На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Обращение участников xviii всемирного русского народного собора

Председателю Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку В.И. Толстому

О защите русского слова,

о достойном изучении русской словесности и развитие российского образования

 

Уважаемый Владимир Ильич!

Уважаемые члены Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку!

 

Достижения отечественного образования ХХ века, получившие в стадии наивысшего развития мировое признание, ныне утрачены нашей школой.

Основной причиной положения, сложившегося в российском образовании, является, с одной стороны, – очевидная некомпетентность «реформ», с другой – целенаправленная деструктивная деятельность иных руководящих органов и ряда чиновников сферы образования, противодействовующая сохранению и развитию в России школьного образования высокого уровня.

При насаждении разрушительных новаций мнение специалистов, и прежде всего классиков отечественной науки, цинично игнорировались; судя по результатам, реформами командовали чиновники, не осознающие и малой доли проблем якобы «руководимой» ими важнейшей области государственного строительства или же люди на деле относящиеся к России безучастно, даже враждебно. Иные работники названной сферы зачастую не противостояли абсурдным преобразованиям, желая «удержаться на плаву». Созданная псевдореформами рабская зависимость учителей от иных руководителей учебных заведений, иногда не обладающих должной педагогической квалификацией и талантом, создаёт обстановку для жесточайшего произвола и беспринципности в школьной среде.

Главный результат такого произвола в преподавании русского языка и литературы – недопустимо низкий уровень владения молодёжи родным словом.

Языковой уровень носителей родного языка – вопрос стратегический и политический. Слово сосредоточивает не только многовековой опыт народа, но является школой мысли и единственным способом целостного и всестороннего освоения жизни. Владение словом определяет уровень культуры человека и его возможности в приобретении знаний.

В условиях сложных цивилизационных процессов и намеренного снижения иными политическими силами уровня владения родным словом, при провоцируемом распространении растлевающей массовой культуры, вестернизации и поддерживаемой «сверху» глобалистами англоязычной культурно-языковой экспансии, в обстоятельствах неизбежной стандартизации и технологизации действительности, наш язык, наша словесность нуждается в последовательной действенной, нелицемерной, созидательной языковой политике, в защите от негативных воздействий СМИ, от целенаправленных, иногда замаскированных, акций информационно-психологической агрессии.

Цинизм и пошлость в СМИ не прекращаются, условия для противодействия этому в школе – сокращаются. Это связано не только с недопустимым сокращением содержания гуманитарных предметов и в особенности – словесности, но и с характером содержания новых программ, которые, как справедливо утверждает учёный-психолог, «направлены на разрыв поколений, на понижение интеллектуального и нравственного уровня наших детей, на формирование абсурдности и беспредметности и даже на национальное самоунижение. Это проводится через множество текстов, рисунков и тому подобное»[1].

В этих условиях писатели, учёные, преподаватели средней школы и высших учебных заведений чувствуют себя обязанными всеми силами поддержать требование о возвращении в образовании к исконным началам духовной и созидательной жизни нашего народа, принимая во внимание коренной пафос русской словесности, сущность нашей Веры, благодатный характер отечественной культуры и её вековые традиции.

Следует помнить, что любое отступление на фронте родного слова в условиях духовной агрессии и падения уровня культуры в стране должно быть оценено только как предательство Родины. Осознавая это, мы видим свой долг в утверждении, сохранении и защите русского слова, в возрождении достойного преподавания русского языка и русской литературы в школах и вузах России, в широком распространении плодотворной русской культуры, получившей мировое признание.

Это возможно при условии сохранения, утверждения и повсеместной защиты русского языка, при безусловном осознании того, что духовно-нравственные ценности народа, его образование, его культурное и духовное наследие входят как органические части в общую систему, определяющую жизнеспособность, сохранность и безопасность нации и России как независимой державы.

Сознавая, что будущее страны определяется уровнем и широтою образованности её граждан, мы с тревогой и болью наблюдаем как «с помощью» реформ разрушаются основы нормального школьного и вузовского образования, опиравшиеся ранее на освоение основополагающих базовых дисциплин, на принципы научности, системности, образовательной полноты, целесообразности и воспитательной ценности учебных программ, на теснейшую связь школьного дела, университетского и педагогического образования с наукой и культурой.

Первоочередной задачей восстановления школьного образования в настоящее время становится: утверждение отечественного мировоззрения в современной школе России. Вторая задача – вернуть в школу фундаментальные знания в той мере, в какой они были присущи ей в период расцвета в ХХ веке. Всё это определяет требование истинного национального и патриотического сознания и имеет целью третью задачу – вернуть в школу консолидирующую русскую культуру как феномен европейского и мирового масштаба, позволяющий всем национальным культурам России, опираясь на неё, существовать и расцветать в ней и рядом с ней.

Это возможно лишь с восстановлением исторически сложившегося национального и патриотического сознания, подорванного в области образования непоследовательной, ненаучной, неэффективной школьной политикой, ориентирующей на подражание далеко не совершенным западным образцам, на практическую денационализацию сознания через умаление преподавания русского слова и русской литературы.

Сегодня требуется решительная смена обеднённых за время «реформ» школьных стандартов и вузовских программ – новыми, соответствующими уровню школы независимой державы. Необходим решительный поворот от ориентации школы на воспитание человека с потребительским, обыденным сознанием к утверждению человека-созидателя, исполненного чувства гражданской ответственности за единство Отечества и исторически сложившуюся солидарность и единство патриотического служения его народов.

Необходимо на деле решительно отказаться от нигилистического отношения к духовным и культурным традициям нашего великого Отечества, России, вернуться к историческому осмыслению жизни человека и общества, следовательно, к восстановлению отношения к преподаванию гуманитарных дисциплин, сложившемуся к периоду расцвета образования в ХХ веке. Вернуться к восстановлению количества учебных часов на изучение русского языка и литературы в школах и вузах страны, и наконец – к возвращению в школу «забытого» за время разрушительных реформ богатейшего отечественного научно-методического наследия. Это единственно возможный путь реального восстановления школы, подорванной «реформами» и «новациями».

Мы считаем своим долгом возбудить широкое всероссийское движение за возрождение русского языка, литературы и истории отечества в нашей школе, добиться доведения её учебно-воспитательного состояния до уровня, соответствующего школе независимой державы, обладающей высочайшей традиционной культурой, богатейшим наследием в области национального образования.

Мы считаем безусловно тупиковыми образовательные новации, вроде ЕГЭ, неуместного тестирования, дрессировочных методов обучения и воспитания, тормозящих развитие школьного дела и наносящих ощутимый урон школе.

Настоящим Обращением мы заявляем о необходимости широкого движения в защиту русского языка, русской литературы и русской культуры в целом от недопустимых выпадов русофобов, врагов российской государственности, русской цивилизации и культуры. Мы будем содействовать профессиональной, научной оценке состояния всех областей жизни и государственной деятельности, определяющих содержание и направление развития важнейших духовно-образовательных сфер, начиная с состояния языка и культуры и кончая политикой в области средств массовой информации и защиты прав нормальной личности, нормальной семьи, школы и условий нормальной жизнедеятельности человека и народа в русле созидательных духовных ценностей великой русской культуры.

Во всём этом мы просим поддержки Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку.

Необходимо всемерное содействие повсеместной организации и работе обществ, кружков и других форм организации по пропаганде и защите русского языка, русской литературы, русской культуры и образования, а также юридической защите прав граждан, семей и сообществ людей в этих областях жизни.

Москва, Храм Христа Спасителя,

11 ноября 2014 г.



[1] Шишова Татьяна, Какую личность программирует «Программа «2100»? // Наш современник, № 8, 2010. С.182.

Соб.информ.


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"