Постоянным участником Аверкинского фестиваля являлся Народный артист России, кавалер ордена Почёта Виктор Темнов (1935 – 2014). Известный композитор, он создал немало ставших популярными песен. Среди них и всенародно любимые: «Ох, балалайка, балалайка!», «Кнопочки баянные», «Кадриль». Виктор Иванович стоял у истоков создания фестиваля, вместе с певицей Людмилой Зыкиной и поэтом Виктором Боковым возглавлял оргкомитет по проведению этого песенного праздника.
Вот что рассказывал В.И. Темнов о своей многолетней дружбе с Александром Петровичем Аверкиным, начало которой уходит ещё в послевоенные годы:
– Будущий знаменитый композитор родился 10 февраля 1935 года в деревне Шафторка Сасовского района. Вырос Саша Аверкин в крестьянской семье, где любили народные песни. Во время войны его отец, Пётр Егорович, погиб, защищая столицу от фашистских захватчиков. Детские и отроческие годы Саши Аверкина прошли на родине, у бабушки Варвары. Здесь он освоил азы игры на гармони, познал первую известность. Сашино задорное исполнение народных песен и популярных произведений отечественных композиторов собирало на вечёрки местную молодёжь.
После войны Александр вместе с матерью оказался в Москве. Анна Алексеевна работала на заводе «Компрессор». Жили Аверкины в крохотной комнатке барачного типа, площадью в шесть квадратных метров. Александр окончил ремесленное училище, работал слесарем-жестянщиком на ВДНХ. Но любовь к музыке не оставляла юношу. Он лихо играл на гармони, его исполнение отличалось самобытностью.
Тогда мы и познакомились. Я в то время учился в музыкальном училище на Ордынке (ныне высшее учебное заведение имени Альфреда Шнитке). Наша семья тоже жила в бараке, неподалёку от завода «Компрессор». Просыпались мы по заводскому гудку. Я работал баянистом, аккомпанировал клубному хореографическому коллективу, который на смотрах художественной самодеятельности постоянно занимал первые места. Под стать ему был и наш ансамбль баянистов. И как-то я встретил его руководителя, который шёл по коридору нашего учреждения культуры вместе с высоким блондинистым парнем. Им оказался Александр Аверкин. Нам обоим было тогда по 16 лет. Саша хотел играть в ансамбле, но баян ещё и в руках не держал. Не знал в то время Аверкин и нотной грамоты. Я отвёл Сашу к Нине Александровне Пироговой, директору детской музыкальной школы Калининского (ныне Перовского) района Москвы. Здесь когда-то я и сам учился. Аверкин за два года постиг азы исполнительского умения, осваивая его буквально семимильными шагами. Он получил свой дар от Бога и смог развить эти недюжинные способности, ведь затем он окончил музыкальное училище имени Гнесиных и отделение оркестровых дирижёров Московского государственного института культуры. Очень жёстко относился Саша к себе, был напористым, смелым в творчестве. Мы в годы нашей юности часто встречались с Аверкиным в его «шестиметровке». Бывали здесь в ту пору тогда ещё малоизвестные Виктор Боков и Людмила Зыкина.
– Расскажите, как начиналось ваше песенное творчество?
– Это было ещё до нашей армейской службы, в первой половине 50-х годов прошлого века. У Саши родилась песня, посвящённая освоению целинных земель: «Ой, подружка, зря ты пишешь мне, что живу я в дальней стороне. Здесь совсем не дальние края – приезжай, любимая моя!» Вскоре, в 1954 году, меня и Аверкина призвали в Вооружённые Силы. Я служил в танковом полку, а Саша – в Таманской дивизии, где и создал большой творческий коллектив, который исполнял песни советских композиторов и аверкинские произведения: «В выходной, у проходной», «Наш сержант», «Полки гвардейские, полки Таманские». В 1956 году, когда мы были уже старослужащими, нас с Александром пригласили принять участие во Всеармейском творческом конкурсе. Каждый из конкурсантов представлял по две песни. Жюри возглавлял выдающийся композитор, автор «Смуглянки» и «Эх, дороги!» Анатолий Новиков. Мы с Сашей были удостоены дипломов этого творческого состязания, наши песни опубликовали в периодических изданиях. Прозвучали мы и по радио.
– Александр Аверкин сыграл заметную роль и в творческой судьбе Людмилы Зыкиной.
– Людмила Георгиевна к тому времени заканчивала свои выступления в составе хора Гостелерадио под руководством Николая Кутузова и мечтала о сольной карьере. С Александром Аверкиным они вместе нередко выступали в воинских частях. Саша за очень короткий период написал три поистине великих песни: «На побывку едет молодой моряк» на стихи Виктора Бокова, «Жду я тебя» в содружестве с Иваном Дрёмовым, «Милая мама» в соавторстве с поэтом Игорем Лашковым. Богатейший голос Людмилы Зыкиной окрылил эти произведения. Они в её исполнении звучали на многих концертах, были записаны на Всесоюзном радио. Людмила Зыкина благодаря именно аверкинским произведениям обрела первую настоящую известность. Творческая дружба этих мастеров продолжилась и в последующие десятилетия. Достаточно вспомнить хотя бы такие произведения на стихи Виктора Бокова как «Учись людей любить» и «Падают листья» – песню, ставшую, по сути, духовным завещанием Александра Аверкина.
– Как сложилась ваша композиторская стезя?
– В 2012 году я отметил 50-летие одной из своих песен «Ох, балалайка, балалайка!», получившей в своё время достаточную известность. В 1968 году мной были написаны «Кнопочки баянные», а в 1972-м посчастливилось создать «Кадриль». Она и поныне входит в репертуар многих солистов и творческих коллективов. Совместно с Александром Аверкиным мы создали оперетту «Приз господина Арно».
Уже в последнее время я написал песню, где есть такие слова: «Родимая околица ещё родней становится, когда поёт она – Людмила Зыкина!» Рад, что гимном торжества русского искусства в Сасове стала песня «На фестиваль к Аверкину Россия собралась!» Это произведение звучит в исполнении Рязанского народного хора на всех заключительных концертах нашего творческого праздника, который мы начинали на сасовской земле в 1997 году. Очень надеюсь, что более молодые поколения не предадут забвению наши добрые деяния и продолжат равнение на русскую народную песню!
Беседовал Владимир Хомяков
* Из новой книги Владимира Хомякова «И песнь твою хранит моя душа!»