На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Сундучок моей бабушки

Участница XII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» Номинация «Слово о русской земле, её героях и победах»

Это все мое родное, это где-то в глубине.

Это самое святое, что осталось во мне.

Это нас хранит и лечит, как Господня Благодать

Это то, что не купить и не отнять.

С. Трофимов

 

У каждого человека есть Родина. Я думаю, что Родина – это священная тайна каждого человека. Вот и у меня есть моя малая Родина, где я родилась и выросла – это село Хвастовичи на границе с Брянской областью. Наша жизнь тесно связана с историей родного края. Задумавшись об этом, я решила заняться изучением истории своего края. Я узнала много интересного и нового для себя, ведь мы должны знать о земле, на которой живём, о людях, которые жили до нас, и не просто жили, но и защищали нашу землю от врага и оставили память после себя. И, конечно же, о своих корнях, о предках, которые подарили мне жизнь.

Я живу в небольшой, но очень дружной семье, которая состоит из четырёх человек: мама, папа, я и младший братишка. В нашей семье стало традицией – встречать праздники за пышным сытным столом. Мы собираемся в Новый год, на 8 марта и другим праздникам. Совсем недавно, когда я ходила в детский сад, мы стали отмечать и православные праздники, такие как Рождество, Пасха, Троица и конечно же праздник всех православных женщин – Жен Мироносиц. Каждый праздник проходит со своими традициями и обычаями, о которых я узнаю от мамы, а она от своей мамы и бабушки– моей прабабушки.Я заметила, что для каждого праздника моя мама готовит особое блюдо, но неизменным остаётся одно-на столе красивая старинная скатерть. Раньше мне казалось, что её можно было бы поменять на современную вещь, однажды я захотела убедить в этом маму, но выяснилось, что эта скатерть особенная и очень дорога для мамы. Мне было интересно узнать, что эту скатерть своими руками изготовила моя прабабушка ещё в далекие годы своей юности, а еще несколько рушников с подзорами. И вот что я узнала.

В старину на Руси после долгих работ в поле устраивали посиделки: вели разговоры, пели песни и занимались рукоделием: вязали узоры крючком, вышивали, пряли. Моя прабабушка была мастерица на все руки, от неё в нашу семью перешли многие предметы старины. Чтобы получилась красивая скатерть, нужно было наткать холста, обвязать две половинки крючком, сшить их и перейти к украшению. Украшением служила вышивка. Чтобы получился красивый рисунок, прабабушка брала канву, пяльцы, яркие нитки и «ворожила» над узором. Так и получалась праздничная скатерть, которую прабабушка в качестве приданного отдала своей дочери – моей бабушке, а та по наследству оставила моей маме. Родилась такая традиция – передавать эту скатерть и рушники детям по женской линии.

Выяснилось, что именно эта скатерть была на столе, когда сватали мою прабабушку, когда приходили гости, чтобы поздравить её с рождением детей. Эта скатерть пережила много событий и, если бы вещи умели говорить, то мы бы узнали о том, как жили наши предки. Бабушка рассказывала и о традициях сватовства. На Руси никогда не говорили «проводим свадьбу», а всегда говорили «сыграем свадьбу».

Сначала шел обряд сватовства, в нем принимали участие сваха, отец и мать невесты. Все действо происходило в доме невесты. В случае положительного решения, сваха назначала встречу с родителями жениха: «Завтра ждите в гости родителей жениха. Они придут со своими родственниками и сватами. Чего зря калякать – надо свадьбу стряпать!»

Далее идут так называемые смотрины с участием родителей жениха, родственников и сватов, в которых отец жениха говорит о цели визита и просит показать им невесту. Невеста находится в горнице, лицо ее покрыто покрывалом. Родители соглашаются показать ее родственнице жениха или свахе. Те заходят в горницу, невеста ненадолго откидывает покрывало, показывая свое лицо. Смотрительница выходит к гостям и расписывает красоту невесты. Затем сообща определяют время сговора, и все уходят.

В сговоре участвуют только мужчины: сам жених с отцом, братьями, дружками и друзьями. Садятся за стол и составляют сговор, что обе стороны постановили: в такое-то время жених обязывается взять себе в жены такую-то, а родственники невесты должны выдать ее и дать за нее такое-то приданое.

Большое место в быту калужских крестьян занимала вышивка. Основой ее традиционно служил холст, материалом были льняные, шерстяные, полушерстяные нити. Вышивка всегда была и остается одним из любимых видов народного творчества. Она была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Девочки 7-8 летнего возраста начинали готовить себе приданое, и к 15-16 годам должны были иметь до 30 полотенец. На девичнике невеста подносила по полотенцу своей работы (дарные) всем мужчинам из жениховой родни. Об этом упоминается в свадебной песне:

«Не обижайся сударь Федор, дары были плохи,

Уж я замуж поспешила, даров не нашила…»

В приданое входили будничная и праздничная одежда, скатерти, расшитые полотенца, десятки метров холста для изготовления одежды мужу и детям. Кроме того, невеста должна была подготовить для гостей специальные красочные полотенца, сшить мужу рубаху и штаны, которые ему надлежало надеть во второй день свадьбы, а свекру сшить рубаху, свекрови сарафан, всем мужчинам из жениховой родни невеста подносила по полотенцу своей работы.            Особенно нарядный рушник вышивала невеста для жениха, и его он надевал к венцу, заткнув за пояс, причем длинные расшитые концы висели чуть ли не до земли. Рушник надевался и невестой к венцу вокруг шеи под фату – «дымку», которой закрывают невесте часть лица. Пестрыми рушниками обматывали дуги, когда везут на повозке невесту со свахами в церковь. Полотенце – это предмет в русской культуре исключительно сокральный. Ткань вообще считалась священной, а полотенце вдвойне. Этот предмет связан почти со всеми ритуалами русской культуры: свадьбой, рождением, крещением и др. Вышитый полотенец в доме – символ счастья хозяйки.

Итак, подарки и приданое готово, срок свадьбы определен, теперь отцы семейства в знак крепости договора били друг друга по рукам. Это называлось «рукобитьем». С этого момента невеста считалась окончательно просватанной. Сразу после рукобитья раздавался обрядовый плач невесты с причитанием плакала очень громко, «вопила», чтобы все слышали, примерно так: «И кому меня, белу лебедушку, отдаете, из родного дома незнаему человеку: белы рученьки мои опустилися, резвы ноженьки мои подогнулися, голова моя с плеч покатилася» Даже если невеста знала своего жениха и шла за ним с большой радостью, она была обязана так громко плакать и причитать. Таковы были традиции русской свадьбы. Самым главным, конечно, было венчание жениха и невесты в церкви, оно проводилось по единому обряду, установленному Русской православной церковью. Дома встречали молодых отец с иконою, а мать с хлебом-солью. Молодые кланяются в ноги родителям, которые их благословляют и садятся за стол.

И свадьбу именно играли, она была ярким зрелищным представлением с разнообразными ритуалами и церемониями, песнями и плясками. В ней принимала участие вся деревня. В дом приходили деревенские бабушки и «величали» молодых. Вот одна из величальных свадебных песен «Зимой, летом сасёнушка* зелена».

 

Зимой, летом сасёнушка зиляна,

Зиляна, зиляна.

Ой, лё-ля-лё, ой, лё-ля-лё, ой, ля-лё,

Ой, ля-лё ,ой, ля-лё.

У пятницу Мариюшка висяла,

Висяла, висяла.

У субботу косу руссу распляла

Распляла, распляла.

В васкресенья к винчанью шла, плакалэ,

Плакалэ, плакалэ .

Да не жалостив мой батюшка да мине,

Да мине, да мине.

Отдаёть замуж далёка ат сибе.

Ат си бе, ат сибе.

Астаются маи цветики все в тибе,

Все в тибе, все в тибе.

Да вставай-ка, мой батюшка , ранинькя,

Ранинькя, ранинькя.

Паливай-ка маи цветики зорями,

Зорями, зорями.

Да маими гарючими слёзами,

Слёзами.

(* Все грамматические ошибки при написании – как слышится при воспроизведении песни)

 

Наша семейная реликвия – старинная скатерть, дорога всем членам семьи. Она довольно-таки старая, ей около ста лет, но ещё очень хорошо выглядит. Правда, скатерть немного по желтела от времени, да и вышитые цветы не такие яркие. Как прежде, но на ней нет ни единой дырочки, она очень крепкая. В нашей семье все бережно относятся к этому предмету старины. Теперь, зная, как появилась эта вещь на нашем столе, я уже не думаю, чтобы на её месте появилась другая скатерть, своему братику я постоянно напоминаю о том, чтобы он был аккуратным за столом. Может поэтому наша семья такая дружная и гостеприимная, что на столе красуется скатерть –самобранка. А в дни православных праздников на иконах Спасителя и Божией Матери в Красном углу красуются старинные вышитые рушники руками моей прабабушки. Древние узоры живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества, вопреки установкам того или иного Государственного режима. В основе разных народных традиций одни и те же глубокие знания, ибо изложены они нам непривычным языком – гармонии, красоты и любви!

Я буду рада принять от мамы в подарок наши семейные реликвии и постараюсь сберечь и рассказать историю их появления для своих детей.

 

Хочется закончить свою работу словами: «В родовых вещах, в родовом предании заложен дух семьи. Нет с нами давно ушедших в мир иной предков, но продолжают жить на первый взгляд обыкновенные, а на самом деле хранящие память вещи».

Ирина Мирошкина,10 класс, ГКОУ Калужской области «Областной центр образования»


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"