Разлетелась по миру горькая весть о безвременной кончине русского писателя Сергея Трофимовича Алексеева.
А когда-то давно, когда не было еще «сотовых» телефонов и интернета, также широко в одночасье разлетелась радостная весть о том, что в литературу ворвалась группа молодых писателей-сибиряков Михаил Щукин, Олег Пащенко, Юрий Сергеев, Анатолий Буйлов, Валерий Хайрюзов… В их числе был могучий, неугомонный Сергей Алексеев…
Он родился в семье охотника-промысловика. Окончил геологоразведочный техникум в Томске и Высшие литературные курсы в Москве. Работал молотобойцем в Зырянском р-не, геологом в Полярной и Томской геологоразведочных экспедициях, инспектором уголовного розыска в Томске, в течение 2 лет был сотрудником областной газ. «Красное знамя». Жил в Вологде, в Свердловской области, где жил в своем доме в поселке Павда…
Сергей Алексеев начал работать в литературе в конце 1970-х. Первые рассказы и повести молодого художника свидетельствовали о внимании автора к нравственным, духовным проблемам современного общества, обнаруживали критический ракурс в освещении процессов сегодняшней жизни, смыкались с произведениями т. н. «деревенской прозы» (сб. «Тайна третьего кургана», 1983; «Таежный омут», 1984; «Суд», 1985). Стремление найти нравственные связи, обнаружить общие «скрепы» между историей и современностью во многом определили своеобразие романистики Сергея Алексеева. Прошлое служит ключом к пониманию современных проблем.
Наиболее репрезентативным произведением первого периода можно считать роман «Крамола» (1-я книга – «Столпотворение», 1989; 2-я книга – «Доля», 1991), в котором автор стремится осмыслить события революции и Гражданской войны с точки зрения художника и мыслителя 1980-х. Национальная катастрофа 1917-21 в произведении С. Алексеева осмысляется в сопоставлении с отдаленной древностью – походом дружины князя Игоря Святославича на половцев. События XII в. и ужасы братоубийственной Гражданской войны начала XX в. имеют в романе Сергея Алексеева одну и ту же природу – являют собой возмездие за тысячелетия разобщенности и вражды русских людей между собой: «На род наш проклятие пало. Сокол на сокола! И быть тому вечно…» Спасение же земли Русской, – по С. Алексеева,– в вере, в духовном мужании и нравственном взрослении, в духовном здравии будущих поколений русских людей. Судьба главного героя повествования красного командира, в прошлом офицера царской армии, дворянина Андрея Березина трактуется художником как этическая параллель к образу князя Игоря: их трагические судьбы стали искуплением грехов своих и чужих, явили собой сознательно принесенные жертвы ради «сплочения всей земли в единый кулак, в едину рать…». Образ Андрея Березина создан художником как образ героя мятущегося, сомневающегося, ищущего истину и познающего цену человеческой жизни ценой жизни собственной. Отвергающий мораль классовой идеи, осознающий трагическую суть общенациональной гражданской войны, герой романа ищет ответ на вопросы об истоках и причинах «смуты» и «крамолы» на многострадальной русской земле.
Герои всех произведений Сергея Алексеева живут не дорожа земными благами, но пребывая в вечном поиске внутреннего лада и духовного согласия, в желании спасти душу в любом искушении. При этом, по Алексееву, человек только тогда остается человеком, когда «душой помнит свою историю».
…В последующие десятилетия он становится одним из самых активных создателей жанра современного приключенческого романа. Сергей Алексеев то всерьез погружается в глубины исторической Руси времен раскола и скорбит вместе с боярыней Морозовой, потерявшей мужа и сознательно принявшей смерть за веру («Скорбящая вдова»), то с легкостью возвращается в современность и вместе с сотрудниками ФСБ пытается доискаться причин смерти сына губернатора Зубатого («Когда боги спят»). В рамках «русской фэнтези» Сергей Алексеев пишет серию романов «Сокровища Валькирии» («Стоящий у солнца», «Страта Севера», «Земля сияющей власти», «Звездные раны», «Хранитель силы», «Правда и вымысел»), действие остро-захватывающих сюжетов которых связано с древними сокровищами и ценнейшими реликтами, овеяно мистическими тайнами и историческими загадками, изобилует удивительными открытиями и смелыми авантюрами, строится на связи реального сегодня, мифологического вчера и утопического завтра.
Творчество Сергея Алексеева развивалось в русле реалистических традиций, позволяющих сочетать в себе и притчевость, и символику, и причудливость композиционной формы. Его романы отличает стремительность действия, сюжетная разветвленность, своеобразие композиционного построения. Произведения Сергея Алексеева отмечены яркой индивидуальностью, недюжинным художническим дарованием, широтой эстетических возможностей. Сергей Алексеев – щедро одаренный талантом романист, «самородок, обладающий мощной энергией развития как в интеллектуальном, так и эстетическом плане» (В. Курицын).
В 1985 году за роман «Слово» Алексеев получил премию Ленинского Комсомола, в 1987 году за роман «Рой» – литературные премию Союза писателей РСФСР, ВЦСПС и Союза писателей СССР. В 1995 году Алексеев был удостоен премии имени Шолохова за роман «Возвращение Каина», в 2009 году писатель стал лауреатом премии Кузбасса – за роман-эссе «Россия: Мы и мир».
По книгам Сергея Алексеева сняты художественные фильмы «Продление рода» (1989 год, социальная драма) и «Рой» (драма 1990 года). Писатель появляется в документальном фильме о поэте Николае Рубцове.
По произведениям Алексеева на сцене Вологодского драматического театра поставлены спектакли «Верните бабушке ружье», «Жертва вечерняя», «Живая вода» и другие.
***
Сегодня мы провожаем замечательного человека, бойца сопротивления осени 1993 года, русского писателя Сергея Алексеева в Горние обители!
Вечная ему память!