На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Родная школа  
Версия для печати

Поют вместе

дети Москвы и Харькова

Многие из нас помнят: раньше ни один праздничный концерт не обходился без детского хора. У кого не наворачивались слезы, когда легендарный Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения пел трогательные, мелодичные детские и не совсем детские песни ангельскими голосами. Вся страна знала голоса юных солистов хора – Сережи Парамонова, Димы Голова, Оли Корольковой, Риты Суханкиной. Они звучали на радио и телевидении, записывались на грампластинках и разлетались по всему Союзу. Этот звуковой код с детства закладывался в наше сознание.

Детское хоровое пение живо и теперь, но нынче оно востребовано в гораздо меньшей мере, к сожалению. Однако усилиями подвижников и энтузиастов, в оппозицию разгулу безнравственности и безвкусицы, всяческой «попсе» и «блатняку», детские хоры продолжают существовать и даже взаимодействовать.

В конце октября в Харькове по приглашению хора «Весенние голоса» (Дворца детского и юношеского творчества) гостил известный московский детский хор «Вдохновение». Юные москвичи успели дать два концерта на разных сценах.

Дружба между хорами завязалась прошлой осенью. Год назад «Весенние голоса» посетили столицу России, где стали лауреатом фестиваля «Поем тебе, Москва». Москвичи радушно принимали украинских детей. Между выступлениями у ребят была возможность приобщиться к культурным ценностям соседей, посетить храм Христа Спасителя и Кремль, побывать на Красной площади. На закрытии фестиваля «Весенние голоса» вышли на престижнейшую сцену Московского международного Дома музыки.

Харьковчане выступали под руководством незаурядного хормейстера Юлии Леонидовны Кравченко, безвременно ушедшей из жизни в марте этого года. Для «Весенних голосов» ее уход стал большим ударом. С начала учебного года хором руководит одаренный молодой дирижер Алексей Фартушка, студент Харьковской консерватории.

И вот спустя год после выступления «Весенних голосов» в Москве состоялся ответный творческий визит московского хора.

В знаменитом Доме Алчевских, выстроенном по проекту архитектора А. Бекетова в 1893 г. (ныне ДК милиции), состоялся «концерт дружбы», в котором приняли участие два коллектива Харьковского областного Дворца детского и юношеского творчества – хоры «Весенние голоса» и «Скворушка» (руководитель Юлия Иванова) и московский хор «Вдохновение».

Харьковчане в этот вечер исполняли европейскую, русскую и украинскую музыку разных эпох и стилей. Уместно в день Царскосельского лицея, 200-летие которого недавно отмечалось, хор «Скворушка» исполнил произведение на стихи А. Пушкина.

Концертный хор Детской музыкальной хоровой школы № 106 «Вдохновение», обильно концертирующий как в России, так и в зарубежье, в том числе очень дальнем, на Украину приехал впервые. Руководитель коллектива, заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Арнольдовна Скворцова уже почти 35 лет активно пропагандирует хоровое искусство. История этого коллектива начинается с 1977 г. Тогда выпускница Нижегородской консерватории О. Скворцова организовала хоровой кружок в обычной общеобразовательной школе на севере Москвы. Впоследствии он превратился в хоровую студию, а затем в детскую музыкальную хоровую школу. С 1987 г. концертный хор стал регулярно выступать в лучших залах Москвы и выезжать на гастроли.

Всегда ответственный и творчески подтянуто-собранный московский коллектив серьезно подготовился к гастролям в Харькове. Программа обоих харьковских концертов состояла из разноплановых произведений. Звучали как русские православные песнопения – произведения П. Чеснокова, Д. Бортнянского, А. Архангельского, так и духовная музыка западной традиции – сочинения А. Лотти и Г. Форе. Яркое впечатление на харьковчан произвел хор «Сватушка» А. Даргомыжского из оперы «Русалка».

Особое место в репертуаре хора «Вдохновение» занимает музыка наших современников. В рамках концерта москвичи исполнили цикл «Времена года» на стихи А. Фета, который был «подарен» хору «Вдохновение» автором музыки московским композитором В. Агафонниковым, и две песни Е. Рушанского – «Колыбельная лосенку» и «Десять птичек – стайка», ставшие визитной карточкой хора. Свежо прозвучали современные сочинения баскского композитора Эвы Угалде «Урарен бесотик» и венгерская считалочка Я. Ежа «Энци-бенци» – с применением различных шумовых эффектов. Интересно, что москвичи исполнили также трогательное произведение выпускницы хора «Вдохновение», ныне певицы и композитора Надежды Филатовой – «Рождественскую». На обоих концертах москвичам аккомпанировал чуткий концертмейстер Станислав Лушников, студент Московской консерватории.

В заключение концерта 19 октября москвичи спели – в подарок хозяевам – украинскую народную песню «Ой, дуб дуба». Этот номер имел такой успех, что на следующий день после сольного концерта московского хора зрители попросили исполнить песню «на бис».

20 октября москвичей гостеприимно приняла Харьковская консерватория. На сцене переполненного Большого зала дети из «Вдохновения» вдохновенно исполняли сложнейшие произведения, радуя и удивляя взыскательную профессиональную и любительскую публику.

После концерта О. Скворцова провела небольшой мастер-класс для студентов и педагогов кафедры хорового дирижирования, где поделилась педагогическими секретами, наработками, познакомила аудиторию со своими методами работы.

К сожалению, государство пока финансово не поддерживает подобные начинания, поэтому все расходы по визиту москвичей взяли на себя родители харьковских юных хористов.

Поприветствовал гостей из Москвы заслуженный деятель искусств Украины заведующий кафедрой хорового дирижирования Харьковского национального университета искусств им. И.П. Котляревского, профессор С.Н. Прокопов, который руководил хором «Весенние голоса» в течение 34 лет. Сергей Николаевич проникновенно поблагодарил юных хористов и их руководителя за визит, отметил хоровую органику, исполнительскую гибкость московского хора, заметил, что дети замечательно владеют вокальной техникой. Профессор с ностальгической улыбкой вспомнил, как в гости к харьковчанам в советские времена приезжали прекрасные детские коллективы – «Весна» (Москва) под управлением А. Пономарева, Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением С. Грибкова и другие.

Московские дети не только концертировали – они также путешествовали по Харькову. «Весенние голоса» устроили для гостей экскурсию по местным достопримечательностям, среди которых – кафедральный Благовещенский собор, Мемориал славы, увековечивший подвиг советских людей в борьбе с фашизмом, ботанический сад и площадь Свободы – самая большая в Европе.

Безусловно, в подобном контакте хоровых коллективов важен не только момент культурного обмена и взаимообогащения, играет огромную ценность и общение личностное, человеческое, создание теплых дружеских уз между единомышленниками, именно в таком общении развивается и упрочивается понимание единства, общности отечественной культуры, истории, музыкального и разговорного языков. Немалое значение в нашем случае имеет также тот факт, что хоровая детвора – и в Москве, и в Харькове – расселялась в семьях, что тоже, безусловно, способствовало эмоциональному утеплению контактов.

Вообще, когда дети поют серьезные, глубокие произведения, всегда возникает щемящее и возвышающее чувство. Удивительно видеть сосредоточенные, искренние детские лица, причастные к музыке, к настоящим чувствам, к гармонии, а стало быть – и к высокой жизни. Выдающий певец Хосе Каррерас совершенно прав: «Человек, певший в хоре, уже никогда не будет полностью несчастным».

Где нынешнему поколению детей черпать живые эмоции? Каковы они, нынешние дети? Измученные школой, которая уже не столько воспитывает нравственно, сколько загружает беспорядочной информацией, не вылезающие из Интернета, появившиеся на свет после Чернобыльской катастрофы и распада большой, некогда единой страны, болезненные, подчас падающие в обморок на сцене и на репетициях. Но эти же дети, приобщившиеся к хоровому пению, знают, кто такие Моцарт и Чайковский, Бах и Глинка, Брамс и Рахманинов, они научились понимать удивительный язык дирижерских жестов, поют на досуге «для души» «Stabat Mater» Перголези или, к примеру, «Легенду» Чайковского. Они с детства учатся работать бок о бок с товарищем и знают, что от усилий каждого из них зависит общий результат, что все голоса должны сливаться в один – сильный и чистый.

Следует ли удивляться, что выпускники детских хоров, в частности харьковских «Весенних голосов» разных лет, – это теперь не только люди, навсегда приобщенные к отечественной и мировой хоровой культуре, полюбившие коллективное и нередко, если угодно, и соборное пение, но и профессиональные музыканты, солисты оперного театра, певчие церковных хоров.

Вслед за харьковским хормейстером, профессором Прокоповым выразим надежду, что нынешний визит москвичей станет отправной точкой для возрождения славных традиций общения хоров – детских и не только.

Анна Минакова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"