На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Слово об учителях земли родной

Конкурсная работа VI Международного литературно-художественного конкурса «Гренадёры, вперёд!» – «Сейте разумное, доброе, вечное…»

История из семейного альбома

Памяти Фирсова   Владимира Васильевича,

хорошего учителя и человека.

Я хочу вам рассказать об Учителе. Для моей семьи и его учеников именно так – Учителе с большой буквы. Он прожил, наверное, обычную жизнь. Но именно в ежедневном преодолении себя, способности не жаловаться на мир, а радоваться каждому дню, своим детям, внукам, успехам своих учеников –    величие простого русского сельского учителя.

Эта история началась в 1938 году, когда родился мальчик – брат моей бабушки Фирсов Владимир Васильевич. Вернее, это началось еще раньше, когда   моя прабабушка и мой прадедушка познакомились, полюбили друг друга и у них в старом деревянном доме, скрытом от дороги американскими кленами, в центре города Иваново появились дети: сначала моя бабушка в 1937 году, а потом и ее брат. Родители были счастливы: дети росли красивыми и умными. И все шло хорошо, но маленький Володя и его сосед и друг Толя вдруг заболевают, поднимается высокая температура. Родители думают, что это просто простуда. Дети выздоравливают, с Толей все в порядке, а у Володи   начинается паралич. Врачи говорят, что мальчики переболели полиомиелитом.   Сделать ничего нельзя. Иногда я думаю, что чувствовали мои прабабушка и прадедушка, как им было больно за своего сына.

  А в нашей стране тоже горе – началась Великая Отечественная война. Мой прадедушка, Фирсов Василий Васильевич, идет на фронт – сражаться с фашистами, а моя прабабушка Антонина Алексеевна остается, как многие другие женщины, с двумя маленькими детьми на руках, старшей девочке Альбине 4 года, а Володе -3, и он ходит с трудом,   ноги и руки его неестественно   вывернуты. Хотя как все мальчишки пытается бегать, играть со своими сверстниками. Он никогда не бывает один, его любят друзья. Антонина Алексеевна идет работать в госпиталь, а дети остаются дома одни.   Семье немного повезло, город Иваново не был захвачен немцами, на него совершались только воздушные налеты. Когда включалась воздушная тревога – дети прятались в подвал. У них в семье жил кот Бантик. Однажды, когда начался налет, Бантик испугался и сбежал, и дети бегали под летающими самолетами и искали пропавшего кота. Хуже всего они переносили голод, есть хотелось всегда, они росли, и организм требовал еды. Но так жили все, и все ждали конца войны и мечтали о победе. К концу войны, когда казалось, что все страшное уже позади, пришло извещение о том, что отец и муж– Василий Васильевич пропал без вести.

Но самые страшные времена когда-нибудь   заканчиваются, закончилась и долгая война, пришла победа, а с ней и надежда на лучшую жизнь. Дети пошли в школу, хорошо учились. Особенно легко   Володе давалась математика. Врачи попытались сделать ему операцию, но она оказалась неудачна, ему стало хуже, и мальчик был вынужден ходить в школу с палочкой. Но, его мать не унывала, пыталась его лечить, водила его по врачам.

Володя, своими успехами в школе радовал ее, учителя и соседи считали его очень умным и способным мальчиком. В 1957 году он окончил 10 классов и поступил в Ивановский педагогический институт, на физико-математический факультет, который закончил в 1962 году. После окончания института он уехал работать в город Заволжск в школу рабочей молодежи. Работал он там около года. Потом ему предложили работу завучем   в большом селе Колшево в Заволжском районе Ивановской области, Так   Владимир стал сельским учителем.

  Село Колшево оказалось очень зеленым, красивым, окруженным со всех сторон бескрайними полями, многоцветными лугами и густыми лесами. Там пели незаметные соловьи, ранним утром можно было услышать крик взъерошенного петуха, увидеть, как над   лесом встает, освещая   дома солнце. А какой там воздух! Наверное, сказывалась близость реки Волги. Там в сельской школе он познакомился с учительницей   немецкого   языка Людмилой и   женился на ней. Молодой семье дали жилье в одноэтажном светлом   просторном доме, школа от него была всего в двух шагах. Это было особенно важно, ведь ходить Владимиру было тяжело, ноги становились слабее, сказывалась неудачная операция. Владимир преподает школьникам свою любимую физику, астрономию и черчение и, работая с детьми, иногда забывает, что болен. В семье Фирсовых большая радость –   рождается сын Дима и дочка Наташа. В школе Владимир Васильевич   организует кружок радиолюбителей. Вместе с ребятами они радиофицируют школу, и все новости, объявления теперь рассказываются по созданному своими руками радио. Школьники очень радовались этому. Этот кружок работает в школе до сих пор.   Еще в школе был хороший хор учителей, Владимир Васильевич стал в нем запевалой. Хор не раз ездил на смотры художественной самодеятельности, занимал первое место в районе. Моя бабушка вспоминает, что Владимир особенно любил одну песню «Я люблю, тебя, жизнь!». Вообще жизнь   кипела, школа была новой, светлой, просторной. Школа работала в контакте с совхозом. Дети   вместе с учителями посадили около школы   настоящий фруктовый сад и огород, в котором выращивали овощи и фрукты к школьному столу. Там росли кисловатые темные вишни, алые гроздья рябины, зеленые и красные, сладкие и кислые тяжёлые яблоки. В саду стояли скамейки, на которые так и хотелось присесть и отдохнуть. Сама же школа стала, благодаря усилиям учителей, культурным центром села, учителей любили и уважали. Шла жизнь, дети росли, у Владимира Васильевича за годы работы в школе сменилось не одно поколение учеников, но   отношения с ними складывались всегда хорошие, он умел объяснить новый материал так, что он становился понятным всем и старался, чтобы дети полюбили предмет, который он преподает.

  За что его любили ученики? Я думаю, что за то, что он любил их, ему было самому интересно с ними. В то же время он имел авторитет среди учителей и учеников, они уважали его за силу воли, оптимизм, за то, что он любит свою работу. Он жил школьной жизнью, не считал себя несчастным, больным, и люди вокруг него не чувствовали, что у него больные ноги. Он работал наравне со всеми и люди ценили это. Моя бабушка, сестра Владимира Васильевича, вспоминает: «В школе организовывали встречи выпускников, брата всегда приглашали на эти встречи. Один раз он отказался, ему было тяжело идти, тогда его взрослые ученики взяли его на руки, отнесли в школу и после на руках принесли домой».   В 1984 году он не смог   больше стоять с мелом у доски, очень болели ноги, и   два года не работал. Но сидеть дома он не смог, устроился   в сельсовет сначала бухгалтером, потом главным бухгалтером, где и проработал до пенсии.

В прошлом году Владимира Васильевича не   стало, болезнь не дала ему жить дальше, больные ноги стали отекать,   началось воспаление, с которым врачи не смогли справиться. Хоронило его все село, люди говорили   добрые   слова. Но история на этом не заканчивается. Осталась память о нем, его дети и внуки, его ученики, которые вспоминают о нем с любовью и благодарностью.

Мне очень нравился брат моей бабушки. Он был   интересным человеком, с чувством юмора, старался не быть никому в тягость, рядом с ним было хорошо.   Прошлым летом мы ездили в Иваново, были на улице Маяковского, где до сих пор   остался старый дом, в котором жили мои прабабушка, прадедушка, бабушка и ее брат. Вокруг него стоят такие же зеленые американские клены, только живут там сейчас уже другие, незнакомые люди. И я решила написать эту историю.

В России есть много героев, защищавших родину от врагов, совершавших подвиги в мирное время. А есть и незаметные герои, которые живут среди нас. Живет вроде бы обычный человек, каждый день борется со   своей болезнью, не жалуется на то, что   ему надо стоять   на своих больных ногах у доски с мелом.   Нет, он не просит сочувствия, он идет работать, пытается научить учеников не только физике и математике, но и своим примером – оптимизму, желанию жить. Я думаю, что в преодолении своей слабости, болезни, способности радоваться жизни, тому, что он может приносить пользу и заключается ежедневный подвиг Владимира Васильевича Фирсова как учителя и как человека, и именно поэтому до сих пор с любовью и уважением вспоминают его близкие и его ученики.

Виктория Наумова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"