На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Березка

Участник VII Международного литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!»

Ввысь взлетает купол церкви белой.

Тишина в ней и навек покой.

И мерцают свечи пред лампадой.

Ты к иконе прижимаешься щекой.

Здесь не просто церковь –

Это память, что вдова Тучкова сберегла,

Что на месте гибели героя

Монастырь однажды возвела.

А сейчас сюда и мы приходим

Поклониться предкам до земли.

Молимся за тех, кто спас Россию

И кого спасти мы не смогли.

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

 

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Это всем известные строки из стихотворения о берёзе А. Прокофьева. Посмотрите, сколько определений: «светлую», «грустную», «в белёном сарафанчике», «ясную», «кипучую», «грустную», «плакучую».

Мы много говорим о людях, спасших Отечество от злых врагов, положивших жизни за других. А для меня таким героем является береза. Каждый день по дороге в школу, возле дома я встречаю это дерево. Это наша память, наша история. Белая береза – это душа России.

Русский художник Игорь Грабарь говорил: "Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал". Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы.

Наши прапрапрабабушки и дедушки считали березу мировым древом. Оно как бы соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Мировое древо имеет три части, которые рассказывают о строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. В древних языческих обрядах береза была "майским др^ом" – праздничным деревом, связанным с зелеными святками. На Троицу заготавливали ветки березы. Из нее плели венки и носили на праздник.

Из Этимологического словаря я узнала, что слово "береза" произошло от старославянского слова "брезньнъ", что означало "апрель". "Береза – дерево с белой корой, твердой древесиной и сердцевидными листьями", – бесстрастно сообщает Толковый словарь русского языка.

Но что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза. А что такое поэзия? «Истинная поэзия есть душа народа, сгусток его любви и ненависти».

В литературу образ этого дерева вошёл сравнительно недавно. В 1855 году было написано стихотворение П. А. Вяземского «Берёза». В нём берёза — это душа родины, словно милой матери письмо. Она проста, скромна, обычна.

Афанасий Афанасьевич Фет написал своё стихотворение «Печальная берёза» в 1842 году. Оно пронизано любовью к берёзе, к родной природе и к родине. Здесь поэт изображает березу, которую он видит из окна своей комнаты, и малейшие изменения на этом обнаженном зимой, как бы омертвевшем на морозе дереве для него – это жизнь зимней природы родного края. Интересно, что берёза здесь очень красива, по мнению А.Фета, «разубрана морозом». На неё радостно смотреть. Концы ветвей поэт сравнивает с гроздьями винограда. Но что же сама берёза? Она грустит. Недаром стихотворение названо «Печальная берёза». У неё «траурный наряд». Такой эпитет употребляет здесь поэт. Зима заморозила дерево, и оно стоит красивое, но мёртвое. Нет на нём клейких живых листочков,

а только холодный зимний наряд.

Берёза — красивейшее дерево русских равнин. Она хороша и ранней весной, когда распускаются её клейкие листочки, и летом, щедрая на тень, с шумящей густой листвой, и осенью, вся золотая, и зимой в инее, излучающая свет вокруг. Поэты любуются её нарядом и видят в ней живое существо.

Стройную, кудрявую, белоствольную красавицу сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. Один из таких образов находим в стихотворениях Сергея Есенина. Вспомните его "страну березового ситца" и представьте бесшабашного русокудрого парня, обнявшего березку. Именно Есенин представлял себя частью природы, верил в то, что мы должны быть родными природе и вместе с природой. Вспомним его стихотворение о берёзе:

Здесь берёза словно «очеловечена». У неё есть «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы». Береза становится похожей на девушку. Она и смотрится в прозрачные воды пруда, и думает, мечтает о чём-то таинственном, печалится и говорит с поэтом.С образом березы тесно переплетается и тема Родины.По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России, к родным пейзажам, к белым берёзам.

В стихотворении Алексея Константиновича Толстого, написанном в 1856 году, берёза тоже предстаёт в образе нежной и ранимой девушки. Она плачет, и прозрачные чистые слёзы струятся по её серебристой коре. Эпитеты «острою», «бедная», «больное» заставляют переживать вместе с берёзой. Очень жаль бедное дерево, потому что ему больно. Хочется успокоить берёзу и вместе с поэтом сказать «рана не смертельна, вылечится к лету», ты ещё будешь красивой, зелёной. Не зарастут только душевные раны. А боли и горя повидала русская берёзка немало.

Много могли бы рассказать о войне березы. Они видели, как в 1941 году обрушились на нашу землю свинцовые дожди, горели города, села, леса и поля. И вместе с народом на защиту встали деревья. Именно о фронтовой берёзке написал своё стихотворение Александр Прокофьев.Береза ранена пулей, ей больно, плечо «ноет к непогоде». И словно не дерево стоит перед нами, а солдат. Он не боится боли и смерти и уже хвастается свежей зеленью и даже как деревенская девушка всё спрашивает: «Чо да чо?» В.С.Бахтин в своей книге о Прокофьеве так определял содержание стихотворения: «Поэт не произносит громких слов о войне, о мире, о ценности человеческой личности, но ведь всё это есть в его стихах, и понимание всего этого входит в нашу душу вместе с торогательным и чистым образом берёзки, радующейся и страдающей, совсем как мы».

В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в земном дереве. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти. Последний поцелуй и привет умирающие солдаты посылали ей, березе, как символу Родины.

Многое пережили, увидели березы. Они – наша память. Наша гордость. Наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет всегда. Об этом стихотворение А. Т. Твардовского «Берёза» (1967).

Оказывается, что о берёзе можно написать и так, как Твардовский: серьёзно, строго, возвышенно. Поэт с удивлением рассматривает привычную ему с детства берёзу. Как обычное деревенское дерево, «простецкое – точь-в-точь с лесной опушки. /С околицы забвенной деревушки. /С кладбищенского сельского бугра...» – могло вырасти здесь, в центре столицы, в Кремле? Её заметишь сразу по цветовым эпитетам: «сорочья», «черно– белая», «рябая раскраска». А какие противопоставления! Деревенская околица – державная столица! Как же она попала сюда, эта простая русская береза? Наверное, гуляка-ветерок принёс сюда маленькое семечко. И вот оно пробилось сквозь асфальт. Теперь стоит скромная русская берёзка рядом со Спасской башней и красуется. И при Иване Грозном стояла всю войну пережила, и сейчас стоит, всё видит, всё знает, вздрагивает от грохота снарядов и ведёт отсчёт годам. Это свидетель нашей трагической истории. Символ Вечной Руси, России Она всегда стояла и стоять будет. Берёзка – это связь между прошлым и будущим. И в последних строках стихотворения автор даёт совет нам, читателям: всё оставляет свой след на Земле, поэтому забывать нельзя, «случится быть в Кремле – поди взгляни, /На эту неприметную березу».

Вот так простое русское дерево стало символом нашей страны. Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране повсюду. Скорее потому, что чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой и отзывчивой душе русского человек. Ещё Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что в основе русского национального характера лежит глубинная связь жителя страны с окружающей его природой. Дмитрии Сергеевич, подчёркивая европейский характер тысячелетней русской культуры, вобравшей в себя христианские идеалы, рассматривал природу национальной России, прежде всего, в ее взаимодействии с духовными исканиями народа, с религиозным опытом русского православия.

Наверное, ни в одной стране мира нет столько белоствольных деревьев с тонкими веткам: усыпанными маленькими нежными листочками. Это дерево такое красивое и притягательное, что вызывает трогательное отношение к себе, её любят, перед ней преклоняются. И, кажется, сама природа проявляет особую заботу об этом чудесном дерев. Береза стала олицетворением России. Пройдут сотни лет, но берёза будет символом нашей бессмертной могучей родины. Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радости свет. И быть ей на наших просторах вечно. Потому что вечен наш народ, вечна земля

Поэты и писатели всегда будут прославлять в своих произведениях простое русское дерево – берёзу. И мне хочется познакомить вас с моим стихотворением о берёзе.

***

Радостно ли грустно на душе твоей –

Хочется к берёзке подойти скорей!

Рассказать, подумать, просто помолчать,

и, к стволу прижавшись, тайну рассказать.

Всё поймёт берёзка, ветками качая,

Запахом душистым мысли опьяняя.

И как будто легче станет вдруг тебе.

Поделись с красавицей тем, что на душе!

Приобняв девичий яркий сарафан,

Прошепчи о друге, что судьбою дан.

Заплети ей косы, свей из них венок.

Вспомни, что на свете ты не одинок.

И берёзка белая станет всех родней,

От беды укроет зеленью ветвей.

И всплакнёт с тобою, и подарит тень.

Поклонись берёзе в ясный летний день.

Всё поймёт берёзка, ветками качая,

  Запахом душистым мысли опьяняя.

И как будто легче станет вдруг тебе.

Поделись с красавицей тем, что на душе!

Приобняв девичий яркий сарафан,

Прошепчи о друге, что судьбою дан.

Заплети ей косы, свей из них венок.

Вспомни, что на свете ты не одинок.

И берёзка белая станет всех родней,

От беды укроет зеленью ветвей.

  И всплакнёт с тобою, и подарит тень.

Поклонись берёзе в ясный летний день

Виктория Попова, 12 лет, уч. 7 «Б» кл. МОУ «Давыдовская гимназия» Московской обл .


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"