего замечательного земляка носит школа искусств и одна из улиц Старого Оскола. С 1986 года проводится Международный конкурс юных скрипачей имени М.Г. Эрденко. В марте 2013 года этот конкурс с успехом прошёл в Белгороде уже в девятый раз. Дочь выдающегося музыканта Инна Михайловна Эрденко, почётный гость конкурса, так вспоминала о своём отце: «Скрипка отца была удивительна. Таких переполненных залов, как на его концертах, не было ни у кого в те годы. А он пересекал всю страну от края и до края, забираясь в самые далёкие уголки, стремясь туда, где ещё не бывали артисты с высокой музыкой — и завоёвывал, завоёвывал публику…»

За годы яркой творческой жизни Михаил Эрденко сыграл на своей пламенной, ликующей скрипке более шести тысяч концертов, и все его выступления неизменно сопровождались огромным успехом, оставляя неизгладимый след в душах и сердцах благодарных слушателей.

Александр Осыков, Борис Осыков

Русское Воскресение

Последние новости

Похожее

Приятели

Как-то раз, в начале июля, собирала я подосинники возле забора, выходящего на соседнюю дачу. Камушек упал ко мне сверху в корзинку, ударил в крепки подосинник. Откуда? Кто это может быть?

Наш Пушкин

Первая мировая война, окончание которой мы отмечали в ноябре 2018 года, просматривая передачи Евровидения, а кому повезло, видя все своими глазами…

Взрыв на реке Вилие

Рассказ человека, который не погиб во время Великой Отечественной войны, тогда как часть его, увы, так и остается "без вести пропавшей" по сей день, вместе с теми, кто тоже "без вести"... Иван Тимофеевич Кузнецов всю свою жизнь старался вернуть память павшим и себе...

Мгновенья прекрасной и яростной жизни

...Потом был поставленный студенткой Лиозновой институтский спектакль«Кармен», где Инна Макарова танцевала придуманный Лиозновой испанский танец. Герасимов как раз ставил «Молодую гвардию». Позвал Александра Фадеева. Тот увидел и сказал: «Это же Любка Шевцова!»...