На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Тайна беззакония  
Версия для печати

Сверх естественные существа и магия (сихр) в исламе

Очерк

Часть 1

 

При изучении ислама обращает на себя внимание представление этой религии о сверхъестественных существах и магии или «сихре», как она называется по-арабски.

В исламе традиционно деление мира на видимый человеческому глазу мир людей, сотворенных из материи (как правило земного праха), и невидимый мир в котором существуют мелеки (часто ассоцируемые с ангелами в христианстве), сотворенных Аллахом из воздуха и джиннов, созданных Аллахом из огня. Понятие «сихра» как раз неразрывно связано с джиннами.

В силу ограниченного числа – 114 глав Корана (сур) для исламского богословия и правовой сферы огромное значение играет Сунна – второй после Корана источник права и установлений. (примечание редактора-Хадисы – отдельные сообщения о различных эпизодах жизни Мухаммада, его высказываниях и сопутствующих этому обстоятельствах, переданные устным или письменным путем. Вся совокупность хадисов образует Сунну (дословно Суннат Расул Аллах – пример посланника Аллаха) и является вторым после Корана источником исламской религии и исламского права). В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9 в значении рассказа, сообщения. Значение хадисов в исламской религии очень велико, так как пророк Мухаммад не только высказывал прямые откровения от Аллаха, но и комментировал их, а также показывал своим личным примером, каким должен быть жизненный путь мусульманина.

Все сборники хадисов делятся по степени достоверности-Достоверные (сахих), Хорошие (хасан), . Слабые (заиф). Суìра – арабское слово для обозначения главы Корана. Коран состоит из 114 сур, из которых 86 получены в Мекке, а 28 — в Медине. Каждая сура состоит из аятов (откровений). Количество аятов может быть от 3 до 286.На первый взгляд критерий расположения сур в их длине, последующие суры, как правило, короче предыдущих. Однако этот принцип выдерживается не всегда. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов (басмалы) «Во Имя Аллаха, Милостивого и Милосердного»), Знатоки Корана и Сунны, имеющие право толковать их и выносить на их основе религиозно-правовые заключения, обладают огромным влиянием на жизнь исламского общества – уммы.

Сложившаяся в таком виде система нормотворчества в исламе сделала данную религию исключительно динамичной, постоянно эвлюционирующей, адаптирующейся к трансформирующемуся обществу и влияющей на его изменения.

В силу этого и данная статья представляет собою не личные воззрения автора, а краткий обзор вышеупомянутого «фикха», т.е. накопленного исламского права в отношении сверхъественного мира, изложенного в вышедшей в издательстве «Бемут» в Сараево в Боснии и Герцеговине на боснийском языке переведенной с арабского книги «Мир джиннов и шайтанов»(“Svijet dћina i љejtana” Љejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Љebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozliж “Bemut Sarajevo”) шейха Бадруддина абу Абдуллы Омера ибн Абдуллы Шебли Ханафи.

Этот шейх жил в Дамаске в XIV веке и написал целый ряд книг по исламскому праву и философии, но самой значительной его работой была «Мир джиннов и шайтанов»

В этой книге шейх Бадруддин приводит строки из работ Абу Касима аль-Ансари Кади Абу аль-Бакиллани, имама Харамейна, шейха Абу Аббаса ибн Таймии и ряда других исламских религиозных авторов, опиравшихся как на Коран, так и на Сунну суры из Курана.

Живший на рубеже XIII-XIV вв. шейх Абу Аббас ибн Таймия считается основоположником идей исламского фундаментализма и до сих пор пользуется авторитетом у современных последователей «чистого ислама» или салафизма (Примечание редактора-термин Салафийя происходит от выражения aс-салаф ас-салих (праведные предки) или просто ас-салаф (предки), так как эпохой "праведных предков" или "праведных хплифов" считается время зарождения ислама, от начала проповеди Мухаммада и включая правление первых четырех халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али до начала расколов общины мусульман). Именно Ибн Таймие принадлежат идеи возврата ко времени Мухамеда и его четырех праведных халифов, принцип буквального следования Корану и Сунне с откахом от любых аллегорических истолкований и осуждения всех "нововведений", появившихся в исламской традиции после эпохи "праведных халифов". То, что Ибн Таймия в своих работах похвально отзывался о авторитете шейха Бадрудина, является достаточно серьезным потверждением весомости работ этого шейха.

Практически все исламские авторы подобно шейху Бадруддину считали что существование мира джиннов,не должно вызывать сомнения у «правоверного» мусульманина.

 

Кто такой Иблис-дьявол?

 

Рассмотрев мнения других исламских законоучителей, шейх Бадруддин приходит к выводу, что большинство из них считает Иблиса джиннном, и лишь немногие – мелеком Фигура Иблиса (Примечание редактора-дьявола) в книге «Мир джиннов и шайтанов» шейха Бадруддина оцененная им на основе мнений различных религиозных авторитетов представляется по-разному, но общим является то, что все считают Иблиса джинном и лишь некоторые считают его мелеком (Примечание редактора-джинн -бестелесный дух созданный Аллахом из огня и обладающий известной самостоятельностью в выборе между Аллахом и Иблисом. Мелек – бестелесный дух созданный Аллахом из воздуха и служащий ему). Практически все полагают, что Иблис попал на небо и долгое время служил Аллаху, к которому попал по мнению одних исламских авторитетов по воле последнего, либо по мнению других исламских авторитетов был посредником для общения с джиннами на земле, либо по мнению третьих – попал на небо как пленник мелеков, разбивших джиннов, либо по мнению четвертых Иблис как ребенок, вместе с мелеками участвовал в подавлении восстания джиннов. Следует заметить что например Шехр б. Хушиб согласно уже другой книге «Дьявол – миф и истина» уже современного боснийского автора Нияза Омера (“Davo – mit i istina”. Niaz Omer. “Preporod” “Gracanica”. 2007) , считал что после восстания джиннов, подавленного мелеками, Иблис был как пленник взят на небо,тогда как Са’адб Месу’уд считал, что Иблис вырос в плену, поклоняясь Аллаху и только затем отверг его.

Все же господствующим в исламе взглядом на дьявола является то что Иблис был одним из джиннов, живших после сотворения мира на земле. Правда тут есть определенное расхождение во взглядах между различными исламскими авторитетами и так в порядке исключения небольшая часть исламских улемов(Примечание редактора-исламского духовенства) считала Иблиса одним из мелеков, но основная часть улемов, в том числе и Саид Кутб(Примечание редактора-Египтянин Саид Кутба (1906-1966), ведущий идеолог современного исламского фундаментализма, автор книг «Фи зилал аль-Кур'ан» (В тени Кoранa) и «Мaалим-ат-тарик» (Знаки на пути), основной теоретик египетской организации «Братья-мусульмане», был казнен президентом Египта-Насером) считала Иблиса одним из джиннов.

Причиной падения Иблиса вышеупомянутые авторитеты единогласно считают созданного Аллахом Адама, которому он, в отличие от мелеков, отказался поклониться.

Что касается самих шайтанов то как пишет шейх Бадруддин по мнению Кади Абу шайтаны – это потомки Иблиса. Согласно Корану ни Иблис, шайтаны не могут ничем повредить мусульманам, если те сами не пойдут за ними. В этом большое отличие от христианства, где и праведники Иов и Иисус Христос пострадали от действий демонов и тех людей, которые пошли за демонами и Сатаной.

 

Вместе с тем шайтаны как правило расматриваются как одни из джиннов, но четкого деления тут нет и потому термины шайтанов и джиннов применяются без ясного различения.

 

При том согласно ряду хадисов существовали джинны, принявшие ислам, помощь от которых для мусульманина не могла считаться однозначно зазорной, как это было бы в отношении христианина, принявшего помощь от демонов.

Так в вышеупомянутой книге Нияза Омера «Дьявол – миф и истина» пишется что в хадисе Умара ибн Хаттаба, описывается как посланник Мухаммед встречался с джинном Хаме ибн Химе ибн Лакисом ибн Иблисом, который помогал еще Нуху (Ною). Этот джинн получил прощение от Аллаха и стал «искренним верующим», а затем служил целому ряду святых известных из Библии, которых мусульмане признали как собственных праведников, дабы в упомянутом хадисе пророк Мухаммед благословил этого джинна и научил «некоторым сурам» из Корана.

Мир джиннов исламские авторы описывают по-разному, но общее следующее: джинны, населяли землю до людей, а после долгого периода покорности Аллаху в их среде произошло восстание против Аллаха, подавленное мелеками.

Согласно мнению исламских авторов джинны могут жить, есть,пить и даже размножаться подобно людям, а также могут и умирать. Среди них существуют джинны-мусульмане и джинны-неверные, в том числе джинны-христиане и джинны-иудеи и так джинны-мусульмане могут вести войну – «джихад» против неверных.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится сура «джинн», в которой описывается о том как джинны из Басры в долине Нехлех в районе Мекки слушали проповедь посланника Аллаха – Мухаммеда,как и приводятся примеры джиннов, принявших ислам.

В этой же книге говорится о том, что в исламском мире существует единогласное мнение, что пророк Мухаммед был послан не только людям, но и джиннам,что подтверждается рядом хадисов,как и толкований этих хадисов улемами(Примечание редактора-исламского духовенства).

Согласно шейху Бадруддину это подтверждает хадис от Ибн Аббаса как и толкования Абу-Аббас ибн Теймийи ибн Абдул-Берра и ибн Хазма, а также строки из книги имама Харамейна «Иршад фи редд ала Исавийех».

Наконец, в самом Коране есть целая сура «Эль-джиннн», посвященная джиннам, и говорящая, что джинны обязаны слушать пророка Мухаммеда,а такие же выводы содержатся в суре «Эль-Акаф».

В хадисе от Айши,супруги Мухаммеда(Примечание редактора-Айша (613–678) – дочь Абу Бакра, сподвижника пророка, с 622 – супруга пророка Мухаммада. После смерти своей первой жены Хадиджи пророк женился на Сауде, женщине, которая, также как и Хадиджа, была старше его. Однако она не смогла заменить покойную жену, а Мухаммад не смог к ней привязаться. Тогда Абу Бакр предложил ему жениться на его дочери Айше, которой в ту пору было 6 лет. Ряд исследователей считает, что этот брак (также как и некоторые другие) был совершен с политическими целями, ибо союз Мухаммада с ее отцом Абу Бакром означал укрепление авторитета пророка в Мекке. До 9 лет Айша жила в доме Мухаммада на положении дочери, а затем, после переезда в Медину, Айша стала супругой пророка.Айша считалась любимой женой пророка, так как в отличие от других жен, она имела на него влияние. С именем Айши связано большое число хадисов, приведенных в известном сборнике хадисов «ас-Сахих» аль-Бухари) приведенном в книге «Мир джиннов и шайтанов» и переданного от Муслима и Ахмада, приведенны слова Мухаммеда к Айше о том, что шайтан, пришедший искушать Мухаммеда, был побежден последним и принял ислам.

С этим хадисом как пишет шейх Бадруддин соглашаются большинство авторов,а имам Ахмед,Мухаммед ибн Юсуф Фирьяни и Шурейка ибн Тарик ибн Ханбал, также добавляют при этом, что джинны по словам Мухаммеда и помогали пророку делать добрые дела.

То же самое говорится в хадисе приведенного в книге «Делаил» автора Хафиза Абу Нуайма, приведенного в этой же книге шейха Бадруддина где также приводятся строки из другой книги «Мушкил-Асар» автора Абу Джафара Та-Хави аналогичного содержания, как и ряд хадисов о вышеупомянутом событии.

Сам Мухаммед встречался с джиннами в Медине, где обучал их исламу и всего, согласно шейху Бедруддину Муххамад шесть раз встречался с джиннами, которые добровольно приходили к нему учить Коран.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится еще целый ряд хадисов о том, что джинны слушали учение Корана с пророком Мухаммедом и сами потом обращали остальных джиннов в ислам и приводятся мнения религиозных авторитетов таких как, например, Абу Хузейфе Ишак ибн Бишр Курайши, о том что Аллах посылал к джиннам своих посланников из числа самих джиннов, которых джинны же и убивали.

В ряде хадис также описывается случай столкновения двух смерчей, после которого осталась мертвая змея и в одной из хадис этот джинн был назван мусульманином Амром ибн Джуманетом, погибшим в бою с «неверными джиннами».

 

Облик джиннов.

 

В отношении облика джиннов также существуют различные мнения и так Абу Бекр Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» пишет, что джинн не может менять облик, но только с помощью магических приемов – «сихра» представляет возможность людям иметь обманчивое впечатление о своем облике,что же подтверждает и Коран.Вместе с тем шейх Бадруддин пишет в своей книге, что когда враги пророка Мухаммеда совещались в Дору– Недва, то к ним пришел шайтан в облике шейха из Неджда.

В этой же книге приводится целый ряд высказываний из хадисов и книг исламских религиозных авторов о том, что джинны могут быть и в облике черных псов, что подтверждает и хадис о словах пророка Мухаммеда, приведенный Кади Абу Яла. Часто упоминаются джинны в облике змей, о чем пишут Абу Дунла в книге «Мекайиду Шейтан» и Абу Бекр Мухаммед ибн Джафар ибн Сехл Самири эль-Хаити в книге «Ховатиф эль-Дженен».

 

В то же время в описаниях джиннов много недосказанностей и противоречий и так шейх Бадруддин пишет что согласно книге «Хаватиф» джинны невидимы человеческому глазу, что опять-таки противоречит примерам, когда джинны видимы людям в образах псов, змей, людей или в иных человекоподобных или звероподобных обликах. Согласно исламским авторитетам существуют джинны не только в виде собак и змей, но и большее число джиннов, имеющих человекоподобный образ, либо их описание ограничивается наличием крыльев и то что они могут летать,как и менять свой облик.

Так как ни один хадис не содержит описания всех видов джиннов,то исходя из того что в одном хадисе говориться о джинне ввиде змеи,а в другом о джинне в ввиде женщины с огромным ртом, то единственно что их может обьединять так это способность менять облик.

 

Способности джиннов.

 

Сами джинны могут как передвигаться от места к месту так и жить на одном месте («Ховатиф Эль Дженан» автор Абу Бекра Мухаммеда ибн Джефер ибн Сехла Саммири Эль-Хараити).

 

Согласно шейху Бадруддину в исламском мире того времени существовало два основных мнения о возможностях джинна-одни утверждали, что все джинны едят и пьют, другие же отстаивали мнение, что только часть джиннов ест и пьет.

При этом в большинстве хадисов приводятся слова Аллаха о том, что каждая кость от еды, за которой упомянуто имя Аллаха, вновь обрастет мясом и послужит пищей для джиннов. Мухаммед потому и запретил мусульманам чиститься после совершения нужды костями,ибо эти кости по его словам предназначаются в пищу джиннам, названным им в обращении к мусульманам «вашими братьями».

Ряд исламских авторов также утверждает, что джинны могли жениться на представителях человеческого рода, но от таких браков рождались гемафродиты.

По господствующему в исламе мнению брак человека с джинном вполне возможен, хотя для мусульманина непозволителен с тем что шейх Бедруддин приводит мнения некоторых исламских авторитетов, которые считали, что такие браки все таки разрешаются.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» приводится рассказ Абу Бакра Курайши о том, как два исламских авторитета Вахб ибн Мунейбин и Хасан Аль-Басри годами находились на хадже вместе с джинном, который являлся толкователем хадисов. При том джинны часто присутствуют при исполнении мусульманами различных религиозных обязательств, начиная с намаза и хаджа и до дженазы (поминального намаза) и джихада, а также обучают людей в ходе исполнения этих обязаностей исламу. Помимо этого в благодарность за те или иные услуги джинны могут обучать людей искусству исцеления от болезней.

Шейх Бадруддин приводит высказывание ибн Абу Дуня о том, что джинны могут совершать намаз,как приводятся мнения и других авторитетов ислама о том что они могут совершать добрые дела, за которые получают награду Аллаха и наказываются им же за совершенные ими злые дела.

Более того, согласно шейху Бедруддину и ряду других авторов, намаз могут совершать джинны и люди вместе, и по словам Ибн Сайрефи эль Харани (книга Фавоид) джиннам разрешается возглавлять намаз.

 

Часть 2 Категории Джиннов

 

Согласно общепринятому в исламе мнению сами джинны делятся на «добрых» и «злых», называемых шайтанами. Джинны-мусульмане войдут в Дженнет(рай) тогда, когда шайтаны во главе с Иблисом(дьяволом), престол которого находится на море, окруженном змеями, войдут в вечный огонь Джехеннема(ад).

В своей книге шейх Бадруддин обосновывает это рядом примеров из толкований и хадисов о том, что джинны живут в каждом доме, где проживают мусульмане. Это подтверждает и Абу Бакр ибн Убейд в книге «Мекайиду Шейтан», причем согласно этому же автору, эти джинны защищают мусульман от других джиннов (хадис от Йезида ибн Джабира).

Согласно целому ряду хадисов джинны живут также и в нужниках, почему мусульмане при входе в нужник должны читать молитву Аллаху.

Также шейхом Бадруддином приводится хадис от Абу Дауда о том, что если мусульманин вспоминает имя Аллаха при входе в дом и во время еды, то шайтаны не могут оставаться в доме и за столом.

Убийство джинна возможно и в книге «Мир джиннов и шайтанов» приводятся хадисы Ибн Абу Мелейкете и Хубейбы о том, как супруга Мухаммеда-Айшаприказала убить змею, которая была джинном-мусульманином и во искупление греха обязана была раздать бедным милостыню согласно одному хадису или освободить сорок рабов, согласно другому. По мнению Хубейбы убийство джинна в виде змеи разрешалось лишь только по очень веской причине и обязательно после трёхкратного её предупреждения.

Вместе с тем джинны могут вредить людям и в книге «Мир джиннов и шайтанов» есть строки из книги «Фенун» Ибнул Акила, где в качестве примера приводится следующий случай: в доме в Заферийи (под Багдадом) во дворе находился колодец, из которого выходили джинны и убивали людей, ночевавших в доме. Мусульманин, читавший Коран, остался жив и подружился с джинном, выходившим из колодца. Этот джинн, как и все остальные джинны, жившие в колодце, являлись мусульманами. Более того, этот мусульманин спас джинна от смерти тем, что откупился от человека, который хотел поймать змею, в образе которой находился джинн.

Таким образом согласно мнению исламских авторитетов правоверный мусульманин должен быть защищен от джиннов и согласно хадису Убейта ибн Кааба, переданного Абу Касимом Табарани и приведенного в книге шейха Бедруддина от шайтанов защищает аят из суры Аль-Бакара, а также защиту от шайтанов обеспечивает чтение ряда сур Корана.

Разумеется сама магия – «сихр» мусульманину нынешним исламским духовенством не разрешена, однако тут мнения исламских авторитетов прошлого расходятся. Как пишет шейх Бадруддин согласно ряду хадисов и самому Корану Аллах послал в Вавилон двух мелеков(Примечание редактора-духи созданные Аллахом из воздуха и часто ассоциируемые с ангелами в христианстве) – Харуна и Марута, которые согласно одним хадисам научили сихру неверных, а по другим – предупреждали об опасности от сихра.

Исторически согласно работе «Дьявол – миф и истина» понятие «сихра» признается большинством исламских религиозных авторитетов, такими как Фархудин эр Рази, Ибн Фарис, Уль Муджемул-Весит, Аль Азхари, Лисанул Ареб, Ибну Кудаме Аль-Макдиси, Ибн-уль Кайим.

Так, согласно хадису, записанному Акрамом от Ибн Аббаса, «сихр» возник в египетском селе Аль-Ферема и отрицание существования «сихра» является «уходом из веры». Таким образом все вышеуказанное может быть истолкованно теми или иными мусульманами что раз отношения джиннов и людей строяться на условно говоря равноправной основе и соответственно коли джинны «де-факто» могут быть частью мусульманской уммы(сообщества мусульман) и правоверным мусульманам разрешенно принимать помощь от джиннов, то можно предположить что при определенных обстоятельствах некоторые из этих мусульман могут и просить джиннов о подобной помощи.

В книге «Мир джиннов и шайтанов» шейх Бадруддин как раз и описывает,то как те кто занимается «сихром» или «ширк», часто составляют послания «амайлийи», в которых пишут то что «шайтанам мило»,и последние взамен оказывают этим людям услуги, например, находят источники воды, переносят их по воздуху,а также предоставляют этим людям материальные блага других людей и тому подобное

По мнениям исламских авторитетов и хадисам, приведенным шейхом Бедруддином, джинн мог вселиться в человека, оказавшегося целью ритуала «сихра» и так им приводится аят «Аль-Бакара», согласно которому шайтаны могут входить в тело человека.

В силу этого мусульманину разрешается проповедь ислама или упоминание имени Аллаха при изгнании джиннов из тел людей, но вместе с тем запрещается изгонять джиннов из людей с помощью самих же джиннов. Хотя сама такая возможность не отрицается, но рассматривается как грех.

 

Сами исламские религиозные авторитеты предупреждают в своих работах о большой опасности исходящей от джиннов.в первую очередь от шайтанов и шейхом Бадруддином в его книге приводятся строки из книги «Мекайиду-шайтан», где описывается джинн Суула в женском облике, поедающий людей, причем этот джинн также согласно «Мекайиду-шайтан» "читал даават", т.е. занимался проповедью ислама.

Как защиту от шайтанов этими исламскими авторитетами рекомендуется чтение определеной суры или аята. Например, шейх Бадруддина приводит случай, когда ночной джинн Гул в женском облике прочитала схватившему её мусульманину аят "Курсий" (Святой) как защиту от джиннов, а в книге «Аджааиб» автора Абдурахмана ибн Мунзура приводится пример когда аят из суры "Имран" защитил мусульманина от шайтанов.

Сам шейх Бедруддин писал, что от джиннов защищает обращение к Аллаху и упоминание его имени, чтение суры «муаввизетейн», чтение суры «Курсий», чтение всей суры «Аль-Бакара» либо двух её последних аятов, заучивание наизусть части суры «Ха-мим-Аль-муумин», чтение исламского символа веры – шахады.

 

В силу всего вышеуказанного неудивительно что в исламе появление различных оккультных движений было достаточно привычным явлением.Самой показательной тут была религиозная практика шиитов у которых, в отличии от сунитского ислама духовному сословию (аятоллам, т.е. буквально "слову Аллаха") было разрешенно толковать Корана и хадисы сообразно с собственным мнением и эти их частные мнения становились для остальной шиитской общины религиозными правилами.

Да и сам принцип «иджитихада», т.е. выработки новых религиозно-правовых установлений у шиитов продолжал достаточно свободно истолковываться в отличие от суннитских улемов, опирающихся как правило на Коран и хадисы, равно как и на соложившийся корпус ранее принятых фетв – религиозно-правовых заключений и установлений, полагающейся, как правило, на установившиеся мнения авторитетных в прошлом алимов.

Например, именно с шиитской династией Убейдаллы, провозгласившего своим предком Исмаила, потомка Фатимы, и захватившего власть в Египте, связанно появление секты исмаилитов.

Исмаилитом был и знаменитый "Старец горы"– Хасан ибн Саббах создавший орден ассасинов с центром в замке Алавут у города Казвин на севере Ирана(Примечание редактора-Ассасины (хашашины, хашишины,хассасин, гашишин; от араб. хашиши, мн. ч. хашишийа или хашишийун— «употребляющий хашиш»— наименование, под которым получили широкую известность в Средние века и в настоящее время исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с комплексом расхожих представлений о низаритах как о террористической секте, члены которой, одурманенные наркотиком фанатики, совершают многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Уничтожена монголами в 1258 г.). Управляемый "Каирской ложей" орден ассасинов представлял из себя закрытую секту в которой стали практиковаться различные ритуалы берущие корни в языческих мистериях и носившие согласно мнениям современиков-оккультный характер.По большому счету сами языческие мистерии и преследовали оккультные цели,по крайней мере если эти мистерии оценивать на основании мнения православного богословия.

Сам Хасан ибн Саббах был, прежде всего, духовным лидером созданной им религиозной общины-ассасинов и одновременно являвшийся командующим мощной военной силы ассасин готовых убивать по первому его знаку.

Вряд ли влияние гашиша постояно упоминаемое в книгах об ассасинах могло обьяснить сознательную их самопожертвеность,ибо ныне и более тяжелые наркотики подобной самоотвержености не вызывают.Так же безосновательны обьяснения об организации какого то якобы обмана когда кандидата напаивали вином и отводили между невольниц "Старца с горы" как якобы в рай. Вряд ли бы какая нибудь невольница когда-нибудь не выдала обман или сами ассасины в междуусобном общении не выяснили факт такого обмана и тем самым очевидно что Хасан ибн Саббах обладал умением полностью контролировать поведение и сами души своих ассасинов,иначе вряд ли бы они столь самоотверженно умирали. Очевидно что подобное умение могло было быть им полученно только в «Каирской ложе»,где он и прошел инициацию.

Однако подобная практика была вовсе не специфична для исмаэлитов или только для одних шиитов. В сунитском исламе существование схожей практики можно отметить в суфийских братствах "тарикатах", известных в Европе как дервишские ордена.

 

Разумеется все это является ныне историческим прошлым. Однако и в современном исламском мире до настоящего дня можно встретить ритуалы "изгнания джиннов" из больных посредством ритуалов, описанных в том числе и в книге шейха Бадруддина. Неслучайно элементом реисламизации боснийских мусульман стал перевод и переиздания теологических работ по "исламской демонологии" или точнее говоря "исламскому джинноведению". И хотя современный салафизм многие считают своего рода «исламским пуританством», крайне рационалистической идеологией, подозрительной к любым мистическим аспектам и поискам, но идейные основатели этого течения, такие как Ибн Таймия не ставили под сомнение основы «исламского джинноведения».

Интересно, что отличное от христианского представление о сверхъестественных существах облегчает адаптацию современных суггестивных техник последователями исламского фундаментализма.

 

 

Источники:

 

1. Ў°Svijet dћina i љejtana” Љejh Bedruddin Ebu Abdullah Omer ibn Abdullah Љebli Hanefi. Prijevod Eniz Kozliж “Bemut Sarajevo”.Сайт http://www.islamskeknjige.com/

2. Ў°Davo – mit i istina”. Niaz Omer. “Preporod” “Gracanica”. 2007.

3. Ў°Savremeni dzihad kao rat”. “Nova Knjiga”, Beograd, Serbia 1989; Grafomotalica, Prnjavor, Bosnia and Herzegovina,1995

4. «Тайные общества XX века». Боголюбов Николай

Олег Валецкий


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"