На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Тайна беззакония  
Версия для печати

Верх-низ нашей свободы

Памяти нашего друга Эдуарда Володина

I

Лестница

 

Падение

Личность, ответившая на вопрос, в чем состоит смысл его жизни, будет в той или иной мере стремиться к тому, чтобы жить в соответствии с этим пониманием. Воплощение смысло-жизнестремления невозможно без определения целостности намерений, включающих наряду с другими важными позициями намерение обезопасить себя от воздействий, препятствующих осуществлению жизнедеятельности в целом.

До грехопадения человек не испытывал потребности ни в поиске смысла жизни, ни в определении целостности намерений и, в частности, намерении соответствующим образом обезопасить себя. Человек тогда был на несколько порядков качественно другим, как на био-, так и на социальном уровнях. От Бога ему изначально, “даром”, даны были ангельская чистота и могучие ангельские силы. Он был сам по себе совершенной крепостью, щитом безопасности.

После грехопадения все стало иным. Иным, немыслимо тяжким по сравнению с прежним, - Богом данным в самом начале, — тяжкогреховным стало тело. Запертой в этом теле стала душа. Нестойким стал дух человеческий. К тому, что до грехопадения было дано даром, нужно теперь идти трудной дорогой самовершенства.

Для верующего смысл жизни состоит именно в достойном прохождении земного пути. В том, чтобы после земной смерти предстать перед Богом с не заглохшей совестью, с очищенной от грехов душой, стойким духом. На этом пути верующий человек никогда не бывает одинок: Бог всегда помогает в светлой устремленности, верующий всегда чувствует себя “нужным”, “вместе с Церковью”.

Человеку дана и целостность намерений жизнедеятельности, которым он должен руководствоваться во всех своих делах, — это путь, пройденный Иисусом Христом, в котором воплотился Бог наш, дабы помочь нам пройти путь так же достойно, как прошел его Богочеловек. В заповедях Евангелия — предметные уроки, полные высочайшего религиозного смысла. Для верующего вне этого смысла нет никакого другого смысла жизни и, в частности, нет никакой иной крепости, щита безопасности, кроме соборности,

Такое понимание для верующего естественно, привычно, нормально. Неофит, пришедший к Богу в зрелые годы, бывает, как правило. потрясен открывшимся пониманием и немало дней и ночей проходит. прежде чем оно и для него станет привычным, нормальным ( как же не быть потрясенным, если он внезапно обнаруживает, что наука только сейчас кончает тем, что религии давным-давно известно и что она обгоняет науку на многие тысячелетия). И для него, как и любого верующего, требование обезопасить себя от воздействий, препятствующих прохождению земного пути, от козней сатаны, становится обязательным.

 

Путь

Значительнейшая часть современной науки о человеке, связавшая себя с наследием “основателя психоанализа - самого влиятельного интеллектуального течения ХХ века”, непревзойденного мистификатора Зигмунда Фрейда, проблемы выбора смысло-жизнедеятельстного пути и личностной безопасности решает совершенно по-другому. В знаменитой “трилогии” З. Фрейда — “Толковании сновидений”, “Психопатологии обыденной жизни”, “Остроумии и его отношении к бессознательному” — в конечном счете решение всей проблематики сводится к примитивнейшим оценочным суждениям об уровне сексуальности и его выражении в жизни человека. Регулируйте “уровень” — и вы обезопасите себя. Роль “самого влиятельного течения” с его уровнем в науке и жизнедеятельности людей, плывущих в нем, следующих советам психоаналитиков, сходна той роли, которую в нашем религиозном поле играет, в частности, протестантизм или кальвинизм. Психоаналитики хотят заменить наших духовников. Это — гибельное и широко открытое, массовое течение, определяющее сам характер духовной жизни, включая литературу, искусство, журналистику и т.д. И, конечно, сравнение господствующей фрейдовской концепции о психической жизни личности, и ее проявлениях, с богатейшим православным наследием , требует , особого исследования. Положим, такого же сравнения, как, например, осуществленного сравнения парадигм А.С. Хомякова и М. Вебера. Полагаю, в этом сравнении откроется взаимоисключение по всем ключевым положениям: у З. Фрейда будто специально все переиначено.

Православие также глубоко интересуют сновидения, психопатологии обыденной жизни, ерничество, шутовство, остроумие. Однако все вопросы, которые встают перед человеком. Попавшим в плен соответствующих темных переживаний, на нашей господствующей ниве — христианской, православной — решаются как вопросы меры истинной веры в Бога и следования этой вере.

Щит безопасности, помогающий человеку вырваться из темного, греховного, плена, направлен здесь против искусителя и его легиона. Личностная безопасность связана с испытанием человека искушениями, которые преодолеваются лишь в постоянной связи с бесконечным Божественным миром, в укреплении веры. Здесь неразрывно связаны Божественное “вне” человека и Божественное “внутрь” человека. Светлой связью с Богом преодолевается темная бездна.

Путь православного человека — путь от земной жизни к жизни горней, постоянное преуготовление к смерти, которой он не боится, и к Божьему суду, который для него Страшен. Такое восхождение сродни лестнице, и святые отцы так его и называют. “Здравая психология, — замечает Н.В. Гоголь, — и не кривое, а прямое понимание души встречаем у подвижников-отшельников” (Гоголь Н.К. Духовная проза. М..1992. С.17).

В предисловии к “Лествице” преподобного Иоанна Лествичека читаем: “Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходный путь. Шествуя сим путем, увидим. Что она непогрешительно руководит последующих ея указаниям, сохраняет их неуязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земнаго к святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви” (Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы ЛЕСТВИЦА, в русском переводе. Сергиев Посад.1908. С.III.).

Ступени лестницы, по Иоанну Лествичеку, это: Отречение от жития мирского — Беспристрастие (отложение попечений и печали о мире) — Странничество (уклонение от мира) — Послушание блаженное и приснопамятное — Покаяние — Соборование (повседневная смерть, память смерти и согрешений) — Радостворный плач — Безгневие — Преставление от гнева (от памятозлобия) — Добрословие и правда — Молчание (уклонение от многоглаголания) — Уклонение от лжи — Уклонение от лености, уныния — Пост — Целомудрие (чистота души тела) — Уклонение от сребролюбия — Нестяжание — Преодоление нечувствия — Молитва — Бдение телесное — Одоление страха — Уклонение от тщеславия — Избавление от гордыни — Преодоление хулы — Кротость (простота) — Искоренение страстей (смиренномудрие) — Рассудительность — Безмолвие — Предстояние молитве — Бесстрастие — Вера, Надежда, Любовь.

Каждая из ступеней-"слов" развернута преподобным Иоанном Лествичеком и является надежным путеводителем для верующего в его стремлении к совершенной безопасности. Жизнь раскрывается как продолжение молитвы.

 

Преображение

Истинный путь — Преображение.

Каждая ступень лестницы — новые образы жизни, мироздания, себя самого. Это порождающие опорные образы, ибо они обязывают к определенного образа поступкам.

Ложные, от лукавого, образы — прельщающие, нарушающие молитву, пост, исключающие раскаяние. Покаяние, образы, насмехающиеся, ерничающие над миром, плод работы ума, лишенного сердца. Ложные образы — хорошие. Приятные сновидения, они тоже от лукавого, и только плохие, неприятные сны можно считать предупреждениями, а еще лучше не принимать во внимание ни те, ни другие. Психоаналитики, эти псевдодуховники, наоборот, погружают человека в темный виртуальный мир.

Истинные животворящие образы — от Бога. Они заслужены трудными шагами вверх по лестнице, молитвами и постом, бдением и добрыми делами. Любая психопатология лечится здесь верой, неустанной единой работой ума и сердца, воздержанием.

В преображении житейское и мудрое слиты. Это живознание - чувствознание (А.С. Хомяков) с его духовно-нравственной целостностью рассуждений и выводов, обобщающей предметностью, единством высокого и житейского. “Дерево” — жизнь и целостность ее познания. “Лестница” — духовное восхождение. “Дом” — вселенная. “Колодец” — религия, соборные традиции, любовь к Отечеству, язык. “Ключ” — условия вхождения в будущую жизнь. Превращение “камней” в “хлебы” — первое искушение в границах оторванного от совести “научно-технического прогресса”. И т.д. и т.д. Если бы наука, сорвавшая запретный плод познания, все-таки вернула бы себе целостность такого познания жизни!... Но для этого ученому, как и всякому человеку нужно вспомнить, что он “вовсе не материальная скотина. но высокий гражданин высокого небесного гражданства” (Гоголь Н.В. Духовная проза. М..1992.С.28).

Вот ведь разворачиваются в Божественное познание мира, Божественное откровение притчи Иисуса Христа и апостолов об обыкновенных земных событиях. И согласно этому раскрывается Феофаном Затворником известная притча о богатом и Лазаре из Евангелия от Луки: “Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть. В чем их истина... Чувства этого...богача наверное испытывают все отходящие отселе. И, следовательно, по тамошнему убеждению. Которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни — Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере. Свидетельству тамошних, перенося себя в их состояние. Сущие в муках не станут лгать... Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: “авось как-нибудь пройдет”. Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого” (Православный календарь.1998. С.191).

И Любовь здесь вовсе не та страсть, которая, в рамках "либидо", “сублимируясь” в той или иной степени, определяет своеобразие человеческой деятельности. В “Слове 30” из “Лестницы“ читаем: “...4.Кто хочет говорить о любви Божьей, тот покушается говорить о самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных; 5.Слово о любви известно Ангелам; но и тем по мере их просвещения. 6.Любовь есть Бог (Иоан.4, 8); а кто хочет определить словом, что есть Бог, тот слепотствуя умом, покушается измерить песок на бездне морской. 7.Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему. Она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения. 8.Любовь собственно есть отложение всякого противного помышления; ибо любы не мыслитъ зла (1 Кор.13, 5)”.

Трудно итти не только вверх, по лестнице. Труден и сам путь к ней. Однако, следуя советам Иоанна Лествичека, от сокрушения перейдем к самопознанию, а от него — к смирению. “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими...тесны врата, и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф.7. 13-14).Пусть души наши будут в упоении к Богу, с верой нашей, бездной долготерпения, морем смирения, без всякого противного помышления. Может быть, тогда мы скажем на смертном одре, как сказал умирающий русский гений Н.В.Гоголь: “Лестница... Выше, выше...”.

Как же судить об этой статье? Как о нисхождении с лестницы? Но я даже и не на малой стремянке. Как об отклонении от пути к лестнице? Надо бы промолчать, не поддаваться искушению. Но не ради гордыни, не ради славы пишу. За последние годы нагляделся на обращение некоторых, из нашей ученой братии, к Богу уже в самом конце жизненного пути, когда им запоздало только и открывается истинный смысл жизни. Это прискорбно, — и сам я все еще неофит, хотя и крещен от рождения. Вот и хочется сказать соборное слово, которое, надеюсь, кому-нибудь поможет, предостережет от метаний, в поисках безопасности, от гербалайта к йоге, от чревоугодия к голоданию, от инопланетян к Порфирию Иванову, от К. Маркса к М. Веберу, от В.И. Ленина к Н. Бердяеву с его “человекобогом”, от рационализма к восточной мистике, от “кашпировских” и экстрасенсов к “хаббардам”. Тут же, конечно, как постоянная величина, и З. Фрейд. Печальное зрелище — научные работы мятущихся. Еще печальнее — расколотая, растерзанная жизнь без истинного ее смысла.

Перед свободным человеком два пути: вверх и вниз. Иного не дано. И вне Бога духовные искания ведут в ад.

Конечно, все слова, сказанные мною, а через них - и меня, можно “исследовать”, “ изучить” на рациональном уровне, но лучше этого не делать. Примите умом и сердцем.

Надеюсь, Господь Бог простит меня грешного за сказанное.

Ибо любы не мыслитъ зла.

 

II

"Светская церковь" против Святой Церкви

Несколько лет назад в "Литературной России" была напечатана моя довольно нашумевшая статья о телевидении - "Храм сатаны". И совсем недавно на одном совещании прошел слух, что я от этой статьи отказался. Хочу подтвердить, что не отказывался и не отказываюсь.

Наши СМИ переживают глубочайший кризис, падение в пропасть, и современное телевидение, продолжая оставаться "храмом сатаны", выступает сейчас еще и в обличье "светской церкви".

Остановлюсь на трех вопросах. Первый: о самом понятии "светская церковь". Второй: о "ренессансе светской церкви". Третий: об основных направлениях "светской церкви ".

 

О понятии "светская церковь"

В последние смутные десять лет на Западе получили достаточно широкое распространение представления о журналистике именно как о “с в е т с к о й ц е р к в и”. Существо этих представлений связано с противопоставлением средств массовой коммуникации традиционной церкви на основе такого содержания, при котором нравственность, связанная с религией, заменяется светской моралью. То есть когда СМК берут на себя функции нравственного воспитания взамен Святой церкви, но так, чтобы это воспитание было противоположным.

Подобные представления имеют свою традицию, истоки которой в так называемой "эпохе Просвещения". Идеологический фундамент этой эпохи антирелигиозен. Антихристианская направленность Просвещения более чем известна. Она проявилась не только в философских произведениях того времени, но и в литературно-журналистском творчестве. Мало кто решался тогда противопоставить пропагандируемой светской морали христианскую мораль, проповедовать последнюю означало публично причислить себя к мракобесам, ретроградам, консерваторам. В России пионером светской церкви задолго до французской революции был Петр I, устраивавший в Лефортово шоу о "потешном Синоде".

Эпоха Просвещения закончилась так называемой Великой французской революцией, явившейся торжеством светской морали, освободившей революционеров от совести. В это трагическое время совесть была заменена революционной целесообразностью, из-за которой гибли миллионы люден.

Бессовестность и служащее ей бессовестное слово вели к смерти, во имя "светлых идеалов", отторгнутых от нравственного начала. Это крайнее выражение политической аганжированности светской церкви, с в е т с к о г о м о н а ш е с т в а. Соответствующая связь никогда не прерывалась.

В наше время электронные СМИ всемерно способствуют распространению светской церкви во всемирных массовых масштабах, то есть — глобальной светской церкви в глобальной "электронной деревне".

Светская церковь и определенная политическая направленность представляют собой неразрывное целое. И в известных политических шагах в отношении Православия без труда прочитывается то же самое содержание, что и в откровениях самой светской церкви. Достаточно вспомнить о "просьбах" официальных лиц США, высказанных Патриарху Алексию II о свободе любых религиозных сект и конфессий в России, а также поддержке Православной Церковью продвижения НАТО на Восток. И удивляться тут нечему: западнизация России, как и всего мира, невозможна без светской церкви.

Итак, "церковью" СМИ названы потому, что они должны обеспечивать распространение определенных идей повсеместно, на весь мир, то есть по масштабам сопоставимое с деятельностью традиционной церкви. И церковью "светской", — потому что эти идеи не религиозные, тем более не Православные, и не связаны с народными традициями. В одной из просветительских телепередач, посвященных глобальной информатизации, положительно и развернуто подчеркивались присущие светской церкви особенности, — светский проповедник, с в е т с к и й м о н а х хвалил свою светскую церковь.

 

"Ренессанс светской церкви"

 

Именно идеи создания глобального "информационного общества", "электронной деревни", где все и вся просматривается и прослушивается, обусловили расцвет светской церкви в наше время. Светская церковь — обязательное условие глобализации, "западнизации" (А.А.Зиновьев) человечества, унификации национальных культур.

Светская церковь призвана распространять не только идеи, научно обоснующие определенную политику. Главнейшими направлениями в деятельности электронных СМИ, как светской церкви, являются наступление на Православие и разгром России. То есть светская церковь, опосредованная научно-техническим прогрессом и верно служащая ему, выражает сугубо научные идеи, направленные на достижение глобалистских политических западных и прозападных программ.

На конференциях, посвященных соответствующей тематике, отмечается, что светская церковь содействует укреплению норм морали, нравственности. Однако как и двести лет назад, между рационалистически взвешенным *правильным поступком", то есть с точки зрения светской церкви поступком именно нравственным, и действительно нравственным актом — разница более чем качественная, даже при всем внешнем сходстве. При внешней идентичности поступков, признаваемых светской церковью и Православной церковью нравственными, та и другая дают разную оценку основе поступков - мотивам, внутреннему содержанию деяния.

Слово светской церкви — мертвое, убивающее слово.

Отсюда следует чрезвычайно важный вывод не только о том, что к слову нужно относиться как к поступку, но и о том, что с л о в о е с т ь п о с т у п о к. Следовательно, любую словесную деятельность нужно судить той же нравственной мерой, что и любой поступок.

В деятельности, ограниченной рамками СМК, выполняющими функции светской церкви, торжествует холодное рассудочное слово "по разуму", "по выгоде". Таким сугубо рациональным, прагматическим, "по выгоде" выверенным словом оценивается любой поступок. И само слово оценивается лишь расчетливо, *во здравому смыслу". Мертвое слово можно купить и перепродать подобно индульгенции с отпущением гре- хов. И здесь стоимость подельного слова повышается подобно тому, как повышается цена при выкупке индульгенций с номинациями более тяжких грехов.

Отвечающий канонам светской церкви журналист относится к слову как к п р е д м е т у к у п л и - п р о д а ж и. Это человек не внутренний, а внешний, не светлый, а светский. Светское не есть светлое (мирской “высший свет” — противоположность внутреннему высшему свету души). И обращение со словом противоположно здесь пониманию слова как "высшего подарка Бога человеку" (И.В.Гоголь). Мертвое слово — по цене. Живое слово — по совести.

Отвечающий канонам светской церкви журналист - проповедник светской церкви. Он становится рядом с психоаналитиками, его ремесло оправдывается фрейдизмом. И все ведущие жанровые формы, в рамках которых он работает, пришли к нам из зпадных СМК, в частности, с западного телевидения, отвечают всем требованиям глобальной "электронной деревни".

 

Основные направления светской церкви

Если говорить о телевидении, то это, прежде всего, бесстыдная, наглая реклама, как мощнейший богоборческий инструмент. Сравнительный контент-анализ рекламы, когда она претендует на нечто большее, чем на справку о товаре, и иконы по основным коммуникативным позициям показывает, что реклама выполняет функции, полностью противоположные целевым предназначениям иконы. Светская церковь, превращая духовно-нравственную культуру в сопутствующий золотому тельцу элемент, то есть в свою противоположность, перекрывает путь к Богу, к настоящей церкви.

Если подлинная, т.е. основанная на духовно-нравственных ценностях культура приобщает личность к этим ценностям, то светская церковь стремится разрушить такую культуру именно в ее основе. СМК действуют как система культурологической пропаганды, навязывающей духовно-нравственной культуре совершенно несвойственное ей функциональное содержание, противоположное изначальному.

Никогда еще с момента возникновения электронных СМИ культурологическая пропаганда не была столь массовой и агрессивной. И не коммерческие цели, прежде всего, преследуются, когда в телерекламе каких-либо товаров, используются произведения бесценного фонда культуры, литература и живопись, музыка и архитектура. Главные цели — разрушение этого фонда, превращение его всего-навсего в "сопутствующий" товару, золотому тельцу массовый “элемент”. Тем самым делается не шаг к Богу, а шаг к сатане. Реклама — мощный повелительный рычаг для того, чтобы повернуть массовую аудиторию лицом к сатане.

Высшее предназначение духовно-нравственной культуры — содействовать следующему главному шагу личности к Богу. И. А. Ильин в своей работе об искусстве писал об этом так: "Все великое в искусстве родилось из служения; служения свободного и добровольного, ибо — вдохновенного. Не из службы или прислуживания, не из властного "заказа", воспринятого рабскою душою. А именно из ответственного, благоговейного служения". Художник "обращается ко всем людям и прежде всего, конечно, к своему народу с призывом: "Примите, вкусите, исцелитесь и умудритесь".

Второе господствующее на нашем телевидении направление светской церкви — это ток-шоу на нравственные темы. Вершиной их является сейчас "Большая стирка", где люди говорят о самом интимном, сокровенном. И то, что называется "тайной исповеди", выступает здесь совершенно в другом обличье. К "Большой стирке" примыкают "Моя семья", "Что хочет женщина" и др. Это направление связано с нравственным эксгибиционизмом, крайне нездоровым стремлением нравственно "раздеться" перед всеми, без которого невозможен папарацизм журналистов, о котором часто говорит Ю.М. Лощиц. Ветвь этого направления становится все более самостоятельным направлением в "программах подглядывания" типа "За стеклом".

Телеведущие, как «элита», претендуют на роль наших ведущих. В одной из программ такого рода мы, верующие, были названы «религиозным быдлом».

Четвертое направление — "денежные" викторины и игры, из которых самое "безвинное" — "Поле чудес". Вершина же — оставленная А. Кохом как бы в наследие "Алчность". Целью таких передач является формирование личности, совершенно противоположной православным ценностям. Здесь культ богатства, воли случая.

Есть еще одно течение, о котором нужно говорить специально, — астрологическое, в которое вовлечены и телевидение, и вся наша печать, как качественная (есть ли она?), так и некачественная. За астрологическими прогнозами скрывается большая скверная идеология.

Первая функция СМК, которые втянуты в богоборческий процесс, это оттащить народ от Святой церкви.

Вторая — обесценить духовные традиции, идущие из далекого прошлого, разрушить нравственные устои народа.

Третья — опорочить культуру, ее золотой фонд.

Четвертая — сформировать светский, безнравственный тип личности, без стыда и совести, без сострадания, без уважения к старшим, к женщине-матери, жестокий и бескультурный, "бесовский", поклоняющийся золотому тельцу. Тип, который психологи называют "агрессивным", "некрофилами".

Светская церковь уродует и разрушает нормальное, с о в е с т н о е духовно-нравственное поле личности, без которого невозможны ни равнозначная оценка наших поступков, ни оценка мира в целом. В то же время СМИ, выполняющие функции светской церкви, искажают и разрушают нормальный, с о в е с т н ы й духовно-нравственный внутренний мир личности, без которого невозможны ни равнозначная самооценка наших поступков, ни оценка мира в целом. По существу это процесс постепенного полного отчуждения, порабощения личности, тем не менее воспринимаемых самой личностью не только как свободный выбор, но и как свобода.

Создается впечатление, что наши СМК, в первую очередь телевидение, захватила некая секта, желающая слепить нас по своему подобию.

Что делать?

Конечно, многие журналисты не ведают, что творят. Их аргументы наивны, они говорят о "свободе", "раскованности", ссылаются на "запросы аудитории". Известно, куда ведет эта аргументация.

Крайне важно воспитывать профессионалов на глубокой, последовательно духовной основе. Сейчас не только в Москве появились светские вузы, как государственные, так и частные, в которых тем не менее открыто присутствует православное светлое начало. Эти вузы, как и школы, надо лелеять. Нужны вузовские и школьные учебники, также созданные на глубокой, последовательно духовной основе.

Государство должно принимать строгие меры, соответствующие всем законам, постановлениям, принятым в последнее время, особенно "Доктрине информационной безопасности РФ", которая, как видно, для СМИ "руководящим принципом" не является. И сама Святая Церковь также должна четко и своевременно заявлять о роли СМК в падении нравов нашего общества. Нужны специальные конференции по данной проблематике. Нужен повсеместный отпор, как единственное условие нашего нравственного падения.

В одном из своих писем ("Нужно проездиться по России", 1845 г.) Н.В. Гоголь писал о святом образе России: "Монастырь ваш — Россия! Облеките же себя умственной ризой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться в ней... Потому и любимо так сильно дитя матерью, что она долго его носила в себе, употребила на него и вся из-за него исстрадалась. Очнитесь! Монастырь ваш — Россия!".

Юрий Буданцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"