Данный вопрос стал главной темой заседания круглого стола Российского государственного гуманитарного университета. Рассинхронизация рынка труда и системы образования сейчас является, пожалуй, главной проблемой обучения в России. Однако ситуация медленно, но верно меняется в лучшую сторону. Это отметили как преподаватели университета, так и потенциальные работодатели выпускников, присутствовавшие на заседании. Стоит добавить, что изменения в лучшую сторону заметили и студенты, принявшие участие в заседании.
При этом основные вызовы современной системы образования остаются актуальными. Главной задачей университетов по-прежнему является поиск и привлечение абитуриентов, заинтересованных в дальнейшей работе по изучаемым специальностям. На данный момент особые сложности испытывает индустрия медиа, и этим обеспокоены как в университетском сообществе, так и «внутри» профессии – в медиабизнесе.
Особое внимание данной проблеме уделил декан факультета рекламы и связей с общественностью РГГУ Алан Лазаревич Абаев. Он подчеркнул, что сейчас студенты все чаще разочаровываются в учебе и отчисляются на первых курсах. По словам Алана Лазаревича, главной причиной студенческого разочарования является большое количество времени, уделяемое изучению общеобразовательных предметов вместо профильных, а также повторение школьной программы. В результате студенты теряют интерес как к учебе, так и к профессии, и отчисляются, уходя работать не по изучаемой специальности.
А некоторые студенты предпочитают и вовсе не поступать в университет, ограничившись небольшими курсами. При этом было отмечено, что курсы могут дать будущему сотруднику первичные профессиональные навыки, но не могут выработать стратегически важные для работы в медиаиндустрии метанавыки – soft skills.
В настоящее время soft skills являются ключевыми навыками, которые необходимы при работе во всех отраслях. Это – креативное мышление, эмоциональный интеллект, насмотренность, критическое мышление и коммуникативные навыки. По словам эксперта по образованию и HR Надежды Панченко, в данный момент в медиасфере очень не хватает молодых сотрудников, обладающих метанавыками, в особенности, аналитическим мышлением. И это очень сказывается на дальнейшей работе сотрудников, вследствие чего работодателям приходится тратить время и силы на их развитие у большинства молодых сотрудников.
Участники обсуждения пришли к выводу, что работа в сфере рекламы сейчас в определенной степени обесценена, поэтому необходимо повышать ценность профессии. По предложениям экспертов, главным интересом студентов и абитуриентов должно стать творчество, рабочий процесс, когда у молодого сотрудника в приоритет возводится удовольствие от работы, и на втором плане – оплата труда.
По мнению экспертов, подготовка грамотных медиаспециалистов, обладающих метанавыками, возможна только в рамках университетских программ. А для этого необходимо активно привлекать абитуриентов. В ходе представления доклада магистрант 1 курса кафедры брендинга и визуальных коммуникаций Валерия Рыкова отметила, что для того, чтобы университет выглядел привлекательным в глазах студентов, необходимо в первую очередь делать акцент на преподавателях университета и их заслугах, потому как многие студенты поступают в вузы преимущественно ради учебы у конкретных преподавателей.
При этом в настоящее время главным инструментом привлечения абитуриентов являются социальные сети. А это значит, что преподаватели должны заявлять о себе через группы и страницы вузов в соцсетях, причем использовать самые актуальные тренды, в особенности – короткие видео, которые сейчас являются самым популярным видом контента в соцсетях. В дополнение желательно заводить личный блог.
В ходе заседания Алан Лазаревич заявил, что факультет рекламы и связей с общественностью РГГУ не испытывает проблем с преподавательским составом за счет большого количества преподавателей-практиков, которые могут не только поделиться своим профессиональным опытом, но и пригласить на стажировку в крупную медиакорпорацию, а в лучших случаях пригласить на работу. Такая возможность может привлечь абитуриентов, которые поступают в университет с целью нетворкинга и создания профессионального коллектива для совместной работы в организациях либо реализации стартапов.
Уже сейчас РГГУ предоставляет широкие профессиональные возможности для студентов, которые могут не только пройти профессиональную практику в компании мечты, но и найти своего будущего работодателя, который будет готов принять его в свой коллектив после окончания университета. А если по такому пути пойдут все университеты Москвы, а затем и всех регионов России, то медиаиндустрия России сможет побороть существующий кадровый голод.