На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе…

Участник XIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!»

Макеевский святой Илия

 

Не каждому городу выпадает такая честь – иметь своего святого. А мой город Макеевка в 2012 году обрел своего святого – Илию. Этот удивительный человек родился в нашем городе. В 15-летнем возрасте Илья Яковлевич Ганжа (такое имя он носил в миру) пошел искать святые места, вернулся в родной город афонским старцем и жил в нем последние 19 лет из своих 109 лет жизни. Умер он в 1946 году. Во времена Советской власти о таких людях не вспоминали. Постараюсь рассказать, каким был Илия Макеевский, за какие качества своей личности он был канонизирован.

Канонизация – это официальное признание Церковью человека святым и внесение его в список святых с назначением определенного дня празднования его памяти. Основанием для канонизации православной церковью являются:

1) жизнь и дела святого (это самое важное основание),

2) чудеса, которые он творил при жизни, или которые происходили после его кончины по его молитвам, 3) в некоторых случаях – нетленные мощи.

28 мая 2012 на кладбище поселка Путь Ильича г. Макеевки были открыты мощи старца Илии, которые пролежали в земле 66 лет. При раскрытии могилы старца принимали участие архиепископ Святогорский Арсений и епископ Макеевский Варнава, монахи Святогорского монастыря. После освящения в Святогорской Лавре мощи старца были перенесены в Свято-Георгиевский собор Макеевки. Икона святого Илии по просьбе владыки Варнавы, соблюдая византийские каноны, была написана иеромонахом Мартирием, клириком Свято-Георгиевского собора Макеевки.

Макеевчане еще при жизни схимника называли его афонским старцем. Старцами в православии называют тех, кто имеет дар прозорливости и дар целительства. Чтобы стать старцем, надо иметь определенный духовный жизненный опыт. Старец – это, своего рода, духовный врач.

 

Малоизвестный период жизни афонского старца Илии

 

Илья Яковлевич Ганжа родился в 1837 году в поселке Макеевка Миусского округа Области Войска Донского (ныне это поселок в составе города Макеевки). Сведения о его жизни очень скупы. В пятнадцатилетнем возрасте он покинул отчий дом. Известно, что долгие годы Илия жил в Ильинском скиту Святой горы Афон. Это малоизвестный период жизни старца Илии.

Когда митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион побывал в 2000 году на Афоне, решил узнать о старце Илие. В архивах Ильинского скита нашлись данные о схимнике, подтверждающие, что макеевский чудотворец был с Афона. И представитель Двора Русского Пантелеймоновского монастыря в Корее – иеромонах Кирион, имея доступ к архивам, обнаружил в архиве Ильинского скита данные о монахе – схимнике Илие, тем самым подтвердив, что Макеевский старец Илия действительно жил на Афоне.

Можно предположить, что жил Илия так, как и все монахи монастыря: постоянно работая и физически, и духовно. По древнему уставу есть такое правило: монах должен работать столько, сколько нужно для покрытия его потребностей, и еще, чтобы он мог с того, что приобретет своей работой, остаток отдавать нуждающимся. И, конечно же, духовная работа – молитвы, службы. Однажды он рассказывал, что была у него келья в очень труднодоступном месте и еду туда на веревке поднимали.

Илия принял схиму. Схима – высшая степень монашества. Схимник – это монах, принявший наиболее строгие аскетические обеты. Таких монахов очень мало. Их монашеские обеты еще строже, чем в остальных монахов. Доказательством того, что старец был схимником, является его одежда. Илия, как схимник, дал обет полного отречения от мира и всего мирского.

Что же дала гора Афон старцу Илии? Это место особенное и чрезвычайно важное для всего православного мира. Афон стал источником духовной силы для православного монашества. Патриарх Московской православной церкви Кирилл сказал: «через Афон мы получили наше монашество, получили очень много с точки зрения духовного опыта» [7]. Веками наши предки стремились на Афон, чтобы научиться монашеской жизни или чтобы найти там свое последнее пристанище. Афон – высшая школа христианства. В годы Первой мировой войны все храмы были закрыты, многие монахи покинули святые места.

После пребывания на горе Афон Илия перебрался в Киево-Печерскую Лавру. Но здесь его настигла революция. Для Киево-Печерской Лавры, как и для многих других христианских святынь, настали тяжелые времена. Лавра была превращена в Музейный городок. После организации в 1926 году на территории Лавры музея, монашеская община стала постепенно вытесняться из монастырских владений, а в 1930 году Лавру закрыли.

 

Появление схимника Илии в Макеевке

 

Появился монах – схимник Илия в родной Макеевке в 1927 году. Это были грозные для церкви годы.15 мая 1932 Декретом правительства за подписью Сталина объявляется «безбожная пятилетка», поставившая цель: к1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны» [1]. В середине мая 1937г. безбожная пятилетка сменилась эпохой Большого террора. Религиозные праздники были запрещены. Органами НКВД преследовались священники, монахи и просто верующие люд. СССР стал атеистическим государством.  

В Донбассе тогда тоже было не спокойно. Здесь нельзя было спрятаться от репрессий. Город Макеевка тогда назывался поселком Дмитриевским (в 1931г. поселок был переименован в город Макеевка). Старцу на время появления в городе было уже 100 лет. Верующие люди помогали Илие избегать столкновений с властями. Схимник жил некоторое время в одной семье, затем его переводили в другой дом. Из имущества он имел только иконы и книги Священного Писания. По описанию очевидцев, «старичок», как он называл себя, был хороший, одевался в светлый подрясник, всегда выстиранный так, что казался совсем новым. Один глаз его был всегда закрыт, хотя на фотографии у старца были открыты оба глаза. Когда его спросили о причине этого, он ответил: «На этот мир достаточно смотреть и одним глазом» [2,с.13].

Во время безбожных пятилеток в Макеевке одну из красивейших церквей в центре города, Свято-Троицкую, превратили в клуб. Сняли с нее кресты... Старец посещал в то время Свято-Троицкий храм села Калиново на окраине города. Эта церковь была построена еще в 1810 году и сохранилась, пережив Советскую власть.

93-летний житель Макеевки Иван Ульянович Генераленко рассказал: «В Макеевку мы приехали в 1930 году из Запорожской области, где отца нашего арестовали за веру. Приехав в Макеевку, мы с матерью и братом вырыли себе на двенадцатой линии землянку и жили там. От завода в 1933 году давали огороды на поселке шахты «Иван». Получили огород и мы. Через эти огороды шла дорога в село Калиново, где была действующая церковь. По этой дороге ходил из села Макеевки в церковь села Калиново старец с палочкой. Ходил он бодро, не пропускал ни одной воскресной, ни праздничной службы ... Вот так в 1933 году я и наша семья впервые увидели схимника Илию. Был он добрый, приветливый, весь какой-то  светлый... » [6, c.93].

В 1936 году большевики решили отменить церковные службы и открыть в помещении Свято – Троицкого храма клуб. В печь, расположенную рядом со школой, полетели ценные древние иконы, были уничтожены алтарь и царские врата, осквернены одежды священнослужителей. Но клуба из церкви сделать не получилось. Началось то, что наука называет непонятными явлениями природы. Николай Хапланов в книге по истории Макеевки пишет: «на людей, входивших в новоявленный клуб, нападал вдруг неожиданный и непонятный ужас. В конце концов, помещение церкви отдали сначала под свинарник, затем – под конюшню, а в конце – под солдатскую казарму» [8, с.212]. Но ничто не могло там удержаться: свиньи вместо привеса худели, лошади болели. Казарму пришлось перенести в другое место после того, как солдаты, проснулись ночью, увидели священника, который служил литургию в богато украшенной церкви.

  В годы войны, когда кругом голод, холод, разруха и смерть, на людей нападал панический страх за свою жизнь, за жизнь детей. Многие пытались уехать, где, как им казалось, не так опасно. Решив бежать, макеевчане приходили к старцу за благословением. Но даже в самое отчаянное время схимник покидать город Макеевка не благословлял. Он говорил: «Не бойтесь, в Макеевке сильных боев и разрушений не будет. Как же не будет, когда немец в город пришел? – удивлялись люди. А монах отвечал: «Как пришел – так и пойдет, тихо, как прошлогодний снег» [3, с.14]. И, действительно, на протяжении всей войны в городе не было ни сильных боевых действий, ни бомбежек, ни крайнего голода, ни разрушений.

 

Помощь людям

 

В народе афонской старец Илия считался сильным молитвенником, который обладал даром прозорливости. Главным в жизни старец Илия считал молитву. Сам он молился много, а когда отдыхал на скамейке перед домом, пел псалмы. Учил молиться и тех, кто приходил к нему, и тех, у кого жил. Каждую ночь монах – отшельник поднимал всех на молитву, причем часто и детей. Кроме того, неуклонно ходил в храм. «В воскресенье и в праздники дома не сиди – в храм иди! И все будет у тебя хорошо!»– наставлял он. Любую помощь, которую он оказывал людям, отец Илия сопровождал призывом к вере в Бога. «Детей своих надо у Бога вымаливать» – говорил он. «Если ты, мать, не поработаешь перед Господом ради своих детей, дети твои плохими будут, будешь о них горько плакать!» [6, с.47] Своими молитвами он помогал всем нуждающимся. «В тяжелые военные годы старец стал для многих опорой. Когда мужчины – макеевчане уходили на фронт, верующие (а иногда и не верующие) шли за благословением к отцу Илие» [3, с.16].

Были и случаи исцеления неизлечимо больных, которым есть множество свидетелей. Однажды к старцу приехал генерал из Хабаровска, который привез свою шестнадцатилетнюю дочь. Она была лежачей больной, даже сидеть не могла. Генерал рассказал схимнику, что врачи бессильны ее вылечить, они заявили, что девочка уже не поднимется. Монах оставил девушку у себя, попросив военного приехать через месяц. За девочкой присматривала бабушка, у которой жил старец. Отец Илия много молился, а девушка все слушала. Скоро и она уже знала молитвы. О болезни девочки никто и не разговаривал. И вот однажды совершенно неожиданно отец Илия приказал девочке встать. Девочка медленно поднималась – и вдруг поднялась полностью с постели, как здоровый человек, который просто проснулся и встал. Когда генерал приехал – глазам своим не поверил: дочь была совсем здоровой!

Все, кто знал старца при жизни, удивлялись его выносливости и неутомимости. В свои 100 лет схимник Илия ходил, опираясь на палочку, но ходил так, что его не обгонишь. Люди всерьез принимали его за пророка Илию, который пришел на землю, и считали монаха неуязвимым ни для болезни, ни даже для смерти. Был старец прозорливым. Видел людей «насквозь». Если на людях, приходивших к Илии, не было креста, схимник сразу это замечал, хотя они были одеты и покрыты, – и называл их «басурманами».

 

Пророчества Илии Макеевского

 

Афонский старец Илия мог предсказывать будущее. Тамара Емельяновна Набережных вспоминает: «В 1943 году наши войска освободили Макеевку и Донецк. Фронт двигался, освобождая Иловайск, Харцызск, Макеевку. Генерал, будучи верующим человеком, узнав, что в Макеевке проживает молитвенник Божий и провидец – схимник Илия, расспросил жителей, как найти старца, и поехал к нему. Генерал рассказал о цели своего визита: «Завтра ждет битва за Сталино – прошу Ваших молитв ...». Старец сказал ему: «Поднимайтесь в атаку – я буду там, с вами!» И вот перед самым боем за Сталино (Донецк) впереди всего войска появился одетый во все белое всадник на белом коне – это был седой, весь светлый и сияющий старец Илия! Командиры и все солдаты видели сияющего старца, скачет на белом коне и зовет в бой, в атаку ...... Все бросились за ним, никто не испытывал страха, а наоборот, все были уверены, что им помогает Господь в лице этого сияющего старца! [6, c. 52] Выиграв битву, генерал дал себе обещание: после войны проведать чудотворного старца. Свое обещание он сдержал, и приехал в Макеевку летом 1946 года, когда монах Илия уже почил. Возможно, это красивая легенда. Но, действительно, после смерти Илии в городе, кто-то попытался вскрыть его могилу. И здесь свершилось еще одно пророчество Илии. Свидетели говорят, что монах предвидел: «Меня хоронить будут два раза»[6, с.15].

Как раз по приезду генерала в 1946 году группа людей ночью раскопала могилу старца с целью убедиться в нетленности тела схимника Илии. Генерал примкнул к группе, даже сам добился разрешения поднять гроб и открыть. Произошло это ночью, о чем свидетельствуют многие очевидцы, которые присутствовали на кладбище и видели, что тело Илии не было тронуто тлением, хотя Илия пролежал в земле более 50 дней [6, с.15].

Было еще очень важное для нашего города пророчество Илии: «Придет время– в вашем городе будут служить Богу много храмов: много церквей будет построено в Макеевке маленьких и одна будет большая. Это будет самый большой и главный храм в городе, с золотыми куполами, – в нем восстанет разрушенный теперь Троицкий храм! Его храм, Господь благословит. Ходите к нему – там будет благодать Божия» [6, с.14]. И в сентябре 1993 года было положено начало возведения в Макеевке Свято-Георгиевского собора. Помогали и прихожане, и меценаты. В марте 2002 года храм был торжественно открыт для посещения прихожан и гостей города. За последние годы в Макеевке построено около 25 храмов.

Через некоторое время после освобождения Макеевки Илия поселился в доме по адресу: поселок Старо-Рабочий, ул. Маяковского, дом № 34 (сейчас это дом № 113). Он больше не скитался. В этом доме и умер. Из этого дома его и похоронили. В Городском ЗАГСе сохранились архивы, которые открыли такие сведения о старце: «Илья Яковлевич Ганжа, русский, скончался 17 апреля в 1946 году, в возрасте 109 лет. Проживал по адресу: г.. Макеевка, Старо-Рабочий городок, ул. Маяковского, 34. Заявитель о смерти – Галина Васильевна Ванявкина, проживающая по тому же адресу».

 

Память народная

 

Хоронили схимника Илию в Великую Пятницу, 19 апреля 1946 года. Проститься со старцем пришло множество людей. По иронии судьбы похоронен он в поселке, названном в честь Ленина – Путь Ильича, в честь того, кто боролся с религией. К могиле Илии всегда шли люди. После вскрытия мощей старца, гробница и крест были оставлены на месте могилы. Второго августа, в день ангела монаха – схимника Илии, у могилы особенно людно. Макеевчанка Луговская Людмила Анатольевна, частая посетительница городской библиотеки им. Горького, рассказала мне, что на праздник Ильи – пророка на могилу монаха приходит очень много людей – «яблоку негде упасть». Ее дедушку во время голода 1932-1933 гг. отправили в тюрьму за колосок. Когда в конце 30-х годов пошел слух по городу о монахе, бабушка обратилась к нему и он предрек освобождение дедушки Людмилы Анатольевны.

Таким образом, макеевский период жизни старца дал все основания для определения его местночтимым святым. Илия Макеевский был очень сильным молитвенником. Этим он помогал людям: исцелял неизлечимых больных, давал пророческие наставления, предсказывал будущее своего родного города. Недаром церковь считает его чудотворцем. Все пророчества Илии Макеевского осуществились.

 

Список литературы

 

1. Аксючиц В. Большой террор. Сталин с нами? Часть 2.

2. Громовая Е. Макеевский старец / Е. Громовая // Живой родник. 2007. № 8. С.12-15.

3. Громовая Е. Макеевский старец / Е. Громовая // Панорама. 2008. 24-30 апреля. С.16-17.

4. Курилова А. Святым местам поклонись / А. Курилова // Макеевский рабочий. 2005. 17 января. С. 3.

5. «Небесный Иерусалим» // Макеевский рабочий. 2007. 6 апреля. С.4.

6. «…Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая… и будет город Макеевка храним Господом до окончания века: ист. очерк» / протоирей

Андрей Гриненко и др.; под ред. Г. Колябиной.– Донецк, 2006.– 204с.

7. Патриарх Кирилл: Афон является источником духовной силы для православного монашества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru.

8. Хапланов М. Макеевка. История города (1690 – 1917). Книга 1. Н. Хапланов. – Донецьк: ТОВ«ВПП «ПРОМІНЬ», ТОВ «АЛАН», 2006. – 384 с. 

Кристина Останкова, уч. 8-Б кл., Макеевской № 93


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"