Есть в Нижегородской области земля, которой суждено было получить от Боженьки дар бесценный – создать райскую красоту, сберечь ее и не в сундуки припрятать, а по миру пустить: пусть люди любуются и чище, добрее становятся.
Это я говорю про Вознесенскую землю, что под крендельку живет с народом нижегородским, мордовским, рязанским, да и владимирцы рядышком.
Нисколько не хвастаю – судите сами.
Самые наливные молодильные яблочки здесь, в селе Бутакове. А в придорожном селе Аламасове жила не больно давно Поленька Тишкина – уж как она знатно обряжала иконы святые. Возьмет в руки фольгу и так разукрасит святые лики, что душа возрадуется и возвеселится. До сих пор по округам в красных углах ее иконы души греют.
А уж про Полховский Майдан и говорить нечего – отсюда шагнула к людям деревянная матрешка, равной которой нет во всем белом свете.
Попробуйте поискать вкуснее и слаще лапшу крахмальную, яичницу из печки румяную, кашу пшенную, где пшенинка к пшенинке – посчитать можно… Это только здесь, в вознесенских деревнях и селах, окруженных лесами, рощицами, рекой Варнавой, рекой Мокшей, рекой Сармой, а уж про родники и говорить нечего – со счета сбиться можно, слово родное берегут.
И в каждом селе свои родные словечки, сказки, прибаутки, легенды и песни. Особенно напевны они в Суморьеве.
Не смогу я вам сказать, отчего это село певучее, да, думаю, и никто не скажет, только вот здесь полвека назад собрались девки с бабами, уговорили старух и организовались в хор. От старушек наслушались песен и страданий, которые те еще в своей молодости пели, которые от своих бабушек песни слышали.
Для себя стали петь. Да красоту-то разве утаишь! На песню их сначала свое село собираться стало, а потом и вся округа валом валила.
– Суморяночки нынче петь будут. Пойдем? – спрашивали в соседних селах, и шли люди на песню, в которой ни одного слова не портилось, ни одного подголоска не терялось.
Так и родился ансамбль «Суморяночка». Пришли в него матери с детьми, бабушки с внучками, мужики и парни, в песню родную влюбленные.
Начальница вознесенской культуры Надежда Михайловна Ломтева мне рассказывала, что достали женщины из сундуков старинных наряды прабабушек – один другого краше, выжарили их на солнышке, примерили на себя, одели и к песне в них прислонились. Да ладно так, ласково, искренне, что слушают их люди, замирают, плачут и радуются.
А как по-другому?
– На всех праздниках эти сарафаны, рубахи можно увидеть, – рассказывала Ломтева. – А уж как играет «Суморяночка» Дуняшин праздник! Это только своими глазами смотреть надо, своими ушами слушать и свое сердце от слез защищать.
Это ведь «Суморяночка» приняла в наследство Дуняшин день и памятно передает его из поколения в поколение.
Как смогу – передам вам смысл.
– При крепостном еще криушинские девки просто так за ребят замуж не выходили – барин не разрешал, – рассказывают каждый раз суморяночки. На праздник-то люди со всей России приезжают. – Придут к нему парень с девкой под венец проситься, а он и сделай так – себе на ночь девку-то и оставит. А утром добро даст под венец идти.
Да и у нас так было, слышали мы от своих бабок еще давным-давно, только вот Дуняша наша супротив барина пошла.
Она и взаправду красотой наделена была. Что ростом, что статью. Глаза с поволокою, коса через плечо. Все на нее любовались. А уж летом, как на голову веночек цветастый оденет, и вовсе глаз не отвести. Руки у ней золотыми были – за какую работу не возьмется, все, как в сказке, получается.
Бабушка моей бабушке сказывала, а моя бабушка мне говорила, что полюбила Дуняша парня. Ваней его звали. Любили они друг друга так, что и слов не найти.
Осенью хотели свадьбу сыграть. А барин задумал девку в дворовые к себе взять, чтобы она и день, и ночь ему прислуживала да за ним ухаживала.
Как узнала об этом Дуняша, да как представила, с каким позором она жить станет, побежала к реке Варнаве да с самого крутого обрыва и бросилась в омут.
А Ваня искручинился весь, испечалился. Обет сам себе дал: никогда не жениться. Посадил на берегу черемуху, а как только деревце прижилось и зацвело, ушел в монастырь. Народ наш и песню про него сложил – «Садил монах черемуху»…
…Пятьдесят лет «Суморяночка», один из самых старейших коллективов Нижегородской области, ансамбль Вознесенского районного Дома культуры, служит народу своему. Не одно поколение, душой прикипевших к народной песне, прошло через его песни , легенды и сказы. И по сей день в ансамбле поют семьями, целыми поколениями: бабушки, мамы, дочки, внучки. Собирают и бережно хранят бесценное богатство своего родного народа и делятся этим богатством с людьми.
Конечно, большое жюри в составе представителей Союза писателей России, журнала «Новая книга России», Фонда святителя Иоанна Златоуста, Центра Федора Ушакова и ИИПК «Ихтиос» не могло остаться равнодушным к творчеству «Суморяночки» и присудило коллективу звание лауреата «Имперской культуры» за этот год.
По любви и по велению сердца берегут вознесенцы свою народную культуру. Они, получив от Господа дар бесценный, создают райскую красоту, берегут ее и не в сундуки прячут, а по миру пускают: пусть люди любуются и чище, добрее становятся.
Тем и сильна наша матушка-Русь – традициями сильна, имперской культурой сильна. Пример тому – «Суморяночка».
Вы приезжайте в Вознесенское. Сами все увидите, услышите и возрадуетесь.