На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Человек, вдохновлявший на жизнь

Участник Х Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!»

Когда произносишь имя Николая Островского, в памяти возникает другое имя - Павел Корчагин, герой романа "Как закалялась сталь". Но сам Островский много раз возражал против отождествления истории своей жизни и жизни Павла Корчагина. Он говорил, что "Как закалялась сталь" - роман, а не биография комсомольца Островского, но добавлял, что "вложил в этот образ немного и своей жизни, что в основу романа положено немало фактического материала".

Жизнь Николая Алексеевича Островского стала подвигом, он был человеком воли и мужества, человеком, который неразрывно связал свою судьбу с судьбой Родины.

Родился Островский 29 сентября 1904 года на Украине в бедной семье рабочего. В детские годы учиться ему почти не пришлось. Работать начал с 11 лет.

Восторженно встретил революцию, а в 1919 году участвовал во многих сражениях, был в частях кавалерийской бригады Г.И.Котовского и Первой Конной армии С.М.Будённого.

На фронте Островский дважды получал тяжкие ранения, в результате отказал правый глаз. Из армии пришлось уйти, а было ему - всего 16 лет. Страна восстанавливала народное хозяйство, и Николаю доверили возглавить комсомольскую организацию.

Однако здоровье ухудшалось, болезнь окончательно свалила его с ног. А через три года Островский ослеп. И тогда началась яростная борьба за жизнь. "То, что я сейчас прикован к постели, не значит, что я больной человек. Это неверно. Это чушь! Я совершенно здоровый парень. То, что у меня не двигаются ноги, и я ничего не вижу, сплошное недоразумение, плохая шутка", - писал он своему другу.

Не помогали ни операции, ни курортные лечения. Надежда на выздоровление растаяла, но Николай Островский не сдавался. У него возник план, "который имел целью наполнить жизнь содержанием, необходимым для оправдания самой жизни".

Осенью 1930 года он начал писать книгу-исповедь, книгу-биографию, где главным героем был бесстрашный Павка Корчагин. Конечно, внезапно ослепшему человеку писать очень трудно, строчка набегает на строчку, буква на букву. Он использовал трафарет - картонную папку с прорезями для строк. Потом друзья смастерили ему деревянный трафарет. Но это работы не ускоряло. Тогда он стал диктовать. Жене и друзьям.

Летом 1933 года писатель закончил свой героический труд.

В 1935 году в газете "Правда" о жизни Островского появился очерк "Мужество", написанный известным советским журналистом М.Кольцовым. И вот тогда миллионы людей узнали о писателе, о его неизлечимой болезни и удивительной стойкости. В революционной одержимости Павки читатели увидели народного героя, свободу.

И в литературу он пришёл из жизни. А со страниц романа, созданного талантом писателя, художественный образ огромной силы возвратился в жизнь, став примером для подражания.

Победа молодого писателя, сумевшего создать книгу напряжённую, страстную, наполненную борьбой и революционной мыслью, была блестяща. Но более удивительна и блестяща была победа человека, его воли, его духа над тяжёлой болезнью.

Вторая книга - "Рождённые бурей" рассказывает о молодых людях, закалённых в огне революции. Писатель завершил её летом 1936 года.

К сожалению, ему не довелось увидеть этот роман напечатанным. 22 декабря 1936 года героическая жизнь Николая Алексеевича Островского оборвалась.

... Уходя на войну с врагами светлого будущего, 15-летний паренёк из Шепетовки вряд ли предполагал, что через несколько лет в музее его имени будет настоящая Мекка для людей, которые "преодолели": слепых художников, парализованных скульпторов и безногих спортсменов. Стенды, посвящённые их "преодолениям", занимают сегодня большую часть музея.

...Администрация знаменитого Московского "Елисеевского" магазина давно желает расширить свои площади. "Елисеевские" мечтают наполнить мёртвое, на первый взгляд, помещение Музея Островского живой суетой торговли. Они хотят продавать гражданам, не задумывающимся о светлом будущем, шампанское и перепелиные яйца. (Интересно, принимал ли в пищу Николай Островский яйца птиц-перепёлок? Пил ли шампанское? Что он вообще ел? Ведь герои тоже должны каждый день есть.)

Но уж про 18 видов майонеза в одном магазине он уж не мечтал точно. Он мечтал о совсем другом счастье для всего человечества.

При жизни, как писатель, Николай Алексеевич был известен всего 4 года, и за это время вышли 54 издания его книги - это же рекорд Гиннеса! Магнитофонов ведь тогда не было. Романы свои он диктовал. И все главы держал в голове.

...На стендах Музея столько самоделок! Американским инвалидам и не снилось, что может придумать и сконструировать русский больной человек- инвалид для того, чтобы войти в строй нормальных людей. Это наша славная традиция - от трафарета для письма - до самодельной колясочки, которую сделала себе, чтобы ходить, простая русская женщина Людмила Рогова, когда врачи приговорили её к неподвижности.

Мы сами выживаем вопреки всему. У нас надо быть героем.

Островский, уже отдав Родине здоровье, неподвижно лежал в неудобной и шумной коммуналке, пока не стал героем, не написал (не надиктовал жене Таисии) книжку в полутёмном, сыром помещении. И только за год до смерти Родина перевезла борца за светлое будущее в двухкомнатную квартиру на Тверской.

Да, его пытались идеализировать. А он был обыкновенным жизнерадостным парнем. Ему нравились умные, красивые девушки. Николай Островский вдохновлял людей жить, и до сих пор вдохновляет.

Его даже исключали из комсомола.

Жизнь Николая Островского выделяется абсолютным, беспримерным служением прекрасным и яростным богам революции. Она сама по себе представляет нравственно-эстетический феномен, равный по силе и характеру, лучшим творениям героического искусства.

Недавно попалась на глаза одна заметка. Оказывается, в Китае за последнее десятилетие, Островский издавался 32 раза полу- торамиллионным тиражом! И ещё китайцы не пожалели полтора миллиона долларов, чтобы создать фильм "Как закалялась сталь".

Прежде чем начать снимать свой фильм, они провели социологический опрос: по какому из произведений мировых классиков люди хотели бы видеть сериал? И с большим перевесом победил Островский. Было отснято 20 серий. И первый показ по телевидению проходил во время китайского Нового года. Когда всей семьёй садятся и смотрят телевизор!

И портреты Островского там не редкость. Он до сих пор является кумиром китайской молодёжи.

А в своей стране оказался почти забыт. Почему так?

Ведь не знает никто, что нас поджидает в этой жизни.

Вот зачем нужна каждой душе сталь! Бывают случаи, когда жизнь иногда ударяет почти смертельно. И тогда один теряет своё лицо, другой становится попрошайкой. И редко кто пытается быть полезным обществу, как Николай Островский.

Выяснилось, что роман "Как закалялась сталь" в течение последних 15 лет не издавался в нашей стране ни разу. Возможно, больших литературных достоинств в этом произведении нет. Может быть, местами он даже скучный. Что-то нам, сегодняшним, в нём и не понятно, и не интересно.

Но ведь писательской деятельности этому человеку было отпущено судьбою всего четыре года! И ведь Николай Островский почти не учился. В 25 лет зрение потерял, в 30 - возможность двигаться, а в 32 года умер.

А когда первая рукопись романа в издательстве пропала, Николай Алексеевич снова по памяти её восстанавливал!

У какого ещё писателя были такие "условия" для творческой деятельности?

Понятно, что любое произведение искусства, естественно, может кому-то нравиться, а кому-то не нравиться. Великий Шаляпин, к примеру, великого Чайковского не любил и никогда в его операх не пел...

Роман "Как закалялась сталь" является одним из духовных поплавков, удерживающих человечество над поверхностью материального бытия. Если убрать его из коллективной нравственной памяти, она перекосится, станет неполной.

Труд, произведение Николая Алексеевича Островского, достоин полноценного литературоведческого анализа. Но главное достоинство, конечно, не в этом. Оно в высочайшей нравственной энергетике романа.

Книга была переведена на многие языки мира, несколько раз экранизирована.

Конечно, образ главного героя автобиографичен. Писатель использовал право на вымысел, талантливо переосмыслив личные впечатления, документы, создал картины и образы широкого художественного значения. Органическое единство характера личного и общественного, идейность и непреклонная воля, помогли Павлу Корчагину преодолеть страшную для бойца трагедию - выход из строя.

Но Островский и Корчагин - далеко не одно и то же. Островский-писатель изменял, хронологически переставлял отдельные эпизоды жизни Островского-человека в той мере, в какой этого требовали законы художественного жанра. В романе, например, борьбе Корчагина со своим недугом времени отведено совсем немного, в то время, как сам Островский к койке был прикован очень надолго, и именно этот период его биографии превосходит по драматизму все предыдущие. Но писатель убрал в подтекст, вынес за пределы повествования долгие годы неподвижности героя не потому, что сомневался в своей способности адекватно передать на бумаге глубину и сложность его переживаний, а потому, что сами эти переживания были расценены автором, как нечто "третьестепенное, малосущественное для главной правды о личности корчагинского склада".

Революционный настрой и деловая речь, документальность и художественный вымысел, лиризм и хроника - всё это соединяется у Островского в принципиально новое для советской литературы художественное целое.

В романе передан революционный порыв народа, частицей которого ощущает себя Корчагин.

Произведения больного писателя-инвалида играли мобилизующую роль и в годы войны, и в дни мирного строительства. Книги оказывали влияние на формирование образа молодого героя советской литературы.

В 1935 Николаю Алексеевичу Островскому было присвоено воинское звание бригадного комиссара.

Страна Советов наградила орденом Ленина.

А Ленинский комсомол сделал его своим Лауреатом.

Виктор Рыбин, Объединение «Радуга ремёсел» МБОУ «СОШ № 1» п. Ханымей Пуровского района


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"